ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 23 декабря 2005 года № 137-ОЗ
Об утверждении областной целевой программы
«Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы»
(с изменениями на 24 апреля 2008 года)
(Утратил силу)
________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
________________________________________________________
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 26 февраля 2007 года № 295-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 397-ОЗ
Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ
________________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
15 декабря 2005 года
Утвердить областную целевую программу «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы» (прилагается).
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы».
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
23 декабря 2005 года
№ 137-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ»
1. ПАСПОРТ
областной целевой программы «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы»
(В редакции Закона Амурской области от 26 февраля 2007 года № 295-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы» | |||
Государственный заказчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки | |||
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта) | Распоряжение губернатора области от 30.08.2004 № 729-р «О плане мероприятий по реализации рекомендаций депутатских слушаний» | |||
Основные разработчики программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки | |||
Цель программы | Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области | |||
Основные задачи программы | 1. Достижение современного качества образования, его вариативности, эффективности и доступности. 2 Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области. 3. Создание условий для формирования и развития творческих способностей, профессиональной и социальной самореализации личности ребенка. 4. Разработка моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. 5. Интеграция профильного обучения и начального профессионального образования, ориентированного на повышение качества подготовки кадров для сельской местности. 6. Создание единого образовательного информационного пространства на территории области. 7. Создание условий приоритетности воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов. 8. Совершенствование психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников учреждений интернатного типа с целью диагностики, коррекции для их успешной адаптации в обществе. 9. Развитие социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования. |
10. Формирование системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающей преемственность образования во всех звеньях | ||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | 1. Подпрограмма «Одаренные дети»: организация проведения областной и участие во всероссийской олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам; участие школьников во всероссийских творческих и спортивных форумах, конференциях, фестивалях и слетах, проведение областных спортивных, спортивно-технических соревнований, конкурсов, фестивалей детского творчества. 2. Подпрограмма «Развитие образования на селе»: разработка моделей развития сельской школы; поддержка на конкурсной основе учебно-опытных участков и ученических производственных бригад; поддержка инициатив, направленных на становление жизнеспособных сельских школ. 3. Подпрограмма «Информатизация образования»: создание единой образовательной информационной среды; компьютеризация системы образования; внедрение информационных технологий в образовательный процесс. 4. Подпрограмма «Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей»: программно-методическое и информационное обеспечение; проведение областных и участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства педагогов дополнительного образования; проведение массовых воспитательных мероприятий с детьми и подростками; создание единой системы обучения безопасному поведению детей на дорогах; развитие материально-технической базы областных учреждений дополнительного образования детей. 5. Подпрограмма «Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа»: улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа; оказание помощи семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии; создание условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; снижение уровня психологического напряжения, тревожных и агрессивных состояний детей; формирование адекватных форм поведения в социуме посредством проведения специальной диагностической |
и коррекционной работы через психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение; создание на базе учреждений интернатного типа подсобных хозяйств. 6. Подпрограмма «Начальное профессиональное образование»: повышение качества профессиональной подготовки выпускников; совершенствование производственного обучения; развитие социального партнерства; улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования. 7. Подпрограмма «Педагогические кадры»: создание условий для удовлетворения потребности образовательных учреждений в квалифицированных педагогических кадрах; закрепление педагогических кадров из числа молодых специалистов в сельских школах; повышение компетентности кадрового потенциала образовательных учреждений; обеспечение условий для достижения нового качества образования; методологическое и педагогическое обеспечение реализации регионального базисного учебного плана | ||||
Сроки реализации программы | 2006-2010 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета - 53543 тыс.руб., в том числе: 2006 год- 4050 тыс.руб.; 2007 год - 10 476 тыс.руб.; 2008 год- 11 783 тыс.руб.; 2009 год - 12 352 тыс.руб.; 2010 год- 14 882 тыс.руб. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Достижение нового качества образования, его вариативности, эффективности и доступности. 2. Внедрение и апробация новых образовательных технологий для развития творческого потенциала школьников, материальная и моральная поддержка одаренных детей. 3. Расширение сети образовательных учреждений для апробации инновационных технологий до 30. 4. Развитие сельской школы, способствующей повышению культурно-образовательного уровня сельского населения, решению социально-демографических проблем села по апробации и отработке моделей реструктуризации сельской школы в 5 пилотных общеобразовательных учреждениях. |
