АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
Сорок первая сессия двадцать третьего созыва

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2004 года N 304


Об утверждении Программы социально-экономического развития
муниципального образования "Город Архангельск" на 2004 - 2005 годы


В соответствии с решением правительства администрации Архангельской области от 30.01.2001 N 45/1 "О Программе социально-экономического развития Архангельской области на 2001 - 2005 годы" Архангельский городской Совет депутатов

решил:

Утвердить прилагаемую  Программу социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск" на 2004 - 2005 годы.

 Мэр города
 О.В. Нилов


УТВЕРЖДЕНА
решением Архангельского
городского Совета депутатов

от 27 мая 2004 года N 304

Паспорт
программы социально - экономического развития
муниципального образования "Город Архангельск"
на 2004-2005 годы


Наименование Программы

Программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» на 2004-2005 годы

Основание для разработки Программы

Решение правительства администрации Архангельской области от 30 января 2001 года N 45/1«О программе социально-экономического развития Архангельской области на 2001-2005 годы»

Заказчик Программы

Основные разработчики Программы

Мэрия города Архангельска

Структурные подразделения мэрии города Архангельска

Главная цель Программы

Улучшение качества жизни населения города Архангельска на основе мобилизации и оптимального использования экономического потенциала и финансовых ресурсов города

Основные задачи Программы

Обеспечение устойчивого экономического роста, увеличение объемов инвестиций в экономику, содействие устойчивому развитию малого предпринимательства, повышение реальных доходов населения, улучшение качества предоставляемых социально значимых услуг населению

Сроки и этапы реализации Программы

I этап - 2004 год; II этап - 2005 год

Исполнители программных мероприятий

Структурные подразделения мэрии, муниципальные унитарные предприятия и учреждения и иные юридические лица

Источники финансирования Программы

Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в рамках ежегодно утверждаемого городского бюджета, а также за счет средств федерального и областного бюджетов, привлеченных средств предприятий и организаций города

Ожидаемые конечные результаты Программы

Результаты реализации программы социально-экономического развития оцениваются степенью достижения главной ее цели

Система контроля за исполнением Программы

Общая координация и контроль за выполнением Программы возлагается на департамент экономики мэрии города

    

1. Введение

Программа социально-экономического развития муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Программа) разработана в соответствии с решением правительства администрации Архангельской области от 30 января 2001 года «О программе социально-экономического развития Архангельской области на 2001-2005 годы». Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития», Устав муниципального образования «Город Архангельск», другие нормативные правовые акты Архангельской области и муниципального образования «Город Архангельск».

Информационно-аналитические материалы и направления развития подготовлены на основе данных структурных подразделений мэрии города Архангельска.

Программа - это комплекс мероприятий экономического, социального, правового, организационного характера, направленных на достижение целей и задач муниципального образования посредством решения социально-экономических проблем с учетом имеющихся ресурсов и взаимоувязанный по исполнителям и срокам исполнения.

Принципиальной установкой Программы является то, что она ориентирована не на оперативное вмешательство в саморазвивающуюся экономику города, а на создание условий для ее свободного развития. Поэтому главным является создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получение устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение экологических стандартов жизни. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Программа основана на реалистичном анализе условий и ресурсов развития города. К городским ресурсам, в частности, относятся возможности эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности, активизации участия предпринимательского сообщества в жизни города.


2.Социально-экономическое положение города Архангельска


В соответствии со сложившейся экономической ситуацией, тенденциями развития хозяйствующих субъектов итоги социально-экономического развития города в 2003 году сложились следующие:

- объем промышленной продукции (работ, услуг) по крупным и средним предприятиям составил 14,4 млрд. руб., что выше уровня 2002 года на 1,6%;

- на развитие экономики и социальной сферы города крупными и средними предприятиями в 2003 году использовано 2,9 млрд. руб. капитальных вложений, что на 27,4% больше, чем в 2002 году;

- ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования составил 25,0 тыс. кв. м общей площади;

- оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 14,8 млрд. руб., что выше уровня 2002 года на 14% в сопоставимых ценах.

- объем прибыли по крупным и средним предприятиям города составил около 477 млн. рублей.

