Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 октября 2004 года N 152-ОЗ

Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

Принят Законодательным Собранием области 29 сентября 2004 года

Срок действия истек.

(Изменения:

Закон Владимирской области от 02.06.2005 N 74-ОЗ, НГР: ru33000200500221;

Закон Владимирской области от 07.11.2005 N 165-ОЗ, НГР: ru33000200500422;

Закон Владимирской области от 29.12.2005 N 224-ОЗ, НГР: ru33000200500521;

Закон Владимирской области от 09.10.2006 N 132-ОЗ, НГР: ru33000200600415;

Закон Владимирской области от 27.12.2006 N 187-ОЗ, НГР: ru33000200600576;

Закон Владимирской области от 07.09.2007 N 104-ОЗ, НГР: ru33000200700348;

Закон Владимирской области от 24.12.2008 N 225-ОЗ, НГР: ru33000200800568)

Действие Закона приостановлено до 1 января 2010 года в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 07.05.2009 N 15-ОЗ, НГР: ru33000200900147

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Губернатор
 Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

13 октября 2004 г.

N 152-ОЗ

Приложение

к Закону Владимирской области

от 13.10.2004 N 152-ОЗ

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"


Наименование Программы

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Российской Федерации /content/ngr/RU0000R200304601.html "О разработке проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", распоряжение Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2003 г. N 769-р "О создании рабочей группы для подготовки областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

Заказчик Программы

Администрация Владимирской области

Разработчики Программы

- отдел административных органов администрации области (ОАО);

 - управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (УФСКН) (по согласованию)

Исполнители основных мероприятий Программы

управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области (по согласованию);

 департамент здравоохранения (ДЗО);

 департамент образования (ДО);

 департамент социальной защиты населения (ДСЗН);

 комитет по социальной политике (КСП);

 комитет по культуре (ДК);

 комитет по вопросам молодежной политики (КМП);

 комитет по физической культуре, спорту и туризму (ДФКСТ);

 управление внутренних дел по Владимирской области (УВД) (по согласованию);

 управление Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Владимирской области (УФСИН) (по согласованию);

 Владимирская таможня (ВТ) (по согласованию);

 управление Федеральной службы безопасности РФ по Владимирской области (УФСБ) (по согласованию);

 - линейный отдел внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ) (по согласованию);

 - областной наркологический диспансер (ОНД);

 - областной институт усовершенствования учителей (ОИУУ);

 областной военный комиссариат (по согласованию);

 органы местного самоуправления Владимирской области (ОМСУ) (по согласованию)
 - департамент административных органов и общественной безопасности (ДАО)

(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc )

Цель и задачи Программы

Основной целью Программы является сокращение масштабов распространения наркомании и связанного с ней социального и экономического ущерба.
 Достижение этой цели будет основано на решении следующих задач:
 - совершенствование действующей системы раннего выявления несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических веществ;
оказание необходимой медико-психологической помощи
 - формирование негативного общественного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, обстановки нетерпимости к распространителям наркотических и психотропных веществ на основе социально ориентированной информационной интервенции;

 - укомплектование и поддержание на необходимом количественном и качественном уровнях обеспеченности областных учреждений, организаций и предприятий специалистами в сфере профилактики, лечения наркомании и реабилитации больных наркоманией;

 - совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками, антинаркотической пропаганды;

 - усиление контроля за легальным оборотом наркотиков;

 - минимизация доступа молодежи к наркотическим средствам;

 - повышение прикладного значения исследований проблем наркомании;

 - укрепление материально-технического оснащения правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

 - развитие системы государственных учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией;

 - улучшение взаимодействия правоохранительных органов по ликвидации каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ, снижение их влияния на криминогенную обстановку в области.

(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc )

Сроки реализации Программы

2005-2009 годы

Объем и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется из областного бюджета, а также может осуществляться из местных бюджетов и вне бюджетных фондов органов местного самоуправления и за счет средств организаций. Объем финансирования Программы из областного бюджета составляет 7093,2 тыс. руб., из которых в 2005 году планируется - 1546,9 тыс. руб. Объем финансирования Программы за счет местных бюджетов и внебюджетных фондов органов местного самоуправления определяется по согласованию, а организаций - на договорной основе

(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200500422.doc ,
 Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200500521.doc )

Ожидаемые конечные результаты от реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить:
 - уменьшение на 3,0% числа потребителей числа потребителей наркотических средств;

 - снижение на 5,0 % количества несовершеннолетних, состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозом "наркомания";

 - сокращение на 5.0 % преступлений, связанных с употреблением наркотических веществ;

 - ужесточение контроля над развитием наркоситуации в области;

 - оптимизацию затрат на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, профилактику, лечение наркомании и реабилитацию больных наркоманией;

 - снижение уровня вовлечения финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков;

 - рост качества информационного сопровождения специальных и профилактических мероприятий борьбы с наркоманией.

