АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
Двадцать четвертая сессия двадцать четвертого созыва

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2007 года N 482


Об утверждении городской целевой Программы «Развитие жилищного
строительства и инженерной инфраструктуры на территории города
Архангельска на 2007-2010 годы»

(с изменениями на 30 ноября 2010 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Архангельского горсодского Совета депутатов от 19 декабря 2007 года N 583;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 28 июля 2008 года N 716;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 22 октября 2008 года N 764 (газета "Архангельск" от 7 ноября 2008 года N 161 (3905));

решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 декабря 2008 года N 818;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 18 февраля 2009 года N 828;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 8 апреля 2009 года N 840;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 26 мая 2009 года N 867;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 2 декабря 2009 года N 10;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 10 февраля 2010 года N 53;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 24 марта 2010 года N 73;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 25 мая 2010 года N 106;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 20 октября 2010 года N 147;

решением Архангельского городского Совета депутатов от 30 ноября 2010 года N 173.

____________________________________________________________________


Архангельский городской Совет депутатов

решил:

Утвердить прилагаемую городскую целевую Программу «Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на территории города Архангельска на 2007-2010 годы».

Мэр города
А.В. Донской


УТВЕРЖДЕНА
решением Архангельского
городского Совета депутатов
от 12 сентября 2007 года N 482
 (в редакции решения Архангельского
городского Совета депутатов
от 30 ноября 2010 года N 173
-
 см. предыдущую редакцию)


Городская целевая Программа
«Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры
на территории города Архангельска на 2007-2010 годы»

____________________________________________________________________

По тексту Программы слова "служба заместителя мэра города по городскому хозяйству" заменены словами "служба муниципального заказа" на основании решения Архангельского городского Совета депутатов от 8 апреля 2009 года N 840.

____________________________________________________________________     

 


Паспорт Программы

Наименование
Программы

«Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на территории города Архангельска на 2007-2010 годы»

Основание для разработки Программы

  Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы»;
Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 80-5-ОЗ (ред. от 20.10.2006) «О социально-экономической целевой программе Архангельской области «Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы»

Заказчик Программы

служба заместителя мэра города по городскому хозяйству

(строка в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 10 февраля 2010 года N 53 - см. предыдущую редакцию)

Основной разработчик Программы

департамент градостроительства, департамент муниципального имущества мэрии города, служба заместителя мэра города по городскому хозяйству

(строка в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 10 февраля 2010 года N 53 - см. предыдущую редакцию)

Координатор - разработчик Программы

департамент экономики мэрии города

Цели Программы

- обеспечение граждан, проживающих на территории Архангельска, жильем, соответствующим социальным стандартам;
- развитие жилищного строительства за счет всех источников финансирования;
- обеспечение развития инженерной инфраструктуры застроенных и незастроенных территорий для увеличения предложения земельных участков на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения

Задачи Программы

- принятие муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих и развивающих жилищное строительство;
- развитие рынка земельных участков под жилищное строительство;
- обеспечение строительства жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;
- развитие жилищного строительства за счет всех источников финансирования, в том числе через ипотечное кредитование;
- подготовка земельных участков под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в различных районах города;
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда

Сроки реализации
Программы

2007-2010 годы

Исполнители основных
мероприятий Программы

департамент градостроительства, департамент муниципального имущества мэрии города, служба заместителя мэра города по городскому хозяйству, организации города

(строка в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 10 февраля 2010 года N 53 - см. предыдущую редакцию)

Источники
финансирования

Общий объем финансирования составляет 368,194 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:

областной бюджет - 174,100 млн. рублей;

городской бюджет - 194,094 млн. рублей

(строка в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 30 ноября 2010 года N 173 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- формирование рынка земельных участков под жилищное строительство;
- развитие застроенных территорий и инфраструктуры города;
- увеличение жилищного строительства ежегодно до 95 - 100 тыс. кв. м. к 2010 году;
- улучшение демографической ситуации в городе

Контроль
за исполнением Программы

Контроль осуществляет служба заместителя мэра города по городскому хозяйству и Архангельский городской Совет депутатов

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Жилищная проблема является наиболее острой из всех социальных проблем города. По состоянию на 01.01.2007 в ветхом жилищном фонде проживает более 18 тыс. человек или 7685 семей. С учетом реального технического состояния деревянного жилищного фонда нарушены санитарные нормы для проживания граждан еще ориентировочно в 400 домах (9320 человек). Динамика ветшания муниципального жилищного фонда представлена на графике.

                                            

Потенциальным источником увеличения аварийного жилья в настоящее время являются дома первых массовых серий. Проблема реконструкции таких домов усложняется не столько моральным и физическим износом конструкций дома, сколько состоянием внутренних инженерных сетей, нормативные сроки эксплуатации которых исчерпаны.

Расселение горожан из ветхого жилья из-за отсутствия жилой площади в городе происходит очень медленно. Проживающие в ветхих и непригодных для проживания домах граждане, в основном, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести жилье. Более того, ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик города, понижает его инвестиционную привлекательность.