Развитие экономики города осуществляется в соответствии с принципами, изложенными в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Архангельской области на среднесрочную перспективу (2001 - 2005 годы).

Поэтому при разработке Программы социально-экономического развития города Архангельска на 2004-2005 годы учитывались сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, данные Прогноза социально-экономического развития города на ближайшую перспективу, планируемый комплекс мер по обеспечению развития Архангельской области в целом. Согласно сценарным условиям Правительства РФ конкретная реализация экономических параметров будет определяться, в частности, снижением инфляции с 12% в 2003 году до 6,5-8,5% 2005 году.

При удержании темпов инфляции в пределах прогнозируемых значений реальный спрос на инвестиционные и потребительские товары и услуги будет иметь тенденцию к росту. Со стороны населения увеличится доля сбережений. Дополнительный спрос трансформируется в рост розничного товарооборота, который генерирует адекватные приросты предложения товаров и услуг.

Исходя из этого, обеспечению поступательного развития экономики и социальной сферы города будет способствовать ежегодное выполнение в 2004-2005 годах основных показателей:

- ожидается рост объемов промышленной продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах (прогнозируемый индекс физического объема промышленной продукции) на 3-4%;

- объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования ожидается в размере свыше 3 млрд. рублей;

- намечается обеспечить объем ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования общей площадью 36 тыс. кв. м в 2004 году и 39 тыс. кв. м в 2005 году;

- оборот розничной торговли (по всем каналам реализации) составит не менее 19 млрд. рублей;

- объем прибыли по полному кругу предприятий ожидается в размере не менее 550 млн. рублей;

- размер среднемесячной начисленной заработной платы по городу в 2004 и 2005 годах составит соответственно 8,2 и 9,9 тысяч рублей;

- будет продолжено осуществление мер, направленных на формирование устойчивой доходной базы и рационализацию расходной части бюджета города, на повышение эффективности использования муниципального имущества;

- будет продолжено осуществление мер по выполнению основных направлений политики мэрии города в области социальной поддержки населения, здравоохранения, насыщения потребительского рынка товарами и услугами, защиты прав потребителей, комплексного решения задач по образованию и воспитанию подрастающего поколения.

По состоянию на начало 2004 года в городе проживает 359,4 тыс. человек. Демографическая ситуация города характеризуется продолжающимся процессом естественной и миграционной убыли населения. Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение его численности. На долю мужского населения приходится 46% общей численности населения, женское население составляет 54 %.

В городе функционирует 10,4 тысячи предприятий и организаций и порядка 28 тысяч индивидуальных предпринимателей. В целом, показатель доли трудовых ресурсов в общей численности населения города достаточно высок - более 62%. Официальная безработица в городе фиксируется на относительно низком уровне. По состоянию на 1 января 2004 года численность официально зарегистрированных безработных составляет 1097 человек или 0,5% от численности экономически активного населения. Вместе с тем, на рынке труда сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Общими проблемами, связанными с оказанием гражданам содействия в трудоустройстве, являются:

- достаточно высокие требования работодателей к претендентам на вакантные места, потребность в высококвалифицированных специалистах;

- неудовлетворенность граждан размером заявленной работодателем заработной платы;

- низкая квалификация безработных граждан, потеря ими профессиональных навыков из-за длительной безработицы.

В последние годы динамика роста реально располагаемых денежных доходов имеет положительную тенденцию. Так, фактическая среднемесячная заработная плата работающих на крупных и средних предприятиях города в 2003 году возросла на 25%, а реальная - на 11% к 2002 году. При этом продолжает сохраняться отраслевая диспропорция в размерах начисленной заработной платы. Возрастает и размер назначаемой пенсии. По сравнению с 2002 годом средний размер назначенной месячной пенсии увеличился на 20%.


Реальный сектор экономики

 

В последние годы меняются ориентиры экономического роста - с внешних на внутренние. Рост объемов производства до 2002 года был обеспечен преимущественно за счет благоприятной внешнеэкономической ситуации, т.е. благодаря доходам экспортно-ориентированных отраслей. Однако возможности устойчивого развития производства за счет сырьевых отраслей исчерпываются, необходимо расширение производств, ориентированных на внутренний рынок и выпускающих конечную продукцию. Требуется повышение интенсивности обновления изношенных основных средств предприятий, расширение выпуска продукции за счет увеличения доли отраслей конечного потребления.

