Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июля 2009 года N 290


Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Совершенствование питания в образовательных
учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы"

____________________________________________
Документ отменен
постановлением Правительства Амурской области
от 14 сентября 2009 года N 395

____________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы" (далее - программа).

2. Министерству образования и науки области (С.Г. Степанов), министерству здравоохранения области (Ю.Г. Максимов) обеспечить выполнение мероприятий программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2010.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.В. Марценко.


Исполняющий обязанности губернатора области
В.О. Капканщиков

    УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 01 июля 2009 года N 290



Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы"

   

1. Паспорт
долгосрочной целевой программы "Совершенствование
питания в образовательных учреждениях Амурской
области на 2010-2012 годы"


Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы" (далее - программа)

Основание для разработки программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"

Государственные заказчики
программы

Министерство образования и науки области (координатор программы), министерство здравоохранения области

Основные разработчики
программы

Министерство образования и науки области, министерство здравоохранения области

Цель программы

Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, посредством обеспечения их молоком и горячим питанием

Основные задачи программы

Развитие материально-технической базы системы питания обучающихся общеобразовательных учреждений; совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания; улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу);
улучшение структуры питания школьников посредством ежедневного включения молока в рацион питания учащихся, 100-процентный охват учащихся к концу реализации программы;
формирование культуры потребления молочных продуктов у подрастающего поколения

Перечень подпрограмм

1 ."Укрепление и развитие материально-технической базы пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений";
2. "Школьное молоко"

Сроки реализации программы

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования программы

Средства областного бюджета в сумме 416 231,1 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 79 393,8 тыс. рублей;
2011 год - 159 163,4 тыс. рублей;
2012 год - 177 673,9 тыс. рублей.
Планируется привлечение средств местных бюджетов в сумме 2 437,4 тыс. рублей, в том числе: 2010 год - 812,5 тыс. рублей;
2011 год- 812,5 тыс. рублей;
2012 год- 812,4 тыс. рублей;
Итого: 418 668,5 тыс. рублей
Планируется привлечение федеральных средств

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Оснащение технологическим оборудованием пищеблоков в 331 школе в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений;
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их нормального роста и развития; формирование у учащихся культуры питания и чувства ответственности за свое здоровье;
предоставление горячего питания 85% учащихся общеобразовательных учреждений к концу реализации про-
граммы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Учреждения здравоохранения области, органы местного самоуправления,
общеобразовательные учреждения области, юридические лица, привлекаемые на конкурсной основе независимо от формы собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Система организации контроля за
исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляют государственные заказчики программы в пределах их полномочий по направлениям деятельности



2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

2.1. Анализ ситуации


Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в области, как и в целом по России, за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогов и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.

В настоящее время структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением уровня потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов. Это является основной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта.

На территории области функционирует 391 дневное общеобразовательное учреждение с общим количеством учащихся 89 969 человек. В 2008/09 учебном году питание организовано в 386 школах (96,5%). Для обслуживания данного контингента учащихся при общеобразовательных школах функционируют 331 столовая и 80 буфетов. Школьные столовые укомплектованы кадрами согласно штатному расписанию. На пищеблоках общеобразовательных учреждений работают 499 поваров, в том числе имеющих 8-10 разряд - 34 человека, 5-6 разряд - 117 человек, 2-4 разряд - 348 человек.

Охват питанием обучающихся составил 86%, в том числе горячим - 77,1% (от общего количества учащихся) (данные приведены в таблице 1).

 Таблица 1

Наименование

2007/08 учебный год

2008/09 учебный год

Количество школьников, охваченных питанием, % от общего количества

84,9%

86%

Количество школьников, охваченных горячим питанием, % от общего количества

76,8%

77,1%


Стоимость рациона питания школьников колеблется от 3 до 16 рублей за завтрак и от 5 до 30 рублей за обед.

Удешевление питания учащихся производится за счет компенсационных выплат из средств местных бюджетов, продукции, выращенной на пришкольных участках, а также создания производственных бригад, учебно-опытных участков, полевых звеньев. Выращивают овощи 72,9% школ области, имеющих столовые.

Недостаточный охват обучающихся горячим питанием обусловлен несколькими факторами, в том числе:

технологическими возможностями школьных пищеблоков;

низким уровнем материального достатка многих семей, который не позволяет родителям оплачивать питание детей в школе;

отсутствием заинтересованности детей и родителей в получении питания в школе в связи с низким качеством пищи и ограниченным ассортиментом.

Сложившаяся ситуация может расцениваться как неблагоприятная С ки зрения укрепления здоровья и профилактики заболеваемости среди учапд ся общеобразовательных учреждений области.

В настоящее время в системе питания учащихся муниципальных образо вательных учреждений области имеется ряд сложных многоаспектных проблем, требующих разрешения в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Большинство учреждений имеют слабую материально-техническую базу пищеблоков, высокую изношенность технологического и холодильного оборудования, его несвоевременный ремонт и замена, что приводит к нарушению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

Требуется принятие дополнительных мер, обеспечивающих усиление контроля за ассортиментом, качеством, безопасностью сырья и продовольствия, поставляемого в образовательные учреждения.

