____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799 «О мерах государственной поддержки в 2008-2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях» и приказом Федерального агентства по образованию от 10 апреля 2009 года N 385 «Об итогах конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях» администрация Архангельской области
постановляет:
1. Назначить руководителем экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области заместителя главы администрации Архангельской области по социальным вопросам Кудряшову Е.В.
2. Утвердить прилагаемые:
программу реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области;
сетевой график реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Архангельской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Архангельской области
от 28 апреля 2009 года N 114-па/17
ПРОГРАММА
реализации экспериментального проекта
по совершенствованию организации питания
обучающихся в общеобразовательных учреждениях
Архангельской области
Наименование | - программа реализации экспериментального проекта | ||
Основания | - постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года N 799 «О мерах государственной поддержки в 2008-2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях»; | ||
Координатор экспериментального проекта | - департамент образования Архангельской области | ||
Основные разработчики экспериментального проекта | - департамент образования Архангельской области, | ||
Цель реализации экспериментального проекта | - создание эффективной системы организации питания школьников, основанной на принципах индустриализации и централизации, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья детей | ||
Задачи реализации экспериментального проекта | - обеспечение качественного питания школьников | ||
Целевые индикаторы | - задача N 1: | ||
Сроки реализации экспериментального проекта | - 2009 год | ||
Перечень основных мероприятий реализации экспериментального проекта | - программой экспериментального проекта предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям: | ||
Исполнители мероприятий экспериментального проекта | - департамент образования Архангельской области; | ||
Объем | - общий объем финансирования - 94300,9 тыс. рублей, | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации экспериментального проекта и показатели социально-экономической эффективности | - создание инфраструктуры для обеспечения качественным горячим питанием 100 процентов обучающихся общеобразовательных учреждений | ||
снижения производственных потерь вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специализированных систем производственного учета и контроля; | |||
Управление реализацией экспериментального проекта | - координацию и контроль действий по реализации экспериментального проекта осуществляет рабочая группа, состав которой утверждается распоряжением главы администрации Архангельской области; |
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает в обществе обоснованное беспокойство. Одной из причин высокого уровня заболеваемости школьников является неудовлетворительная система организации питания в общеобразовательных учреждениях, где дети в течение дня проводят до 7-8 часов.
Система организации школьного питания Архангельской области, оказавшаяся в сложном положении вследствие социально-экономических реформ 90-х годов, до сих пор испытывает значительные трудности. В настоящее время более 80 процентов школ самостоятельно организуют питание детей через собственные столовые, находящиеся на балансе общеобразовательных учреждений. Это означает, что каждая из этих столовых работает по полному производственному циклу, то есть с использованием сырья, обработка которого проводится непосредственно в самих школьных столовых. При этом материально-техническая база большинства столовых не соответствует установленным требованиям. По этой причине, а также из-за отсутствия надлежащей системы снабжения продуктами столовых общеобразовательных учреждений для питания детей используются промышленные полуфабрикаты глубокой заморозки, приобретаемые в торговой сети и не предназначенные специально для детского питания. Ежегодно Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области отмечаются нарушения принципов составления меню и пищевой ценности рационов. В школах преобладает углеводистая модель питания. Меню в большинстве случаев составляется по набору имеющихся в учреждении продуктов, при этом не учитывается физиологическая потребность детей в биологически ценных веществах. Остро стоит вопрос о включении в рационы питания продуктов, обогащенных макро- и микронутриентами. Недостаточно высок профессиональный уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания.
Следствием того, что большинство школ самостоятельно решают все проблемы, связанные с организацией питания детей, становится необеспечение равного доступа всех обучающихся к качественному питанию.
Негативное воздействие оказывают и такие факторы, как отсутствие у школьников стремления к ведению здорового образа жизни, несформированность модели рационального питания, недопонимание родителями учащихся важности правильно организованного питания во время учебного процесса.
Для перевода всей системы организации питания школьников Архангельской области на иной качественный уровень целесообразна экспериментальная отработка ее новой модели на территории одного из муниципальных образований. Для этих целей определено муниципальное образование «Северодвинск». Основаниями для выбора данной территории в качестве экспериментальной площадки стали требования к реализации экспериментальных проектов, установленные документами федерального уровня, а также анализ состояния этой сферы деятельности.
Так, в городе Северодвинске сохранена и развивается централизованная модель организации питания школьников. В текущем учебном году питание в 29 муниципальных общеобразовательных учреждениях города с общим количеством обучающихся около 17 тыс. человек организует муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания», которое на протяжении последних лет в соответствии с действующим законодательством определяется оператором по организации питания школьников г. Северодвинска.