На основе анализа тенденций изменения социально-экономической ситуации, планируемых перспектив развития города, с целью эффективного использования промышленного потенциала в 2004-2005 годах будут осуществляться меры муниципальной поддержки предприятий в виде:

- создания приемлемых условий для формирования рыночной инфраструктуры, обеспечивающей хозяйствующим субъектам равные возможности для ведения предпринимательской деятельности;

- содействия предприятиям города по сохранению права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам юридических лиц в городской бюджет;

- размещения на конкурсной основе на предприятиях города всех форм собственности муниципального заказа на товары и услуги, необходимые отраслям городского хозяйства и социальной сферы;

- организации участия предприятий в городских и межрегиональных выставках по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности с целью расширения спроса на выпускаемую ими продукцию.

Рост объемов промышленного производства влияет и на величину инвестиций и налоговые поступления в бюджет города.

В 2003 году в городе увеличился размер инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям: завершено сооружение 103 объектов, в том числе 25 жилых домов общей площадью 25 тысяч квадратных метров. За счет средств населения введено 7,2 тысячи квадратных метров жилья (29% к общему вводу жилья).

В течение 2004 и 2005 годов планируется закончить строительство 96 объектов производственного и гражданского назначения. Кроме того должно быть закончено строительство 47 жилых домов площадью около 75 тысяч квадратных метров.

Одной из тенденций развития строительной сферы является увеличение доли жилья, построенного индивидуальными застройщиками. Но все же в городе этот процесс, свидетельствующий о дифференциации населения по уровню доходов, идет медленно.

Инструментом улучшения жилищных условий и приобретения жилья для населения должно стать развитие, стимулирование и внедрение в практику доступных систем долгосрочного кредитования коммерческими банками строительства (приобретения) жилья - ипотечного кредитования. Условия для внедрения ипотечного жилищного кредитования в Архангельской области подготовлены. В 2003 году градостроительная комиссия мэрии города выделила для этих целей два земельных участка.

Кроме того, в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, в соответствие с программой «Ветхое жилье», мэрией города ежегодно выделяются средства для приобретения квартир на вторичном рынке, а также в домах, строящихся на долевом участии.

Создание условий для активизации инвестиционной деятельности является одним из направлений мэрии города с целью диверсификации его экономики.

В настоящее время существуют трудности в реализации новой градостроительной политики. Основным препятствием является наличие устаревшей градостроительной документации, которая требует серьезной доработки. В связи с этим Архангельским городским Советом депутатов было принято решение о необходимости разработки нового Генерального плана города.

При разработке Генерального плана города будут учитываться следующие направления:

- разработка плана развития территории, включающего размещение новых производств, оптовых баз, упорядочение застройки города;

- развитие жилищного строительства, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур;

- анализ гео-биопатогенных зон природного и техногенного характера, отрицательно влияющих на жизнедеятельность среды обитания и здоровье человека; улучшение экологического состояния территории города градостроительными мерами;

- формирование художественного образа города с учетом северных традиций и новых архитектурных возможностей.

Малое предпринимательство города - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность в условиях становления и формирования рыночных отношений, оказывающая позитивное влияние на занятость населения, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

На начало 2003 года количество малых предприятий, действующих на территории муниципального образования "Город Архангельск", составило 1316 единиц. Наибольшее их число приходится на предприятия торговли и общественного питания (43,8%), строительства (12,5%), промышленности (11,6%). В настоящее время в сфере малого бизнеса осуществляет свою деятельность более 40 тысяч человек, из них индивидуальных предпринимателей - около 28 тысяч человек.

Вопросы развития малого предпринимательства решаются в рамках Программы поддержки и развития малого предпринимательства в городе Архангельске на 2002 - 2004 годы. Развитие данного сектора экономики носит стабильный характер, имеет сложившуюся систему поддержки предпринимательства, оказывает позитивное влияние на социально экономическое развитие города.

Однако у малого предпринимательства имеются и проблемы. Негативно влияют на развитие предпринимательства такие проблемы как:

- несовершенство нормативно-правового регулирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»