Необходимо внедрение научно обоснованных рационов для детей и подростков различных возрастов при организации питания во всех типах образовательных учреждений.


2.2. Описание проблемы

В системе образовательных учреждений Амурской области воспитываются и обучаются 89969 детей. Питание, в том числе в организованных коллективах, где они проводят большую часть своего времени, является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков. Полноценное горячее питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, успеваемости, физическому и умственному развитию обучающихся, создает условия для их успешной адаптации в окружающем социуме.

В области 22,9 % школьников не охвачены горячим питанием, диетическим питанием с учетом аспектов состояния здоровья и индивидуальными особенностями организма. Высокие цены на продукты и незначительные размеры компенсационных выплат на удешевление стоимости питания из муниципальных бюджетов не позволяют обеспечить всех школьников области горячими завтраками (обедами) в соответствии с рациональными нормами.

Из местных бюджетов недостаточно выделяется денежных средств на обеспечение бесплатного питания детей из малообеспеченных и неблагополучных семей (2007/08 учебный год - 28,5 %; 2008/09 учебный год - 24,7 % - от потребности).

Особенно остро этот вопрос стоит в городских школах, в которых нет возможности выращивать сельскохозяйственную продукцию (картофель, капусту и др. овощи) для удешевления стоимости питания. Руководители городских школ используют помощь родителей и привлечение внебюджетных средств.

Ассортимент реализуемых блюд однообразный. В питании детей занижено потребление сыра, творога, молочных продуктов.

Не менее актуальной остается проблема низкого уровня культуры питания детей и подростков, основанной на стереотипах, сформировавшихся в последние годы, когда основными в рационе питания семьи являлись продукты быстрого приготовления и полуфабрикаты, а количество потребляемых овощей, фруктов, рыбы, молочных продуктов сокращалось.

Анализ состояния здоровья школьников области указывает на рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и эндокринной систем. Указанные заболевания во многом обусловлены недостаточным содержанием микронутриентов (йод, железо, селен, кальций с микроэлементами, 8-и витаминный комплекс) в рационах питания обучающихся. Согласно данным Всероссийской диспансеризации детского населения патология выявлена у 64,7% детей. В Амурской области этот показатель на 11,1% выше, чем по Дальневосточному федеральному округу. Заболевания органов пищеварения выявлены у 8% осмотренных детей.

Согласно рекомендациям научно-исследовательского института питания РАМН самыми оптимальными продуктами для профилактики микроэлементной и витаминной недостаточности у детей школьного возраста являются молоко и кисломолочные продукты.

Одной из проблем при организации питания школьников остается устаревшее технологическое оборудование школьных пищеблоков. Изношенность имеющегося холодильного и технологического оборудования пищеблоков школьных столовых составляет около 50 %, столовой мебели - 80 %.

Основными задачами в организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях области являются:

развитие материально-технической базы системы питания обучающихся образовательных учреждений;

совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания;

улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу);

улучшение структуры питания школьников посредством ежедневного включения молока в рацион питания учащихся;

формирование культуры потребления молочных продуктов у подрастающего поколения.


2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики в сфере действия целевой программы

Правительством Амурской области проводится планомерная работа, направленная на улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях.

Начиная с 2005 года, из бюджета области выделяются средства на организацию бесплатного питания учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений области. В соответствии с Законом Амурской области от 22.12.2008 N 145-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" предусмотрены денежные средства на питание учащихся начальных классов за счет иных межбюджетных трансфертов на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях в сумме 53 049,0 тыс. рублей. В 2008 году на питание учащихся начальных классов из областного бюджета бы ло выделено 47220,0 тыс. рублей (100 % от плана).

В соответствии с Законом Амурской области от 19.01.05 N 408-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" в области организовано бесплатное питание учащихся из данной категории семей.

Несмотря на достигнутые результаты, текущего финансирования недостаточно для решения обозначенных в программе задач.

Программно-целевой метод позволяет осуществлять планирование расходов денежных средств на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Только решение проблем в комплексе: обновление материально-технической базы пищеблоков, приведение пищеблоков образовательных учреждений в соответствие с нормами СанПиН, позволит создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

 

3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Главной целью программы является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обеспечение обучающихся образовательных учреждений области безопасным, сбалансированным питанием.

Программа включает следующие подпрограммы:

1. "Укрепление и развитие материально-технической базы пищеблоков учреждений образования области";

2. "Школьное молоко".

Программа носит комплексный, межведомственный характер и направлена на решение медико-биологических, производственно-технологических, организационных и инвестиционных задач по организации питания детей и подростков.

Реализация мероприятий Программы позволит:

оснастить технологическим оборудованием пищеблоки в 331 школе в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся и воспитанников образовательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»