ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 1998 года N 928
Об опытно-экспериментальной работе по внедрению модели деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми
Признано утратившим силу постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2004 N 753; НГР: ru33000200400514
В соответствии с договором между администрацией Владимирской области, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и организацией "Международная Христианская Солидарность" (Англия) "О совместной деятельности и внедрению региональной модели организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении детей" и в целях развития новых форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, постановляю:
1. Возложить на департамент образования администрации области выполнение договорных обязательств о проведении опытно - экспериментальной работы по внедрению модели деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми.
2. Утвердить "Примерное Положение о комиссии и уполномоченной муниципальной службе по опеке и попечительству над детьми" (приложение N 1).
3. Утвердить "Примерное Положение о патронатном воспитании" (приложение N 2).
4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
- заключить договоры с департаментом образования администрации области о совместной деятельности по разработке и внедрению модели организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству в отношении детей;
- обеспечить финансирование опытно - экспериментальных площадок за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- использовать в практической работе утвержденные примерные Положения;
- активизировать работу по развитию института приемных семей.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Мельникова В.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования.
Глава администрации области | Н.ВИНОГРАДОВ |
Приложение N 1
к Постановлению
Главы администрации
Владимирской области
от 31.12.98 N 928
Настоящее Положение разработано в целях создания законодательной базы для установления минимальных стандартов по социально - правовому обслуживанию детей, нуждающихся в государственной защите, и организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и действует до принятия соответствующего Положения на федеральном уровне.
1. Для осуществления функций по опеке и попечительству в отношении детей орган местного самоуправления создает следующие уполномоченные муниципальные службы по опеке и попечительству над несовершеннолетними:
- комиссию по опеке и попечительству над детьми;
- службу по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной защите, и профилактике социального сиротства;
- службу по устройству детей на воспитание в семьи граждан.
2. Правовую основу деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми составляет Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РФ "О гарантиях прав ребенка", Закон Владимирской области "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области" и иные нормативные правовые акты.
3. Уполномоченные муниципальные службы предусматривают делегирование полномочий по опеке и попечительству над детьми организациям или учреждениям (детским государственным учреждениям для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приютам для несовершеннолетних, Центрам профилактики жестокого обращения с детьми, Центрам социально - психологической помощи молодежи и др.), определяемым главой органа местного самоуправления.
4. Комиссия и уполномоченные муниципальные службы по опеке и попечительству над детьми при необходимости могут привлекать к работе специализированные учреждения (организации) для оказания содействия в выполнении своих функций.
Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;
благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
развитие ребенка - физическое, психическое, интеллектуальное, социальное, эмоциональное и поведенческое развитие;
права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
ребенок, нуждающийся в государственной защите (далее ребенок) - ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления;
орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;
уполномоченная муниципальная служба (организация) по опеке и попечительству (далее - уполномоченная служба (организация) - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на основании настоящего закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования;
ребенок, находящийся на попечении органа опеки и попечительства - ребенок, нуждающийся в государственной защите, в отношении которого вынесено решение о его передаче на попечение органов опеки и попечительства, либо заключен договор о разграничении ответственности по защите интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и органом опеки и попечительства;
социальный патронат над семьей - помощь уполномоченной службы (патронатного воспитателя) в воспитании и защите прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите и находящегося в кровной семье;
учреждение, предоставляющее патронатное воспитание - учреждение, осуществляющее содержание, воспитание и подготовку детей к помещению на воспитание в семьи, а также, поиск, отбор и обучение патронатных воспитателей, реабилитационную работу с детьми, переданными в семьи патронатных воспитателей;
патронатный воспитатель - лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка при сохранении у уполномоченной службы (организации) части функций законного представителя.
Основными принципами деятельности комиссии и уполномоченных муниципальных служб по опеке и попечительству над детьми являются:
- признание индивидуальности ребенка и его родителей;
- защита ребенка от насилия и эксплуатации, пренебрежения его интересами;
- признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье; использование максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье, использование всех средств для возврата ребенка в родную семью;
- планирование мер по защите прав ребенка;
- учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его прав и законных интересов;
- учет мнения родителей ребенка и самого ребенка (выраженного в доступной для него форме) при планировании мер по защите прав и законных интересов ребенка, ознакомление их со всеми возможными способами защиты прав и законных интересов ребенка;
- признание оптимальной формой устройства ребенка в семью родственников или знакомых, в случае, если оставление ребенка с родителями невозможно;
- осуществление мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка;
- обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случаях его временного устройства вне его кровной семьи;
- конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, приемном родителе, патронатном воспитателе;
- признание труда приемного родителя и патронатного воспитателя по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным трудом;
- координация органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.
Нуждающимся в государственной защите признается ребенок, которому не обеспечен, или обеспечен в недостаточной степени, (либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления.
К числу детей, нуждающихся в государственной защите относятся дети:
- родители которых неизвестны;
- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
- отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (беспризорные дети);
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными), или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию:
- с ограниченными возможностями (инвалиды);
- из семьи беженцев или временных переселенцев;
а также, другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя или ребенка органом опеки и попечительства установлены вышеназванные основания.
В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства.
В целях обеспечения эффективности работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к компетенции органа опеки и попечительства в отношении детей, глава местного самоуправления возлагает выполнение этой работы на уполномоченные им службы.
Компетенция уполномоченных служб по выполнению работы по опеке и попечительству над детьми определяется настоящим положением, уставом муниципального образования.
К компетенции комиссии и уполномоченных служб по опеке и попечительству в отношении детей относятся:
- выявление детей, нуждающихся в государственной защите, координация этой работы с другими органами, учреждениями, организациями;
- сбор информации о ребенке, нуждающимся в государственной защите;
- ведение учета детей, нуждающихся в государственной защите;
- первичное обследование и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, представление заключения в судебные и иные органы о состоянии развития и здоровья ребенка, подвергшегося насилию, жестокому обращению, либо находящегося в условиях, угрожающих его здоровью и развитию;
- предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия в семье;
- реабилитационная помощь выявленным детям, нуждающимся в государственной защите, в том числе, проживающим в семьях кровных родителей;
- подготовка заключения о целесообразности изъятия ребенка из семьи, либо социального патроната над семьей;
- подготовка и утверждение плана по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений;
- заключение договора с кровными родителями о социальном патронате над семьей;
- подготовка и представление заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
- определение порядка контактов ребенка с родителями и другими родственниками;