Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2010 года N 327-пп


Об утверждении долгосрочной целевой программы
 Архангельской области «Культура Русского Севера
 (2011-2014 годы)»

(с изменениями на 2 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании постановления Правительства
Архангельской области от 12 октября 2012 года N 461-пп
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановленемя Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 года N 172-пп;
     постановленемя Правительства Архангельской области от 28 июня 2011 года N 216-пп;
     постановленемя Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп;
     постановленемя Правительства Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп;
     постановленемя Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 года N 424-пп.  
____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области
     
постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» согласно приложению.

2. Министерству финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства для реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» при разработке проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Архангельской области
от 19 октября 2010 года N 327-пп
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 2 октября 2012 года N 424-пп
-
см. предыдущую редакцию)



ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Культура Русского
 Севера (2011-2014 годы)»

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Архангельской
 области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)»


Наименование программы

-

долгосрочная целевая программа Архангельской области «Культура Русского Севера (2011-2014 годы)» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
областной закон от 15 февраля 2010 года N 132-10-ОЗ «О регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области»

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 24 мая 2011 года N 172-пп - см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик-координатор Программы

-

министерство культуры Архангельской области

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию)

Государственные заказчики Программы

-

министерство культуры Архангельской области

 

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

министерство культуры Архангельской области

 

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию)

Цель Программы

-

сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия и превращение его в фактор устойчивого социально-экономического развития Архангельской области

Задачи Программы

-

задача N 1:
обеспечение условий для защиты объектов культурного наследия;
задача N 2:
обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия Архангельской области как части российского и общемирового культурного наследия

Целевые показатели и индикаторы Программы

-

доля объектов культурного наследия регионального значения, на которые оформлены паспорта объекта культурного наследия, от общего количества объектов культурного наследия регионального значения, %;
количество разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, ед.;
количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены научно-исследовательские, изыскательские, проектные работы, ед.;
количество объектов культурного наследия, в отношении которых выполнены противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы, ед..

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

-

2011-2014 годы.
Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

-

нет

Перечень основных мероприятий Программы

-

раздел I. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения:
1) выявление и учет объектов культурного наследия, представляющих историко-культурную ценность;
2) подготовка паспорта объекта культурного наследия;
3) организация проведения государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия органами государственной власти Архангельской области следующих решений:
о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об определении категории его историко-культурного значения;
об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия;
4) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия;
5) популяризация объектов культурного наследия:
проведение выездных заседаний научно-методического совета по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Архангельской области;
проведение конференций и других мероприятий, направленных на дальнейшее уточнение вопросов государственного регулирования в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), поиск и привлечение организационных и финансовых ресурсов;
подготовка и издание свода памятников истории и культуры Архангельской области, издание научной, научно-популярной литературы, посвященной объектам культурного наследия;  
Раздел II. Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения:
1) научно-исследовательские, изыскательские, проектные, противоаварийные, ремонтно-реставрационные работы

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию)

Исполнители Программы

-

министерство культуры Архангельской области;

государственное автономное учреждение культуры Архангельской области “Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры”;

пользователи и собственники объектов культурного наследия;
организации, определяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 187 309,3 тыс. рублей,
     в том числе
     средства областного бюджета - 187 309,3 тыс. рублей

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 2 октября 2012 года N 424-пп - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы

-

осуществление эффективного контроля над сохранением
и использованием объектов культурного наследия, проведением хозяйственной деятельности в границах (вблизи) объектов культурного наследия;
обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия;
снижение риска утраты объектов культурного наследия;
увеличение доли объектов культурного наследия, имеющих учетные документы, на 20 процентов;
стимулирование интереса и формирование позитивного отношения населения к вопросам сохранения памятников истории и культуры;
рост привлекательности (в том числе туристической) территорий Архангельской области за счет проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных, противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия регионального значения «Городская усадьба Е.К. Плотниковой» в г. Архангельске, «Коммерческий банк» в г. Архангельске и включение их в туристический, образовательный и музейный оборот;
увеличение потребительских свойств объектов культурного наследия как объектов недвижимости

(строка в редакции постановления Правительства Архангельской области от 14 октября 2011 года N 380-пп - см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за исполнением Программы осуществляют  министерство культуры Архангельской области, Правительство Архангельской области

в форме утверждения ежеквартальных и ежегодных отчетов о реализации Программы

(строка в редакции  постановления Правительства  Архангельской области от 5 июня 2012 года N 229-пп - см. предыдущую редакцию)



I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


В Архангельской области на государственном учете состоит 1972 объекта культурного наследия, в том числе 179 объектов археологии, 9 объектов монументального искусства, 59 объектов истории, 1725 объектов архитектуры.

Наиболее насыщенными по количеству и качеству объектов культурного наследия являются территории севера Архангельской области, побережья Белого моря, городов Каргополя и Сольвычегодска, Соловецких островов.

В Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации включены ансамбль памятников Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и памятники Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

Историко-культурный комплекс Соловецких островов входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Для перечисленных территорий ориентация на ресурсы историко-культурного и природного наследия может выступать как фактор экономического развития.

Вместе с тем туристско-рекреационный потенциал Архангельской области реализуется не в полной мере, в том числе из-за плачевного состояния памятников истории и культуры.

Инвесторы, проявляющие интерес к памятникам истории и культуры как к виду недвижимого имущества, готовы, как правило, вкладывать средства только в те памятники, которые находятся в основном в центральных частях городов и районных центров, с целью дальнейшего использования их в коммерческих целях.

