Недействующий

Об областной целевой Программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА кредитно-финансовой поддержки алого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы


Наименование Программы:

Областная целевая Программа кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы.

Законодательная база для разработки Программы:

Закон Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200400194.doc "О программе развития Владимирской области на 2004-2006 гг.".

Заказчик:

Администрация Владимирской области.

Основной разработчик Программы:

Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области

(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Основные исполнители:

- департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области (ДРПТ);

 - департамент финансовой, бюджетной и налоговой политики администрации области (ДФБНП);

 - комитет по промышленной политике и науке администрации области (КППН);

 - Владимирский областной фонд поддержки малого предпринимательства (по согласованию) (ВОФПМП);

 - органы местного самоуправления (по согласованию);

 - общественные объединения предпринимателей (по согласованию).

(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Цели и задачи Программы:

Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.
 Основными задачами Программы является создание условий для:
 - роста фондовооруженности субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - обеспечения положительной динамики развития малого и среднего бизнеса в сфере материального производства;

 - развития субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих наукоемкие технологии.

Сроки реализации Программы:

2005-2006 годы

Объем и источники финансирования Программы:

Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2005-2006 годы составляет: 68307 тыс. руб., в том числе:
 - субсидия федерального бюджета - 1000 тыс. руб. (2005 год - 1000 тыс. руб.);

 - средства областного бюджета - 5307 тыс. руб. (2005 год - 2702 тыс. руб., 2006 год - 2605 тыс. руб.);

 - привлеченные средства лизинговых компаний и коммерческих банков, предоставляемых потребительским обществам и субъектам малого на льготных условиях - 62000 тыс. руб. (2005 год - 24000 тыс. руб., 2006 год - 38000 тыс. руб.).

(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc )
 (в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Ожидаемые результаты от реализации Программы:

Повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием различных финансовых механизмов и привлечением альтернативных источников финансирования обеспечит:
 - увеличение объема валового регионального продукта (ВРП), выпускаемого малым бизнесом, в среднем на 5-7%;

 - увеличение стоимости основных фондов на 72 млн. рублей.

(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc )
 (в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Контроль за исполнением Программы:

Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор области и Законодательное Собрание области.

В 2003 году предпринимательским сектором экономики достигнуты следующие показатели:

- по количеству субъектов предпринимательства:

малых предприятий - 7 тысяч,

индивидуальных предпринимателей - 78,8 тысяч;

- по занятости в сфере малого бизнеса - 130,4 тысяч человек (18% от числа занятых в экономике области);

- по доле объема малого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) - 19%, в том числе:

доля малых предприятий - 7,5%,

доля индивидуальных предпринимателей - 11,5%;

- по объему произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) - 9,3 млрд. рублей (7% от общего объема промышленной продукции).

Достигнутые результаты позволяют отметить следующие тенденции развития малого бизнеса региона.

При сохранении количества малых предприятий на уровне 7 тысяч рост числа субъектов предпринимательства обеспечивается за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Так за 2003 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось с 74,9 тысяч до 78,8 тысяч. Данная тенденция объясняется более льготной системой налогообложения, действующей для индивидуальных предпринимателей.

По структуре данного сектора экономики необходимо отметить: в отраслевой структуре объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) и объема инвестиций предприятий малых форм лидируют отрасти материального производства 60% и 70% соответственно.

В течение 2003 года в сравнении с 2002 годом доля вклада малого бизнеса в объем ВРП области увеличилась на 3%. Тенденция роста объемов производимых малыми предприятиями товаров и услуг по основным отраслям экономики устойчива и опережает соответствующие общеобластные средние показатели темпов роста.

Перечисленные тенденции характеризуют условия для развития малого бизнеса на территории области как стабильные и благоприятные.

Однако необходимо заметить, что положительная динамика развития малого бизнеса достигается при использовании малыми предприятиями лишь 2% основных фондов региона, и как следствие - в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.

Используя 2% основных фондов малый бизнес вносит свой вклад в объем ВРП на уровне 19%, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности малого предпринимательства: фондоотдача в малом бизнесе выше в 5 раз по сравнению с общеобластным показателем.

Данный показатель характеризует эффективное использование основных фондов в малом бизнесе и по экспертным оценкам двойное увеличение фондовооруженности на предприятиях малых форм в сфере промышленного производства приведет к увеличению фондоотдачи практически в 3 раза, что позволяет назвать малый бизнес именно в промышленности высокорентабельной сферой производства.

Причиной, сдерживающей увеличение фондовооруженности, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97% от общего объема инвестиций ( лишь 1% - кредиты банков, 2% - другие источники финансирования).

Характеристика проблем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам по их источникам:

- Финансовые услуги, оказываемые банками: сложность предоставить банку адекватное обеспечение; высокая цена кредита; сложность и длительность оформления соответствующих документов; недостаточно длительные сроки кредитования.

- Лизинг как механизм финансовой поддержки: высокая стоимость лизинговых услуг; ограниченность средств самих лизинговых компаний и связанная с этим ограниченность лизинговых услуг. Согласно выборочному опросу предприятий области, потребность в услугах финансового лизинга составила 750 млн. рублей.

- Государственные и муниципальные механизмы финансовой поддержки: недостаточность финансирования из средств областного и муниципальных бюджетов для развития действенных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основными причинами, сдерживающими рост производительности труда, наряду с вышеуказанными, являются также низкий технический уровень производства и применение устаревших технологий производства.

Согласно анализу отраслевой структуры малых предприятий области сфера материального производства наиболее эффективна: производительность труда практически в 2 раза выше в сравнении с другими отраслями малого бизнеса:

С учетом экономической целесообразности, а также учитывая ограниченность финансовых возможностей областного бюджета, предлагается поддержку малого и среднего бизнеса в сфере материального производства решить программными методами.