Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2000 года N 392


Об областной целевой программе "Информатизация и
обеспечение связью систем здравоохранения и обязательного
медицинского страхования на 2000-2002 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге" и приказом Минздрава России от 14 июля 1999 г. N 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы"

постановляю:

1. Утвердить областную целевую программу "Информатизация и обеспечение связью систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования на 2000-2002 годы".

Департаменту финансов администрации области совместно с департаментом здравоохранения при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на выполнение программы.

Областному фонду обязательного медицинского страхования обеспечить планирование расходов и финансирование мероприятий программы.

2. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя председателя правительства администрации области Румянцеву Т.Д.

И.о. Главы администрации
А.Е. Поликарпов



Утверждена
     постановлением
      администрации области
     от 26 декабря 2000 г. № 392

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Информатизация и обеспечение связью систем здравоохранения
 и обязательного медицинского страхования на 2000-2002 годы"

1. Паспорт

Наименование программы

"Информатизация и обеспечение связью систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования на 2000-2002 годы"

Дата принятия решения о разработке программы

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 1999 года N 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы"

Государственный заказчик программы

Департамент здравоохранения администрации Архангельской области      

Цель и задачи программы

Цель:      
   обеспечение на основе передовых информационных

   технологий технических, правовых и экономических условий

   для решения задач управления отраслью в режиме    

   реального времени.

     


Задачи:
     оснащение субъектов единой интегрированной системы  

здравоохранения Архангельской области средствами

вычислительной техники и программными комплексами,    

обеспечивающими необходимый уровень автоматизации

решаемых задач;


     создание и ведение единых банков данных

территориального уровня для накопления и получения

информации, используемой для управления отраслью;

  


разработка и внедрение стандартов и интерфейсов

информационного обмена между субъектами системы;

организация корпоративной сети телекоммуникационного

обмена информацией;     

подготовка и переподготовка персонала для работы в

условиях единого информационного пространства;

создание региональной службы сервисной поддержки

информационной системы.

Основные разработчики программы

Департамент здравоохранения администрации Архангельской области (департамент здравоохранения),  Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (АОФОМС), центр госсанэпиднадзора в Архангельской области (ЦГСЭН в Архангельской области)

Сроки реализации и этапы реализации

2000-2002 годы
I этап - IV квартал 2000 года - I квартал 2001 года:
II этап -2001 год;
III этап-2002 год.

Перечень основных мероприятий программы

1. Разработка нормативно-правовой основы единого

   информационного пространства системы здравоохранения

   Архангельской области.

     
2. Организация "Центра информационных технологий и связи".

3. Укомплектование средствами вычислительной техники и

программным обеспечением..

     
4. Организация информационного обмена между субъектами

системы посредством электронной почты.

     
 5. Внедрение локальных программных комплексов и

организация обучения "конечных" пользователей.

     
 6. Формирование региональных баз данных.

Исполнители основных мероприятий программы

Департамент здравоохранения, АОФОМС, ЦГСЭН в Архангельской области. Северный государственный медицинский университет (СГМУ), органы исполнительной власти муниципальных образований области, страховые медицинские компании.

Объемы и источники финансирования программы

31 600 тыс. рублей на 2000 - 2002 годы.
Федеральный бюджет (ЦГСЭН) - 800 тыс. рублей.
Областной бюджет - 12 851 тыс. рублей.
Муниципальные бюджеты - 6675 тыс. рублей.
Бюджет АОФОМС- 12 120 тыс. рублей. Внебюджетные средства (ЦГСЭН) - 720 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты программы

Реализация программы при условии достаточного финансирования позволит: получать своевременные, систематические и достоверные статистические данные о состоянии здоровья населения, необходимые для принятия правильных решений, направленных на улучшение оказания медицинской помощи населению на всех уровнях управления; внедрить персонифицированный учет населения; создать автоматизированные системы медико-социального мониторинга, контроля качества медицинской помощи, организации работы стационара и поликлиники, учета лекарственных средств, крови и кровезаменителей, кадров, делопроизводства, лечебного питания, бухгалтерского учета и отчетности, контроля за рациональным расходованием ресурсов здравоохранения и за движением потоков финансовых средств.

