Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 11.11.2008 N 260 (утратил силу)

2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом


Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области - 361,9 тыс.кв.км.

На юге и юго-западе область граничит с Китаем, на западе - с Забайкальским краем, на севере - с Республикой Саха (Якутия), на северо-востоке и востоке - с Хабаровским краем, на юго-востоке - с Еврейской автономной областью.

С северной части области находится Становой хребет, высота отдельных участков которого достигает 2,3 км., около 40 % территории занимают Зейско-Буреинская и Амурско-Зейская равнины. Лесами покрыто 273,7 млн.гектаров (64%). Около 60% территории области отнесены к районам Крайнего Севера.

Амурская область имеет благоприятное географическое положение по всем основным транспортным направлениям. Через территорию области проходят две крупнейшие железнодорожные магистрали федерального значения: Транссибирская - с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приморья (Находка, Восточный, Владивосток) и Байкало-Амурская (БАМ) - с выходом на морские порты Ванино и Советская Гавань.

Запасы минерального сырья разведанных месторождений на территории области оцениваются в 800 млрд.долл. США. Минерально-сырьевая база экономики области представлена месторождениями рудного золота, железа, титана, молибдена, вольфрама, меди, олова, полиметаллов, бурого и каменного угля, цеолитов, каолина, цементного сырья, облицовочного камня. В области возможно обнаружение мелких и средних месторождений нефти и газа.

Основным показателем, характеризующим состояние экономики области, является валовой региональный продукт (далее - ВРП).

В 2007 году произведено 91,28 млрд.руб. ВРП, его рост при этом составил 103,2% в сопоставимых ценах.

В 2008 году прогнозируется получить 119,4 млрд.руб. ВРП с темпом роста к предыдущему году в сопоставимых ценах 109,2%.

Около 80% в структуре ВРП занимают виды деятельности, отнесенные к материальному производству, которые составляют основу экономического роста в области.

Объем отгруженной продукции по промышленному производству за 2007 год составил 37,0 млрд.руб., индекс промышленного производства- 103,1% по сравнению с 2006 годом.

За 2007 год обеспечен рост по всем видам промышленного производства: по добыче полезных ископаемых - 101,5%, обрабатывающим производствам - 109,3%, производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 101,8%.

Индекс промышленного производства в 2008 году ожидается на уровне 109,2%. Такой рост в значительной степени обусловлен работой ведущих видов промышленного производства на территории области, а также новыми инвестиционными проектами, реализация которых намечена в рамках Стратегии развития Амурской области до 2025 года.

В уровне жизни населения области наметились некоторые положительные тенденции: возросла реальная заработная плата, реальные денежные доходы, однако темпы роста доходов остаются ниже среднероссийских. Ниже среднероссийского уровня и денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, остается высоким удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, который согласно предварительным данным составил 25,7% (в среднем по России - 17,6%).

Вместе с тем на 01 января 2008 года численность населения области по предварительным данным составила 869,6 тыс. человек, в том числе городского населения 569,6 тыс. человек, сельского - 300 тыс. человек. За 2007 год жителей области стало меньше на 5,0 тыс. человек, или на 0,6% (за 2006 год на 6,5 тыс. человек, или на 0,7%). Общее снижение численности населения на 29% обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся и на 71% - миграционным оттоком населения за пределы области. К началу 2008 года коэффициенты рождаемости и смертности но предварительным данным составили соответственно 12,5 и 14,3 против 11,8 и 15,5 в 2006 году.

Необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития региона является решение задач по закреплению населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест, снятия инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне и реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры, транспортного и топливно-энергетического комплексов, социальной сферы.

В настоящее время в области идет активный процесс преобразований в экономике, социальной сфере и сфере управления.

Необходимым условием обеспечения высоких темпов социально-экономического развития региона является привлечение инвестиций. С целью повышения инвестиционной активности на территории области действует Закон Амурской области "Об инвестиционной деятельности в Амурской области".

Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году (по предварительной оценке) составил 37,25 млрд.руб., или 113,3% к уровню 2006 года в сопоставимых ценах.

На территории области реализуются крупные инвестиционные проекты в области гидроэнергетики (строительство Бурейской ГЭС), транспорта (строительство автодороги "Амур" и нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан) и добычи полезных ископаемых (освоение Березитового золото-полиметаллического месторождения, золоторудных месторождений "Маломыр" и "Пионер", Куранахского месторождения титаномагнетита).

За 2007 год возросли объемы иностранных инвестиций в экономику области и составили 128,0 млн.долл. США (теми роста к 2006 году составил 114%). Основными странами-инвесторами в 2007 году выступили Канада, вложившая в развитие ООО "Березитовый рудник" 52,9% от общего объема всех инвестиций в экономику области, Кипр - 32,0% (ООО "Гаринский горнометаллургический комбинат") и Великобритания - 13,2% (ОАО "Покровский рудник"). Китайский капитал занимает 4 место по объемам иностранных инвестиций, в 2007 году его доля составила 1,9%.

Важную роль в обеспечении стабильности экономического развития играет малый бизнес. Принят Закон Амурской области от 28.04.2008 N 29-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2008 - 2010 годы", адаптированный к региональным условиям функционирования малого и среднего предпринимательства.

Направленность государственной политики на достижение конкретных целей и результатов обусловливает повышение роли программно-целевого подхода при формировании расходов бюджета. Одним из инструментов реализации обозначенных целей выступают долгосрочные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода концентрировать ресурсы для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем социальной и экономической политики региона.

Долгосрочные целевые программы потенциально являются одним из самых действенных средств реализации областной государственной социально-экономической политики и решения актуальных проблем социально-экономического развития.

В 2007 году на территории области финансировались мероприятия 15 федеральных целевых программ и мероприятия непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы.

Из года в год увеличивается общее финансирование программных мероприятий, которое в 2007 году составило 19,2 млрд.руб., или 109,1% от общего годового объема ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,7 млрд.руб. Около половины средств от общего объема ассигнований, предназначенных на реализацию федеральных целевых программ, направлены на строительство Бурейской ГЭС по программе "Энергоэффективная экономика" в объеме 9,7 млрд.руб.

Как и ранее основной объем федеральных инвестиций (более 43%) в 2007 году выделен по программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" на строительство автодороги "Амур" (Чита-Хабаровск).

Плановые федеральные ассигнования по программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" на 2007 год в размере 227,0 млн.руб. получены и освоены в полном объеме.