(в редакции Закона Владимирской области /content/ngr/RU33DMJ200800568.doc )

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор области и Законодательное Собрание области.

Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" разработана в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. N 1650-р "О разработке проекта федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", Губернатора Владимирской области от 8 декабря 2003 г. N 769-р "О создании рабочей группы для подготовки областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" и является логическим продолжением антинаркотических мероприятий, осуществленных в рамках областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2004 гг.".

Реализацией предыдущей программы заложены основы областной системы профилактики наркомании, информационного обеспечения этой деятельности. Повысилось качество взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур области. Вырос уровень материально-технического обеспечения подразделений правоохранительных органов по борьбе с наркоманией, улучшилась оснащенность специализированных лечебных учреждений необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием.

Динамика распространенности наркомании на территории области стабилизировалась на уровне существенно меньшем среднероссийских показателей.

(количество наркоманов на 100 тысяч жителей)

Группы населения

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Все население

Подростки

Женщины

*) в скобках приведены показатели по Российской Федерации

**) данные 1 квартала 2004 года

Вместе с тем, проблема наркотизации населения остается одной из самых острых социальных проблем. От наркомании область продолжает нести значительные прямые и косвенные потери. Сохраняется на значительном уровне связанная с ней преступность (в 2001 г. зарегистрировано 1082 преступления, 2002 г. - 617, 2003 г. - 675). Ежегодно диагноз "немедицинское потребление наркотиков" вновь получают несколько сотен человек (2001 г. - 295, 2002 г. - 347, 2003 г. - 338). Примерно такое же количество привлекается к уголовной ответственности (в 2001 г. - 455, 2002 г. - 253, 2003 г. - 269). Как правило, эти люди оказываются потерянными для общества.

Среднестатистический наркоман в 80 % случаев знакомится с наркотиками в возрасте от 16 до 25 лет. В возрасте до 17 лет 20 % выявленных потребителей - девочки. Втягивание в наркозависимость чаще всего начинается с наркотиков растительного происхождения. Затем, через потребление наркотиков кустарного производства, наркоманы переходят к наркотикам, полученным промышленным способом, в том числе - синтетическим. Средний срок образования химической зависимости менее года. Наркологические заболевания становятся причиной быстрой инвалидизации и преждевременной гибели лиц, страдающих ими. 75 % наркоманов имеют возраст до 25 лет, наркоманы со стажем более 10 лет вследствие высокой смертности встречаются редко. Основные причины смерти: сердечно-сосудистая недостаточность, передозировка и самоубийство. В течение жизни наркоман склоняет к наркотикам 8-10 человек. 80 % из ВИЧ - инфицированных внутривенные наркоманы. 32 % наркоманов больны гепатитом В, 65 % - гепатитом С.

Наркологические заболевания характеризуются целым рядом системных расстройств. К 3-му году приема наркотиков наблюдается деформация или полное прекращение отношений с семьей, нормальным социальным окружением. Больные быстро теряют привязанности к родителям, близким и друзьям. Возникают устойчивые связи в среде систематических потребителей алкоголя или наркотиков, с криминальными слоями общества. В 90 % случаев происходят отказы от продолжения образования, профессиональной карьеры, уход из дома, утрата жилища, бродяжничество, сопровождаемые морально - нравственной деградацией. Через 2-3 года приема одурманивающих средств 70 % наркоманов идут на любые преступления, в том числе кражи, разбои, грабежи, убийства. В девяти из десяти случаев сами становятся распространителями наркотиков.

В исправительных учреждениях области ежегодно содержится от 700 до 800 осужденных за незаконный оборот наркотических средств со средним сроком наказания - 3,5 года (на апрель 2004 года 708 осужденных, 75 % жители Владимирской области). Каждый четвертый - состоит на учете, как склонный к немедицинскому потреблению наркотиков, а каждый седьмой - приговорен к принудительному лечению от наркомании. 80 % в возрасте 23 - 28 лет. Средний "стаж" потребления наркотиков - 4 года. 90 % из них имеют вторую и более судимость. Продолжительность нахождения на свободе до очередного осуждения - один-два года.

Среди наркоманов 75 % лиц выходцы из так называемых неблагополучных семей (неполные семьи, семьи алкоголиков и наркоманов). Емкость потенциальной базы распространения наркотизма не снижается. По области в социально опасном положении находится свыше 4 тысяч семей, в которых около 8 тысяч детей. На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 3980 несовершеннолетних, из них 975 безнадзорных, 1231 подросток (26 подростков употребляют наркотики, 458 - психоактивные вещества, 747 - алкоголь). Больше всего этих подростков проживает в г. Владимире - 325, г. Коврове - 304, округе Александров - 72, округе Кольчугино - 71.