Система реализации контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией программы организуется рабочей группой, создаваемой при департаменте здравоохранения из числа исполнителей программных мероприятий.



2. Основные положения


Комплексная программа информатизации систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования Архангельской области разработана в целях создания единой информационной системы, которая должна охватывать территориальные органы управления здравоохранения, АОФОМС, лечебно-профилактические учреждения, страховые медицинские организации, центры госсанэпиднадзора. В дальнейшем предусматривается охват информационной системой аптек и складов медицинского снабжения.

В результате внедрения системы станет возможным оперативное получение информации о состоянии здоровья населения, финансовых потоках, материально-техническом и финансовом обеспечении здравоохранения. Это позволит в режиме реального времени оценивать состояние системы здравоохранения, вырабатывать обоснованные управленческие решения и в конечном итоге осуществлять более рациональное использование финансовых ресурсов отрасли.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее разрешения

Здравоохранение Архангельской области представляет собой сложную, динамически развивающуюся систему, управление которой, помимо департамента здравоохранения администрации области, осуществляют 7 управлений (отделов) здравоохранения муниципальных образований, 17 центральных районных больниц, выполняющих одновременно функции органов управления. Лечебно-профилактическую и лекарственную помощь населению оказывают 922 лечебно-профилактических учреждения, 25 центров госсанэпнднадзора и более 200 фармацевтических организаций различных форм собственности.

Кроме того, в единую интегрированную систему здравоохранения области входят: Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования с его 15 филиалами; 7 государственных федерального подчинения лечебно-профилактических учреждений; 16 ассоциаций врачей и среднего медицинского персонала; медицинский университет и шесть средних образовательных медицинских учреждений; 2 страховые медицинские компании, а также научно-исследовательский институт физиологии человека.

В системе здравоохранения работают более 6 тысяч врачей и 15690 средних медицинских работников.

Ежегодно в стационарах области получают лечение более 317 тысяч больных, а число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений составляет более 11 миллионов в год.

В связи с этим управление отраслью, направленное на повышение качества оказания медицинской помощи населению, невозможно без хорошо отлаженной системы учета и анализа деятельности всех субъектов здравоохранения области, основанной на внедрении и развитии современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Без проведения информатизации здравоохранения области также невозможно создание системы комплексного, научно обоснованного, анализа динамики состояния здоровья населения, повышение производительности труда медицинских работников и, как следствие, повышение качества лечебно-диагностического процесса и эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Имеющийся компьютерный парк не удовлетворяет потребности лечебно-профилактических учреждений и на 5%, а 90% компьютеров составляют модели, устаревшие морально и технически.

До настоящего времени здравоохранение области не имеет информационно-вычислительного центра, координирующего и управляющего процессом информатизации отрасли, отсутствует единая система информационного обеспечения.

Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности здравоохранения возможно путем развития информатизации отрасли и обеспечения современными электронными видами связи.

Обмен информацией между субъектами осуществляется в основном посредством бумажных носителей, в редких случаях информация передается на машиночитаемых носителях.

Отсутствуют нормативные документы, определяющие стандарты и интерфейсы обмена информацией между субъектами.

Дополнительные трудности в организации информационного обмена оказывают особенности Архангельской области:

- большая территориальная разобщенность;

- слабое развитие путей сообщения;

- слабое развитие инфраструктуры телекоммуникаций;

- отсутствие развитого рынка информационных и телекоммуникационных услуг.

Внедрение системы обязательного медицинского страхования (система ОМС) повлекло за собой резкое увеличение объемов обрабатываемой и хранимой информации в лечебно-профилактических учреждениях, страховых медицинских организациях и в АОФОМС. Традиционные способы обработки информации требуют увеличения штатной численности и не позволяют оперативно принимать необходимые управленческие решения по оптимизации и рациональному использованию финансовых средств.