Кроме этого, постановлением мэра Северодвинска от 08 июля 2008 года N 149 утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Школьное питание» на 2009-2011 годы. Во всех школьных столовых г. Северодвинска проведен технологический и инженерный аудит, который выявил следующее:
физический износ технологического оборудования пищеблоков составляет в среднем до 85 процентов;
технологическое оборудование эксплуатируется уже более 25 лет и требует полной замены;
не применяются современные технологии производства кулинарной продукции;
инженерные коммуникации, вентиляционные системы пищеблоков требуют замены и (или) ремонта;
обеденные залы школьных столовых непривлекательны;
не всегда эффективен производственный и финансовый контроль за процессом производства школьного питания;
существующая управленческая структура в сфере питания школьников сложна и многокомпонентна, она не позволяет своевременно реагировать на происходящие изменения;
требуется доработка нормативной базы по организации питания детей в общеобразовательных учреждениях.
По результатам аудита подготовлена основная техническая документация на модернизацию материально-технической базы школьных пищеблоков.
Необходимость изменений в организации питания школьников г. Северодвинска подтверждается данными состояния здоровья детей: число здоровых школьников за последнее десятилетие снизилось с 22,2 процента в 1998 году до 7,1 процента в 2007 году. Уровень заболеваемости детей по основным (наиболее часто регистрируемым) заболеваниям превышает средние областные показатели. За последние 10 лет частота распространенности заболеваний эндокринной системы в Северодвинске возросла в 7,4 раза (преимущественно за счет увеличения числа детей с избыточной и недостаточной массой тела). Лидирующее место занимают болезни органов дыхания, данный класс заболеваний также имеет тенденцию к росту, что косвенно свидетельствует о снижении общего иммунитета у детей. Патология опорно-двигательного аппарата увеличилась в 6 раз, общая заболеваемость по классу болезней органов пищеварительной системы выросла в 1,7 раза. Болезни органов пищеварения занимают в структуре заболеваемости школьников третье место.
Указанные причины позволяют говорить о необходимости разработки и реализации экспериментального проекта для осуществления единовременных качественных изменений в организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях с целью последующего перевода всей системы школьного питания Архангельской области на качественно иной уровень.
Основной целью экспериментального проекта является создание эффективной системы организации питания школьников, основанной на принципах индустриализации и централизации, ориентированной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Мероприятия проекта направлены на решение следующих задач:
1) обеспечение качественного питания школьников на основе внедрения научно обоснованных рационов питания;
2) модернизация материально-технической базы школьных столовых;
3) создание эффективной системы управления организацией питания школьников;
4) пропаганда здорового питания среди обучающихся и их родителей.
В соответствии с поставленными целями и задачами разработана схема организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Северодвинска, в основе которой - централизации производства готовой продукции в двух базовых столовых, работающих по полному производственному циклу.
Сохранение производственных мощностей на базе двух столовых обусловлено тем, что часть школ г. Северодвинска находится в относительной изоляции от основной части города, располагаясь на острове Ягры. Базовые столовые производят полуфабрикаты высокой степени готовности и распределяются в пищеблоки муниципальных общеобразовательных учреждений г. Северодвинска, где подвергаются термической обработке и раздаются потребителям (школьникам, персоналу школ).
В обобщенном виде новая модель организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Северодвинска представлена в следующей схеме:
Организацию питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Северодвинска осуществляет единое предприятие - оператор по оказанию данной услуги, которое будет осуществлять заготовку, хранение овощей, продуктов на складах и в овощехранилищах, доставку сырья, производственные процессы, транспортировку готовой продукции, сервисное обслуживание оборудования, обеспечение кадрами, процесс организации питания в доготовочных школьных столовых города.
Централизация позволит обеспечить максимальный уровень механизации производства продукции школьного питания, сокращение трудоемкости продукции, высокие показатели ее качества, более продолжительные сроки хранения, использование наиболее производительного оборудования, совместимого по применяемым технологиям обработки сырья и полуфабрикатов и обеспечивающего потребности в ассортименте оптимального питания. Концентрация производства позволит осуществлять эффективный контроль за деятельностью предприятия со стороны соответствующих государственных органов.
Перечень основных мероприятий по реализации экспериментального проекта приведен в приложении к настоящей Программе.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и показателей экспериментального проекта:
Наименование индикатора | Значение показателей (%) | |
2008 г. | 2009 г. |
1. Охват школьников горячим питанием | 82 | 100 |
2. Количество переоснащенных школьных пищеблоков | - | 30 |
3. Доля персонала школьных столовых, прошедших обучение для работы на новом оборудовании | - | 100 |
4. Доля школьников, задействованных в мероприятиях | 30 | 100 |
5. Доля родителей школьников, задействованных в мероприятиях по пропаганде здорового питания | 20 | 100 |