• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

от 9 ноября 2004 года N 600   


Об основных направлениях модернизации
образования Владимирской области до 2010 года



В целях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-Р) и содействия повышению качества образования

постановляю:

1. Утвердить "Основные направления модернизации образования Владимирской области до 2010 года" согласно приложению.

2. Утвердить координатором выполнения мероприятий, намеченных "Основными направлениями", департамент образования администрации области (М.В. Корешков).

3. Рекомендовать руководителям исполнительных органов местного самоуправления:

- принять участие в реализации мероприятий, намеченных "Основными направлениями";

- разработать и утвердить в установленном порядке комплексы мер (программы) модернизации образования на территории муниципальных образований и предусмотреть средства на их реализацию.

4. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на заместителя Губернатора области Е.А. Завьялова.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области
Н.В.ВИНОГРАДОВ


Приложение
к Постановлению Губернатора Владимирской области
от 09.11.2004 N 600


Основные направления
модернизации образования Владимирской области до 2010 года


Основные направления модернизации образования Владимирской области до 2010 года являются организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в области образования на территории Владимирской области.

Основные направления разработаны с учетом опыта реализации Комплексных мероприятий по развитию системы образования Владимирской области на 2000 - 2003 гг., утвержденных Постановлением главы администрации Владимирской области от 15.08.2000 N 555.

I. СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время в системе образования функционирует 1552 государственных и муниципальных образовательных учреждения, в которых обучается и воспитывается 390 тысяч человек, или 1/4 часть населения.

Владимирская область - одна из немногих, где создано региональное воспитательное пространство, в основе которого расширяющаяся сеть базовых образовательных учреждений различного типа и вида со сложившимися воспитательными системами гуманистического характера. В области создано около 300 детских общественных организаций, которые объединяют более 100 тысяч школьников.

Опыт создания и функционирования гуманистических воспитательных систем и воспитательного пространства региона получил высокую оценку Министерства образования в 2002 году, а отдел образования округа Кольчугино является опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме "Создание воспитательного пространства малого города".

Результатом комплексных мер органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних стало снижение уровня подростковой преступности.

В 2003 году область включилась в федеральный эксперимент по реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений с целью отработки эффективных моделей образовательных учреждений, обеспечивающих качественное образование учащихся. В настоящее время определены муниципальные образования и образовательные учреждения - участники эксперимента: Буторлинская школа округа Вязники, Симская школа Юрьев-Польского района, Никологорская школа округа Вязники, Лесниковская школа Гусь-Хрустального района.

Стратегической линией развития профессионального образования области является обновление перечня профессий в соответствии с потребностями регионального рынка труда, отработка механизмов межведомственного взаимодействия с управлением по труду администрации области и службами занятости, формирование комплексов непрерывного профессионального образования.

Значительное место в истекший период было отведено проработке вопросов, связанных с формированием независимой системы аттестации и контроля качества образования. В 2002 - 2003 учебном году департамент образования перешел на новую технологию аттестации образовательных учреждений, позволяющую определять не только качество знаний учащихся, но и уровень профессионализма педработников, уровень управления процессом образования в целом. Не менее важным инструментом осуществления государственного контроля качества образования является открытие в 2003 году государственного учреждения "Центр экспертизы образовательной деятельности".

Деятельность системы образования области соответствует общей направленности федеральной политики в области образования. В областном бюджете предусматриваются целевые субсидии, субвенции муниципальным образованиям:

- на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственных образовательных программ;

- на содержание детских домов и школ-интернатов для детей-сирот;

- на выплату пособий детям, находящимся под опекой;

- на оплату расходов приемных семей.

Во всех территориях погашены долги за прошлые годы и производится выплата за текущие месяцы по книгоиздательской продукции педагогическим работникам, по оплате коммунальных услуг учителям села. Выплата заработной платы и отпускные работникам образовательных учреждений осуществляется в полном объеме и в установленные сроки.

Меры, предпринимаемые по социальной поддержке педагогов, особенно молодых специалистов, результативны: в образовательные учреждения области пришли на работу в 2001 г. 260 молодых специалистов, в 2002 г. - 275, в 2003 г. - 296.

Ежегодно увеличивается объем расходов на образование, который составляет 1/3 расходов консолидированного бюджета области.

За счет средств областного бюджета ежегодно приобретаются школьные учебники на сумму 5,0 млн. рублей для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. находящихся под опекой и попечительством, детей-инвалидов, детей одиноких матерей (отцов), из многодетных малообеспеченных семей, детей военнослужащих срочной службы, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев и вынужденных переселенцев, безработных родителей, состоящих на учете в службе занятости, детей, чьи родители погибли в местах боевых действий, а также детей из семей, в которых среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум.

Ежегодно привлекаются средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и проектов для развития материальной базы образовательных учреждений области.

В то же время следует отметить, что часть учащихся имеет низкую мотивацию учебной деятельности. На региональном рынке труда отмечается снижение спроса на некоторые специальности, полученные в учреждениях профессионального образования.

Выделенные бюджетные средства расходуются на заработную плату сотрудников, компенсацию на книгоиздательскую продукцию, оплату коммунальных услуг и частично на питание учащихся образовательных учреждений. Недостаточно выделяется средств на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям и часто не отвечает санитарным нормам, вследствие чего отдельным учреждениям в выдаче лицензии на образовательную деятельность отказано.