С 1990 года жилищная политика строится на принципах сокращения государственного участия и повышения роли рыночных механизмов. Однако, снижая объемы финансирования отрасли, не было предложено схемы долгосрочного жилищного кредитования. В результате за годы перехода к рыночной экономике объемы ввода жилья резко сократились. Динамика ввода в действие жилья приводится в таблице 1.

Таблица 1

Ввод в действие жилой площади в 1998 - 2006 гг.

Показатели

1998г

1999г

2000г

2001г

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

Всего построено кв.м. общей жилой площади

45158

45407

26634

32019

36982

24966

35752

29394

74130

в том числе:

- организациями

15406

22344

954

13232

17386

14068

21075

13901

-жилищно-строительными
кооперативами

68

10697

3009

-

4325

3650

8911

7389

- индивидуальными застройщиками

29684

12366

22671

18787

15271

7246

5766

8104

18927

                                  

Годовой объем ввода жилья в городе достиг 0,208 кв. м на одного человека при среднем показателе по России - 0,302 кв. м.

Несмотря на увеличение объемов ввода жилья в Архангельске за последний год, потребность в благоустроенном жилье остается очень высокой.

Рост объемов строительства жилья за счет средств населения в настоящее время сдерживается из-за высокой стоимости строительства и невысоких доходов подавляющей части населения. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так, средняя цена 1 квадратного метра общей площади квартир в многоэтажных панельных домах на первичном рынке жилья в 4 квартале 2006 года составляла 34 800 рублей, в то время как среднемесячная заработная плата одного работника за 2006 год - 13406 рублей.

Отсутствие реальной возможности приобретения жилья для улучшения жилищных условий создает в обществе социальную напряженность, ведет к ухудшению демографической ситуации в городе.

Удорожание строительства жилья обусловлено преобладанием в настоящее время «точечной застройки» жилья по индивидуальным проектам. Стоимость 1 кв. м строящегося жилья повышает и существующая практика возложения на застройщиков жилых домов затрат, связанных с дополнительными нагрузками по развитию и обустройству магистральных и внутриквартальных инженерных сетей, иных объектов инженерной (коммунальной) инфраструктуры. Доля расходов на строительство инженерных сетей составляет в отдельных случаях до 30% сметной стоимости жилого объекта.

Поэтому одной из основных проблем, сдерживающих рост ввода жилья, является недостаточное количество земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой. Учитывая, что объемы возводимого жилья в городе в соответствии с планами социально-экономического развития города должны быть существенно увеличены, возникает проблемная задача формирования муниципального рынка земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерной инфраструктурой.

Эта ситуация требует необходимости организации на муниципальном уровне дополнительных мероприятий по созданию эффективных процедур подготовки и проведения аукционов по земельным участкам, которые являются главными элементами формирования рынка земельных участков.

Сдерживающим фактором проведения таких аукционов является упомянутая ситуация дефицита земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, что в большей степени определяется отсутствием экономического механизма привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время завершается период так называемой «точечной застройки» с использованием уже существующих коммунальных сетей. Это существенно ограничивает возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства в городе и требует формирования новых рыночных механизмов воспроизводства инженерной инфраструктуры земельных участков под строительство.

Необходимо переходить от «точечной застройки» к возведению целых микрорайонов. А это предполагает развитие инфраструктуры: строительство дорог, инженерных коммуникаций, школ, детских садов, спортивных сооружений.

В рамках данной Программы актуальным и приоритетным направлением является решение вопросов обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом. Именно поэтому данная Программа должна обеспечить комплексный подход к решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий, а также способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей при подготовке строительных площадок под массовую жилую застройку. В настоящее время на территории города, за исключением VI и VII микрорайонов (ТО «Майская горка»), нет подготовленных строительных площадок для массового жилищного строительства, большинство имеющихся площадок требуют значительных капитальных вложений на обустройство инженерной инфраструктурой.

Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства в городе, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья. При этом увеличение объемов жилищного строительства обязательно требует опережающего развития инженерной инфраструктуры.

Решение этих важных городских проблем возможно только программно-целевым методом, при осуществлении реализации Программы «Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на территории города Архангельска на 2007 - 2010 годы».

II. Основные цели и сроки реализации программы


Основными целями Программы являются:

- обеспечение граждан, проживающих на территории Архангельска, жильем, соответствующим социальным стандартам;

- развитие жилищного строительства за счет всех источников финансирования;

- обеспечение развития инженерной инфраструктуры застроенных и незастроенных территорий для увеличения предложения земельных участков на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.

Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

- подготовить и принять муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие и развивающие жилищное строительство;

- создать условия для развития массового жилищного строительства за счет всех источников финансирования, в т. ч. через ипотечное кредитование;

- обеспечить строительство жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;

- создать условия для строительства жилья с целью расселения и сноса аварийного и ветхого жилого фонда;

- подготовить земельные участки под жилищное строительство инженерной инфраструктурой в различных районах города;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»