Недействующий


АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 декабря 2006 года № 264-ОЗ

Об областной целевой программе
 «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы»

(с изменениями на 24 апреля 2008 года)
(Утратил силу)

________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ

________________________________________________________
________________________________________________________
     Документ с изменениями внесенными:
     Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
     Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ
________________________________________________________

Принят областным Советом народных депутатов
21 декабря 2006 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы» (прилагается).

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета ежегодно определять средства на государственные гарантии организациям предоставляющим ипотечные кредиты (займы), на субсидирование муниципальных программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор Амурской области
     Л.В.Коротков

г.Благовещенск

21 декабря 2006 года

№ 264-ОЗ  

     УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 21.12.2006 № 264-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Областная целевая программа
«РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»

1. Паспорт областной целевой программы
«Развитие ипотечного жилищного кредитовани
я в Амурской области на 2006-2010 годы»

Наименование программы

Областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы» (далее - программа)

Основание для разработки
программы

Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865)

Государственный заказчик программы

Правительство области

Разработчик
программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства

Цель программы

Обеспечение в 2006-2010 годах доступности жилья посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) более чем 4 тыс. семей

Задачи программы

Увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;

Предоставление государственной гарантии области организациям, выделяющим ипотечные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья;

увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет привлечения средств инвесторов

Перечень программных мероприятий

1. Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы, а именно обобщение и использование накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов.

2. Финансовое обеспечение программы и формирование организационных механизмов оказания поддержки жителям области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а именно:

предоставление государственной гарантии области организациям, выделяющим ипотечные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья;

субсидирование муниципальными образованиями части процентной ставки по кредитам за счет бюджета области при наличии в нем средств.

3. Организационное обеспечение реализации программы, а именно мониторинг реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов

          

Сроки и этапы реализации программы

2006-2010 годы, в том числе:
     первый этап - 2006-2007 годы;
     второй этап - 2008-2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации программы в 2006-2010 годах, составляет 6384000 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 828100 тыс. рублей, из них гарантии Амурской области - 800000 тыс. рублей;

субсидирование из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальных программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, - 28100 тыс. рублей;

другие источники - 5555900 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем граждан, проживающих на территории области. Успешное выполнение программы позволит построить не менее 118,6 тыс.кв.м жилья, приобрести на вторичном рынке не менее 121,2 тыс.кв.м жилья, улучшить жилищные условия не менее чем 4440 семьям, в том числе на первом этапе улучшат жилищные условия 1145 семей, из них за счет строительства жилья - 743 семьи (40,1 тыс.кв.м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 402 семьи (21,7 тыс.кв.м); на втором этапе улучшат жилищные условия 3295 семей, из них за счет строительства жилья - 1453 семьи (78,5 тыс.кв.м) и за счет приобретения жилья на вторичном рынке - 1842 семьи (99,5 тыс.кв.м);

Выполнение программы обеспечит:

привлечение в жилищную сферу личных средств граждан и дополнительных финансовых ресурсов банков и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, в размере 3955,9 млн.рублей;

увеличение объемов строительства доступного жилья за счет средств ипотечных кредитов (займов) не менее чем на 30%; снижение стоимости строящегося жилья для граждан, участвующих в системе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, на 10%

Исполнители программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства, органы местного самоуправления, банки и другие организации, предоставляющие ипотечные кредиты (займы)

Организация контроля за исполнением программы

Контроль за исполнением программы осуществляют исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития, областной Совет народных депутатов, контрольно-счетная палата области. Общее руководство реализацией программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


В связи с переходом к рыночной экономике в области, как и в целом в Российской Федерации, на фоне общего сокращения объемов жилищного строительства резко уменьшилась доля жилья, строящегося за счет государственных средств. По отношению к уровню конца 80-х годов ввод жилья уменьшился более чем в 4 раза и в 2005 году составил 125,3 тыс.кв.м.

Значительная часть жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качеству, т.к. характеризуется наличием деревянных домов постройки 1910-1950 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых невозможно по санитарным и социальным нормам.

Из общего объема жилищного фонда области более 7 процентов, или 1365,4 тыс.кв.м, отнесены к ветхому и аварийному жилью, в котором проживает более. 50 тыс. человек.

Площадь ветхих и аварийных строений в области превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в 9 раз. За последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий проводился в небольших объемах, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда.