Сложившаяся в области система переподготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения руководящих работников всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение их управленческой деятельности. Повышение квалификации педагогических работников нередко не приводит к значимому изменению в результативности их деятельности. Аттестация кадров, как правило, служит одним из средств повышения размеров заработной платы работников образования.

Продолжается "старение" педагогических и руководящих кадров учреждений образования области, отток из региональной системы образования в другие сферы высококвалифицированных специалистов.

В педагогическом процессе образовательных учреждений преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции пассивного "объекта", что не позволяет им, в конечном итоге, осуществлять выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства.

Наблюдается разрыв между декларируемыми и фактически реализуемыми в учреждениях образования целями и ценностями. Существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ.

Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность" - позволяет выделить проблемные зоны, которые определяют основные направления модернизации образования области.

1. Проблемы в области обеспечения равного доступа к качественному образованию:

- усиливающееся социальное расслоение общества сопровождается поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей, а также уходом части квалифицированных педагогов в другие сферы;

- потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров, рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, снижение грамотности подростков, увеличение потребления молодежью наркотических и одурманивающих средств;

- рост социальной безнадзорности детей и подростков, несовершенство системы учета детей школьного возраста;

- недостаточность мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей школьного возраста в первую смену;

- в образовательных учреждениях допускаются нарушения правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм, что в первую очередь обусловлено недостаточностью финансирования;

- быстрый рост числа учащихся, не обладающих достаточным знанием русского языка, в том числе и тех, для кого он является родным;

- недостаточное развитие и разнообразие сети дошкольных образовательных учреждений и форм, оказываемых ими образовательных услуг;

- сеть образовательных учреждений порой формируется стихийно, не всегда соответствует демографической структуре, что приводит к снижению эффективности образовательной деятельности, к диспропорции спроса и предложении образовательных услуг;

- система дополнительного образования слабо связана с образовательными учреждениями, не обеспечивает в полной мере реализацию запросов и интересов детей и подростков.

2. Проблемы в сфере повышения качества образования:

- содержание образования в значительной мере устарело, не соответствует потребностям современного общества; оно предельно перегружено второстепенным информационным материалом и не несет в себе необходимого деятельностного, развивающего начала, не позволяет обеспечить необходимый уровень индивидуализации обучения;

- утеряна практическая направленность преподаваемых предметов;

- общеобразовательная школа не обеспечивает современное качество подготовки в коммуникативной сфере (в том числе - в русском, иностранном языках), в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса, в том числе занятия по физической культуре, не всегда соответствуют требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;

- уклад образовательных учреждений не всегда соответствует требованиям современной жизни, задачам подготовки школьников к включению в социальную реальность, поддержке личности учащегося, его индивидуальных достижений;

- образование, как и семья, в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащегося; слабо формируется толерантность, способность к осознанному выбору и сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся;

- педагоги не всегда ориентируются на доступный уровень качества преподавания, во многих случаях не учитывают изменений, происходящих в жизни и в образовании;

- большинство школ не всегда располагают необходимым учебным оборудованием, информационными ресурсами, фонды школьных библиотек недостаточно укомплектованы, практически не обновляются и не пополняются;

- в материальном и кадровом отношении образовательные учреждения не готовы к реализации модели открытого образования, к широкому использованию информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе; не создана инфраструктура информатизации, в частности, разработки электронных цифровых учебных изданий;

- не решены многие проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе - при переходе от среднего образования к высшему;

- не налажено должное взаимодействие общего среднего и профессионального (начального и среднего) образования;

- содержание профессионального образования часто не соответствует потребностям рынка труда, задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;

- недостаточен уровень работы с одаренными детьми, они не всегда обеспечены необходимой педагогической и психологической поддержкой, информационной средой и учебным оборудованием;

- не осуществляется комплексный мониторинг качества образования; нуждается в совершенствовании система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

3. Проблемы в сфере кадрового обеспечения, экономики образования и управления:

- недостаточен уровень оплаты труда в системе образования, продолжающееся падение престижа профессии педагога, сохраняющийся дефицит и "старение" педагогических кадров;

- недостаточен профессиональный уровень работников образования, особенно в дошкольных учреждениях и в начальной школе, где часть педагогов не имеет высшего образования;

- низок уровень готовности учителей к осуществлению необходимых изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;

- недостаточна эффективность деятельности методических служб в решении проблем обновления образования, их слабая технологическая оснащенность, крайне невысокий уровень использования современных информационных технологий;

- отсутствие статуса юридического лица и хозяйственной самостоятельности у значительной части образовательных учреждений; неподготовленность большинства их руководителей к ведению хозяйственной деятельности и профессиональному менеджменту в новых условиях;

- несформированность единой информационной сети в системе управления образованием; отсутствие необходимых консультационных и справочно-информационных структур для работников образования и населения;

- слабое ресурсное обеспечение системы образования.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

Целью основных направлений модернизации образования области является приведение его в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося региона, создание механизмов устойчивого развития образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей региона, запросов личности, общества и государства.

