Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
Сорок шестая сессия двадцать третьего созыва

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2004 года N 351


Об утверждении комплексной программы
"Экология города Архангельска (2004 - 2006 годы)"

 ____________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением
срока действия
____________________________________________



С целью создания системного подхода к решению экологических проблем в Архангельске и улучшения качества окружающей среды посредством реализации комплекса природоохранных мероприятий Архангельский городской Совет депутатов

решил:

1. Утвердить прилагаемую комплексную программу "Экология города Архангельска (2004 - 2006 годы)".

2. Мэрии города при формировании городских бюджетов на 2005-2006 годы предусмотреть финансирование данной программы.


Мэр города
О.В.Нилов


УТВЕРЖДЕНА
решением Архангельского
городского Совета депутатов
от 30 ноября 2004 года N 351

Комплексная программа
"Экология города Архангельска (2004 - 2006 годы)"


Паспорт программы

Наименование Программы

"Экология города Архангельска (2004 - 2006 годы)" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 122-р*;
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Заказчик         
Программы

Архангельский городской Совет депутатов

Разработчик      
Программы

департамент экономики мэрии города

Основная цель
Программы

создание системного подхода к решению экологических проблем в Архангельске и улучшение качества окружающей среды посредством реализации комплекса природоохранных мероприятий

Сроки реализации
Программы

2004 - 2006 годы

Перечень         
программных
мероприятий

мероприятия представлены в главе VII

Участники реализации Программы

структурные подразделения мэрии города, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Архангельске, юридические лица

Источники финансирования

 средства городского бюджета, иные источники финансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

улучшение качества окружающей среды посредством реализации комплекса природоохранных мероприятий;

улучшение рекреационных условий;

повышение уровня экологической культуры населения

Контроль за исполнением
Программы

контроль осуществляют:

департамент экономики мэрии города;

Архангельский городской Совет депутатов

_________________
     * Вероятно, опечатка оригинала, номер документа 1225-р. - Примечание компания "Двина-Софт".

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Устойчивое развитие территории города Архангельска, высокое качество жизни и здоровья его населения возможны только при условии поддержания соответствующего качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В связи с этим сохранение и восстановление природных систем, создание благоприятной окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.

В Архангельске экологическая ситуация остается сложной. Основными неблагоприятными факторами, оказывающими влияние на эту ситуацию, являются:

- концентрация на ограниченной территории города значительного количества хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики;

- повышенный уровень фоновых значений содержания вредных веществ в окружающей природной среде;

- несовершенство технического и технологического оборудования;

- недостаточное финансирование природоохранных мероприятий;

- тип климатических условий;

- особенности географического расположения города.

По-прежнему отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Определяется он концентрациями бенз(а)пирена и формальдегида, в отдельные периоды - метилмеркаптана. Основной вклад в загрязнение вносят целлюлозно-бумажные комбинаты, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия, теплоэнергетический комплекс и автомобильный транспорт. Главным образом, причиной высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха является недостаточно эффективная работа сооружений очистки либо их отсутствие, возрастающее число автотранспортных единиц в городе и перегрузка транспортных потоков.

Для улучшения ситуации по атмосферному воздуху завершены организационные мероприятия для разработки общегородского сводного тома "Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ) города Архангельска", производится ремонт котельных и коммунальных инженерных сетей, обследуются автозаправочные станции, проводится диагностика выбросов автомобильного транспорта, промышленными предприятиями реализуются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и требуется продолжение этих работ.

Качество воды источника водоснабжения (р. Северной Двины) как по химическим, так и по бактериологическим показателям свидетельствует о значительной техногенной нагрузке на него. В 2003 году по сравнению с 2001, 2002 годами отмечается незначительное улучшение этих показателей, но по-прежнему остаются неудовлетворительными по содержанию железа и ХПК (химическому потреблению кислорода). Причиной такого положения является сброс в бассейн Северной Двины неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод предприятиями промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также поступление льяльных вод судов речного и морского флота.

Серьезной проблемой в обеспечении питьевой водой города является неудовлетворительное состояние водопроводной сети города по причине ее изношенности (износ составляет от 30% до 100%). Значительный процент износа влечет за собой возникновение аварийных ситуаций и вторичное загрязнение подготовленной для питьевых целей воды. Кроме того, принимаемые в последние годы от ведомств объекты водопроводно-канализационного хозяйства требуют скорейшего приведения в удовлетворительное состояние.

В настоящее время в городе ведутся работы по проекту "Усовершенствование системы муниципальных услуг в городе Архангельске", осуществляемые муниципальным унитарным предприятием "Водоканал" на центральных и локальных очистных сооружениях водоснабжения и канализации; внедряется технология обеззараживания воды без использования жидкого хлора; разрабатываются проекты водоохранных зон и зон санитарной защиты; начато строительство канализационного коллектора в 181 квартале Ломоносовского округа; ведется капитальный ремонт коллекторов хозяйственно-фекальной и ливневой канализации, отдельных канализационных станций; расширен узел приемки сточных вод на канализационных очистных сооружениях города; производится замена ветхих водопроводно-канализационных сетей; осуществляется передача бывших ведомственных объектов муниципального унитарного предприятия "Водоканал". Указанные мероприятия направлены на охрану водных объектов и ресурсов, улучшение качества питьевых и сточных вод.

