Недействующий

О внесении изменений и дополнений в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Архангельской области на... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности жилищно-коммунальных услуг для населения. Качественное выполнение этих требований в настоящее время невозможно из-за неудовлетворительного состояния жилищного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования. Проведение капитального ремонта многоквартирных домов независимо от формы собственности на помещения в них относится к вопросам местного значения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» жилищный фонд от ведомственных предприятий принимался в собственность муниципальных образований. Жилые дома передавались без проведения капитального и текущего ремонтов балансодержателем.

В последние десятилетия со стороны собственников имело место существенное недофинансирование содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, что привело к некачественному его содержанию, увеличению износа инженерных коммуникаций и, как следствие, к преждевременному старению, ветшанию жилищного фонда.

В настоящее время требуют капитального ремонта 14738 жилых домов (общей площадью 11638,9 тыс. кв. м), находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствующих санитарным и техническим нормам эксплуатации. В соответствии с ведомственными строительными нормами 58-88р «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» срок эффективной эксплуатации большей части имеющегося на территории Архангельской области жилищного фонда исчерпан.

Сложившееся положение связано с отсутствием необходимых объемов жилищного строительства, а также с отсутствием достаточного финансирования капитальных ремонтов.

В связи с недостатком финансовых средств деятельность жилищно-коммунального комплекса характеризуется низким, не соответствующим запросам потребителей качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства также обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, низкой платежеспособностью населения, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, что, в свою очередь, привело к ухудшению качества жизни.

Кроме того, отсутствие тарифной политики в сфере капитального ремонта жилищного фонда в течение ряда последних лет также повлияло на объемы ежегодно выполняемых работ и увеличение потребности ремонта.

Отсутствие системного, программного подхода к решению имеющихся проблем жилищно-коммунальной сферы может привести к нарастанию количества объектов категории аварийного и ветхого жилфонда, подлежащего немедленному расселению.

В составе затрат для проведения капитального ремонта жилищного фонда необходимо учитывать капитальный ремонт шиферных и рулонных кровель жилых домов, выборочный капитальный ремонт многоквартирных домов с заменой изношенных строительных элементов и инженерного оборудования. Обязательным ремонтным мероприятием в фонде типовых зданий является утепление и восстановление защитного покрытия ограждающих конструкций данных домов в соответствии с радикально изменившимися нормативными требованиями по теплозащите и гидроизоляции покрытий.

Снижение теплопотребления (с одновременным повышением температурно-влажностного и воздушного комфорта жилищ) в типовых домах позволит достичь одной из важнейших целей реформы жилищно-коммунального хозяйства - снижения стоимости эксплуатации зданий. В средства на капитальный ремонт фасадов необходимо закладывать затраты на мероприятия по утеплению фасадов первых типовых серий с применением современных строительных отделочных материалов и окраску фасадов кирпичных оштукатуренных жилых домов старой застройки.

Исходя из изложенного, основной задачей развития сферы жилищно-коммунального хозяйства является формирование стимулирующих механизмов для привлечения финансовых средств в отрасль как со стороны пользователей жилых помещений, так и со стороны бюджетов.

Один из главных ожидаемых результатов - создание условий для саморазвивающегося механизма финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, доступного для участия собственными средствами широкого круга пользователей помещений. Внедрение энергоэффективных ограждающих конструкций и утеплителей создаст условия для экономии при эксплуатации зданий топливно-энергетических ресурсов. Современное инженерное оборудование и санитарно-технические изделия обеспечат снижение расхода воды, тепла и других энергетических ресурсов.

Современная экономическая ситуация и принятый Федеральный закон позволяют сегодня получать финансирование на развитие жилищно-коммунального хозяйства в части капитального ремонта жилья. Финансовая поддержка муниципальных образований возможна только при наличии утвержденных в установленном порядке муниципальных программ капитального ремонта многоквартирных домов и в рамках соответствующего участия в региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В Архангельской области требуют капитального ремонта 14738 жилых домов. Общая потребность средств, необходимых на проведение капитального ремонта жилищного фонда Архангельской области, составляет 41937,8 млн. рублей.

Из-за отсутствия достаточного количества бюджетных средств на протяжении многих лет несвоевременно проводился капитальный ремонт жилых домов, в связи с чем их износ значительно увеличился. Далее игнорировать проблему невозможно. По оценкам муниципальных образований Архангельской области, для выполнения капитального ремонта жилищного фонда в 2008 году необходимо 1380554,8 тыс. рублей.

Учитывая необходимость решения широкого круга вопросов по обеспечению надлежащего содержания жилищного фонда и созданию безопасных условий проживания граждан в жилых помещениях, высокую стоимость мероприятий и продолжительность сроков их реализации, необходимо решать обозначенные проблемы программными методами.