ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЭР ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2009 года N 352


Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Экология города Архангельска (2010-2012 годы)"

(с изменениями на 28 сентября 2010 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением мэра города Архангельска от 28 сентября 2010 года N 397.
____________________________________________________________________



В соответствии с распоряжением мэра города от 17.02.2009 N 175р "О разработке проекта целевой программы "Экология города Архангельска (2010-2012 годы)", согласно постановлению мэра города от 06.02.2008 N 66 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования "Город Архангельск" и их формирования и реализации" и в целях улучшения состояния окружающей среды на территории города Архангельска
     
постановляю:
       

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Экология города Архангельска (2010-2012 годы)".

2. Опубликовать постановление в средствах массовой информации и на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города по социальным вопросам Пачина Ю.А.

Мэр города
В.Н. Павленко


УТВЕРЖДЕНА
постановлением мэра
города Архангельска
от 3 сентября 2009 года N 352
(в редакции постановления
мэра города Архангельска
от 28 сентября 2010 года N 397
-
см. предыдущую редакцию)


ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Экология города Архангельска (2010-2012 годы)"


Паспорт долгосрочной целевой Программы
 

Наименование долгосрочной целевой программы

"Экология города Архангельска (2010-2012 годы)" (далее - Программа)

Наименование распоряжения мэра города о разработке проекта долгосрочной целевой программы

Распоряжение мэра города от 17.02.2009 N 175р "О разработке проекта целевой программы "Экология города Архангельска (2010-2012 годы)"

Заказчик-координатор долгосрочной целевой
программы

Мэрия города

Заказчик долгосрочной целевой программы

Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству

(строка в редакции постановления мэра города Архангельска от 28 сентября 2010 года N 397 - см. предыдущую редакцию)

Цель и задачи долгосрочной целевой программы

Основной целью реализации Программы является управление охраной окружающей среды в муниципальном образовании "Город Архангельск".
Реализация обозначенной цели планируется путем решения следующих задач:

1) поддержание в оперативном режиме базы данных состояния атмосферного воздуха;

2) исследование и изучение состояния компонентов окружающей среды на территории МО "Город Архангельск";

3) обеспечение граждан, заинтересованной общественности информацией о состоянии окружающей среды на территории города

Сроки реализации долгосрочной целевой программы

2010 - 2012 годы

Перечень основных мероприятий долгосрочной целевой программы

Основные мероприятия целевой Программы сформированы по 4 разделам:
атмосферный воздух;
почвы (земли);
леса и иная растительность;
экологическая культура

Исполнители долгосрочной целевой программы

Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству

(строка в редакции постановления мэра города Архангельска от 28 сентября 2010 года N 397 - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования составляет 1500,0 тыс.рублей, в т. ч. по источникам финансирования:
городской бюджет - 1500,0 тыс. рублей;
областной бюджет - 0,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой программы

Действующая система управления качеством атмосферного воздуха в городе;
получение данных о фактическом состоянии компонентов окружающей среды (атмосферный воздух города, компоненты окружающей среды, испытывающие высокую техногенную нагрузку от действия объекта размещения отходов, данные о качественных и количественных характеристиках лесов искусственного происхождения, произрастающих на 14 га городской территории);
издание 3-х единиц печатной продукции (ежегодных сборников о состоянии окружающей среды в городе Архангельске)

Целевые индикаторы и показатели долгосрочной целевой программы

Количество учитываемых источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу промышленных предприятий и автотранспорта (автотранспортных потоков) на основных магистралях;
количество объектов размещения отходов, на которых организован и проводится мониторинг состояния окружающей среды;
площадь инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности искусственного происхождения;
количество печатной продукции на экологическую тематику;
объем печатной продукции на экологическую тематику

I. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами

 

Высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере экологии, направленную на охрану окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно их полномочиям. В соответствии с полномочиями:

органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на уровне, непосредственно приближенном к населению, и призваны решать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения - вопросы местного значения;

в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа в области охраны окружающей среды относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Экологическая ситуация в муниципальном образовании "Город Архангельск" по-прежнему остается сложной. Основными проблемами являются высокий и повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха, загрязнение почв (земель) и изменение их свойств, состояние городской свалки твердых бытовых отходов, сохранность и восстановление лесов и иной растительности на территории города, недостаточный уровень экологической культуры населения.

К основным неблагоприятными факторам, оказывающим влияние на эту ситуацию, относятся: концентрация на ограниченной территории города значительного количества хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики; повышенный уровень фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде; несовершенство технического и технологического оборудования; недостаточное финансирование природоохранных мероприятий; тип климатических условий; особенности географического расположения города.

Уровень загрязнения воздуха в г. Архангельске характеризуется как высокий. Определяют его повышенные концентрации бенз(а)пирена, формальдегида, оксида азота, в отдельные периоды - метилмеркаптана. Основной вклад в загрязнение вносят целлюлозно-бумажные комбинаты, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия, теплоэнергетический комплекс и автомобильный транспорт. Изменения уровня загрязнения происходят, главным образом, вследствие значительного роста автомобильного парка. Учитывая ситуацию с состоянием атмосферного воздуха, мэрией города для нужд муниципального образования "Город Архангельск" завершены работы по разработке общегородского сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы города Архангельска" и начаты работы по его согласованию и организации поддержания и использования на постоянной основе и в оперативном режиме.

