Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О пожарной безопасности

(с изменениями на 10 декабря 2003 года)
__________________________________________________
Утратил силу на основании Областного закона
от 20  сентября 2005 года N 86-5-ОЗ

                                                                   __________________________________________________

_____________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     областным законом от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ (газета "Волна" от 24 декабря 2003 года N 50 (861).
_____________________________________________________________

Настоящий закон в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Уставом Архангельской области регулирует правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности на территории Архангельской области.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего закона применяются следующие понятия: объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности; пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и угроза безопасному пребыванию людей; опасные факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода.

Статья 2. Правовая основа настоящего закона

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности Архангельской области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные правовые акты, Устав Архангельской области, настоящий закон, законодательные и иные нормативные правовые акты Архангельской области, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(абзац в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).

Нормативные правовые акты в области пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти Архангельской области не могут противоречить настоящему закону.

Статья 3. Участники обеспечения пожарной безопасности

Участниками обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, а также подразделения пожарной охраны осуществляющие мероприятия по защите личности, имущества, общества пожаров.

Глава II. Пожарная охрана

Статья 4. Виды пожарной охраны в области

Тушение пожаров и мероприятия по их предупреждению в области осуществляют:

- Государственная противопожарная служба;

- ведомственная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана и противопожарные формирования;

Объединения пожарной охраны действуют в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны Архангельской области.

Выполнение задач, не связанных с предупреждением и тушением пожаров, может быть возложено на пожарную охрану только Федеральным законодательством в области пожарной безопасности.

Статья 5. Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны в Архангельской области и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(абзац в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).

Территориальный (областной) орган управления Государственной противопожарной службы является самостоятельным оперативным органом управления Государственной противопожарной службы, осуществляющим руководство деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчинённых федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.

(абзац в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).    

...

(абзац исключен на основании областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).       

Государственная противопожарная служба выполняет задачи, возложенные федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

(абзац в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).

Содержание за счет бюджета области дополнительных подразделений по охране городов и сельских населенных пунктов области осуществляется на основании заключаемых договоров между администрацией области и Государственной противопожарной службой, численность которых определяется из расчета:

- не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 человек населения городов;

- не менее одного сотрудника (работника) Государственной противопожарной службы на 400 человек населения сельских населенных пунктов.

Финансирование территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны. Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляют в обязательном порядке, Перечень таких предприятий утверждается Правительством Российской Федерации.

При территориальных подразделениях ГПС учреждаются внештатные инспектора по пожарному надзору, которые оказывают содействие ГПС в осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях и территории области.

Порядок зачисления во внештатные инспектора, их права, обязанности, другие вопросы, связанные с осуществлением контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, определяется Положением о внештатных: инспекторах, утверждаемом администрацией области.

Статья 6. Полномочия Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба:

- разрабатывает и вносит в администрацию области для утверждения нормативные документы по пожарной безопасности, а также самостоятельно устанавливает дополнительные требования пожарной безопасности, не снижая требований, установленных федеральными нормативными документами, в соответствии со спецификой Архангельской области;

- вносит в администрацию области и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

        (дефис в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).   

- устанавливает территориальный перечень работ и услуг в области пожарной безопасности;

- получает от должностных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и копии с них;

- использует при тушении пожаров на безвозмездной основе инженерные сети водоснабжения, средства связи, транспорт и оборудование предприятий;

- принимает необходимые меры по спасению жизни людей и материальных ценностей при тушении пожаров, в том числе проникает в места распространения (возможного распространения) пожаров;

- ограничивает или запрещает доступ граждан в места пожаров, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к местам пожаров территориях;

- входит беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на земельные участки, жилые и иные помещения граждан, принадлежащих им на правах личной собственности, при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

- оказывает юридическим и физическим лицам услуги и выполняет работы в области пожарной безопасности на договорной основе.

ГПС обязана в полном объеме выполнять функции, возложенные на нее законодательством РФ и Архангельской области, ведомственными нормативными актами, а также:

- своевременно реагировать на сообщения о нарушениях требований пожарной безопасности и принимать адекватные меры по устранению имеющихся нарушений;

- принимать меры по предотвращению причиняемого ущерба, связанного с действиями по тушению пожаров;

- принимать меры по комплектованию штатов личным составом;

- предоставлять личному составу в полном объеме социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами.

Иные права и обязанности ГПС устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ.

Статья 7. Гарантии социальной защиты личного состава ГПС

Меры социальной защиты личного состава подразделений ГПС, содержащихся за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов городов и районов области, не могут устанавливаться ниже мер социальной защиты сотрудников подразделений внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти области, а также органы местного самоуправления вправе устанавливать, иные не предусмотренные настоящим Законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.

Статья 8. Налоговые льготы

Органами местного самоуправления в целях обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования, укрепления материально-технической базы пожарной охраны и сохранения ее штатной численности, могут устанавливать целевые сборы с граждан и юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством.

        (абзац в редакции областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).   

Органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные льготы, стимулирующие обеспечение пожарной безопасности.

Статья 9. Ведомственная и добровольная пожарная охрана, противопожарные формирования


Органы местного самоуправления, предприятия (организации) в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать подразделения ведомственной пожарной охраны, финансирование которых осуществляется за счет средств соответствующих ведомств, местных бюджетов, внебюджетных и иных средств.

...        

(абзац исключен на основании областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).   

Порядок регистрации добровольных пожарных дружин, создания подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны, подготовки личного состава и организации службы устанавливает ГПС.

На предприятиях могут создаваться противопожарные формирования в виде пожарно-технических комиссий, пожарных команд, а в школах области и детских оздоровительных лагерях - дружины (команды) юных пожарных. Положение о противопожарных формированиях утверждаются Государственной противопожарной службой. Противопожарные формирования не относятся к добровольной пожарной охране.

В целях укрепления добровольной пожарной охраны органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций для членов ДПО устанавливаются льготы в виде ежемесячной процентной надбавки к денежному содержанию, за сложность, напряженность и специальный режим работы или предоставления дополнительных отпусков.

Статья 10. Объединения пожарной охраны

В целях содействия деятельности ГПС по обеспечению пожарной безопасности создаются общественные объединения пожарной охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Основными задачами для достижения целей является организация и проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганда пожарно-технических знаний, конкурсы на противопожарную тематику, а также осуществление мероприятий материально-технического обеспечения пожарной охраны.

Глава III. Обеспечение пожарной безопасности

Статья 11. Обеспечение пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности органов Государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, их должностных лиц и работников. Данное требование должно иметь отражение в разрешениях (лицензиях дающих право заниматься определенными видами деятельности, при необходимости, в трудовых договорах (контрактах), а также в должностных инструкциях.

Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

- руководителей предприятий (организаций) или уполномоченных ими лиц.

Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;

- заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории городов и населенных пунктов области, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно-строительных кооперативов.

...          

(абзац исключен на основании областного закона от 10 декабря 2003 года N 212-26-ОЗ - см. предыдущую редакцию).   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»