____________________________________________
Документ отменен
постановлением Правительства Амурской области
от 14 сентября 2009 года N 395
____________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы" (далее - программа).
2. Министерству образования и науки области (С.Г. Степанов), министерству здравоохранения области (Ю.Г. Максимов) обеспечить выполнение мероприятий программы.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2010.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.В. Марценко.
Исполняющий обязанности губернатора области
В.О. Капканщиков
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Совершенствование питания в образовательных учреждениях Амурской области на 2010-2012 годы" (далее - программа) | |||
Основание для разработки программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации; | |||
Государственные заказчики | Министерство образования и науки области (координатор программы), министерство здравоохранения области | |||
Основные разработчики | Министерство образования и науки области, министерство здравоохранения области | |||
Цель программы | Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях области, посредством обеспечения их молоком и горячим питанием | |||
Основные задачи программы | Развитие материально-технической базы системы питания обучающихся общеобразовательных учреждений; совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания; улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу); | |||
Перечень подпрограмм | 1 ."Укрепление и развитие материально-технической базы пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений"; | |||
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Средства областного бюджета в сумме 416 231,1 тыс. рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Оснащение технологическим оборудованием пищеблоков в 331 школе в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений; | |||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Учреждения здравоохранения области, органы местного самоуправления, | |||
Система организации контроля за | Контроль за исполнением программы осуществляют государственные заказчики программы в пределах их полномочий по направлениям деятельности |
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в области, как и в целом по России, за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогов и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.
В настоящее время структура питания детей школьного возраста характеризуется снижением уровня потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов. Это является основной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта.
На территории области функционирует 391 дневное общеобразовательное учреждение с общим количеством учащихся 89 969 человек. В 2008/09 учебном году питание организовано в 386 школах (96,5%). Для обслуживания данного контингента учащихся при общеобразовательных школах функционируют 331 столовая и 80 буфетов. Школьные столовые укомплектованы кадрами согласно штатному расписанию. На пищеблоках общеобразовательных учреждений работают 499 поваров, в том числе имеющих 8-10 разряд - 34 человека, 5-6 разряд - 117 человек, 2-4 разряд - 348 человек.
Охват питанием обучающихся составил 86%, в том числе горячим - 77,1% (от общего количества учащихся) (данные приведены в таблице 1).
Наименование | 2007/08 учебный год | 2008/09 учебный год | |||
Количество школьников, охваченных питанием, % от общего количества | 84,9% | 86% | |||
Количество школьников, охваченных горячим питанием, % от общего количества | 76,8% | 77,1% |
Стоимость рациона питания школьников колеблется от 3 до 16 рублей за завтрак и от 5 до 30 рублей за обед.
Удешевление питания учащихся производится за счет компенсационных выплат из средств местных бюджетов, продукции, выращенной на пришкольных участках, а также создания производственных бригад, учебно-опытных участков, полевых звеньев. Выращивают овощи 72,9% школ области, имеющих столовые.
Недостаточный охват обучающихся горячим питанием обусловлен несколькими факторами, в том числе:
технологическими возможностями школьных пищеблоков;
низким уровнем материального достатка многих семей, который не позволяет родителям оплачивать питание детей в школе;
отсутствием заинтересованности детей и родителей в получении питания в школе в связи с низким качеством пищи и ограниченным ассортиментом.
Сложившаяся ситуация может расцениваться как неблагоприятная С ки зрения укрепления здоровья и профилактики заболеваемости среди учапд ся общеобразовательных учреждений области.
В настоящее время в системе питания учащихся муниципальных образо вательных учреждений области имеется ряд сложных многоаспектных проблем, требующих разрешения в ближайшей и среднесрочной перспективе.
Большинство учреждений имеют слабую материально-техническую базу пищеблоков, высокую изношенность технологического и холодильного оборудования, его несвоевременный ремонт и замена, что приводит к нарушению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
Требуется принятие дополнительных мер, обеспечивающих усиление контроля за ассортиментом, качеством, безопасностью сырья и продовольствия, поставляемого в образовательные учреждения.
Необходимо внедрение научно обоснованных рационов для детей и подростков различных возрастов при организации питания во всех типах образовательных учреждений.
В системе образовательных учреждений Амурской области воспитываются и обучаются 89969 детей. Питание, в том числе в организованных коллективах, где они проводят большую часть своего времени, является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков. Полноценное горячее питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности, успеваемости, физическому и умственному развитию обучающихся, создает условия для их успешной адаптации в окружающем социуме.