Архангельская область является крупнейшим средоточием памятников деревянного зодчества - наиболее ценной и хрупкой части культурного наследия Российской Федерации. В их числе архитектурные комплексы в с. Лядины и с. Саунино Каргопольского района, в с. Ненокса Приморского района, в Онежском районе.

Памятниками деревянного зодчества изобилует национальный парк «Кенозерский», расположенный в границах Каргопольского и Плесецкого районов. На территории парка находится около 100 объектов, особую ценность среди которых представляют 35 деревянных часовен, разнообразных по архитектуре.

На территории Архангельской области находится крупнейший в России музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», включающий 120 памятников.

Уникальность Архангельской области придают, прежде всего, памятники деревянного зодчества. Между тем не только гости Архангельской области, но и ее жители такого впечатления не получают.

Между тем мониторинг объектов культурного наследия показывает, что 79 процентов утрат составляют именно памятники деревянного зодчества. Основные причины - обрушение ввиду ветхого состояния, пожары - связаны с отсутствием собственников и пользователей, малолюдностью населенных пунктов, на территории которых располагались памятники, или их отсутствием.

В Архангельской области 1192 памятника деревянной архитектуры, из них 411- культового назначения и 781 - жилого и социального назначения.

Утрачено 22 процента памятников от общего числа деревянных памятников, руинировано около 1 процента, находится в аварийном состоянии около 15 процентов, в неудовлетворительном - 30 процентов, в удовлетворительном - 30 процентов. Фиксация утрат проводилась в 1970-2008 годах.

Флагманские позиции Архангельская область может сохранить только в том случае, если она окажется способной более эффективно, чем другие субъекты Российской Федерации, оказывать свое позитивное социальное, экономическое и культурное влияние на сохранение и использование традиций деревянного зодчества в современной градостроительной среде.

Памятники деревянного зодчества - это составная часть всего комплекса исторического села, деревни, поселения и района, поэтому их сохранение не может быть оторвано от развития всей территории.

Вместе с тем основная проблема, касающаяся деревянного зодчества, - усиливающаяся тенденция утрат памятников не только в силу специфики их материала, но и социально-экономических причин: разрушенного состояния традиционных сельских поселений, оттока населения из сельской местности.

Аварийное состояние памятников, выпадение объектов из хозяйственно-экономического оборота является первой проблемой, которую необходимо решать в рамках долгосрочной целевой программы.

Объем ассигнований из средств федерального и областного бюджетов на выполнение мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области, в 2007-2009 годах составил:

млн. руб.

Годы

Областной бюджет

Федеральный бюджет

2007 год

83,9

92,2

2008 год

74,6

121,5

2009 год

6,1

500,0

Всего

164,6

713,7


На мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия, то есть непосредственно на решение вопросов государственного регулирования в этой сфере, в 2009 году из федерального бюджета было выделено 250,0 тыс. рублей, или 0,3 процента от общей суммы средств на реализацию мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия федерального значения. Расходы на проведение мониторинга и паспортизации объектов культурного наследия регионального значения из областного бюджета составили 340,0 тыс. рублей.

Вторая проблема в сфере государственной охраны объектов культурного наследия - уязвимое положение объектов культурного наследия в современной градостроительной среде и отсутствие правоустанавливающих документов у большинства из них.

Данная проблема предполагает реализацию мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения, утраты или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием.

Отсутствие финансирования как из федерального, так и областного бюджетов на решение вопросов государственной охраны объектов культурного наследия не позволяет осуществить такие виды работ, как паспортизация объектов культурного наследия, определение границ их территории и разработка проектов охранных зон.

Следующая проблема, решаемая с помощью Программы, связана со значительным историко-культурным и природным потенциалом традиционных поселений Архангельской области для использования его в качестве особого туристического продукта как фактора экономического развития сельских территорий.

Необходимо отметить также, что в течение долгого времени памятники сохранялись без учета их окружения. Уничтожение и исчезновение типовой характерной застройки традиционных сел и деревень - один из основных вопросов охраны наследия сегодня. Специфика культурного наследия Архангельской области диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик, то есть сохранение ландшафтов. К подобным ландшафтам можно отнести, например, дер. Кимжа Мезенского района.

В самой деревне ценность представляют не только памятники архитектуры (Одигитриевская церковь, обетные кресты, жилые дома, хозяйственные постройки) но и культурный ландшафт, который складывается также из дорог, огородов, оград, пустошей, лужаек. Следовательно, необходимо создание адекватной системы защиты и поиск таких форм развития, которые бы обеспечивали наряду с достойным образом и качеством жизни также сохранность наследия. Одна из таких форм - достопримечательное место.

Роль государства в управлении наследием - исключить агрессивные по отношению к объектам наследия способы экономического освоения пространства в границах культурного ландшафта традиционных поселений, создать правовой режим территории.

В связи с многолетними исследованиями состояния памятников истории и культуры накопился разнообразный по форме и значению материал. Однако когда информация в виде отчетов, публикаций, описаний проектов, паспортов памятников, рекомендаций, данных фото- и видеофиксации хранится в различных архивах, сложно охватить вниманием весь материал и выбрать нужную ее часть, в том числе для принятия управленческих решений. В связи с этим существует необходимость обеспечения эффективного поиска как по метаданным, так и по самим ресурсам. Региональная база данных позволит накапливать структурированную, в том числе графическую, информацию о памятнике, вести мониторинг его технического состояния, сопровождать реставрационные работы, осуществлять информационную поддержку и координацию деятельности различных институтов в сфере культурного наследия по его сохранению. Публикации об объектах культурного наследия способствуют стимулированию интереса и формированию позитивного отношения населения к вопросам сохранения памятников истории и культуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»