Недействующий

ЗАКОН  АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 марата 2003 года № 194-ОЗ

Об областной целевой программе
"Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг."

(с изменениями на 26 ноября 2004 года)
(Утратил силу)

_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 01 сентября 2005 года № 42-ОЗ
_________________________________________________________

      _________________________________________________________
     Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
     Законом Амурской области от 07 апреля 2003 года № 204-ОЗ
     Законом Амурской области от 06 октября 2003 года № 244-ОЗ
     Законом Амурской области от 06 января 2004 года № 289-ОЗ
     Законом Амурской области от 03 марта 2004 года № 309-ОЗ
     Законом Амурской области от 12 октября 2004 года № 360-ОЗ
     Законом Амурской области от 26 ноября 2004 года № 378-ОЗ
  ________________________________________________________

Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
20 февраля 2003 года

Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг." (прилагается).

Статья2

Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2003-2007 гг. предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг." отдельной строкой с приложением пообъектного плана природоохранных мероприятий областной целевой программы "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг." на текущий год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.

          

     Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков

г.Благовещенск

07 марта 2003 г.

№ 194-ОЗ

УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
от 07.03.2003 № 194-ОЗ

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2007 гг."


Паспорт
областной целевой программы "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг."

     (В редакции Закона Амурской области от 03 марта 2004 года № 309-ОЗ- См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг."

Основание для разработки программы

Закон Амурской области от 08.04.2002 № 99-ОЗ "Об областном целевом бюджетном экологическом фонде", постановление главы Администрации области от 28.01.2003 № 50 «Об утверждении Порядков финансирования областных целевых программ на 2003 год: «Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг.»; «Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы»; «Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы»

Государственный заказчик программы

Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области,  департамент  образования  Администрации  области,   управление культуры Администрации области

Разработчик программы

Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области

Руководитель программы

Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области

Цели и задачи программы

Осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Финансирование мероприятий, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов области

Сроки
реализации программы

2003-2007 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу , Администрации области, администрации районов и городов области, главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области, учреждения комитета по образованию Администрации области, управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных области, открытое акционерное общество "Амурский рыбокомбинат", администрации государственных природных заповедников, Амурский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственное учреждение "Центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного значения"

Источник и объемы финансирования

Средства областного бюджета в сумме 77355,0 тыс. руб., в том числе:

2003 г.- 9658,0 тыс. руб.;

2004 г. -20000,0 тыс. руб.;

2005 г. -15316,0 тыс. руб.;

2006 г. - 18075,0 тыс. руб.;

2007 г. -21325,0 тыс. руб.

Контроль за исполнением программы

Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области, финансовый департамент Администрации области, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Амурской области, контрольно-счетная палата области


Цели и сроки исполнения программы

     Целями исполнения программных мероприятий являются:

     1) снижение негативного воздействия на окружающую среду;

2) финансирование мероприятий, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов области.

Мероприятия реализуются с 2003 г. по 2007 г.

Перечень программных мероприятий

Мероприятия, принятые программой к финансированию, сгруппированы по следующим направлениям:

долевое участие в разработке и реализации целевых программ и проектов, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

долевое участие в проектировании, строительстве и реконструкции природоохранных объектов;

осуществление мероприятий, предупреждающих и компенсирующих последствия нарушений природоохранного законодательства на территории области, в случае невозможности установления нарушителей;

осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, природных объектов и экосистем;

осуществление мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, понесших урон в результате загрязнения природной среды, в том числе в результате стихийных бедствий;

разработка и внедрение наилучших технологий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

развитие экологического образования и просвещения, пропаганды экологических знаний;

создание и совершенствование систем государственного мониторинга окружающей среды, проведение работ по учету, оценке и инвентаризации природных объектов и ресурсов;

поддержка программ и мероприятий по развитию системы особо охраняемых природных территорий, поддержка особо охраняемых природных территорий;

поддержка мероприятий по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;

обеспечение выполнения программ и отдельных мероприятий по государственному, производственному, муниципальному и общественному экологическому контролю;

осуществление международного и межрегионального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды;

поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды и рационального природопользования, развития экологического страхования, экологической стандартизации, экологической сертификации и экологического аудита;

осуществление иных природоохранных мероприятий.

Приоритетными направлениями в программных мероприятиях являются:

долевое участие в разработке и реализации целевых программ и проектов, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;

долевое участие в проектировании, строительстве и реконструкции природоохранных объектов;

осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, природных объектов и экосистем;

осуществление мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, понесших урон в результате загрязнения природной среды, в том числе в результате стихийных бедствий;

создание и совершенствование систем государственного мониторинга окружающей среды, проведение работ по учету, оценке и инвентаризации природных объектов и ресурсов;

поддержка программ и мероприятий по развитию системы особо охраняемых природных территорий, поддержка существующих особо охраняемых природных территорий;

обеспечение выполнения программ и отдельных мероприятий по государственному, производственному, муниципальному и общественному экологическому контролю.

    

Анализ состояния окружающей среды

Состояние окружающей среды и экологические проблемы области связаны прежде всего с деятельностью традиционно составляющих базу экономики ресурсных производств: открытой добычей россыпного золота и бурого угля, лесозаготовками, развитием гидроэнергетики, промышленным и сельскохозяйственным освоением Зейско-Буреинской равнины, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.

Большой спад промышленного и сельскохозяйственного производства привел к незначительному снижению уровня загрязненности атмосферного воздуха. Если в 1997 г. пробы атмосферного воздуха с превышением предельно допустимой концентрации составили 10,28 %, то в 2001 г. - 9,9 %. В то же время наблюдается существенное увеличение количестве! выбросов от автомобильного транспорта. Затраты предприятий на установку газоочистного оборудования каждый год снижаются. Уровень очистки от вредных веществ выбросов в атмосферный воздух из стационарных источников не превышает 70%.

Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Несмотря на снижение водопользования, из-за отсутствия очистных сооружений в населенных пунктах либо из-за их неудовлетворительной работы наблюдается повышенное загрязнение рек Зен, Томи, Бурей, Тынды, Кивды, которые отнесены к категориям "загрязненные" и "грязные".

В связи со спадом производства существенно изменились количество и состав сточных вод. В 1997 г. сброшено в водоемы 122,98 млн. куб. м, в 2001 г. - 116, 8 млн. куб. м. Без очистки сброшено в 1997 г. - 21,4 млн. куб. м, в 2001 г. - 5,41 млн. куб. м. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотсодержащих соединений.

Неблагополучное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние 10 лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в 50 раз, улов - в 20 раз.

Вопросы утилизации, размещения и переработки отходов являются серьезной экологической проблемой для области. В области скопилось до 14,5 млн. тонн различных отходов. Отсутствие полигона для захоронения токсичных промышленных отходов первого-второго классов опасности, мусороперерабатывающих предприятий с каждым годом обостряет проблему их утилизации.

Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, возможно поступление их на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Многие виды отходов, в частности древесные, горной промышленности, золошлаковые от ТЭЦ и ГРЭС, не находят применения как вторичные ресурсы.

Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов, пришедших в негодность, с истекшими сроками хранения. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 500 тонн (по экспертным оценкам - до 700 тонн) ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. При этом число складов, соответствующих санитарным правилам, за последние пять лет сократилось со 168 до 123, из них только 41 склад является типовым.

С каждым годом проблема захоронения не пригодных к использованию ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.

Единственным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский полигон в Михайловском районе, который функционировал с 1975 по 1995 г. В настоящее время необходимо строительство второй очереди полигона в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных инженерно-геологических изысканий.

Длительное применение (более 30 лет) в сельскохозяйственном производстве ртутьсодержащих ядохимикатов (гранозан, агронал и другие) привело к загрязнению ртутью почв центральных и южных районов области. Особую опасность представляют места хранения минеральных удобрений, ядохимикатов и пункты протравливания семян. В настоящее время около 50 % пашни оказались загрязненными соединениями органической ртути.

Крайне актуальна для области проблема ртутного загрязнения селитебных территорий северных районов, мест традиционной золотодобычи, особенно в Тындинском, Зейском, Селемджинском, Сковородинском и ряде других районов. Добыча драгоценного металла в этих районах ведется уже более 130 лет, извлечение золота проводилось путем амальгации до 1990 года, за это время в окружающую природную среду северных районов внесено значительное количество свободной и связанной ртути. Это было подтверждено рекогносцировочными исследованиями, проведенными в районе старейшего в области Соловьевского прииска в Тындинском районе сотрудниками государственной природоохранной службы и Амурского комплексного научно-исследовательского института Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук. Положение усугубляется тем, что аномально загрязненные ртутью и сопутствующими тяжелыми металлами участки до сих пор не локализованы, доступ местного населения к ним свободный, на них продолжается хозяйственная деятельность.

Многолетнее использование ртути в золотодобыче привело к непониманию органами местного самоуправления, руководителями золотодобывающих предприятий и местными жителями чрезвычайной опасности "ртутной проблемы". Необходимо создать эффективную систему учета всех видов производств с использованием ртути, контроля за ее использованием, утилизацией и захоронением, выявить наиболее опасные для населения очаги ртутного загрязнения, провести их локализацию, в рамках социально-гигиенического мониторинга продолжить комплексные медицинские исследования по изучению воздействия ртутного загрязнения на здоровье населения. Требуется решение ряда вопросов по лицензированию и правовому обеспечению работ с применением ртути с целью создания экономических стимулов для проведения комплекса работ по реабилитации загрязненных ртутью территорий.

Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп., в конечном итоге попадающих на полигоны для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.

В связи с реформированием и передислокацией в последние годы войсковых частей территории, оставляемые ими, представляют собой очаги экологической опасности для населения области. Как правило, после ухода войсковых частей не проводится рекультивация земельных участков, оставляемые войсками территории загрязнены химическими веществами, нефтепродуктами, хозяйственно-бытовыми отходами и металлоломом.

Определенную угрозу окружающей среде не только области, но и сопредельных с ней территорий создает космодром "Свободный". При проведении запусков в процессе сгорания топлива в поверхностные слои атмосферы выбрасывается несколько тонн химических соединений, наибольшую опасность из которых представляют хлористый водород, двуокись азота, конденсированные частицы окиси алюминия. Существует угроза взрыва при аварийном падении ракет-носителей, а также химического загрязнения окружающей среды компонентами ракетного топлива при аварийных и нештатных ситуациях.

Амурская область относится к многолесным территориям, ее лесистость составляет 64 %. Леса Приамурья по своему богатству и разнообразию являются уникальными и имеют большое экологическое, сырьевое, экономическое и социальное значение. Лесные ресурсы являются одним из главных природных богатств области. За последние 35 лет в процессе лесозаготовок вырублено более 150 млн. куб. м древесины. От лесных пожаров и других неблагоприятных воздействий потери запасов спелых насаждений составили более 287 млн. куб. м. За этот период запас спелых и перестойных насаждений уменьшился на 32 %. Текущий прирост насаждений не смог перекрыть потери запаса от рубок и пожаров. На территории области имеются более 1,5 млн. га не покрытых лесом земель, нуждающихся в лесовосстановлении, из них вырубки и горельники прошлых лет составляют более 1,0 млн. га. К ним ежегодно добавляются текущие вырубки, площади, пройденные пожарами (до 100 тыс. га). Дальнейшее использование в области лесов и ведение лесного хозяйства в них невозможны без повышения продуктивности лесов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»