При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства было сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения жилья или улучшения жилищных условий. Назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, приобретение жилья на котором в последнее время становится все более сложным даже для обеспеченных граждан. Основная же часть населения, имеющего относительно стабильные доходы и желающего приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получить долгосрочные кредитные ресурсы.

Государственная жилищная политика в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности, полученное путем бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.

Разработка настоящей программы обусловлена необходимостью создать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанную на принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также системы обеспечения возможности долевого участия в строительстве жилья.

Успешному развитию ипотечного кредитования в области способствуют:

положительная практика ипотечного жилищного кредитования в ряде регионов России;

наличие платежеспособного спроса на ипотечные кредиты со стороны населения.

По статистическим данным, в области более 16,2 тыс. семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решает эту проблему лишь незначительная часть населения. Потенциально рынок жилья в области может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия цены реальным доходам населения.

Проблему обеспечения жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доступным жильем необходимо решать путем кредитования строительства доступного по цене жилья под государственную гарантию области, предоставляемую организациям, выделяющим ипотечные кредиты (займы).

3. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы


Цель программы - обеспечение в 2006-2010 годах доступности жилья посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) более чем 4 тыс. семей.

     

Для достижения цели необходимо решение основных задач, приведенных в таблице 1.

Таблица 1


ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование задачи

Наименование проблемы

Период

Ожидаемый результат




реализации

качественная характеристика (тыс.рублей)

количественная оценка
(тыс.кв.м,
квартир)

1

Увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области

улучшение
жилищных условий граждан, не имеющих достаточных доходов для приобретения жилья

2006-2010 гг.

4768900

181,9
3368

2

Государственные гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) на строительство или приобретение жилья

строительство доступного по цене жилья

2006-2010 гг.

800000

30,77
570

3

Создание в области эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов

развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования (привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций)

2006-2010 гг.

6355900

239,8
4440

     
     Программа рассчитана на пять лет и будет реализована в течение 2006-2010 годов в два этапа:

     первый этап - 2006-2007 годы;

     второй этап - 2008-2010 годы.     


Исходя из достигнутых в этот период результатов будет определено дальнейшее развитие программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий программы на основе анализа результатов и с учетом объемов финансирования.

Первый этап реализации программы включает:

формирование нормативной правовой базы с учетом обобщения и использования накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;

организацию жилищного строительства с использованием государственных гарантий области (муниципальных образований) в ипотечном кредитовании с максимальным привлечением личных сбережений граждан;

изучение возможностей органов местного самоуправления участвовать в ипотечном жилищном кредитовании и финансировании строительства доступного жилья в соответствии с настоящей программой.

В рамках первого этапа предусматривается развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования, то есть привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций.

Сотрудничество участников долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительство доступного жилья предполагается осуществлять на основании двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений.

Второй этап включает значительное увеличение объемов ипотечных кредитов, совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов и, как следствие, строительство и ввод в эксплуатацию максимально возможного количества доступного жилья на всей территории области.

В процессе реализации программы в области будут созданы основы для широкого развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья с выделением под застройку земельных участков с коммунальной инфраструктурой.

4. Система программных мероприятий


Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы, направлены на решение поставленных в программе задач. Система программных мероприятий осуществляется согласно приложению к программе по следующим направлениям:

нормативное правовое и методологическое обеспечение;

финансовое обеспечение программы и формирование организационных механизмов оказания поддержки жителям области, нуждающимся в улучшении жилищных условий;

организационное обеспечение реализации программы.

В состав мероприятий нормативного правового и методологического обеспечения включены обобщение и использование накопленного в различных регионах Российской Федерации опыта создания и внедрения механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов.

Основными мероприятиями по финансовому обеспечению являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания гражданам поддержки в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта областного бюджета на соответствующий год. Ежегодный объем средств на реализацию программы предусматривается в областном бюджете отдельной строкой.

Организационные мероприятия программы предполагают мониторинг реализации программы и подготовку информационно-аналитических материалов.

5. Механизм реализации программы


Механизм реализации программы формируется в целях повышения доступности жилья для многих категорий граждан и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства и привлекать кредитные ресурсы, в том числе на строительство или иные формы приобретения в собственность жилья.

Механизм программы предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников (предоставление гарантии за счет средств областного бюджета, другие источники, собственные средства граждан, кредитные ресурсы банков и иных организаций).

В случае положительной конъюнктуры на рынке долгосрочных ипотечных кредитов планируется осуществлять привлечение инвестиционных средств на развитие ипотеки за счет выпуска ипотечных ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»