Недействующий

ЗАКОН

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 03 декабря 2004 года N 224-ОЗ

Об областной целевой Программе кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы

Принят Законодательным Собранием области 17 ноября 2004 года

Срок действия истек

(Изменения:

Закон Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ, НГР: ru33000200500479;

Закон Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ, НГР: ru33000200600212;

Закон Владимирской области от 07.12.2006 N 166-ОЗ, НГР:ru33000200600517)

(Действие Закона приостанавливается с 01.01.2005 по 31.12.2005 в части, не обеспеченной финансированием из областного бюджета - Закон Владимирской области от 29.12.2004 N 242-ОЗ)

Статья 1


Утвердить областную целевую Программу кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства на 2005-2006 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Владимирской области

Н.В. Виноградов

Владимир

3 декабря 2004 г.

N 224-ОЗ

Приложение

к Закону Владимирской области

от 03.12.2004 N 224-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА кредитно-финансовой поддержки алого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы


Наименование Программы:

Областная целевая Программа кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2005-2006 годы.

Законодательная база для разработки Программы:

Закон Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200400194.doc "О программе развития Владимирской области на 2004-2006 гг.".

Заказчик:

Администрация Владимирской области.

Основной разработчик Программы:

Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области

(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Основные исполнители:

- департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области (ДРПТ);

 - департамент финансовой, бюджетной и налоговой политики администрации области (ДФБНП);

 - комитет по промышленной политике и науке администрации области (КППН);

 - Владимирский областной фонд поддержки малого предпринимательства (по согласованию) (ВОФПМП);

 - органы местного самоуправления (по согласованию);

 - общественные объединения предпринимателей (по согласованию).

(в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Цели и задачи Программы:

Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.
 Основными задачами Программы является создание условий для:
 - роста фондовооруженности субъектов малого и среднего предпринимательства;

 - обеспечения положительной динамики развития малого и среднего бизнеса в сфере материального производства;

 - развития субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих наукоемкие технологии.

Сроки реализации Программы:

2005-2006 годы

Объем и источники финансирования Программы:

Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2005-2006 годы составляет: 68307 тыс. руб., в том числе:
 - субсидия федерального бюджета - 1000 тыс. руб. (2005 год - 1000 тыс. руб.);

 - средства областного бюджета - 5307 тыс. руб. (2005 год - 2702 тыс. руб., 2006 год - 2605 тыс. руб.);

 - привлеченные средства лизинговых компаний и коммерческих банков, предоставляемых потребительским обществам и субъектам малого на льготных условиях - 62000 тыс. руб. (2005 год - 24000 тыс. руб., 2006 год - 38000 тыс. руб.).

(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc )
 (в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Ожидаемые результаты от реализации Программы:

Повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием различных финансовых механизмов и привлечением альтернативных источников финансирования обеспечит:
 - увеличение объема валового регионального продукта (ВРП), выпускаемого малым бизнесом, в среднем на 5-7%;

 - увеличение стоимости основных фондов на 72 млн. рублей.

(в редакции Закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200500479.doc )
 (в редакции закона Владимирской области http://dbserver:8080/content/ngr/RU33DMJ200600212.doc )

Контроль за исполнением Программы:

Контроль за исполнением Программы осуществляет Губернатор области и Законодательное Собрание области.

В 2003 году предпринимательским сектором экономики достигнуты следующие показатели:

- по количеству субъектов предпринимательства:

малых предприятий - 7 тысяч,

индивидуальных предпринимателей - 78,8 тысяч;

- по занятости в сфере малого бизнеса - 130,4 тысяч человек (18% от числа занятых в экономике области);

- по доле объема малого бизнеса в валовом региональном продукте (ВРП) - 19%, в том числе:

доля малых предприятий - 7,5%,

доля индивидуальных предпринимателей - 11,5%;

- по объему произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) - 9,3 млрд. рублей (7% от общего объема промышленной продукции).

Достигнутые результаты позволяют отметить следующие тенденции развития малого бизнеса региона.

При сохранении количества малых предприятий на уровне 7 тысяч рост числа субъектов предпринимательства обеспечивается за счет увеличения числа индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица. Так за 2003 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось с 74,9 тысяч до 78,8 тысяч. Данная тенденция объясняется более льготной системой налогообложения, действующей для индивидуальных предпринимателей.

По структуре данного сектора экономики необходимо отметить: в отраслевой структуре объема произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) и объема инвестиций предприятий малых форм лидируют отрасти материального производства 60% и 70% соответственно.

В течение 2003 года в сравнении с 2002 годом доля вклада малого бизнеса в объем ВРП области увеличилась на 3%. Тенденция роста объемов производимых малыми предприятиями товаров и услуг по основным отраслям экономики устойчива и опережает соответствующие общеобластные средние показатели темпов роста.

Перечисленные тенденции характеризуют условия для развития малого бизнеса на территории области как стабильные и благоприятные.