Достижение обозначенной цели будет осуществляться за счет интенсивного включения в действие двух основных факторов:

- максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образования и оптимизации его содержания и структуры, организационных форм и технологий, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм стимулирования обновления образования;

- более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, организационных, информационных, кадровых, интеллектуальных и др.), развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования (с использованием средств массовой информации, телекоммуникативных сетей, Интернета, потенциала общественных объединений и организаций).

Для реализации указанной цели необходимо решение прежде всего следующих основных задач:

1) обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

2) создание условий для повышения качества общего образования;

3) создание условий для повышения качества профессионального образования;

4) повышение эффективности кадрового обеспечения системы образования и обеспечение социальной защиты работников;

5) модернизация экономических механизмов системы образования;

6) повышение эффективности управления образованием;

7) нормативное правовое обеспечение модернизации образования.

В названном ряду основных задач, определяющих магистральные направления модернизации образования, первостепенной, ключевой задачей является кардинальное обновление содержания образования, в первую очередь - общего.

Содержание образования - это фундамент всей образовательной деятельности и одновременно главная цель и главный итог всех серьезных предпринимавшихся или предпринимаемых изменений и реформ в системе образования.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ДОСТУПНОСТИ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача "качественное образование - каждому ребенку Владимирской области" становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных.

Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий.

Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных образовательных учреждений повышенного уровня, но и массовой школы, а также таких структурных изменений в системе образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям региона и его населения, специфическим образовательным запросам разных категорий детей.

В этой связи наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:

1) обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта:

- создание на основе современных информационных технологий системы учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений и реализации принципа доступности среднего (полного) общего образования;

- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки;

- проведение детального изучения (в том числе при аттестации образовательных учреждений) причин всех случаев отсева обучающихся;

- введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества;

- психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования;

- создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;

- разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов;

- создание оптимальной сети образовательных учреждений;

2) создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования:

- анализ социально-демографических тенденций в областном социуме, образовательных запросов населения, перспективных направлений развития образования и проектирование на этой основе оптимальной образовательной среды муниципального образования;

- рационализация сети государственных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями области;

- отработка моделей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

- переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как: обучение детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей; контингента детей, окончивших 9-е классы специальных школ для детей с отклонениями в развитии; взрослого населения для восстановления функциональной грамотности;

3) оптимизация дошкольного образования:

- развитие новых форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет, в том числе путем создания новых вариативных групп кратковременного пребывания; введение разных режимов работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей;

- создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей, проведение ранней диагностики развития ребенка, оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;

- отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;

- создание системы психологической помощи детям раннего возраста;

4) сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся:

- разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ;

- оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка (перегруженность учебных программ, несовершенство педагогических технологий, организация режима работы школы и питания обучающихся);

- создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся;

- разработка нормативной правовой и учебно-дидактической базы, обеспечивающей деятельность "школ здоровья" (для детей с хроническими заболеваниями);

- разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей;

- разработка областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения на 2004 - 2007 годы";

5) обеспечение образовательных запросов особых категорий детей:

- разработка и реализация системы социально-педагогической поддержки одаренных детей - победителей областных, российских, международных олимпиад и др.;

- подготовка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений для больных детей и детей-инвалидов;

- разработка и внедрение новых учебных планов, учебных программ, интегративных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей и детей-инвалидов в общеобразовательных школах;

- создание центров дистанционного образования для детей-инвалидов и детей, не охваченных систематическим педагогическим воздействием;

- разработка нормативных правовых документов по патронатному воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для обучения детей и подростков с девиантным поведением.

2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1) Обновление содержания образования:

- формирование нового содержания общего образования и новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникативные технологии, моделей формирования и применения информационно-коммуникативной компетенции учащихся в учебной деятельности, учитывающих вариативность и индивидуализацию общего образования;

- совершенствование содержания и педагогических технологий изучения иностранных языков, форм проведения итоговой аттестации по иностранным языкам с учетом современных приоритетов российского образования и региональной специфики;

- формирование регионального компонента содержания образования;

- разработка программно-методического комплекта, обеспечивающего увеличение занятий физической культурой, расширение двигательной активности, в том числе на других занятиях; реализация программы профилактических мероприятий, а также дифференцированного подхода к физическому воспитанию обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам;

- разработка и внедрение программно-методического комплекта по смягчению проблем перехода между различными ступенями обучения в системе непрерывного образования (дошкольное образование - начальная школа, начальная - основная школа - полная средняя школа, общее и профессиональное образование);

- формирование инновационных сетей для апробации результатов экспериментальной деятельности как одного из механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования; разработка моделей и механизмов переноса результатов, прошедших апробацию, в массовую практику;

2) обновление организационных форм, технологий и механизмов повышения качества образования:

- отработка модели старшей профильной школы;

- разработка новых моделей структуры различных ступеней общего среднего образования (в том числе с существенным увеличением продолжительности начального образования);

- создание учебно-научных объединений высших учебных заведений и общеобразовательных учреждений;

- создание системы мониторинга (четыре раза в год): психологического, здоровья, социологического, оценки качества образования;

- разработка и внедрение организационно-методического и программно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая мониторинг и самомониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, культуру здоровья и сознательного выбора; расширение сети школ здоровья и школ культуры здоровья;

