Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О социально-экономической целевой программе Архангельской области
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской
области на 2007 - 2010 годы»

(с изменениями на 3 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 15 апреля 2009 года N 4-2-ОЗ

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Областным законом от 23 мая 2007 года N 354-18-ОЗ (газета "Волна" от 6 июня 2007 года N 43 (1055);

областным законом от 8 ноября 2007 года N 448-внеоч.-ОЗ (газета "Волна" от 23 ноября 2007 года N 91 (1103));

областным законом от 26 июня 2008 года N 535-28-ОЗ (газета "Волна" от 15 июля 2008 года N 27 (1140));

областным законом от 26 ноября 2008 года N 616-31-ОЗ (газета "Волна" от 9 декабря 2008 года N 48 (1161));

областным законом от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ (газета "Волна" от 9 декабря 2008 года N 48 (1161))

___________________________________________________________________   


Статья 1.

Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» согласно приложению к настоящему закону.

Статья 2.

Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3.

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

   Глава администрации области
 Н.И. Киселев



г. Архангельск

28 сентября  2006 г.

N 224-12-ОЗ

Приложение
к областному закону
от 28 сентября 2006 года N 224-12-ОЗ
(в редакции областного закона
от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ
-

 см. предыдущую редакцию)



Социально-экономическая целевая программа
Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы»


Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Архангельской области на 2007 - 2010 годы»

Наименование     
программы

-

социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» (далее - Программа)

Основание        
для разработки   
Программы

-

постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы»

Государственный  
заказчик         
Программы    

-

департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства администрации Архангельской области (далее - департамент ТЭК и ЖКХ)

Основные         
разработчики     
Программы        

-
-

департамент ТЭК и ЖКХ;
департамент экономического развития Архангельской области

Цели  
Программы

-

-

-

-

повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;
обеспечение самоокупаемости предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;
улучшение качества жилищно-коммунальных услуг

Задачи  Программы

-

-

-

-


-

-

-

-

-

-

обеспечение нормативно-правового сопровождения реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства;
создание системы отраслевого территориального управления жилищно-коммунальным хозяйством;
перевод взаимоотношений получателей, производителей и поставщиков услуг жилищно-коммунального хозяйства на договорную основу;
обеспечение экономической прозрачности деятельности предприятий путем повышения эффективности системы регулирования тарифов и цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
развитие предпринимательства и конкуренции в немонопольном секторе коммунального хозяйства;
обеспечение финансовой стабильности и оздоровления коммунальных предприятий;
обеспечение условий для снижения издержек ЖКХ; повышение качества предоставляемых коммунальных услуг;
создание условий для инвестиционной привлекательности коммунального хозяйства;
техническое перевооружение коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
государственная поддержка модернизации коммунального хозяйства

Сроки и этапы    
реализации       
Программы

-

2007 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап

Основные         
мероприятия      
Программы

-
-
-
-

модернизация коммунальной инфраструктуры;
эффективное использование природного газа;
эффективное использование местных видов топлива;
модернизация теплоисточников и систем теплоснабжения

Исполнители      
Программы

-
-

-
-
-
-

департамент ТЭК и ЖКХ;
департамент строительства и архитектуры администрации Архангельской области;
департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области;
департамент финансов администрации Архангельской области;
департамент экономического развития Архангельской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

Объем и источники     финансирования   
Программы

-
-
-
-
-

общий объем финансирования составляет 3243093,5 тыс. рублей*, в том числе:
средства федерального бюджета - 390274 тыс. рублей* (12,0%);
средства областного бюджета - 1169598,5 тыс. рублей** (36,1%);
средства местных бюджетов - 572972 тыс. рублей* (17,7 %);
средства внебюджетных источников - 1110249 тыс. рублей* (34,2 %).
Объем финансирования из федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при их формировании на очередной финансовый год

(строка в редакции областного закона от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые        
конечные         
результаты       
реализации       
Программы

-

-
-
-

повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания;
повышение надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения;
повышение комфортности и безопасности условий проживания;
снижение уровня износа объектов коммунального хозяйства области на 10 %

Система          
организации      
контроля за      
исполнением      
Программы

контроль за ходом исполнения Программы осуществляют департамент ТЭК и ЖКХ, Архангельское областное Собрание депутатов

____________________

* Объем финансирования носит прогнозный характер, подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета соответствующего уровня и внебюджетных источников на очередной финансовый год. Финансирование осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных с главным распорядителем (по федеральным целевым программам) и с органом местного самоуправления (при участии в Программе муниципального образования).

** Объем финансирования из областного бюджета носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.

1. Технические и экономические предпосылки необходимости модернизации
жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области


В подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, в качестве задач определены ликвидация дотационности, привлечение инвестиций, становление конкурентных договорных взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Эти задачи могут быть реализованы при условии привлечения средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.

________________

* Вероятно, опечатка оригинала: документ был принят 17.09.2001. - Примечание компания "Двина-Софт".

Программа определяет комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности и эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Основой Программы являются мероприятия по модернизации оборудования, замене ветхих и устаревших сетей на современные с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и принятию мер по стимулированию энергосберегающих программ, использованию и привлечению предприятиями ЖКХ всех доступных ресурсов, созданию конкурентной среды с организацией государственного контроля над локальными монополиями.

Программа является основополагающим документом для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в части модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территории Архангельской области.

