АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
семнадцатая сессия третьего созыва
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 21 июня 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона от 27 июня
2007 года N 368-19-ОЗ
____________________________________________________________________
_________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
областным законом от 11 февраля 2003 года N 145-20-ОЗ (газета "Волна" от 28 февраля - 6 марта 2003 года N 8-9 (819-820));
областным законом от 29 июня 2004 года N 236-31-ОЗ (газета "Волна" от 9-15 июля 2004 года N 25 (887).
областным законом от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 22 декабря 2005 года)
областным законом от 1 марта 2006 года N 152-9-ОЗ (газета "Волна" от 21 марта 2006 года N 10 (972);
Областным законом от 21 июня 2006 года N 190-11-ОЗ (газета "Волна", спецвыпуск от 12 июля 2006 года N 3)
_________________________________________________
Настоящий закон регулирует отношения в области использования лесного фонда, отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации.
В настоящем законе используются следующие основные понятия:
древесно-кустарниковая растительность (лесная растительность) - деревья и кустарники, образующие в совокупности с напочвенным покровом, землями, на которых они расположены, животным миром и другими компонентами природной среды лес как объект географического понятия. В отличие от других типов географических ландшафтов, на которых могут произрастать разрозненные деревья и кустарники, в лесу эти растения образуют своими кронами общий сомкнутый полог, благодаря чему под ним формируется особая лесная среда;
лесной фонд - все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов, ограниченные в установленных земельными документами границах. Лесной фонд находится в ведении территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством. Помимо земель, занятых древесно-кустарниковой растительностью, лесной фонд включает нелесные земли: болота, воды, пески и прочие неиспользуемые земли, а также земли, занятые дорогами, трассами, усадьбами и прочими объектами, не изъятые в установленном порядке в пользу собственников данных объектов;
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
леса, не входящие в лесной фонд, - леса, расположенные на землях обороны и землях в границах городских и сельских населенных пунктов;
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
покрытые лесом земли - земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью минимальных и выше таксационных показателей: бонитет - Vб , полнота средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений - 0.3 , полнота молодняков - 0.4;
лесистость - отношение площади лесных земель к общей площади территории в процентах;
облесение - создание лесов на нелесных землях;
воспроизводство леса - система лесохозяйственных мероприятий по заготовке семян, закладке и содержанию лесосеменных и маточных плантаций, выращиванию посадочного материала, созданию лесных культур, содействию естественного возобновления, рубкам ухода в молодняках и санитарному оздоровлению леса;
участок лесного фонда - участок лесного фонда, очерченный границами на лесоучетных документах и в натуре и имеющий количественные и качественные характеристики, которые позволяют установить в процессе лесоустройства ежегодную норму пользования заявленными лесными ресурсами;
участники лесных отношений - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица;
лесхоз - специально уполномоченный государственный орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, определенных законодательством;
лесопользование - хозяйственная деятельность, связанная с добычей лесных ресурсов или использованием нематериальных полезных свойств леса (рекреационных, лечебных, познавательных, защитных и так далее). Виды лесопользования устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации;
многоресурсное лесопользование - одновременное осуществление двух и более видов лесопользования на одном участке лесного фонда;
лесопользователи - граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд;
устойчивый лесопользователь - лесопользователь, имеющий необходимые технические, кадровые и финансовые ресурсы, позволяющие ему в течение пяти и более лет не снижать производственные показатели;
социально значимый лесопользователь - устойчивый лесопользователь, предоставляющий рабочие места местному населению, в том числе за счет расширения многоресурсного лесопользования и организации производств по углубленной переработке добываемых лесных ресурсов, участвующий в социальных программах территорий, на которых осуществляет лесопользование;
доходность лесопользования - суммарные доходы всех участников лесных отношений, включая наемных работников лесопользователей, на единицу отпущенного в пользование лесного ресурса, образующиеся в процессе лесопользования и переработки добытых лесных ресурсов на соответствующей территории;
лесная рента - часть доходов от использования лесных ресурсов, за исключением производственных затрат и нормативной прибыли лесопользователей, возвращаемая собственнику ресурсов в виде его дохода. Лесная рента используется в первую очередь для целей воспроизводства использованных ресурсов;
ресурсный потенциал - суммарный объем ликвидных ресурсов (лесных, природных, других) на определенной территории, доступных для использования;
экологический потенциал - совокупность защитных свойств природной среды и ее способности противостоять внешним неблагоприятным воздействиям;
биоразнообразие - набор видов, форм, популяций представителей растительного и животного мира, обеспечивающих устойчивое развитие природной среды и сохранение ресурсного и экологического потенциала;
экологическая культура общества - знание членами общества экологических норм, правил и соблюдение их.
Права и обязанности участников лесных отношений в области использования лесного фонда регулируются нормами Конституции Российской Федерации, лесного законодательства Российской Федерации, лесного законодательства Архангельской области, а также нормами гражданского, административного и иного законодательства Российской Федерации в той части, в какой их права и обязанности не урегулированы нормами лесного законодательства.