Таким образом, дальнейшее развитие системы здравоохранения Архангельской области требует создания единой информационной системы, призванной решить следующие проблемы:

- организация процесса управления отраслью с использованием современных информационных технологий;

- систематизация и упорядочивание информационных потоков;

- сбор, обработка и накопление достоверных данных по основным видам деятельности;

- проведение единой технической политики в части использования средств вычислительной техники и информационных технологий.

4. Цели и задачи Программы

Целью программы информатизации и обеспечения связью систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования (в дальнейшем Программа) является обеспечение на основе передовых информационных технологий технических, правовых и экономических условии для решения задач управления отраслью в режиме реального времени.

В рамках настоящей Программы необходимо решение следующих задач:

4.1. Оснащение субъектов единой интегрированной системы здравоохранения Архангельской области средствами вычислительной техники и программными комплексами, обеспечивающими необходимый уровень автоматизации решаемых задач.

Без решения вопросов оснащения источников первичной информации техническими и программными средствами невозможно создать и развить информационную систему, работающую в режиме реального времени. В первую очередь необходимо обеспечить:

- формирование реестров приписного населения и реестров счетов за пролеченных больных в лечебно - профилактических учреждениях;

- формирование реестра застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;

- формирование бухгалтерской и статистической отчетности.

4.2. Создание н ведение единых банков данных территориального уровня для накопления и получения информации, используемой для управления отраслью.

Основными территориальными базами данных в системе ОМС должны стать областной реестр застрахованных в системе ОМС, областная справочная система (МКБ, МЭС, тарифы, субъекты системы и т.д.); реестр пролеченных больных. При .разработке и формировании указанных баз данных особое внимание необходимо уделить вопросам их юридического статуса.

Основными территориальными базами в системе здравоохранения должны стать Регистр приписного населения, базы данных по медицинской статистике, кадрам, материально-технической базе здравоохранения.

4.3. Разработка и внедрение стандартов и интерфейсов информационного обмена между субъектами системы.

Автоматизация обмена информацией между субъектами системы возможна только на основе согласованных ч утвержденных стандартов и интерфейсов обмена информацией, в которых должны быть оговорены:

- объемы передаваемой информации;

- порядок и сроки предоставления информации;

- вид предоставления информации (структура файлов);

- правила заполнения полей данных.

- правила и способы передачи информации.

4.4. Организация корпоративной сети телекоммуникационного обмена информацией.

Современная информационная система не может существовать без paзвитой телекоммуникационной сети. Учитывая низкий уровень развития инфраструктуры связи на территории Архангельской области, в рамках настоящей Программы предусматривается организация обмена информацией в режиме электронной почты.

Система телекоммуникационного обмена должна обеспечить гарантированную доставку информации до почтового ящика получателя в заданное время, сохранность и защиту от несанкционированного доступа конфиденциальной информации.

4.5. Подготовка и переподготовка персонала для работы и условиях единого информационного пространства.

Подготовка и переподготовка персонала ("конечных" пользователей) является очень важной задачей информатизации системы. Большая ответственность за качество и достоверность вносимой в систему информации, быстрое развитие программных и технических средств делает невозможным освоение современных информационных технологий для работы в условиях единого информационного пространства в рамках самообразования. Необходимо определить базовые учебные центры и организовать в них централизованное обучение специалистов отрасли.

4.6. Создание региональной службы сервисной поддержки информационной системы.

 Создание информационной системы, включающей в себя сотни компьютеров, десятки узлов и линий связи, локальных вычислительных сетей, немыслимо без организации развитой службы сервисной и технологической поддержки. Кроме того, ведение региональных баз данных также требует специальных мер по поддержанию их в актуальном состоянии, архивированию и организации доступа к ним. Поэтому в рамках Программы предусмотрено создание "Центра информационных технологий и связи" со следующими основными функциями:

- разработка технических требований, нормативных документов по организации единой информационной системы отрасли;

- внедрение технических средств (монтаж и тестирование оборудования, установка локальных вычислительных сетей и средств телекоммуникации):

- разработка, тестирование и внедрение программного обеспечения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»