Недействующий

   

СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 1994 г. N 446

О ПРОГРАММЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1994-1995 ГОДЫ

___________________________________________________________________________________________________________

 Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 18 апреля 2005 года № 72
___________________________________________________________________________________________________________

       В целях содействия трудоустройству молодежи, формирования качественных трудовых ресурсов и усиления социальной защищенности граждан Удмуртской Республики Совет Министров Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить Программу профессиональной ориентации молодежи Удмуртской Республики на 1994-1995 годы (прилагается).

       2. Госкомитету Удмуртской Республики по занятости населения принять необходимые меры по координации совместных действий всех заинтересованных министерств и ведомств в реализации Программы профориентации молодежи Удмуртской Республики на 1994-1995 годы.

       3. Рекомендовать органам исполнительной власти городов и районов республики осуществить разработку и реализацию необходимых мер в области организации профориентации населения с учетом основных положений Программы профориентации молодежи Удмуртской Республики на 1994-1995 годы.

       4. Контроль за выполнением постановления возложить на  Государственный комитет Удмуртской Республики по занятости населения.

Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ


ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ  УДМУРТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ НА 1994-1995 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

       Проблемы социально-экономического положения, труда и занятости молодых работников обусловлены общими экономическими проблемами. Прежде всего это касается вопросов профессионального становления молодежи. Молодым людям недостает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе, совершающем трудный поворот к рыночным отношениям. Положение усугубляется слабой профессиональной подготовленностью выпускников, а, следовательно, их неконкурентоспособностью на рынке труда. Только в 1993 году 4591 выпускник Удмуртии обратился за помощью в службу занятости. В их числе:

       - 2618 выпускников общеобразовательных школ;

       - 242 выпускника ВУЗа;

       - 480 выпускников средних специальных учебных заведений;

       - 1251 выпускник ПТУ.

       По данным этого же года молодежь до 29 лет составляет 39,6% от  общего числа безработных республики, причем трудоустроиться смог лишь каждый третий из числа безработной молодежи.

       Цель программы профориентации молодежи - на основе анализа определить необходимые мероприятия по профориентации и трудовому самоопределению; придать работе целенаправленный систематический характер, объединить и финансовые, и организационные, и методические усилия министерств, ведомств, общественных организаций.

       Предлагаемая Программа профориентации молодежи Удмуртской Республики включает в себя следующие разделы:

       - характеристика проблемы;

       - прогноз рынка труда молодежи Удмуртской Республики;

       - состояние и перспективы профессиональной ориентации  молодежи;

       - мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации    молодежи на 1994-1995 годы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

       Третью часть от числа трудовых ресурсов Удмуртии составляет молодежь. Обращает на себя внимание то, что высокий уровень профессионального статуса по таким характеристикам, как квалификация, заработная плата, удовлетворенность работой отмечается лишь у каждого десятого из числа работающих молодых людей. Кроме того, более 50% молодежи уже сегодня работает не в соответствии со своей квалификацией. Возможности значительной части молодежи остаются невостребованными, что порождает многочисленные коллизии в воспроизводстве трудового потенциала и в процессе профессионального самоопределения. Общество не в состоянии сегодня в полной мере использовать такие резервы, как квалифицированный уровень, профессиональная подготовка. Не случайно около 42% работающей молодежи равнодушно относится к своей профессии. Производительность труда молодых рабочих ниже, чем у рабочих старших возрастных групп, а уровень заработной платы составляет 50-60%. Еще хуже обстоят дела с возможностями социального продвижения молодежи, 63% которой считает, что этих возможностей вообще нет!

       Качественные характеристики образования молодых людей не полностью удовлетворяют сегодняшним требованиям рынка. Прослеживается снижение важности и значимости получения образования.

       Изучение проблемы трудовой ориентации и профессионального самоопределения молодежи Удмуртии позволяет выделить следующие тенденции:

       - к снижению общественной значимости труда;

       - к уменьшению значимости образования для профессионального роста и становления;

       - к падению интереса в получении профессии;

       - к падению престижности производительного труда;

       - к ориентации молодежи на полукриминальную деятельность, особенно подростков 16-18 лет.

       Существующая в данное время постановка профориентационной работы в республике не может решить этих проблем, так как:

       - профориентационная работа в средних учебных заведениях не ведется. У подростков отсутствуют объективные знания о ситуации на рынке труда, структуре спроса на рабочую силу, о требованиях к специалисту, о возможных направлениях профессиональной подготовки и т.д.;

       - нет координации усилий в работе муниципальных, социальных   служб, общеобразовательной, профессиональной и высшей школ, органов по труду, службы занятости и кадровых служб предприятий, организаций и учреждений;

       - отсутствует единая база научного и программно-методического обеспечения системы профессиональной ориентации.

