Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2009 года N 99-пп


Об утверждении Программы действий по улучшению условий
и охраны труда в Архангельской области на 2009-2011 годы

(с изменениями на 16 августа 2011 года)
___________________________________________________________________

Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 15 июля 2014 года N 286-пп
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Архангельской области от 16 августа 2011 года N 289-пп

____________________________________________________________________

В целях реализации Трудового кодекса Российской Федерации и областного закона от 10 ноября 2005 года N 110-6-ОЗ «О государственном управлении охраной труда на территории Архангельской области», а также дальнейшего совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда в организациях Архангельской области Правительство Архангельской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу действий по улучшению условий и охраны труда в Архангельской области на 2009-2011 годы.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

(преамбула в редакции постановления Правительства Архангельской области от 16 августа 2011 года N 289-пп - см. предыдущую редакцию)

Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 13 октября 2009 года N 99-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 16 августа 2011 года N 289-пп -
 см. предыдущую редакцию)


ПРОГРАММА
действий по улучшению условий и охраны труда
в Архангельской области на 2009-2011 годы


Программа действий по улучшению условий и охраны труда в Архангельской области на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана на основании Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 октября 2008 года N 586, и в соответствии с распоряжением администрации Архангельской области от 17 марта 2009 года N 89-ра/10 «О состоянии охраны труда в Архангельской области».

Программа направлена на снижение рисков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин и улучшение здоровья работающего населения.

Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере охраны труда.

Программа учитывает современный уровень материального, информационного и социального состояния социально-экономической сферы Архангельской области и ориентирована на приоритетные направления решения проблемы по совершенствованию охраны труда на длительный период времени (2009-2011 годы).

Для реализации Программы требуется объединение усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления городов и районов Архангельской области, профсоюзов и работодателей.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Охрана труда является важным фактором социально-экономического развития Архангельской области. Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для области в целом.

Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма, уровень профессиональных рисков остается высоким, увеличивается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма в лесопромышленном и агропромышленном комплексах, на транспорте и в строительстве.

В 2008 году уровень производственного травматизма в Архангельской области составил 4,5 пострадавших на 1000 работающих (показатель по Российской Федерации - 2,5). По данным статистического наблюдения, за 2008 год от травм на производстве пострадало 1192 человека, из них 303 женщины. По данным государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, на производстве погибло 40 человек.


     
Удельный вес пострадавших на производстве в 2008 году в обрабатывающих отраслях составил 41 процент, на транспорте - 12,2 процента, в строительстве - 10,3 процента. В общей структуре причин несчастных случаев с тяжелыми и смертельными последствиями более 50,4 процента занимают причины организационного характера (неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, неудовлетворительная организация работ, недостатки в обучении работников безопасности труда).

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работает 42 процента от общей численности работающих. Следствием неудовлетворительных условий труда является профессиональная заболеваемость. За 2008 год установлено 137 лиц с впервые выявленными профессиональными заболеваниями.

В структуре профессиональных заболеваний преобладают:

заболевания, связанные с воздействием физических факторов (50,6 процента);

заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем (46,7 процента).

На предприятиях лесопромышленного комплекса преобладают заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем, а также заболевания, вызываемые воздействием повышенного уровня шума и вибрации.

Потери рабочего времени по причине несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 год составили 68,5 тыс. человеко-дней, по временной нетрудоспособности выплачено пособий на сумму 30,5 млн. рублей. При этом общий размер страховых выплат и дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших на производстве, составил в 2008 году 381,2 млн. рублей.

Сложившееся положение обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью основных производственных фондов (до 70-80 процентов), недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы средств коллективной защиты.

Одной из основных причин аварий и травматизма практически во всех отраслях экономики является недостаточное внимание предпринимателей и руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производств, несоблюдение сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий, приборов контроля и средств защиты.

Но наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материальных затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается недостаточной организацией трудового процесса, отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда.

Крайне неудовлетворительное положение с организацией работ по охране труда сложилось в лесопромышленном комплексе, сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. В организациях отсутствует нормативная база по вопросам охраны труда, со многими документами руководители не знакомы, не соблюдаются сроки прохождения руководителями и специалистами обязательного обучения и проверки знаний по охране труда.

Фактическое состояние условий и охраны труда указывает на необходимость программного подхода к проблеме улучшения условий и охраны труда в организациях Архангельской области.