Серьезно ограничить доступность наркотиков пока не удается. Их незаконный оборот на территории России, включая Владимирскую область, все более приобретает черты агрессии. При десятипроцентной (по оценкам экспертов) вероятности попадания в поле зрения правоохранительных органов в области ежегодно изымается десятки килограммов наркотических средств (в 2000 г. - 38,9 кг, 2001 г. - 80,1 кг, в 2002 г. - 55,6 кг, 2003 г. - 88,5 кг). Неуклонно возрастает доля изъятых наркотиков химического происхождения, в том числе - героина (2000 г. - 504 гр., 2001 г. - 1452 гр., 2002 г. - 1664 гр., 2003 г. - 3177 гр., одна доза соответствует примерно 0,1 гр.). Впервые за последние 5 лет изъят кокаин (13,5 граммов).

Нелегальный наркорынок быстро перестраивается с учетом региональных особенностей и финансовых возможностей потребителей. Миграционные процессы, наркотрафик из южных и восточных регионов в столицу создают благоприятные условия для разрастания преступных структур, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков. Реклама наркопотребления всеми средствами внедряет в сознание молодежи представление о наркотиках как неотъемлемой составляющей так называемой "клубной культуры". В большей степени опасные тенденции проявляются в городах Владимире, Коврове, Гусь-Хрустальном, округе Александров, Петушинском районе.

Экспертные прогнозы показывают, что в 2005-2009 годах опасность обострения наркоситуации сохранится по следующим направлениям:

- рост спроса на наркотики среди несовершеннолетних и молодежи;

- увеличение числа лиц, больных наркоманией и связанными с ней инфекции-онными заболеваниями;

- возрастание влияния наркотизма на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономику;

- вовлечение в мелкооптовую и розничную торговлю наркотиками все большего количества представителей малоимущего населения, прежде всего, несовершеннолетних и безработной молодежи;

- увеличение доли потребления высококонцентрированных наркотиков (героина и амфетаминов).

Эффективность современных медицинских методов лечения наркоманий незначительная. Меры принудительного лечения лиц, признанных больными наркоманией, отменены. У добровольно изъявивших желание избавиться от наркозависимости ремиссия продолжительностью до года отмечается менее чем у двух процентов пролеченных. В этой связи реальные достижения в борьбе с наркоманией в ближайшей перспективе можно связывать, в первую очередь, с профилактикой употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Проблемой наркомании на территории области занимается полтора десятка областных и федеральных структур. В середине 2003 года произведена реорганизация системы управления этой деятельностью. Координатором работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ определена специально образованная Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ныне - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков), ее территориальные управления.

Однако межведомственная разобщенность в работе до конца не преодолена. Остается недостаточным материально-техническое обеспечение правоохранительной деятельности. Не налажена система комплексного эффективного воздействия на группы риска. Не достигнут 100-процентный охват молодежи и подростков мерами первичной профилактики. Отсутствует необходимое количество подготовленных по единой методике специалистов в системе образования, культуры, социальной защиты населения. На всех участках ощущается нехватка современных средств пропаганды, информационно-справочных и наглядных материалов. Антинаркотические установки граждан сформированы недостаточно, большинство продолжает считать проблемы наркомании делом правоохранительных органов и здравоохранения. В ряде территорий не в полной мере реализуются профилактические полномочия органов местного самоуправления. Все это, наряду с непривлекательностью условий для больных в государственных наркологических учреждениях, некорректностью многих публикаций о наркомании в средствах массовой информации существенно снижает совокупный положительный эффект противодействия наркотизации населения.

Как показала практика, в условиях существующих бюджетных ограничений самым эффективным средством решения комплексных задач является программно-целевой метод. Настоящая Программа призвана обеспечить согласованность усилий органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, общественных организаций и граждан по преодолению названных проблем.

(в редакции Закона Владимирской области от 24.12.2008 N 225-ОЗ)

Основной целью Программы является сокращение масштабов распространения наркомании и связанного с ней социального и экономического ущерба.

Достижение этой цели будет основано на решении следующих задач:

- совершенствование действующей системы раннего выявления несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотических веществ; оказание необходимой медико-психологической помощи;

- улучшение взаимодействия правоохранительных органов по ликвидации каналов поступления наркотических средств и психотропных веществ; снижение их влияния на криминогенную обстановку в области

- укомплектование и поддержание на необходимом количественном и качественном уровнях обеспеченности областных учреждений, организаций и предприятий специалистами в области профилактики, лечения наркомании и реабилитации больных наркоманией;

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками, антинаркотической пропаганды;

- усиление контроля за легальным оборотом наркотиков;

- минимизация доступа молодежи к наркотическим средствам;

- повышение прикладного значения исследований проблем наркомании;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»