1. Для обеспечения экологического благополучия людей, сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия и повышения экологического потенциала территории устанавливаются следующие приоритеты:
- сохранение качественной природной среды в местах проживания, отдыха и хозяйственной деятельности жителей области;
- мониторинг содержания вредных веществ в лесной растительности и лесных почвах и проведение мер по предупреждению их накопления;
- сохранение ресурсной базы традиционных видов народных промыслов;
- выявление и сохранение редких и ценных видов растений и животных, сохранение их мест обитания, повышенное внимание к участкам леса, имеющим важное природоохранное значение;
- повышение экологической культуры, правовой грамотности, ответственности всех участников лесных отношений за охрану лесов от пожаров и повреждений, развитие детского экологического образования;
- сохранение почитаемых местными жителями исторических мест в окрестностях городских и сельских населенных пунктов (кладбища, погосты, святые рощи, старые деревья, остатки бывших населенных пунктов);
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
- наблюдение за очагами вредителей и болезней леса, профилактика их возникновения;
- проведение биотехнических и рекультивационных мероприятий в прилегающих к городским и сельским населенным пунктам лесах и на других участках, подвергшихся негативным техногенным воздействиям;
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
- охрана опушек от порубок, порчи и захламления;
- выделение зеленых зон городских и сельских населенных пунктов и охранных участков социально значимых объектов.
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
2. В целях рационального, неистощительного использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства, повышения ресурсного потенциала перед участниками лесных отношений ставятся следующие задачи:
- повышение доходности лесопользования с единицы площади лесного фонда по конечным продуктам лесопереработки с использованием методов рентных оценок лесных ресурсов на корню, базирующихся на данных мониторинга конъюнктуры лесных рынков, в интересах всех участников лесных отношений;
- учет и сохранение растущих лесных ресурсов в качественном состоянии;
- расширенное воспроизводство используемых и утраченных лесных ресурсов методами и способами, обеспечивающими их восстановление и выращивание по образцам, перспективным на момент их поспевания;
- привлечение лесопользователей, в том числе из числа местных производителей, способных к эффективному и рациональному использованию лесных ресурсов, ориентирующихся на многоресурсное лесопользование и наиболее глубокую переработку лесного сырья;
- совершенствование рыночных механизмов (аренда участков лесного фонда, лесные аукционы) с целью выбора и формирования состава наиболее устойчивых и социально значимых лесопользователей, повышения их ответственности за сохранение лесов, усиления заинтересованности в приумножении лесных ресурсов и повышении инвестиционной привлекательности территории.
Объектами лесопользования являются лесные ресурсы и нематериальные свойства участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. На территории Архангельской области в лесной фонд входят леса, а также не покрытые лесом и нелесные земли, находящиеся в ведении территориальных органов управления лесным хозяйством (федеральные леса), и леса с не покрытыми лесом лесными землями, находившиеся ранее во владении сельскохозяйственных организаций (сельские леса).
Федеральные леса лесного фонда предназначены для удовлетворения потребностей народнохозяйственного комплекса и местного населения в лесосырьевых ресурсах путем осуществления различных видов лесопользования, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, а также для выполнения защитных, санитарно-гигиенических, средообразующих и других специальных функций федерального и регионального значения.
Сельские леса лесного фонда на территории Архангельской области предназначены в основном для удовлетворения потребностей в лесных материалах и других полезных свойствах лесной среды производителей сельскохозяйственной продукции.
Лесной фонд на территории Архангельской области находится в федеральной собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации допускается передача части лесного фонда в собственность Архангельской области.
В лесной фонд не входят муниципальные леса - леса, расположенные в границах городских (городские леса) и сельских населенных пунктов. Они предназначены для формирования благоприятной природной среды в местах концентрированного проживания людей. Порядок использования муниципальных лесов и их границы для каждого конкретного поселения устанавливаются администрацией Архангельской области по представлению органов местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области, исходя из принадлежности земельных участков, в соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 140.
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
В лесной фонд не входят также леса, расположенные на землях обороны (леса федеральных ведомств) и имеющие специальное назначение.
В лесах, находящихся в ведении организаций других ведомств и закрепленных за ними соответствующими правовыми актами Российской Федерации, действуют правовые нормы, предусмотренные лесным законодательством для лесов, не входящих в лесной фонд.
В лесной фонд, в леса, не входящие в лесной фонд, в том числе в муниципальные леса и леса федеральных ведомств, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства, на землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог), на землях населенных пунктов. Контроль за состоянием древесно-кустарниковой растительности в границах городских и сельских населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления городских, сельских поселений и городских округов Архангельской области в целях сохранения здоровой и благоприятной среды в местах проживания людей.
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
К древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения не могут относиться древостои основных лесообразующих пород (сосна, ель, лиственница, береза и осина) средневозрастной и старше стадий развития, то есть хвойные- старше 40, а лиственные - старше 20 лет. При выявлении участков такой древесно-кустарниковой растительности органы государственной власти области и органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов и муниципальных районов (в отношении межселенных территорий) Архангельской области инициируют процедуру перевода их в состав лесного фонда в установленном порядке.
(в редакции Областного закона от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ - см. предыдущую редакцию)
В целях сохранения и устойчивого развития природного комплекса в соответствии с существующим уровнем лесистости устанавливается ее базовый уровень. Для его сохранения за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда с хозяйствующего субъекта, в интересах которого производится перевод и (или) изъятие, взимается плата, направляемая территориальным органам лесного хозяйства для облесения равновеликих участков нелесных земель и восстановления (замены) объектов лесного хозяйства, находившихся на данном участке.
Нормативы платы за перевод лесных земель в нелесные и (или) их изъятие из лесного фонда устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.