- развитие форм открытого образования на всех уровнях с привлечением ресурсов Интернет и учебного телевидения; обеспечение ресурсами Интернет образовательных учреждений региона;

- разработка и реализация проекта "Школьная библиотека и медиатека", предусматривающего расширение фондов и возможностей для работы учащихся и учителей;

- разработка и реализация новых форм взаимодействия системы общего образования, дополнительного образования и высших учебных заведений;

- разработка и внедрение системы, обеспечивающей доступ к качественным информационным ресурсам образования (информационный портал Владимирского образования в Интернете);

- использование потенциала области (музеи, театры, промышленные предприятия, учреждения и др.) в целях разработки и реализации новых форм образования;

3) повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей. Дополнительное образование:

- реализация программ, предусматривающих активное включение обучающихся и воспитанников в социальную практику, в общественно значимую, в том числе обслуживающую, деятельность;

- развитие подсобных хозяйств при сельских образовательных учреждениях;

- отработка моделей и механизмов взаимодействия системы образования и образовательных учреждений с детскими общественными организациями;

- создание на межведомственной основе открытой системы дополнительного образования, обеспечивающей удовлетворение разнообразных образовательных интересов и потребностей детей и молодежи;

- создание на основе различных форм дополнительного образования (кружки, соревнования, конференции, выставки) целостной системы выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению; организация плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования;

- обеспечение доступности занятий спортом независимо от материального положения семьи;

- экспериментальная апробация различных форм рационализации досуговой деятельности и каникулярного времени учащихся; формирование индустрии досуга в интересах личности ребенка;

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к наркотическим средствам и вредным привычкам.

3. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегическая линия развития профессионального образования Владимирской области определена в Законе Владимирской области от 02.09.2002 N 91-ОЗ "О целевой программе "Развитие профессионального образования Владимирской области на 2003 - 2007 годы" и определяет следующие базовые основания:

- непрерывность;

- многоуровневость реализуемых программ;

- многофункциональность деятельности учреждений;

- оперативное взаимодействие с инфраструктурой области и рынком труда.

В этой связи становится необходимым решение двух главных задач:

- структурно-содержательная модернизация системы профессионального образования в направлении опережающего удовлетворения потребностей рынка труда региона;

- превращение системы профессионального образования в равноправную, самостоятельную, востребованную на рынке труда и производства экономическую сферу, эффективно взаимодействующую со всей областной инфраструктурой.

Модернизация системы профессионального образования и решение названных задач предполагает приоритетную работу по следующим основным направлениям:

1) разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, а также формирующего у молодежи реальный опыт трудовых и производственных отношений и обеспечивающего учащихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг:

- маркетинг отраслей областного хозяйства и рынка труда, среднесрочных перспектив потребностей в кадрах для определения востребованности выпускников;

- разработка модели взаимодействия рынка труда и профессионального образования средствами маркетинга и проектной формы обучения;

- разработка нового содержания профессионального образования по блоку профессий, востребованных регионом;

- разработка муниципальных программ профессионального образования с учетом потребностей территориальных рынков труда;

- нормативное правовое обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в формировании заказа учреждениям профессионального образования, в контрактной подготовке кадров;

2) структурно-институциональная модернизация сети учреждений профессионального образования:

- оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования в условиях финансирования за счет средств областного бюджета;

- отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования;

- формирование многофункциональных программно-отраслевых комплексов непрерывного профессионального образования;

- разработка механизма стажировок и практического обучения на базе профильных предприятий и организаций;

- создание интегрированной информационной сети в профессиональных учебных заведениях;

3) формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств", направленных на удовлетворение потребностей региона:

- оптимизация и расширение на базе учреждений профессионального образования учебных производств, удовлетворяющих потребностям региона;

4) модернизация курсовой подготовки:

- оптимизация и расширение сети курсовой подготовки профориентационных служб и переподготовки кадров на базе учреждений системы профессионального образования области;

- сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

5) взаимодействие системы профессионального образования с общеобразовательными учреждениями:

- разработка механизмов взаимодействия и интеграции системы профессионального образования с профильными образовательными учреждениями;

- оказание содействия общеобразовательным учреждениям в проведении профориентационной работы и допрофессиональной подготовки, в том числе на базе учреждений профессионального образования.

4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ

Повышение социального статуса и улучшение материального положения работников образования на протяжении многих лет является устойчивым и традиционным приоритетом образовательной политики.

Вместе с тем задачи модернизации образования, повышение его качества и эффективности резко актуализируют и другую проблему - повышение уровня профессионализма работников образования, что требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Высокий профессионализм педагогического корпуса - залог успешной модернизации образования региона.

Именно поэтому модернизация образования выдвигает как важнейшую цель не только дальнейшее усиление государственной поддержки педагогических кадров, но и существенное повышение их профессионального уровня.