Основными источниками загрязнения почв на территории Архангельска являются: свалки твердых бытовых отходов, стоянки автотранспорта, промышленные предприятия, хозяйственно-бытовая деятельность человека. Практически все почвы города относятся к среднезагрязненным со слабой биологической активностью, сниженной способностью к самоочищению и самовосстановлению. По показателю фитотоксичности, дающему общее представление о степени загрязненности почв токсичными для растений веществами, преобладают почвы со слабой степенью фитотоксичности. Содержание биогенных элементов (калия, фосфора, кальция) в почвах высокое, что связано с наличием в почве бытовых отходов и строительного мусора. В суммарном загрязнении почв значительную часть представляют соединения свинца, кадмия и мышьяка. По суммарному показателю концентрации тяжелых металлов большинство исследованных почв относится к категории допустимого загрязнения. По агрохимическим показателям почвы вполне благоприятны для произрастания растительности.

Породный состав лесов, распространенных на территории города, сравнительно беден, отличается от естественных лесных массивов в основном высоким содержанием лиственных пород и низким содержанием хвойных, наличием различного рода патологий. При этом состав представлен средневозрастными насаждениями, перспективными для формирования лесных ландшафтов необходимых параметров. Видовой состав травянистой растительности на городских почвах сравнительно низок, проективное покрытие снижено из-за антропогенной нагрузки. Леса и иная растительность, способствуя биологической очистке атмосферного воздуха, формируют благоприятную среду обитания, оказывают огромное значение на экологическую ситуацию. Поэтому в городе проводятся мероприятия по инвентаризации лесов и древесно-кустарниковой растительности естественного происхождения. В период 2007-2008 годов выполнены 2 этапа мероприятий (подготовительные и полевые работы), в 2009 году завершается 3 этап (камеральные работы).

Одним из приоритетных направлений в области охраны окружающей среды является формирование экологической культуры. С этой целью в Архангельске реализуются мероприятия, направленные на экологическое образование руководителей и специалистов структурных подразделений мэрии города, бюджетных учреждений, информирование населения о состоянии окружающей среды, размещаются публикации на экологическую тематику в средствах массовой информации, проводятся дни защиты от экологической опасности.

Решение экологических проблем города требует реализации природоохранных мероприятий по различным направлениям деятельности в области охраны окружающей среды, что связано с продолжительностью сроков реализации мероприятий и значительными объемами финансирования. Кроме того, в 2009 году завершился срок действия программы "Экология города Архангельска (2007-2009 годы)". В этих условиях назрела необходимость разработки целевой экологической программы на 2010-2012 годы. Программный подход позволяет объединить разрозненные мероприятия, сформировать в разделы, согласовать их по ресурсам, исполнителям и срокам реализации.

II. Основные цели и задачи


Основной целью реализации Программы является управление охраной окружающей среды в муниципальном образовании "Город Архангельск".

Реализация обозначенной цели планируется путем решения следующих задач:

1) поддержание в оперативном режиме базы данных состояния атмосферного воздуха;

2) исследование и изучение состояния компонентов окружающей среды на территории МО "Город Архангельск";

3) обеспечение граждан, заинтересованной общественности информацией о состоянии окружающей среды на территории города.

III. Сроки реализации Программы

Реализация мероприятий Программы предусмотрена в период с 2010 до 2012 года.

IV. Система программных мероприятий


Мероприятия Программы направлены на достижение поставленной цели, решение поставленных задач в области охраны окружающей среды.

Мероприятия представлены в приложении N 1.

Программа включает в себя 4 основных раздела:

1) атмосферный воздух;

2) почвы (земли);

3) леса и иная растительность;

4) экологическая культура.

Каждый раздел содержит свои программные мероприятия, согласован по исполнителям, источникам и объемам финансирования.

V. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств городского бюджета. Общий объем составляет 1500,0 тыс. рублей, в том числе:

средства городского бюджета - 1500,0 тыс. руб.;

средства областного бюджета - 0,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники - 0,0 тыс. руб.

Объемы средств и источники финансирования

тыс. руб.

Источники

Общий объем

В том числе

финансирования

финансирования

2010 год

2011 год

2012 год

Всего по программе,
в том числе:

1500,0

500,0

500,0

500,0

Городской бюджет

1500,0

500,0

500,0

500,0

Областной бюджет

0,0

0,0

0,0

0,0

Внебюджетные средства

0,0

0,0

0,0

0,0


Расчеты, подтверждающие обоснованность объемов финансирования программных мероприятий, представлены в приложении N 3 к долгосрочной целевой программе "Экология города Архангельска (2010-2012 годы)".

Объемы финансирования Программы на 2010-2012 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке на соответствующий год, исходя из возможностей городского бюджета. В процессе исполнения городского бюджета объемы финансирования программных мероприятий, а также перечень мероприятий могут быть скорректированы разработчиком Программы в пределах средств, предусмотренных в городском бюджете на очередной финансовый год на реализацию Программы.

VI. Система управления реализацией Программы  
(раздел в редакции постановления мэра города Архангельска
от 28 сентября 2010 года N 397
- см. предыдущую редакцию)


Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств городского бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, осуществляют главные распорядители средств городского бюджета.

Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.

Исполнители Программы:

1) осуществляют планирование и реализацию мероприятий Программы по своим направлениям деятельности;

2) представляют в департамент городского хозяйства мэрии города:

ежемесячно, до 05 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчеты с нарастающим итогом с начала года. Отчетный период устанавливается квартал;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»