(с изменениями на 3 декабря 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 15 апреля 2009 года N 4-2-ОЗ
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Областным законом от 23 мая 2007 года N 354-18-ОЗ (газета "Волна" от 6 июня 2007 года N 43 (1055);
областным законом от 8 ноября 2007 года N 448-внеоч.-ОЗ (газета "Волна" от 23 ноября 2007 года N 91 (1103));
областным законом от 26 июня 2008 года N 535-28-ОЗ (газета "Волна" от 15 июля 2008 года N 27 (1140));
областным законом от 26 ноября 2008 года N 616-31-ОЗ (газета "Волна" от 9 декабря 2008 года N 48 (1161));
областным законом от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ (газета "Волна" от 9 декабря 2008 года N 48 (1161))
___________________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» согласно приложению к настоящему закону.
Статья 2.
Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» при составлении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 3.
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области
Н.И. Киселев
г. Архангельск
28 сентября 2006 г.
N 224-12-ОЗ
Приложение
к областному закону
от 28 сентября 2006 года N 224-12-ОЗ
(в редакции областного закона
от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ -
см. предыдущую редакцию)
Социально-экономическая целевая программа
Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы»
Наименование | - | социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 - 2010 годы» (далее - Программа) |
Основание | - | |
Государственный | - | департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства администрации Архангельской области (далее - департамент ТЭК и ЖКХ) |
Основные | - | департамент ТЭК и ЖКХ; |
Цели | - | повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней; |
Задачи Программы | - | обеспечение нормативно-правового сопровождения реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства; |
Сроки и этапы | - | 2007 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап |
Основные | - | модернизация коммунальной инфраструктуры; |
Исполнители | - | департамент ТЭК и ЖКХ; |
Объем и источники финансирования | - | общий объем финансирования составляет 3243093,5 тыс. рублей*, в том числе: |
(строка в редакции областного закона от 3 декабря 2008 года N 639-32-ОЗ - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые | - | повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания; |
Система | контроль за ходом исполнения Программы осуществляют департамент ТЭК и ЖКХ, Архангельское областное Собрание депутатов |
____________________
* Объем финансирования носит прогнозный характер, подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета соответствующего уровня и внебюджетных источников на очередной финансовый год. Финансирование осуществляется на основании соглашений (договоров), заключенных с главным распорядителем (по федеральным целевым программам) и с органом местного самоуправления (при участии в Программе муниципального образования).
** Объем финансирования из областного бюджета носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
В подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, в качестве задач определены ликвидация дотационности, привлечение инвестиций, становление конкурентных договорных взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Эти задачи могут быть реализованы при условии привлечения средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.
________________
* Вероятно, опечатка оригинала: документ был принят 17.09.2001. - Примечание компания "Двина-Софт".
Программа определяет комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности и эффективности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
Основой Программы являются мероприятия по модернизации оборудования, замене ветхих и устаревших сетей на современные с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и принятию мер по стимулированию энергосберегающих программ, использованию и привлечению предприятиями ЖКХ всех доступных ресурсов, созданию конкурентной среды с организацией государственного контроля над локальными монополиями.
Программа является основополагающим документом для реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в части модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территории Архангельской области.
1.1. Техническое состояние жилищно-коммунального хозяйства
Услугами ЖКХ в Архангельской области пользуются 1262,5 тыс. человек, в том числе городское население - 947,6 тыс. человек, жители сельских населенных пунктов - 314,9 тыс. человек.
Весь жилищный фонд Архангельской области составляет 29,2 млн. кв. м, то есть на одного человека приходится в среднем 23,1 кв. м общей площади жилья. Городской жилищный фонд занимает 20,6 млн. кв. м, сельский - 8,6 млн. кв. м.
Географическое положение Архангельской области и процессы, происходящие в экономике Российской Федерации, во многом определили стратегию развития ЖКХ и проблемы его состояния в настоящее время. Принятый от ведомственных организаций жилищный фонд, приватизация его населением, развитие индивидуального жилищного строительства, акционирование предприятий и организаций существенно повлияли на структуру жилищного фонда, расположенного в Архангельской области. В период с 2000 года доля частного жилищного фонда увеличилась на 7,7 %.
Основными собственниками жилищного фонда в настоящее время являются частные лица, в распоряжении которых находится 16,7 млн. кв. м площади жилья, или 57,3 %.