Достижение этих целей требует организации деятельности по следующим основным направлениям:

1) повышение статуса педагогических работников и усиление их социальной поддержки:

- нормативное правовое обеспечение специальной системы надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- введение и нормативное правовое обеспечение государственных гарантий для педагогических работников области;

- улучшение жилищных условий работников образования;

2) модернизация системы педагогического образования:

- разработка методики расчета прогноза потребности в педагогических кадрах, определение этой потребности и формирование на ее основе заказа на подготовку педагогических кадров; организация постоянного мониторинга состояния кадрового обеспечения образовательных учреждений области;

- создание педагогического университетского комплекса как модели многоуровневого непрерывного педагогического образования с включением в него Владимирского государственного педагогического университета (ВГПУ), педагогических колледжей, общеобразовательных школ и закреплением кафедр ВГПУ за базовыми дошкольными и общеобразовательными учреждениями (организация в них творческих мастерских, мастер-классов и др.);

- интенсификация подготовки специалистов с высшим образованием из числа работающих учителей, имеющих среднее и среднее специальное образование; профессиональная переподготовка специалистов других отраслей с высшим образованием на педагогическую профессию;

- создание и нормативное правовое обеспечение системы целевой контрактной подготовки педагогических кадров;

- экспериментальная отработка системы единых государственных экзаменов при приеме в средние и высшие педагогические учебные заведения;

3) модернизация системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

- разработка и реализация комплексной программы обновления системы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников с учетом основных задач и направлений модернизации образования;

- развитие системы методической поддержки повышения квалификации, переподготовки педагогических и управленческих кадров с учетом приоритетов модернизации образования;

- разработка и реализация модульных программ переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров с учетом основных направлений модернизации дошкольного, школьного педагогического образования.

5. МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Перспективы социально-экономического развития и задачи обновления областного образования выдвигают проблему комплексной модернизации экономических механизмов в системе образования с опорой на полученные в области отраслевой экономики результаты.

Решение этой проблемы включает в себя:

- завершение перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений;

- создание адаптивных моделей финансово-экономической деятельности учреждений образования, с учетом как новых требований жизни, так и текущих трансформаций в сфере законодательства и нормативной правовой базы в целом;

- формирование адекватного финансово-экономического менеджмента.

Таким образом, на этапе модернизации экономики образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:

1) завершение перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование:

- разработка принципов и механизмов нормативного распределения бюджетных ассигнований (исходя из предусмотренных объемов финансирования) между учреждениями образования различных типов и видов;

- перевод образовательных учреждений на нормативное финансирование;

2) нормативное правовое и методическое обеспечение организации внебюджетной деятельности образовательных учреждений, создания и деятельности фондов попечителей и попечительских советов:

- разработка нормативного правового обеспечения полномочий образовательных учреждений по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества;

3) формирование финансово-хозяйственного менеджмента в образовательных учреждениях:

- разработка минимума требований к менеджерской компетенции директоров образовательных учреждений и модульных учебных программ их специализированной экономической и правовой подготовки;

- проведение систематической экономической и правовой учебы руководителей и хозяйственно-экономического персонала образовательных учреждений;

4) разработка мер по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования:

- создание и реализация программ сбережения:

- тепла;

- воды;

- электроэнергии;

- установка счетчиков потребления энергоресурсов.

6. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Созданная в области структура управления системой образования обеспечивает ее функционирование и дальнейшее развитие. В управлении образованием используется программно-целевой метод. Сложилась широкая практика межведомственного взаимодействия при решении наиболее сложных проблем образования области.

Сфера образования объединила представителей всех ведомств социальной сферы с целью построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка.

Задачи модернизации образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, особенно в нижних эшелонах управления, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. Особого внимания требует проблема повышения профессионального уровня управленческих кадров.

Решение названных проблем может быть достигнуто при концентрации усилий на следующих основных направлениях:

1) оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности:

- унификация системы управления образованием;

- отработка моделей вертикального и горизонтального построения систем управления образованием;

- оптимизация и координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля в системе образования;

- расширение деятельности методических служб в соответствии с основными задачами и направлениями модернизации образования; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга передовых образовательных практик; лабораторий перспективного опыта педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и др.;

- отработка системы диагностики профессионального уровня руководителей образовательных учреждений и мониторинга управленческой деятельности на уровне муниципальных округов и образовательных учреждений;

- расширение открытости и гласности управленческой и образовательной деятельности;

2) развитие государственно-общественных форм управления образованием:

- организация работы по формированию общественного мнения о повышении значимости общественных механизмов управления качеством образования;

- создание общественных советов по вопросам образования в муниципальных образованиях;

- подготовка методических рекомендаций по работе попечительских советов и фондов попечителей, советов родительской и ученической общественности;

3) управление развитием образования:

- создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы экспериментальных площадок как опорного механизма управления развитием образования;

- разработка механизма выявления общественно-педагогических инициатив, проведения их экспертизы, проектного оформления и создания условий для их реализации;

- создание системы постоянного мониторинга развития управления образованием;

- проведение социологического мониторинга среди участников образовательного процесса для прогнозирования значимости изменений в системе образования;

4) формирование независимой системы оценки качества образования:

- обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений с учетом задач модернизации образования;

5) информатизация системы управления образованием и создание оптимальной сети информационно-справочных центров для работников образования и жителей:

- формирование единой информационной сети системы образования;

- создание справочно-информационной службы по вопросам образования для жителей округов, городов и районов области;

6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих работников образования:

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образовательных учреждений;

- разработка комплекса программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников образования, обеспечивающих их финансово-экономическую, нормативную правовую, психолого-педагогическую и управленческую компетентность;

7) оптимизация межведомственного и межотраслевого взаимодействия в системе управления образованием:

- проведение совместных коллегий комитетов, управлений и департаментов администрации Владимирской области по основным направлениям модернизации образования.

7. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ


В целях совершенствования нормативного правового регулирования деятельности системы образования и обеспечения ее модернизации будут подготовлены соответствующие нормативные правовые акты по следующим позициям:

1) пакет документов, необходимый для создания финансово-экономических механизмов управления региональной системой образования, в том числе по полномочиям органов власти области, определенным Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Законом Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

2) комплект нормативных документов по отработке общественных механизмов управления качеством образования региона;

3) комплексные программы сопровождения детей-сирот, обеспечивающие получение качественного образования, своевременную социализацию и адаптацию в обществе;

4) Закон Владимирской области "О региональном компоненте содержания образования";

5) областная целевая программа "Безопасность образовательного учреждения на 2004 - 2007 годы";

6) комплексные мероприятия "Сельская школа".

IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Реализация основных направлений модернизации образования области осуществляется исполнителями. Исполнители разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий.

Департамент образования администрации области обеспечивает в ходе реализации основных направлений координацию деятельности исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное выполнение намеченных мероприятий.

V. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Реализация мероприятий основных направлений модернизации позволит:

- рационализировать сеть образовательных учреждений для обеспечения равных возможностей получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами;

- достигнуть качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;

- создать условия для базовой подготовки учащихся по основным направлениям коммуникационных и информационных технологий;

- создать оптимальную сеть школ на селе, повысить эффективность использования кадровых и учебно-материальных ресурсов сельской школы;

- создать механизм систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений;

- отработать региональный компонент общего образования на всех его уровнях;

- создать условия для укрепления здоровья детей и подростков, отработать подходы в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях разного типа;

- отработать механизм мониторинговой деятельности образовательных учреждений по отслеживанию доступности и качества образования;

- создать условия, обеспечивающие сокращение социального сиротства;

- отработать эффективную систему работы органов опеки и попечительства;

- создать межведомственные системы дополнительного образования, обеспечивающие удовлетворение разнообразных образовательных интересов и потребностей детей;

- обеспечить развитие детского самоуправления, организацию деятельности детских и молодежных объединений;

- создать механизмы формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе;

- обеспечить структурно-содержательную модернизацию сети учреждений системы профессионального образования;

- осуществить целенаправленный заказ на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров;

- усовершенствовать механизм защиты прав граждан на получение качественного образования;

- построить единую управленческую информационную среду;

- повысить социальный и материальный статус педагогических работников, укрепить стабильность кадрового состава.

VI. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА

N

Мероприятия

Сроки
реализации

Ответственные за
исполнение <*>

1. Организационно-структурная перестройка региональной системы образования
T T T

1.1.

Поэтапный переход на
нормативное финансирование
образовательных учреждений
области

2005 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

1.2.

Участие в создании
государственно-общественной
системы обеспечения качества
образования (создание
общественных советов по
образованию)

2005 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

1.3.

Оптимизация сети
общеобразовательных школ
муниципальных образований,
разработка схем организации
образовательного пространства
муниципальных образований

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

1.4.

Создание сети школ -
региональных экспериментальных
площадок

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
ОМС

1.5.

Формирование системы
мониторинга состояния качества
образования и статистики
региональной системы
образования

2006 - 2008
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

1.6.

Формирование региональной
модели управления региональной
системой образования

2006 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

1.7.

Разработка методики анализа
рынка образовательных услуг в
системе начального и среднего
профессионального образования

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

1.8.

Участие в разработке
муниципальных программ
информатизации образовательного
процесса

2005 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

1.9.

Создание сети базовых школ по
организации доступа сельских
школ области к информационным
образовательным ресурсам

2005 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления совместно
с Владимирским областным
институтом
усовершенствования
учителей и Владимирским
государственным
университетом

1.10.

Подготовка Положения о базовой
школе по организации доступа
сельских школ области к
информационным образовательным
ресурсам

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

1.11.

Формирование системы
симметричного доступа, создание
сети приемных станций
спутниковой связи с включением
их в глобальную сеть Интернет и
локальные информационные сети
на базе образовательных
учреждений

2004 - 2007
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

1.12.

Создание регионального
электронного портала

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет, Владимирский
государственный
педагогический
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

2. Формирование социальной базы предстоящих в региональной системе образования
изменений
T T T

2.1.

Обучение руководителей
муниципальных органов
управления образованием,
руководителей образовательных
учреждений

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет, Владимирский
государственный
педагогический
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

2.2.

Выявление и обучение
(подготовка) потенциальных
лидеров педагогического
сообщества

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет, Владимирский
государственный
педагогический
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

2.3.

Формирование и организация
деятельности стратегической
группы для сопровождения
изменений в региональной
системе образования

2004 - 2005
гг.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

3. Создание региональной системы управления качеством образования
T T T

3.1.

Обеспечение внедрения новой
технологии аттестации
образовательных учреждений в
образовательных учреждениях:
- дошкольного образования;
- дополнительного образования
детей;
- детских домов;
- начального профессионального
образования

2004 г. -
2005 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

3.2.

Участие в конкурсе Министерства
образования Российской
Федерации на выполнение работ
по проекту "Совершенствование
системы аттестации и
аккредитации"

2005 г.

