ЗАКОН

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 13 февраля 2012 года N 424-28-ОЗ


О депутатском (парламентском) расследовании в Архангельской области

(с изменениями на 30 мая 2022 года)

(в ред. законов Архангельской области от 18.12.2015 N 382-22-ОЗ, от 30.05.2022 N 565-35-ОЗ)




Принят
Архангельским областным
Собранием депутатов
     (Постановление от 8 февраля 2012 года N 1190)




Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона


1. Настоящим законом регулируются правоотношения, связанные с осуществлением Архангельским областным Собранием депутатов (далее - областное Собрание) деятельности по проведению депутатского (парламентского) расследования в Архангельской области (далее - депутатское расследование).


2. Настоящим законом устанавливаются основания для проведения депутатского расследования, его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.


3. Для целей настоящего закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Архангельской области, должности государственной гражданской службы Архангельской области, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя органов государственной власти Архангельской области, иных государственных органов Архангельской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти Архангельской области и иных государственных органах Архангельской области, государственных учреждениях Архангельской области, государственных унитарных предприятиях Архангельской области.


В случае, если предметом депутатского расследования является осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области государственных полномочий, которыми указанные органы наделены областным законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностными лицами признаются также выборные должностные лица местного самоуправления, лица, замещающие должности муниципальной службы, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.



Статья 2. Понятие и предмет депутатского расследования


1. Депутатское расследование - форма осуществления контрольной деятельности областного Собрания, совокупность действий специально созданной депутатской комиссии по выяснению причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость для населения Архангельской области и носящих негативный характер, а также по разработке мер, направленных на устранение причин и последствий указанных фактов и обстоятельств (далее - комиссия).


2. Депутатскому расследованию подлежат:


1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации, Уставом Архангельской области прав и свобод человека и гражданина;


2) исключен. - Закон Архангельской области от 18.12.2015 N 382-22-ОЗ;


3) обстоятельства, связанные с возникновением и негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


3. Депутатскому расследованию не подлежат:


1) деятельность федеральных государственных органов, в том числе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;


2) деятельность суда по осуществлению правосудия;


3) деятельность Губернатора Архангельской области как высшего должностного лица Архангельской области;


4) деятельность органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, за исключением деятельности по осуществлению государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.


(в ред. закона Архангельской области от 30.05.2022 N 565-35-ОЗ)


4. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.


5. В случае принятия судом к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:


1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;


2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;


3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;


4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).


6. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией без дополнительной проверки.



Статья 3. Цели и принципы депутатского расследования


1. Целями депутатского расследования являются:


1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации, Уставом Архангельской области прав и свобод человека и гражданина;


2) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;


3) обеспечение контроля деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области, иных государственных органов Архангельской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (в части осуществления переданных государственных полномочий) по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.


2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.


3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.



Статья 4. Срок депутатского расследования


1. Срок депутатского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии.


2. В соответствии с постановлением областного Собрания срок депутатского расследования может быть продлен на основании мотивированного представления комиссии.


В случае, если проект постановления областного Собрания о продлении срока депутатского расследования не набрал необходимого числа голосов депутатов областного Собрания, комиссия завершает свою работу в порядке, установленном настоящим законом.


3. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий областного Собрания соответствующего созыва.



Статья 5. Основания для возбуждения депутатского расследования


1. Основаниями для возбуждения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам областного Собрания и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего закона.


2. В соответствии с областным законом от 15 июля 1997 года N 34-10-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области" основанием для возбуждения депутатского расследования является также предложение уполномоченного по правам человека в Архангельской области о создании комиссии с целью расследования фактов, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 2 настоящего закона.



Статья 6. Инициатива возбуждения депутатского расследования


1. При наличии фактов и обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 2 настоящего закона, группа депутатов областного Собрания численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов направляет председателю областного Собрания письменное обращение о возбуждении депутатского расследования.


2. В обращении о возбуждении депутатского расследования должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию, и обоснованы необходимость и возможность его проведения в соответствии с настоящим законом.


3. Инициатива возбуждения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть создана в течение последних четырех месяцев полномочий Губернатора Архангельской области или областного Собрания, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов в областное Собрание.


(в ред. закона Архангельской области от 30.05.2022 N 565-35-ОЗ)



Статья 7. Порядок принятия решения о возбуждении депутатского расследования


1. Вопрос о возбуждении депутатского расследования и о создании комиссии рассматривается на очередном заседании областного Собрания (сессии областного Собрания) (далее - сессия областного Собрания).


(в ред. закона Архангельской области от 30.05.2022 N 565-35-ОЗ)


2. Для рассмотрения вопроса о возбуждении депутатского расследования и о создании комиссии может быть созвана внеочередная сессия областного Собрания.


3. Решение о возбуждении депутатского расследования и о составе комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областного Собрания, и оформляется постановлением областного Собрания.


(в ред. закона Архангельской области от 30.05.2022 N 565-35-ОЗ)



Статья 8. Формирование комиссии


1. При принятии решения о возбуждении депутатского расследования областное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов областного Собрания.


2. В состав комиссии включаются представители каждого депутатского объединения (каждой фракции) в областном Собрании. Отказ депутатского объединения (фракции) от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания. По решению областного Собрания в состав комиссии могут быть включены депутаты, не входящие в депутатские объединения (фракции) областного Собрания.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»