II. Цели и задачи Программы


Основная цель реализации мероприятий Программы заключается в обеспечении конституционных прав работников трудиться в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены.

Программа направлена на достижение следующих стратегических задач:

снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - динамика производственного травматизма);

повышение качества условий труда на рабочих местах (индикаторы - снижение количества работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам);

улучшение здоровья работающего населения, снижение смертности от предотвратимых причин (индикаторы - динамика профессиональной заболеваемости и динамика производственного травматизма со смертельным исходом).

Комплекс программных мероприятий предполагает:

1) совершенствование системы государственного управления охраной труда в Архангельской области, в том числе:

совершенствование региональной нормативной базы по условиям и охране труда, совершенствование форм и методов государственного управления охраной труда;

проведение регионального мониторинга условий и охраны труда на территории Архангельской области с участием всех заинтересованных сторон;

сотрудничество с Международной организацией труда в рамках проекта «Улучшение системы охраны труда на Северо-Западе России» (ILO/RUS/04/V02/FIN-NW Russia);

усиление роли органов местного самоуправления городов и районов Архангельской области в обеспечении реализации государственной политики в сфере охраны труда на подведомственной территории;

повышение роли социального партнерства, областного координационного совета по охране труда, межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда муниципальных образований в решении проблем улучшения условий и охраны труда в организациях Архангельской области;

2) развитие областной инфраструктуры обеспечения охраны труда, позволяющей работодателям реализовать свои обязанности по созданию безопасных условий труда, установленные законодательством, в том числе:

содействие в развитии всех форм обучения по охране труда, включая приемы и навыки оказания доврачебной помощи пострадавшим, с внедрением новых образовательных технологий и методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ;

организация обучения по охране труда руководителей, специалистов, отдельных категорий застрахованных обучающими организациями;

информационное обеспечение охраны труда;

методическое и практическое обеспечение охраны труда, предусматривающее повышение эффективности организации работы по охране труда в организациях Архангельской области;

3) обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, комплексной оценки профессиональных рисков с последующим принятием мер по снижению их влияния на основе:

проведения государственной экспертизы условий труда по результатам аттестации рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

создания системы аккредитованных аттестующих организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда;

содействия во внедрении современных средств защиты работающих от воздействия неблагоприятных факторов производственной среды;

4) повышение социальной защищенности работников от профессиональных рисков на основе социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, в том числе:

обеспечение взаимодействия органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, специализированных учреждений здравоохранения, центров и отделений реабилитации, субъектов системы обязательного социального страхования в развитии предусмотренных законодательством видов реабилитации лиц, пострадавших на производстве;

содействие в развитии системы оценки риска возникновения профессионального заболевания у лиц, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, расширение практики гигиенической оценки условий труда работников организаций с прогнозированием профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

содействие в повышении качества профилактических осмотров работников с целью улучшения выявляемости профессиональных заболеваний на ранних стадиях, повышение качества услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному обеспечению лиц с профессиональными патологиями и трудовыми увечьями;

совершенствование системы профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве, для обеспечения их социальной адаптации и снижения непроизводительных государственных издержек на реабилитацию инвалидов труда;

5) формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности, в том числе:

распространение передового опыта в сфере охраны труда посредством организации смотров-конкурсов, семинаров-совещаний по актуальным вопросам охраны труда;

организация выставок современных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, приборов контроля параметров производственной среды при проведении массовых мероприятий, посвященных проблемам безопасности труда.

Применительно к конкретному управленческому решению в форме разработки и принятия мероприятий при формулировке целей Программа сориентирована на официальные статистические показатели. Цели реализации Программы:

снижение показателей производственного травматизма до уровней аналогичных показателей, достигнутых в среднем по Российской Федерации;

существенное снижение показателей удельного веса работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.

Целевые показатели Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.

План мероприятий по реализации Программы, приведенный в приложении N 2, предусматривает участие всех сторон социального партнерства - государства, объединения работников и работодателей.

III. Оценка эффективности реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в течение 3 лет (2009-2011 годы), в ходе которых планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную неблагоприятными производственными факторами, общим и производственным травматизмом, а также профессиональной заболеваемостью.

Должно быть достигнуто прекращение роста количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

В результате реализации мероприятий Программы в Архангельской области ожидается:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»