Департамент образования

3.3.

Совершенствование процедуры
аттестации педагогических
кадров

2005 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

3.4.

Совершенствование процедуры
итоговой аттестации учащихся

2005 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

3.5.

Разработка и реализация
образовательной программы
повышения правовой и
потребительской культуры
родителей

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

3.6.

Разработка комплексных
мероприятий по информатизации
системы управления образованием
области

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет

4. Организационно-управленческие мероприятия

4.1. По дошкольному образованию
T T T

4.1.1.

Разработка мер по дошкольной
коррекционной помощи детям,
имеющим отклонения в состоянии
здоровья

2005 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский
государственный
педагогический
университет

4.1.2.

Внедрение новых образовательных
технологий, устанавливающих
преемственную связь дошкольного
и начального образования на
содержательной основе

2004 - 2008
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский
государственный
педагогический
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

4.1.3.

Создание организационно-
методических условий введения
детей-инвалидов в дошкольные
образовательные учреждения
(ДОУ) общеразвивающего вида

постоянно

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский
государственный
педагогический
университет, Владимирский
областной институт
усовершенствования
учителей

4.1.4.

Формирование банка данных о
детях дошкольного возраста, в
т.ч. не посещающих дошкольные
образовательные учреждения

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.1.5.

Разработка новых подходов к
организации занятий с детьми
дошкольного возраста, не
посещающими дошкольные
образовательные учреждения

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.1.6.

Разработка примерных положений:
- о группах кратковременного
пребывания для детей, не
посещающих ДОУ;
- об опорном ДОУ по работе с
семьями, воспитывающими детей
дошкольного возраста на дому

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2. По общему среднему образованию
T T T

4.2.1.

Формирование областного
(регионального) базисного
учебного плана
общеобразовательных учреждений
в соответствии с федеральным
базисным учебным планом,
утвержденным приказом
Министерства образования РФ от
09.03.2004 N 1312

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.2.

Оказание поддержки
образовательным учреждениям в
освоении и введении в действие
государственных образовательных
стандартов общего образования,
утвержденных приказом
Министерства образования РФ от
09.03.2004 N 1312

2006 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.3.

Апробация образовательных
программ федерального
компонента и
контрольно-измерительных
материалов для мониторинга
реализации государственных
образовательных стандартов

2006 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.4.

Подготовка электронных
вариантов и опубликование
программы элективных курсов,
прошедших отбор областного
конкурса авторских программ
элективных курсов (обязательных
курсов по выбору) в условиях
предпрофильной подготовки
профильного обучения

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.5.

Разработка структуры,
содержания и методического
обеспечения регионального
компонента государственного
образовательного стандарта, его
введение в учебные планы

2004 - 2006
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский
государственный
педагогический
университет,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.6.

Приведение в соответствие типов
и видов общеобразовательных
учреждений уровню реализуемых в
них образовательных программ

2004 - 2006
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.2.7.

Апробация новой структуры и
содержания общего среднего
образования в пилотных школах
области

2004 - 2006
гг.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.2.8.

Отработка моделей создания и
функционирования новых видов
образовательных учреждений на
селе (учебно-воспитательный
комплекс, образовательный центр
и др.)

постоянно

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.2.9.

Подготовка нормативно-правовой
базы, закрепляющей
правомочность создания и
функционирования новых видов
образовательных учреждений на
селе

постоянно

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.2.10.

Проведение в отдельных
общеобразовательных учреждениях
области эксперимента по
введению единого
государственного экзамена

2005 - 2006
гг.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.2.11.

Проведение в
общеобразовательных учреждениях
области региональных,
международных мониторинговых
исследований качества
образования

постоянно

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.2.12.

Разработка и использование
программно-методического
обеспечения компьютерных
технологий в учебно-
воспитательном процессе

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский
государственный
педагогический
университет,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.13.

Организация мониторинга
состояния физического здоровья
детей, подростков и молодежи

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
педагогический
университет,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.2.14.

Определение общих подходов к
осуществлению межведомственных
мер по улучшению физического
воспитания детей и молодежи

2004 - 2005
гг.

Департамент образования,
Комитет по физической
культуре, спорту и
туризму

4.2.15.

Разработка программ
родительского всеобуча,
направленных на повышение
правовой культуры по выполнению
обязанностей в воспитании и
образовании детей

2004 г. -
2005 г.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
педагогический
университет,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.3. По начальному и среднему профессиональному образованию
T T T

4.3.1.

Перевод учреждений начального и
среднего профессионального
образования на финансирование
из областного бюджета и их
передача в установленном
порядке в областную
собственность

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.3.2.

Мероприятия по оптимизации сети
учреждений профессионального
образования

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.3.3.

Создание Консультационного
совета по кадровой политике при
администрации Владимирской
области

2005 г.

Департамент образования

4.3.4.

Создание координационных
советов по кадровой политике
при главах муниципальных
образований

2004 г. -
2006 г.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.3.5.

Создание образовательных
ассоциаций учреждений
начального, среднего и высшего
профессионального образования

2005 г. -
2006 г.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
педагогический
университет,
Владимирский
государственный
университет

4.3.6.

Организация стажировок
педагогических работников
учреждений начального
профессионального образования
на производстве

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
Управление по труду,
Владимирский
государственный
университет

4.3.7.

