Действующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Экология города Архангельска (2010-2012 годы)" (с изменениями на 28 сентября 2010 года)

I. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами

 

Высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере экологии, направленную на охрану окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно их полномочиям. В соответствии с полномочиями:

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на уровне, непосредственно приближенном к населению, и призваны решать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения - вопросы местного значения;

в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа в области охраны окружающей среды относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Экологическая ситуация в муниципальном образовании "Город Архангельск" по-прежнему остается сложной. Основными проблемами являются высокий и повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха, загрязнение почв (земель) и изменение их свойств, состояние городской свалки твердых бытовых отходов, сохранность и восстановление лесов и иной растительности на территории города, недостаточный уровень экологической культуры населения.

К основным неблагоприятными факторам, оказывающим влияние на эту ситуацию, относятся: концентрация на ограниченной территории города значительного количества хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики; повышенный уровень фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде; несовершенство технического и технологического оборудования; недостаточное финансирование природоохранных мероприятий; тип климатических условий; особенности географического расположения города.

Уровень загрязнения воздуха в г. Архангельске характеризуется как высокий. Определяют его повышенные концентрации бенз(а)пирена, формальдегида, оксида азота, в отдельные периоды - метилмеркаптана. Основной вклад в загрязнение вносят целлюлозно-бумажные комбинаты, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия, теплоэнергетический комплекс и автомобильный транспорт. Изменения уровня загрязнения происходят, главным образом, вследствие значительного роста автомобильного парка. Учитывая ситуацию с состоянием атмосферного воздуха, мэрией города для нужд муниципального образования "Город Архангельск" завершены работы по разработке общегородского сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы города Архангельска" и начаты работы по его согласованию и организации поддержания и использования на постоянной основе и в оперативном режиме.

Основными источниками загрязнения почв на территории Архангельска являются: свалки твердых бытовых отходов, стоянки автотранспорта, промышленные предприятия, хозяйственно-бытовая деятельность человека. Практически все почвы города относятся к среднезагрязненным со слабой биологической активностью, сниженной способностью к самоочищению и самовосстановлению. По показателю фитотоксичности, дающему общее представление о степени загрязненности почв токсичными для растений веществами, преобладают почвы со слабой степенью фитотоксичности. Содержание биогенных элементов (калия, фосфора, кальция) в почвах высокое, что связано с наличием в почве бытовых отходов и строительного мусора. В суммарном загрязнении почв значительную часть представляют соединения свинца, кадмия и мышьяка. По суммарному показателю концентрации тяжелых металлов большинство исследованных почв относится к категории допустимого загрязнения. По агрохимическим показателям почвы вполне благоприятны для произрастания растительности.

Породный состав лесов, распространенных на территории города, сравнительно беден, отличается от естественных лесных массивов в основном высоким содержанием лиственных пород и низким содержанием хвойных, наличием различного рода патологий. При этом состав представлен средневозрастными насаждениями, перспективными для формирования лесных ландшафтов необходимых параметров. Видовой состав травянистой растительности на городских почвах сравнительно низок, проективное покрытие снижено из-за антропогенной нагрузки. Леса и иная растительность, способствуя биологической очистке атмосферного воздуха, формируют благоприятную среду обитания, оказывают огромное значение на экологическую ситуацию. Поэтому в городе проводятся мероприятия по инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности естественного происхождения. В период 2007-2008 годов выполнены 2 этапа мероприятий (подготовительные и полевые работы), в 2009 году завершается 3 этап (камеральные работы).

Одним из приоритетных направлений в области охраны окружающей среды является формирование экологической культуры. С этой целью в Архангельске реализуются мероприятия, направленные на экологическое образование руководителей и специалистов структурных подразделений мэрии города, бюджетных учреждений, информирование населения о состоянии окружающей среды, размещаются публикации на экологическую тематику в средствах массовой информации, проводятся дни защиты от экологической опасности.

Решение экологических проблем города требует реализации природоохранных мероприятий по различным направлениям деятельности в области охраны окружающей среды, что связано с продолжительностью сроков реализации мероприятий и значительными объемами финансирования. Кроме того, в 2009 году завершился срок действия программы "Экология города Архангельска (2007-2009 годы)". В этих условиях назрела необходимость разработки целевой экологической программы на 2010-2012 годы. Программный подход позволяет объединить разрозненные мероприятия, сформировать в разделы, согласовать их по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.