Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 26 ноября 2004 года № 381-ОЗ

Об областной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»

(с изменениями на 12 октября 2007 года)
(Утратил силу)

________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ

________________________________________________________

________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:   

Законом Амурской области от 28 декабря 2004 года № 398-ОЗ

Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 128-ОЗ

Законом Амурской области от 13 декабря 2006 года № 263-ОЗ

     Законом Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ
     Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
________________________________________________________

Принят Амурским областным
 Советом народных депутатов
12 ноября 2004 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» (прилагается).

     

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета на 2005-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года».

Статья 3


     Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

     Губернатор Амурской области
     Л.В.Коротков

     г.Благовещенск
     26 ноября 2004 года
     № 381-ОЗ    

  УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 26.11.2004 № 381-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Социальное развитие села до 2010 года»

I. ПАСПОРТ  
областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»
(В редакции Закона Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»

Основание для
разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «Социальное развитие села до 2010 года»

Государственный заказчик-координатор программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства

Государственные заказчики программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; управление «Амурупрадор»

Основные разработчики программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; управление «Амурупрадор»

Цели программы

Создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики;

создание основ для повышения престижа проживания в сельской местности

Задачи программы

Стимулирование привлечения и закрепления для работы в секторах сельской экономики выпускников высших учебных заведений и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание рабочих мест;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог

Сроки реализации программы

2005-2010 годы

Основные мероприятия программы

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:

жилищное строительство, водоснабжение, электрификация, дорожное строительство, телекоммуникационная связь, информационно-консультационное обслуживание сельского населения, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов.

Реализация мероприятий обеспечит:

улучшение жилищных условий сельского населения;

повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог;

обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью;

развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест

Исполнители основных мероприятий программы

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства - координатор; исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере промышленности, транспорта и связи; ОАО «Амурэнерго»; ОАО «Дальсвязь»; управление «Амурупрадор»; органы местного самоуправления; строительные и проектные организации

Объемы и источники финансирования программы

     Общая сумма расходов на реализацию программы - 1339,6 млн.рублей, в том числе:
     средства федерального бюджета 4, 337,6 млн.рублей (25,2 процента);.
     средства областного бюджета -573,1 млн.рублей (42,8 процента);
     средства муниципальных бюджетов - 214,4 млн. рублей (16 процентов);
     средства внебюджетных источников - 214,5 млн. рублей (16 процентов)

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

улучшить жилищные условия 880 сельским семьям , в том числе обеспечить доступным жильем не менее 400 молодых семей и молодых специалистов (ввод и приобретение 55,7 тысячи квадратных метров жилья);

повысить уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой (ввод в эксплуатацию 36 новых водозаборов и 26 станций водоподготовки, ремонт 575 водозаборных скважин);

улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией (реконструкция 527 км низковольтных, 482 км высоковольтных сетей и реконструкция мощностей на 62 подстанциях);

привести в нормативно-техническое состояние 126,1 км автомобильных дорог за счет реконструкции и нового строительства, расширить сеть автомобильных дорог общего пользования связывающих сельские населенные пункты (114,1км);

обеспечить около 22 тысяч дополнительных и модифицированных сельских номеров телефонной связи;

создать условия для развития сети информационно-консультационного обслуживания сельского населения

Контроль за исполнением программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

   

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие  села до 2010  года».  Признаны актуальность и необходимость принятия  действенных  мер  по улучшению  условий  жизнедеятельности сельского населения, обеспечению его интересов в жилищной сфере. За последние тринадцать   лет   в  области    в   результате   резкого    спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли   значительно пострадала социальная сфера на селе,  которая находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по  уровню и условиям жизни.

На территории области в 1990 году в сельской местности введено в эксплуатацию жилья 191,6 тысячи кв. м. За последние 13 лет объемы ввода  жилья на селе снизились более чем в 9 раз и составили в 2003  году 15,8 тысячи квадратных метров. Большая доля вновь построенного жилья приходится на районные центры.

Основная часть сельского жилищного фонда имеет низкий уровень коммунальных удобств. Так, водопровод есть в 31 проценте сельских жилых домов, центральное отопление - в 32, канализация - в 29 процентах, горячее водоснабжение - в 15 процентах. С каждым годом проблема обеспечения сельского населения коммунальными удобствами усугубляется. Работающее с истекшими сроками амортизации оборудование, обеспечивающее эти удобства, постоянно выходит из строя, в последнее время жилье с коммунальными удобствами на селе практически не вводилось.

Проблематичным остается водоснабжение сельских населенных пунктов. Основным источником водоснабжения сельского населения, объектов жилищно-коммунального, социально-бытового назначения на селе являются подземные воды, водоотбор из которых осуществляется частично через шахтные колодцы и в значительных объемах водозаборными скважинами.

Срок эксплуатации большинства водозаборных скважин превысил 20-25 лет, требуются их ремонт и реконструкция. В отдельных селах водоснабжение жителей осуществляется привозной водой, там необходимо строительство водозаборов.