Санитарно-микробиологическое состояние почвы города в 2002 - 2003 годах в сравнении с 2000 - 2001 годами улучшилось. Это является результатом реализации комплекса природоохранных мероприятий: решением городского Совета депутатов от 29.01.2003 N 134 утвержден временный норматив образования твердых бытовых отходов; завершаются работы по определению фактической среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов; постановлением мэра города от 13.03.2003 N 68 утверждена технологическая схема планово-регулярной уборки; разработаны и решениями городского Совета депутатов от 20.09.2002 NN 97, 98 утверждены два нормативно-правовых акта по обращению с отходами; в рамках российско-норвежской программы "Чистое производство" разработан и внедрен инвестиционный проект "Утилизация ртутьсодержащих отходов в городе Архангельске"; реализуется совместный проект, связанный с обращением отходов, между городами Оулу и Архангельск; ликвидируются несанкционированные свалки; проводятся месячники санитарной очистки города; начат подготовительный этап работ по приведению городской свалки в соответствие установленным санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям.

В то же время в почвах происходит постепенное накопление специфических загрязнений, что приводит к изменениям их свойств. С целью улучшения состояния почвы необходимо решить проблемы санитарной очистки, обращения отходов и завершить работы по приведению в порядок городской свалки. Основными источниками загрязнения почвы являются предприятия промышленности, транспорта, хозяйственно-бытовая деятельность человека.

Леса и иная растительность, являясь защитным экраном, способствуя биологической очистке воздуха, оказывают огромное значение на экологическую ситуацию. В рамках реализации природоохранных мероприятий постоянно проводятся работы по озеленению и благоустройству территории города. Вместе с тем необходимо качественное изменение подходов к этой проблеме, более широкое привлечение общественности, создание информационной, нормативно-правовой и экономической базы.

В стратегическом плане приоритетным направлением деятельности в области экологии является повышение уровня культуры, формирование экологического мировоззрения - основы саморегламентации каждого человека по отношению к окружающей среде. С этой целью в Архангельске реализуется российско-норвежская программа "Чистое производство", разрабатываются методические материалы, реализуются мероприятия, направленные на экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, просвещение населения, размещаются публикации на экологическую тематику в средствах массовой информации, проводятся дни защиты от экологической опасности.

В этих условиях назрела необходимость разработки комплексной экологической программы. Программа позволяет объединить разрозненные мероприятия, сформировать в разделы, согласовать их по ресурсам, исполнителям и срокам реализации. Кроме того, в 2003 году завершился срок действия "Программы по улучшению экологического состояния г. Архангельска на 2001 - 2003 годы" и программы "Водоснабжение населения города Архангельска на 2001 - 2003 годы".

Программа представляет собой комплекс основных природоохранных мероприятий, объединенных основной целью и направленных на решение указанных проблем.

В ее основу заложен имеющийся опыт разработки и реализации первоочередных природоохранных мероприятий местного значения. При этом учтен опыт реализации вышеуказанных городских программ.

В Программе делается акцент на создание основополагающей базы данных для принятия управленческих решений и на совершенствование системы управления охраной окружающей среды на территории города. Она исходит из существующих нормативно-правовых и финансово-экономических условий.

II. Основная цель, подцели и сроки реализации Программы


Основной целью Программы является создание системного подхода к решению экологических проблем в Архангельске и улучшение качества окружающей среды посредством реализации комплекса природоохранных мероприятий.

Комплексный подход предусматривает последовательное улучшение экологической ситуации и создание условий, обеспечивающих обоснованное расходование средств на реализацию природоохранных мероприятий.

Программа направлена на создание информационно-базового материала для управления охраной окружающей среды, реализацию основных природоохранных мероприятий, разработку и внедрение технологий, предусматривающих сокращение антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение и восстановление природных систем, экологическое воспитание, образование и просвещение.

Последовательность достижения целей заключается в подготовке и анализе информации, разработке и реализации конкретных природоохранных мероприятий, сохранении и улучшении среды обитания населения города.

Программа рассчитана на трехлетний период реализации, с 2004 года по 2006 год.

III. Система программных мероприятий


Мероприятия Программы направлены на достижение поставленной цели, решение конкретных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников.

Программа включает в себя 5 основных разделов:

1. Атмосферный воздух.

2. Водные объекты и водные ресурсы.

3. Почвы (земли).

4. Леса и иная растительность.

5. Экологическая культура.

Такая система способствует достижению основной цели Программы, позволяет эффективнее решать объединенные в разделы экологические проблемы.

При этом каждый раздел содержит свои программные мероприятия, приведенные в систему, и имеет источники и объемы финансирования.

Раздел 1. Атмосферный воздух


Раздел направлен на охрану атмосферного воздуха, снижение уровня его загрязнения и включает:

получение реальных, прогнозных и предельно допустимых значений характеристик загрязнения атмосферы;

создание информационно-базового материала для регулирования качества атмосферного воздуха;

выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

2. Водные объекты и водные ресурсы


Целью раздела является обеспечение потребностей города в водных ресурсах соответствующего качества, рациональное их использование, охрана водных объектов.

Для этого планируется:

усовершенствование системы муниципальных услуг водоснабжения и канализации;

осуществление водоохранных мероприятий и контроля состояния водных объектов;

выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту сооружений водоснабжения и канализации.

3. Почвы (земли)


Цель данного направления состоит в улучшении состояния городских почв (земель) посредством уменьшения вредного воздействия на них отходов производства и потребления.

Указанная цель достигается путем:

определения основополагающих данных по бытовым отходам;

последовательного совершенствования системы обращения с отходами;

проведения комплекса мероприятий по санитарной очистке и благоустройству города;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»