5. Создание единого образовательного информационного пространства на территории области, внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий путем создания 29 спутниковых сегментов региональной информационной сети и 12 районных центров информатизации образования. 6. Обеспечение условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни. 7. Повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Участие в отборочных этапах конкурсов воспитательных систем не менее 80 образовательных учреждений, в финале областного конкурса - не менее 20. 8. Обеспечение интеграции дополнительного и общего образования. 9. Расширение сферы образовательных услуг. Создание малой сельскохозяйственной академии на базе областного эколого-биологического центра. Профильная подготовка 100 учащихся 9-11 классов. 10. Снижение уровня психологической напряженности, формирование адекватных форм поведения в социуме, оказание специализированной коррекционно-развивающей помощи, оснащение современным реабилитационным оборудованием 13 учреждений интернатного типа. 11. Создание условий для социально-трудовой адаптации воспитанников 8 учреждений интернатного типа. 12. Улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа, создание условий, максимально приближенных к домашним условиям воспитания и проживания. 13. Повышение качества профессиональной подготовки рабочих и специалистов. 14. Реструктуризация системы начального профессионального образования сохранит на территории области 21 учреждение начального профессионального образования. 15. Развитие социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство 78% выпускников учреждений начального профессионального образования. |
16. Создание условий для удовлетворения потребности образовательных учреждений в квалифицированных педагогических кадрах до 97% через ежегодную целевую подготовку 150-200 выпускников педагогических классов. 17. Повышение компетентности кадрового потенциала образовательных учреждений. Подготовка 10 профессиональных тестологов и экспертов по осуществлению мониторинга качества образования. 18. Обеспечение регионального компонента базисного учебного плана учебно-методической литературой. Издание учебников и учебных пособий «История Амурской области», «География Амурской области» по 1000 экземпляров каждого издания ежегодно | ||||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образования и науки; Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; Благовещенский государственный педагогический университет; областные учреждения образования | |||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик. Государственный заказчик представляет в установленном порядке информацию о выполнении программы и использовании финансовых средств в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономики |
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия областной целевой программы «Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы» (далее - программа) обусловлена ухудшением физического, психического и нравственного здоровья детей, отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, малочисленностью и малокомплектностью сельской школы, слабой закрепляемо-стью молодых специалистов в сельских школах, недостаточной обеспеченностью образовательных учреждений современной компьютерной техникой, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования. Областная система образования включает:
443 общеобразовательных учреждения, 17 вечерних (сменных) школ, 45 учебно-консультационных пунктов, 6 межшкольных учебно-производственных комбинатов, 260 школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских (общее количество учащихся 108166);
323 дошкольных образовательных учреждения с охватом 22 700 детей, или 49,5% общего числа детей дошкольного возраста;
27 учреждений интернатного типа (общеобразовательные интернаты, специально-коррекционные школы-интернаты, детские дома для детей различного возраста, общее число воспитанников 3800), таким образом созданы необходимые условия для обучения детей-сирот, инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей;
81 разнопрофильное учреждение системы дополнительного образования, важнейшей характеристикой которой является интеграция общего среднего и дополнительного образования. Развитая структура учреждений дополнительного образования превратилась в сферу творческого развития личности: школы искусств, детские и юношеские спортивные школы, центры эстетического, технического воспитания, центры внешкольной работы эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности, подростковые клубы, в которых занимается каждый второй учащийся области;
27 учреждений начального профессионального образования, в которых обучаются 11 115 человек.
Система среднего и высшего педагогического образования представлена тремя колледжами и университетом. Педагогические колледжи реализуют программы подготовки базового и повышенного уровня по 8 специальностям, педагогический университет - по 19.
В системе образования области трудятся около 18 000 педагогов. Послевузовское педагогическое образование осуществляется Амурским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и факультетом повышения квалификации педагогических кадров Благовещенского государственного педагогического университета.
Указанные выше проблемы являются основой для определения целей, задач и направлений развития системы образования области. Решение их программным методом позволит:
реализовать программно-целевой подход к управлению системой образования области;
использовать подходы межведомственного взаимодействия, усилив влияние всей социальной сферы области на развитие системы образования;
привлечь различные слои общественности: советы, ассоциации, попечительские советы;
обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;
активно развивать систему среднего педагогического, начального профессионального образования.