В области 22,9 % школьников не охвачены горячим питанием, диетическим питанием с учетом аспектов состояния здоровья и индивидуальными особенностями организма. Высокие цены на продукты и незначительные размеры компенсационных выплат на удешевление стоимости питания из муниципальных бюджетов не позволяют обеспечить всех школьников области горячими завтраками (обедами) в соответствии с рациональными нормами.
Из местных бюджетов недостаточно выделяется денежных средств на обеспечение бесплатного питания детей из малообеспеченных и неблагополучных семей (2007/08 учебный год - 28,5 %; 2008/09 учебный год - 24,7 % - от потребности).
Особенно остро этот вопрос стоит в городских школах, в которых нет возможности выращивать сельскохозяйственную продукцию (картофель, капусту и др. овощи) для удешевления стоимости питания. Руководители городских школ используют помощь родителей и привлечение внебюджетных средств.
Ассортимент реализуемых блюд однообразный. В питании детей занижено потребление сыра, творога, молочных продуктов.
Не менее актуальной остается проблема низкого уровня культуры питания детей и подростков, основанной на стереотипах, сформировавшихся в последние годы, когда основными в рационе питания семьи являлись продукты быстрого приготовления и полуфабрикаты, а количество потребляемых овощей, фруктов, рыбы, молочных продуктов сокращалось.
Анализ состояния здоровья школьников области указывает на рост числа заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и эндокринной систем. Указанные заболевания во многом обусловлены недостаточным содержанием микронутриентов (йод, железо, селен, кальций с микроэлементами, 8-и витаминный комплекс) в рационах питания обучающихся. Согласно данным Всероссийской диспансеризации детского населения патология выявлена у 64,7% детей. В Амурской области этот показатель на 11,1% выше, чем по Дальневосточному федеральному округу. Заболевания органов пищеварения выявлены у 8% осмотренных детей.
Согласно рекомендациям научно-исследовательского института питания РАМН самыми оптимальными продуктами для профилактики микроэлементной и витаминной недостаточности у детей школьного возраста являются молоко и кисломолочные продукты.
Одной из проблем при организации питания школьников остается устаревшее технологическое оборудование школьных пищеблоков. Изношенность имеющегося холодильного и технологического оборудования пищеблоков школьных столовых составляет около 50 %, столовой мебели - 80 %.
Основными задачами в организации питания детей и подростков в образовательных учреждениях области являются:
развитие материально-технической базы системы питания обучающихся образовательных учреждений;
совершенствование и повышение эффективности системы организации школьного питания;
улучшение рациона школьного питания (по качественному и количественному составу);
улучшение структуры питания школьников посредством ежедневного включения молока в рацион питания учащихся;
формирование культуры потребления молочных продуктов у подрастающего поколения.
Правительством Амурской области проводится планомерная работа, направленная на улучшение организации питания обучающихся в образовательных учреждениях.
Начиная с 2005 года, из бюджета области выделяются средства на организацию бесплатного питания учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений области. В соответствии с Законом Амурской области от 22.12.2008 N 145-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" предусмотрены денежные средства на питание учащихся начальных классов за счет иных межбюджетных трансфертов на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях в сумме 53 049,0 тыс. рублей. В 2008 году на питание учащихся начальных классов из областного бюджета бы ло выделено 47220,0 тыс. рублей (100 % от плана).
В соответствии с Законом Амурской области от 19.01.05 N 408-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей" в области организовано бесплатное питание учащихся из данной категории семей.
Несмотря на достигнутые результаты, текущего финансирования недостаточно для решения обозначенных в программе задач.
Программно-целевой метод позволяет осуществлять планирование расходов денежных средств на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Только решение проблем в комплексе: обновление материально-технической базы пищеблоков, приведение пищеблоков образовательных учреждений в соответствие с нормами СанПиН, позволит создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Главной целью программы является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обеспечение обучающихся образовательных учреждений области безопасным, сбалансированным питанием.
Программа включает следующие подпрограммы:
1. "Укрепление и развитие материально-технической базы пищеблоков учреждений образования области";
2. "Школьное молоко".
Программа носит комплексный, межведомственный характер и направлена на решение медико-биологических, производственно-технологических, организационных и инвестиционных задач по организации питания детей и подростков.
Реализация мероприятий Программы позволит:
оснастить технологическим оборудованием пищеблоки в 331 школе в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся и воспитанников образовательных учреждений;