(с изменениями на 2 декабря 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Архангельского горсовета от 21 ноября 2007 года N 547;
решением Архангельского горсовета от 13 февраля 2008 года N 618;
решением Архангельского горсовета от 17 сентября 2008 года N 749;
решением Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 года N 783;
решением Архангельского горсовета от 2 декабря 2009 года N 8.
____________________________________________________________________
В целях создания системы адресной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и для улучшения демографической ситуации в городе Архангельский городской Совет депутатов
решил:
Утвердить прилагаемую городскую целевую Программу «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)».
Мэр города
А.В. Донской
УТВЕРЖДЕНА
решением Архангельского
городского Совета депутатов
от 25 октября 2006 года N 258
(в редакции решения Архангельского
городского Совета депутатов
от 2 декабря 2009 года N 8 -
см. предыдущую редакцию)
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска
(2007-2009 годы)»
____________________________________________________________________
По тексту Программы слово "субсидия" заменено словами "социальная выплата" в соответствующих падежах на основании решения Архангельского горсовета от 17 сентября 2008 года N 749.
____________________________________________________________________
Наименование | Городская целевая Программа «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)» |
Заказчик Программы | Управление строительства и капитального ремонта мэрии города Архангельска |
Основной разработчик Программы | Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска |
Цель | Оказание адресной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Архангельске |
Задачи Программы | Разработка и внедрение на территории города правовых и финансовых механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем |
(строка в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 года N 783 - см. предыдущую редакцию) | |
Сроки реализации Программы | 2007-2009 годы в два этапа: |
Основные исполнители Программы | Управление строительства и капитального ремонта мэрии города Архангельска; служба заместителя мэра города по городскому хозяйству мэрии города Архангельска; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования составляет 62,62 млн. руб., в том числе: городской бюджет - 12,81 млн. рублей: привлеченные средства - 37,57 млн. рублей |
(строка в редакции решения Архангельского горсовета от 21 ноября 2007 года N 547 - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Обеспечение жильем 56 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе: в 2007 году - 12 молодых семей, в 2008 году - 14 молодых семей, в 2009 году - 30 молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников, банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы; |
(строка в редакции решения Архангельского горсовета от 21 ноября 2007 года N 547 - см. предыдущую редакцию) | |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска. |
Одной из наиболее острых проблем города Архангельска, региона и России в целом является сокращение численности населения. Одна из составляющих этой проблемы - снижение уровня рождаемости. Молодые семьи в Архангельске составляют 20,4% всех семей, при этом на них приходится 77,7% всех ежегодно рождающихся детей. Как показывает мировой опыт, для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка на каждую семью. В Архангельске за последнее десятилетие, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, он уменьшился до 1,15.
В современном обществе молодая семья имеет ряд социально-экономических и психологических особенностей:
- объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности;
- возрастной период членов семьи, в котором большинство молодых супругов вынуждено проходить определенные ступени социализации, получать образование, профессию, искать рабочее место;
- необходимость эффективной адаптации к семейной жизни, так как именно от данного адаптационного периода во многом зависит сохранение и прочность семейного союза.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросе рождения детей. Очевидно, что для увеличения численности населения города необходимо оказывать содействие именно этой целевой группе.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилищным кооперативам (МЖК), которые выступали в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны органов власти, так как приобрести отдельную жилую площадь для многих молодых семей, только начинающих трудовую деятельность, является непосильной задачей.
Своевременность и актуальность решения жилищного вопроса связана с тем, что в первом десятилетии XXI века в репродуктивный возраст вступает относительно многочисленное поколение женщин, рожденных в 1982 - 1988 годах. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки для данной целевой группы, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут стать наиболее действенным механизмом увеличения рождаемости в городе.
По данным отдела по учету и распределению жилой площади службы заместителя мэра города по городскому хозяйству (на 01.03.2006 г.) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 353 молодых семьи (без учета стоящих на очереди в составе семей родителей). Фактическое число молодых семей, которые нуждаются в отдельном благоустроенном жилье, по крайней мере, в 2-3 раза выше.
Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых горожан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Основной целью городской целевой программы (далее - Программа) является оказание адресной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Архангельске.
Для достижения основной цели Программы требуется решить первоочередные задачи:
- разработка и внедрение на территории города правовых и финансовых механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
- предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
(дефис в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 года N 783 - см. предыдущую редакцию)
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.
Реализация Программы будет проходить в два этапа:
1 этап (2007 год):
- нормативно-правовое обеспечение Программы, формирование и отработка механизмов поддержки молодых семей в приобретении жилья;
- создание системы мониторинга реализации Программы;
- определение участников Программы из числа молодых семей, способных принять участие согласно требованиям Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья;
- выдача социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Программы;
- приобретение (строительство) жилья молодыми семьями.
2 этап (2008-2009 годы):
- выдача социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Программы, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
(дефис в редакции решения Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 года N 783 - см. предыдущую редакцию)
- приобретение (строительство) жилья молодыми семьями.
Источниками финансирования Программы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья;
б) средства областного бюджета, передаваемые в городской бюджет в порядке межбюджетных отношений при реализации Программы; предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка дополнительных социальных выплат на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);
в) средства городского бюджета, направляемые на предоставление молодым семьям безвозмездных социальных выплат на компенсацию части стоимости приобретения или строительства жилья.
(абзац первый в редакции решения Архангельского горсовета от 21 ноября 2007 года N 547 - см. предыдущую редакцию)
Объем внебюджетных средств определен расчетным путем.
Средняя расчетная рыночная цена 1 кв. м площади жилого помещения на 2006 год утверждена постановлением мэра города от 13 апреля 2006 г. N 154 и составляет 16,26 тыс. руб. Оценка объемов средств из городского бюджета на 2007-2009 годы произведена из расчета прогнозной средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Общий объем финансирования Программы из всех источников финансирования на 2007-2009 годы составляет 62,62 млн. рублей, в том числе: средства городского бюджета - 12,81 млн. рублей, областного бюджета - 6,04 млн. рублей, федерального бюджета - 6,20 млн. рублей, привлеченные средства (средства молодых семей) - 37,57 млн. рублей. Выполнение мероприятий Программы позволит ввести в эксплуатацию более 3 тыс. кв.м общей площади жилья.
(абзац четвертый в редакции решения Архангельского горсовета от 21 ноября 2007 года N 547 - см. предыдущую редакцию)
Возможными формами участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально - технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями, правительством Архангельской области и мэрией города Архангельска в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Архангельской области.
(абзац дополнительно включен на основании решения Архангельского горсовета от 2 декабря 2009 года N 8)
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам и годам (в млн. рублей)
Источники финансирования | Объем финансирования | В том числе | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Всего по Программе | 62,62 | 17,62 | 20,00 | 25,00 |
в том числе: | ||||
городской бюджет | 12,81 | 3,81 | 4,00 | 5,00 |
областной бюджет | 6,04 | 1,54 | 2,00 | 2,50 |
федеральный бюджет | 6,20 | 1,70 | 2,00 | 2,50 |
привлеченные средства | 37,57 | 10,57 | 12,00 | 15,00 |