Совершенствование содержания
начального профессионального
образования в части
регионального компонента
образовательной программы

2005 - 2008
гг.

Департамент образования,
Владимирский
государственный
университет,
Владимирский
государственный
педагогический
университет

4.4. По дополнительному образованию
T T T

4.4.1.

Разработка образовательных
программ дополнительного
образования детей

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.4.2.

Подготовка и издание сборников
сертифицированных
образовательных программ
дополнительного образования
детей и методических
рекомендаций к ним

ежегодно

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.4.3.

Осуществление перехода на новые
методики и технологии оценки
качества результатов
образовательного процесса в
учреждениях дополнительного
образования детей

2005 г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей,
органы местного
самоуправления

4.4.4.

Совершенствование школьного
уклада. Развитие детского
самоуправления, организация
деятельности детских и
молодежных объединений:
- проведение областных
конференций участников детских
общественных объединений;
- создание центра по работе с
детскими общественными
объединениями и организациями;
- создание областной ассоциации
детских общественных
объединений и организаций;
- открытие газеты областной
ассоциации детских общественных
объединений и организаций






ежегодно


2005 г.


2005 г.


2005 г.

Департамент образования,
Комитет по вопросам
молодежной политики,
органы местного
самоуправления

4.4.5.

Разработка и осуществление
мониторинга развития
воспитательных систем в
образовательных учреждениях
области

2005 - 2010
г.

Департамент образования,
Владимирский областной
институт
усовершенствования
учителей

4.5. По охране прав детства
T T T

4.5.1.

Разработка программы подготовки
приемных родителей, патронатных
воспитателей

2004 - 2006
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.5.2.

Разработка индивидуальных и
комплексных программ
сопровождения детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, обеспечивающих
получение качественного
образования, своевременную
социализацию и адаптацию в
обществе

2004 - 2006
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.5.3.

Открытие при общественной
приемной Центра по усыновлению,
опеке и попечительству службы
социального патроната над
несовершеннолетними матерями из
числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей

2005 г.

Департамент образования

4.5.4.

Обеспечение изучения
выпускниками детских домов
программы "Постинтернатная
адаптация к самостоятельной
жизни"

ежегодно

Департамент образования

4.5.5.

Разработка нормативной правовой
базы по реализации права
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, на
жилье и бесплатный проезд в
городском и пригородном
транспорте по Владимирской
области

2005 - 2007
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

4.5.6.

Развитие института приемной и
патронатной семьи

2004 - 2010
гг.

Департамент образования,
органы местного
самоуправления

5. Совершенствование нормативного обеспечения системы образования
T T T

5.1.

Своевременное внесение
изменений и дополнений в
областные нормативные правовые
акты в связи с изменением
действующего законодательства в
области образования

2004 - 2010
гг.

Департамент образования

5.2.

Разработка и издание сборников
"Нормативное правовое
регулирование деятельности
системы образования во
Владимирской области"

ежегодно

Департамент образования

5.3.

Разработка проектов областных
законов:
- "О государственном
обеспечении и социальной
поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения
родителей";
- "О внесении изменений и
дополнений в закон Владимирской
области "Об образовании";
- "О региональном нормативе
расходов для реализации
основных общеобразовательных
программ муниципальными
общеобразовательными
учреждениями";
- "О наделении органов местного
самоуправлении отдельными
государственными полномочиями
Владимирской области"
- "О региональном компоненте
содержания образования"
- "Об областной целевой
программе "Безопасность
образовательного учреждения на
2004 - 2007 годы"



2004 г.




2004 г.


2004 г.





2004 г.



2005 г.

2004 - 2005
гг.

Департамент образования

5.4.






















Разработка проектов
постановлений Губернатора
области:
- "Об оплате труда работников
государственных областных
учреждений системы
образования";
- "Об участии в федеральном
эксперименте по введению ЕГЭ
(единого государственного
экзамена);
- "Об утверждении порядка
воспитания и обучения детей-
инвалидов на дому";
- "Об утверждении концепции
организации региональной сети
учреждений начального и
среднего профессионального
образования";
- "Об утверждении комплекса мер
по совершенствованию
организации работы сельских
школ Владимирской области"




2004 г.



2004 г.



2005 г.


2005 г.




2005 г.



Департамент образования























--------------------------------
<*> Организации, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к выполнению плана мероприятий по согласованию.


Текст документа сверен по:

"ВЛАДИМИРСКИЕ ВЕДОМОСТИ", N 328-329,
от 25.11.2004 года;

"ВЛАДИМИРСКИЕ ВЕДОМОСТИ", N 333,
от 01.12.2004 года.

Об основных направлениях модернизации образования Владимирской области до 2010 года

Название документа: Об основных направлениях модернизации образования Владимирской области до 2010 года

Номер документа: 600

Вид документа: Постановление Губернатора Владимирской области

Принявший орган: Губернатор Владимирской области

Статус: Действующий

Опубликован: "ВЛАДИМИРСКИЕ ВЕДОМОСТИ", N 328-329, от 25.11.2004 года; "ВЛАДИМИРСКИЕ ВЕДОМОСТИ", N 333, от 01.12.2004 года.
Дата принятия: 09 ноября 2004

Дата начала действия: 01 декабря 2004