В то же время благоустроенность жилищного фонда за эти годы практически не изменилась, так как новое строительство велось в небольших объемах.
Оборудование жилищного фонда Архангельской области, по сведениям статистики, характеризуется следующими данными:
жилищный фонд, оборудованный | удельный вес от всего жилищного фонда (%) |
водопроводом | 59,2 |
канализацией | 56,6 |
центральным отоплением | 59,5 |
горячим водоснабжением | 52,2 |
ваннами (душами) | 53,5 |
газом | 55,2 |
электрическими напольными плитами | 10,0 |
Одновременно процесс передачи жилья, находящегося в ведении ведомственных организаций, расположенного в основном на окраинах населенных пунктов, привел к тому, что в Архангельской области тепло- и водокоммуникации имеют большую разбросанность и протяженность:
- водопроводные сети - 2342 км;
- канализационные сети - 1002 км;
- тепловые сети - 1913 км.
Кроме того, следствием приватизации предприятий и организаций и освобождения промышленных предприятий от функций по содержанию объектов ЖКХ стало наличие в жилищно-коммунальном комплексе области 782 муниципальных котельных со значительной степенью износа оборудования (65 %), использующих в качестве топлива уголь, мазут, древесные отходы, природный газ.
Процент износа основных производственных фондов составляет: тепловых сетей - 70 %, водопроводных сетей - 75 %, электрических сетей - 57 %, канализационных сетей - 55 %. Потери тепловой энергии с утечками сетевой воды в результате отсутствия эффективной изоляции трубопроводов достигают 50 %, потери холодной воды - 20 %, электрической энергии - 17 %.
Несмотря на разнородность услуг, все они имеют единые признаки:
- использование в технологическом процессе сложной инженерной инфраструктуры;
- строгая последовательность всех стадий технологического процесса;
- отсутствие у потребителя возможности отказаться от данного вида услуг на длительное время;
- невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет их более полного использования в другой период.
На территории Архангельской области жилищно-коммунальные услуги потребителям оказывают 595 предприятий, в том числе 200 многоотраслевых предприятий ЖКХ, 58 специализированных теплоснабжающих предприятий, 5 предприятий, оказывающих услуги электроснабжения, 36 предприятий водоснабжения и водоотведения.
С увеличением объемов обслуживания объектов ЖКХ существующие темпы строительства и капитального ремонта в области не обеспечивают прямого воспроизводства жилищного фонда и коммунальных объектов, объем капитального ремонта жилых домов из-за отсутствия в местных бюджетах средств сократился. В связи с этим увеличилась площадь ветхого и аварийного жилья, а также возросло количество аварий на инженерных сетях и в котельных. С 2000 года прирост ветхого и аварийного жилья увеличился в 2,2 раза и составил 2179,2 тыс. кв. м, или 7,5 %.
Изношенность коммуникаций, рост риска разрушения конструкций жилых домов по причине их ветхости оказали существенное влияние на потенциальную возможность оказания качественных и достаточных жилищно-коммунальных услуг, резко снизили условия комфортного проживания, в связи с чем возникла объективная необходимость начать переоснащение коммуникационных сетей, осуществлять реконструкцию и модернизацию существующего жилищного фонда, замену котельного оборудования, переход на более экономичные виды топлива.
Для ЖКХ сельской местности характерны малый объем государственного жилья и невысокая плотность населения. Создание конкурентной среды и привлечение инвестиций для модернизации и развития ЖКХ на селе, как правило, весьма затруднительны.
1.2. Финансовое состояние предприятий ЖКХ
Общий объем предоставленных предприятиями ЖКХ услуг за 2005 год составил 12935,1 млн. рублей, что на 42 % выше показателя 2004 года. Постоянный рост объемов производства в стоимостном выражении связан с увеличением цен и тарифов на услуги ЖКХ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и вследствие увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного оборудования.
Убытки от финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ за 2005 год составили 567,4 млн. рублей (в 2004 году - 875,6 млн. рублей).
Одной из важнейших проблем остается кредиторская задолженность бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. В течение ряда лет неплатежи предусматривались уже на стадии формирования бюджетов, когда потребности в текущем финансировании и погашение кредиторской задолженности прошлых лет учитывались не полностью.