1.1. Техническое состояние жилищно-коммунального хозяйства

Услугами ЖКХ в Архангельской области пользуются 1262,5 тыс. человек, в том числе городское население - 947,6 тыс. человек, жители сельских населенных пунктов - 314,9 тыс. человек.

Весь жилищный фонд Архангельской области составляет 29,2 млн. кв. м, то есть на одного человека приходится в среднем 23,1 кв. м общей площади жилья. Городской жилищный фонд занимает 20,6 млн. кв. м, сельский - 8,6 млн. кв. м.

Географическое положение Архангельской области и процессы, происходящие в экономике Российской Федерации, во многом определили стратегию развития ЖКХ и проблемы его состояния в настоящее время. Принятый от ведомственных организаций жилищный фонд, приватизация его населением, развитие индивидуального жилищного строительства, акционирование предприятий и организаций существенно повлияли на структуру жилищного фонда, расположенного в Архангельской области. В период с 2000 года доля частного жилищного фонда увеличилась на 7,7 %.

Основными собственниками жилищного фонда в настоящее время являются частные лица, в распоряжении которых находится 16,7 млн. кв. м площади жилья, или 57,3 %.

В то же время благоустроенность жилищного фонда за эти годы практически не изменилась, так как новое строительство велось в небольших объемах.

Оборудование жилищного фонда Архангельской области, по сведениям статистики, характеризуется следующими данными:

жилищный фонд, оборудованный

удельный вес от всего жилищного фонда (%)

водопроводом

59,2

канализацией

56,6

центральным отоплением

59,5

горячим водоснабжением

52,2

ваннами (душами)

53,5

газом

55,2

электрическими напольными плитами

10,0


Одновременно процесс передачи жилья, находящегося в ведении ведомственных организаций, расположенного в основном на окраинах населенных пунктов, привел к тому, что в Архангельской области тепло- и водокоммуникации имеют большую разбросанность и протяженность:

- водопроводные сети - 2342 км;

- канализационные сети - 1002 км;

- тепловые сети - 1913 км.

Кроме того, следствием приватизации предприятий и организаций и освобождения промышленных предприятий от функций по содержанию объектов ЖКХ стало наличие в жилищно-коммунальном комплексе области 782 муниципальных котельных со значительной степенью износа оборудования (65 %), использующих в качестве топлива уголь, мазут, древесные отходы, природный газ.

Процент износа основных производственных фондов составляет: тепловых сетей - 70 %, водопроводных сетей - 75 %, электрических сетей - 57 %, канализационных сетей - 55 %. Потери тепловой энергии с утечками сетевой воды в результате отсутствия эффективной изоляции трубопроводов достигают 50 %, потери холодной воды - 20 %, электрической энергии - 17 %.

Несмотря на разнородность услуг, все они имеют единые признаки:

- использование в технологическом процессе сложной инженерной инфраструктуры;

- строгая последовательность всех стадий технологического процесса;

- отсутствие у потребителя возможности отказаться от данного вида услуг на длительное время;

- невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет их более полного использования в другой период.

На территории Архангельской области жилищно-коммунальные услуги потребителям оказывают 595 предприятий, в том числе 200 многоотраслевых предприятий ЖКХ, 58 специализированных теплоснабжающих предприятий, 5 предприятий, оказывающих услуги электроснабжения, 36 предприятий водоснабжения и водоотведения.

С увеличением объемов обслуживания объектов ЖКХ существующие темпы строительства и капитального ремонта в области не обеспечивают прямого воспроизводства жилищного фонда и коммунальных объектов, объем капитального ремонта жилых домов из-за отсутствия в местных бюджетах средств сократился. В связи с этим увеличилась площадь ветхого и аварийного жилья, а также возросло количество аварий на инженерных сетях и в котельных. С 2000 года прирост ветхого и аварийного жилья увеличился в 2,2 раза и составил 2179,2 тыс. кв. м, или 7,5 %.

Изношенность коммуникаций, рост риска разрушения конструкций жилых домов по причине их ветхости оказали существенное влияние на потенциальную возможность оказания качественных и достаточных жилищно-коммунальных услуг, резко снизили условия комфортного проживания, в связи с чем возникла объективная необходимость начать переоснащение коммуникационных сетей, осуществлять реконструкцию и модернизацию существующего жилищного фонда, замену котельного оборудования, переход на более экономичные виды топлива.

Для ЖКХ сельской местности характерны малый объем государственного жилья и невысокая плотность населения. Создание конкурентной среды и привлечение инвестиций для модернизации и развития ЖКХ на селе, как правило, весьма затруднительны.

1.2. Финансовое состояние предприятий ЖКХ

Общий объем предоставленных предприятиями ЖКХ услуг за 2005 год составил 12935,1 млн. рублей, что на 42 % выше показателя 2004 года. Постоянный рост объемов производства в стоимостном выражении связан с увеличением цен и тарифов на услуги ЖКХ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и вследствие увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного оборудования.

Убытки от финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ за 2005 год составили 567,4 млн. рублей (в 2004 году - 875,6 млн. рублей).

Одной из важнейших проблем остается кредиторская задолженность бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. В течение ряда лет неплатежи предусматривались уже на стадии формирования бюджетов, когда потребности в текущем финансировании и погашение кредиторской задолженности прошлых лет учитывались не полностью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»