2.2. Описание проблемы
Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.
Объектом работ является образовательная система области.
Предмет - формирование содержания и структуры региональной образовательной системы, обеспечивающих её стабильное функционирование и развитие.
Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и педагогических условий для устойчивого развития системы образования области в интересах личности, общества, региона и государства.
Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.
Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью, которая предполагает, в первую очередь, воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления (по «ведомственной вертикали»), в то же время, сочетая его с управлением муниципального уровня, в основном направленным на решение задач местного значения. Программа является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Её реализация должна привести к повышению качества общего среднего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Цели и задачи программы тесно связаны с Концепцией модернизации образования Российской Федерации и со стратегией развития системы образования в регионе, включённой в концепцию социально-экономического развития Амурской области на 2005-2009 годы. Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, систему эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленную на формирование прежде всего нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональной компетенцией личности. Переход от старого качества образования к новому предполагает переход от «педагогики и управления исполнительности» к «педагогике и управлению инициативности», к развитию государственно-общественных форм управления образованием. Для регионального уровня качество образования характеризуется и такими показателями, как уровень образования населения (старше 15 лет), доля расходов на образование в региональном бюджете, расходы на одного учащегося, развитость и эффективность среды образовательных услуг, размер учебных площадей образовательных учреждений (по сравнению с требуемыми) и др. Приоритет качества образования будет достигаться и за счёт внедрения новых подходов к диагностике уровня качества обучения с использованием различных методов тестирования, что позволит области более уверенно включиться в систему единого государственного экзамена.
Важным приоритетом развития системы образования становятся обновление содержания регионального компонента образования, финансовая поддержка издания учебно-методических пособий по регионоведению, их научная экспертиза и мониторинг качества, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
Программа учитывает линии преемственности в реализации федеральной и региональной образовательной политики, что нашло отражение в подпрограммах «Одарённые дети», «Развитие системы воспитания и дополнительного образования», «Развитие образования на селе», «Информатизация образования». Такие программы реализуются на федеральном уровне, финансовая поддержка на региональном уровне позволит амурским школьникам и педагогам подтверждать значимость образовательных инвестиций в развитие региона и достойно представлять область на всероссийских олимпиадах, спортивных форумах, конференциях и слётах.
Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволит реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям до 10 тысяч человек. Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнёрство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования. В частности, планируется открытие современных учебно-производственных цехов на базе ряда училищ с привлечением к софинансированию этих проектов социальных партнёров, заинтересованных в подготовке современных и высококвалифицированных рабочих кадров.
Преобразования, происходящие в нашей стране во всех сферах жизнедеятельности, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили ориентацию их деятельности, в центре которой создание развивающейся личности и условий для ее самореализации.
В системе образования области 20% образовательных учреждений предоставляют учащимся возможность получить повышенный уровень образования (функционируют 6 гимназий, прогимназия, 2 лицея, частная школа «Наш дом», 3 центра развития образования, более 300 профильных классов). Работают специализированные школы: иностранных языков, школа юного менеджера, школа туриста-краеведа. Инновационные образовательные учреждения создают максимально благоприятные условия для развития интеллектуально и творчески одаренных детей на основе личностно-ориентированного подхода.
Учебно-исследовательская деятельность в области представлена 6 федеральными, 16 областными, 17 муниципальными экспериментальными площадками. В 58 научных обществах занимаются 1800 учащихся. По всем направлениям их деятельности ежегодно проводятся городские, районные и областные научно-практические конференции. Доклады учащихся - членов научных обществ были представлены на всероссийских конференциях «Шаг в будущее», «Старт в науку», «Открытие» и др.
20 школьников получают стипендию им. Героя Социалистического Труда, заслуженного учителя Российской Федерации М.И.Лисицыной, отличники 10-11 классов сельских школ - губернаторскую стипендию.
Работа с одарёнными и талантливыми школьниками существенно влияет на социальное окружение и образовательное пространство области в целом, активизирует широкую аудиторию школьников, оказывает им помощь в саморазвитии, самоопределении и раскрытии способностей.