(Абзац в редакции Закона Амурской области от 31 мая 2007 года № 338-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Положение с водоснабжением осложнено еще и тем, что практически все системы водоснабжения не имеют необходимых для улучшения качества воды сооружений и технического оборудования, в результате чего сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

На основании Закона Амурской области от 01.02.99 № 124-ОЗ «О плате за пользование водными объектами» (в ред. Законов Амурской области от 24.11.2000 № 273-ОЗ, от 11.01.2002 № 61-ОЗ, от 15.01.2003 № 176-ОЗ, от 28.11.2003 № 264-ОЗ, от 14.05.2004 № 320-ОЗ) по областной целевой программе «Строительство, восстановление и ликвидация водозаборов в сельских населенных пунктах» на решение указанной проблемы в 2000-2003 годах из областного бюджета выделено, - 26,4 млн.рублей, что позволило в 143 сельских населенных пунктах восстановить 224 скважины и построить 18 новых.

Принятая на 2004 год областная программа позволит с затратами областного бюджета в сумме 10 млн.рублей в 12 районах области дополнительно восстановить 65 скважин и построить 3 новых.

Настоящая программа позволит за счет привлечения средств федерального, областного, муниципального и внебюджетных источников до 2010 года значительно улучшить водоснабжение на селе.

К началу 2003 года 2,2 тыс.км воздушных электрических линий и 534 трансформаторных подстанции, находящиеся на балансе предприятий в сельской местности, отработали нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация становится опасной. Бесконтрольная ситуация на рынке лома цветных металлов явилась предпосылкой разрушения, разграбления многих объектов энергетики на селе.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного, информационного поля или вообще находится в обстановке информационной изоляции. В 124 сельских поселениях телефонная связь отсутствует, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизированы.

Телефонная сеть в сельских поселениях физически и морально устарела. В области в 2003 году насчитывалось 247 телефонных станций в сельской местности, что на 10 процентов меньше, чем в 1990 году. Число переговорных пунктов междугородней телефонной связи за тот же период сократилось на 186 единиц. Обеспеченность телефонными аппаратами в сельской местности более чем в два раза ниже, чем в городской.

Сельская дорожно-транспортная сеть отстает от растущих потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из всех сельских автомобильных дорог только 6 процентов имеют черное покрытие, 51 процент - гравийное и 43 процента - грунтовое. В 28 сельских населенных пунктах области отсутствует автобусное сообщение. На начало 2003 года в сельской местности насчитывалось 184 автобусных маршрута, что на 68 маршрутов меньше, чем в 1990 году.

По заданию управления автомобильных дорог «Амурупрадор» Хабаровский филиал ОАО «ГИПРОДОРНИИ» разработал программу приведения сельских дорог Амурской области в нормативное состояние с целью перевода их в сеть дорог общего пользования до 2010 года.

Основанием для разработки вышеназванной программы является приказ Российского дорожного агентства от 24.09.99 № 87.

Исходя из вышеуказанной программы, утвержденной Правительством области, в 2001-2003 годах на приведение в нормативное техническое состояние сельских автомобильных дорог из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций было выделено 49,3 млн.рублей, что позволило перевести 32,1 км сельских дорог в дороги общего пользования и передать их на содержание управлению «Амурупрадор».

В 2004 году на эти мероприятия направляется 17,7 млн.рублей из федерального бюджета и 2,1 млн.рублей из территориального дорожного фонда, намечено привести в нормативное техническое состояние и передать в сеть общего пользования 8,7 км сельских автомобильных дорог. к Ухудшается демографическая ситуация на селе. С 1992 года численность сельского населения сократилась на 3,6 процента. Число родившихся на 1000 человек общей численности населения в 2001 году сократилось по сравнению с 1990 годом на 42 процента, число умерших увеличилось в 1,6 раза.

Сохраняется тенденция сокращения трудовых кадров на предприятиях сельского хозяйства. Численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 54,7 тыс. человек (71 процент) и в настоящее время не превышает 21 тыс. человек.

Ухудшается качественный и количественный состав кадров сельского хозяйства со средним специальным образованием и начальным профессиональным образованием. По сравнению с 1990 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился на 24 процента, специалистов со средним специальным образованием (агрономов, зоотехников, ветеринаров, механизаторов, бухгалтеров и т.д.) - на 68 процентов.

Исходя из концепции социально-экономического развития области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села требуется проведение упреждающих мероприятий. Необходимость разработки и реализации настоящей программы обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее областным значением. Для устойчивого социально-экономического развития сельских поселений и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области нужна государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, а также несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда и активизации человеческого потенциала на селе;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению законодательных и исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и других ведомств;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Ill. Основные цели, задачи и сроки реализации программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ повышения престижа проживания в сельской местности, создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому  социально-экономическому  развитию  сельских  муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечить более высокий уровень социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание условий обеспеченности жильем как стимулирующего фактора привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

повышение уровня и качества водо- и электроснабжения сельских поселений;                            

обеспечение  сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;

развитие информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог;

повышение   уровня   занятости   сельского   населения,   сохранение   и новых рабочих мест.            

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и    инженерного    обустройства    сельских    поселений    на   федеральном,  региональном и местном уровнях;                                                                    

разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

разработка   и   внедрение   в   сельском   строительстве   экономичных проектов  жилых  домов,  удешевление  сельского жилищно-гражданского строительства   путем   использования   новых   конструктивных   решений, отечественных   строительных материалов   и   технологий,   в   том   числе,  строительство жилья «под ключ»;                                                                   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»