Однако необходимо заметить, что положительная динамика развития малого бизнеса достигается при использовании малыми предприятиями лишь 2% основных фондов региона, и как следствие - в сфере промышленного производства по сравнению с крупными и средними предприятиями фондовооруженность ниже в 5 раз.

Используя 2% основных фондов малый бизнес вносит свой вклад в объем ВРП на уровне 19%, что свидетельствует о высокой эффективности деятельности малого предпринимательства: фондоотдача в малом бизнесе выше в 5 раз по сравнению с общеобластным показателем.

Данный показатель характеризует эффективное использование основных фондов в малом бизнесе и по экспертным оценкам двойное увеличение фондовооруженности на предприятиях малых форм в сфере промышленного производства приведет к увеличению фондоотдачи практически в 3 раза, что позволяет назвать малый бизнес именно в промышленности высокорентабельной сферой производства.

Причиной, сдерживающей увеличение фондовооруженности, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей предпринимательства в основной капитал. Основным источником финансирования для малых предприятий остаются собственные средства предприятий, составляющие 97% от общего объема инвестиций ( лишь 1% - кредиты банков, 2% - другие источники финансирования).

Характеристика проблем доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам по их источникам:

- Финансовые услуги, оказываемые банками: сложность предоставить банку адекватное обеспечение; высокая цена кредита; сложность и длительность оформления соответствующих документов; недостаточно длительные сроки кредитования.

- Лизинг как механизм финансовой поддержки: высокая стоимость лизинговых услуг; ограниченность средств самих лизинговых компаний и связанная с этим ограниченность лизинговых услуг. Согласно выборочному опросу предприятий области, потребность в услугах финансового лизинга составила 750 млн. рублей.

- Государственные и муниципальные механизмы финансовой поддержки: недостаточность финансирования из средств областного и муниципальных бюджетов для развития действенных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основными причинами, сдерживающими рост производительности труда, наряду с вышеуказанными, являются также низкий технический уровень производства и применение устаревших технологий производства.

Согласно анализу отраслевой структуры малых предприятий области сфера материального производства наиболее эффективна: производительность труда практически в 2 раза выше в сравнении с другими отраслями малого бизнеса:

С учетом экономической целесообразности, а также учитывая ограниченность финансовых возможностей областного бюджета, предлагается поддержку малого и среднего бизнеса в сфере материального производства решить программными методами.

Обобщенный перечень проблем:

- низкий доступ субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам;

- недостаточный объем лизинговых услуг;

- низкий технический и технологический уровень производства.

В целях решения данных проблем в настоящей целевой Программе акцент государственной поддержки смещен в сторону привлечения как бюджетных, так и внебюджетных источников для финансового обеспечения малого и среднего предпринимательства.

Проблемы, связанные со слишком высокой для малых и средних предпринимателей процентной ставкой банковского кредита, жестким обеспечением, короткими сроками кредитования, предполагается решить путем расширения положительно зарекомендовавшего себя механизма по частичной компенсации процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства, выдаваемым кредитно-финансовыми организациями.

Значительное внимание в Программе уделяется дальнейшему развитию лизинга как одному из наиболее эффективных способов финансово-имущественной поддержки малых и средних предприятий. Предполагается также дальнейшее расширение межрегиональных контактов по лизинговым сделкам.

Для решения проблем по техническому перевооружению предприятий предусматривается поддержка наукоемких технологий и инновационных процессов в регионе посредством финансирования создания нового продукта предприятиями наукоемкой сферы, строительства и развития технопарков и бизнес-инкубаторов.

Целью Программы является повышение эффективности деятельности малого и среднего бизнеса за счет создания благоприятных условий инвестирования в развитие основных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными задачами Программы является создание условий для:

- роста фондовооруженности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечения положительной динамики развития малого и среднего бизнеса в сфере материального производства;

- развития субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих наукоемкие технологии.

Для достижения программной цели и решения поставленных задач предусматривается формирование новых пилотных проектов и развитие уже отработанных механизмов кредитно-финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

1. Развитие лизинговых услуг.

Решается за счет:

- компенсации части процентной ставки по лизинговым услугам.

Ожидаемый результат: объем удовлетворения инвестиционных запросов на 15 млн. руб.

(в редакции Закона Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ)

(в редакции закона Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ)

- создания и развития областной лизинговой компании.

Ожидаемый результат: формирование направлений перспективного развития.

2. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.

Решается за счет применения:

- частичного субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемым потребительскими обществами и субъектами предпринимательства, на создание основных фондов.

Ожидаемый результат: объем удовлетворения инвестиционных запросов на 47 млн. руб.

(в редакции Закона Владимирской области от 06.12.2005 N 188-ОЗ)

(в редакции закона Владимирской области от 05.05.2006 N 49-ОЗ)

- дополнительных источников финансирования Программы за счет развития механизма микрокредитования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»