2. ПРОГНОЗ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЕЖИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

       В 1993 году численность безработных в Удмуртской Республике    возросла в 1,9 раза и составила 24 тысячи человек. Уровень безработицы в течение года вырос с 1,4 до 2,7%, что в 2,7 раза выше, чем в целом по России.

       Специфика рынка рабочей силы республики заключается в наличии  почти 20 тысяч человек, находящихся в вынужденных отпусках, а также большого числа скрытых безработных, т.е. не отрабатывающих полного рабочего времени и длительное время находящихся под угрозой увольнения.

       По совокупной оценке полная или частичная безработица затронула в 1993 году около 83 тысяч человек или 10% от общего количества занятых.

       Доля молодежи в числе безработных республики, начиная с ноября 1993 года, резко увеличивается (Приложение 1). На 01.04.94 г. ее численность составила 11732 человека, причем 73% из них молодежь, проживающая в городах.

       Анализ состава выпускников учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, показал, что наибольшие сложности с трудоустройством испытывают выпускники школ и профессионально-технических училищ (Приложение 2-4).

       Прогноз на 1994 год предполагает значительное увеличение (до 6-7%) уровня безработицы в республике. Формирование рынка труда среди молодежи 16-29 лет будет обусловлено следующими составляющими:

       - выпускники общеобразовательных школ - 7,5 тыс. человек;
       - выпускники ПТУ                      - 2,5 тыс. человек;
       - выпускники техникумов               - 1 тыс. человек;
       - выпускники ВУЗов                    - 1,2 тыс.человек;
       - молодежь, уволенная из рядов
         Вооруженных Сил России              - 2,9 тыс. человек.

       Таким образом, предположительно 14,2 тысячи молодых людей  впрямую столкнутся с проблемой трудоустройства. Учитывая опыт прошлых лет, прогнозируется, что самостоятельно смогут трудоустроиться не более 40%, а остальные 9300 человек будут вынуждены воспользоваться услугами службы занятости.

       Трудоустройство молодежи, впервые вступающей в трудовые отношения, в результате нарастающей напряженности на рынке труда в республике значительно затруднено. По итогам 1993 года трудоустроенные этой категории составили 31,3% (для сравнения: трудоустройство всех категорий населения 46%). Следовательно, рассчитывать на реальное трудоустройство в сложившихся условиях может лишь каждый третий молодой человек. Вот почему вопросы занятости молодежи, их профессионального обучения, профессиональной ориентации и социальной защиты выходят сегодня на передний план.

3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

       В течение 1992-1993 гг. в структуре Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения в соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" активно формируется служба профконсультации и психологической поддержки населения.

       Служба занятости имеет в своей структуре Центр профессиональной ориентации (численность 9 человек), выполняющий роль методического центра по работе с безработным и незанятым населением, и отдельных профконсультантов в городах Сарапуле, Воткинске, Глазове, Ижевске для ведения консультационной работы на местах (численность 18 человек). Кроме того, в городе Можге в зональном центре организован кабинет профориентации (численность 3 человека), обслуживающий население города и пяти прилегающих к нему районов.

       В распоряжении профконсультантов службы занятости имеется специальная аппаратура: психофизиологические комплексы "Фотон"; компьютерная техника типа IBM PC\AT; аудио- и видеодемонстративная техника.

       Профконсультационные и психологические услуги госкомитета пользуются популярностью и востребованы населением. Увеличение числа молодежи, обращающейся в службу занятости после окончания общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, делает необходимым значительное усиление профориентационной работы с этой группой населения.

       Только в 1993 году к психологам Госкомитета обратилось 8201  человек, причем 48% из них - школьники.

       Высокий процент обращающихся за профконсультацией и психологическими услугами молодежи обусловлен еще и тем, что в нашей республике отсутствуют территориальные Центры профориентации Министерства труда. А следовательно, нет единого подхода и координации этой работы, нет научной базы специальных методик для работы с молодежью, нет достаточного количества психологов - профконсультантов для обслуживания школьников.

       Для расширения спектра услуг, обеспечивающих эффективную занятость различных категорий населения, формирования качественных трудовых резервов и социальной защиты граждан решением коллегии Федеральной службы занятости России N 15 от 11 ноября 1993 года определена необходимость создания разветвленной инфраструктуры по профориентации государственной службы занятости.

       В Федеральной службе занятости принято решение создать на базе имеющегося Центра профориентации Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения Модельный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения.

       В соответствии с Положением о Модельном центре основной задачей Центра является научно - методическое и информационное обеспечение профориентации, профессиональное консультирование и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения республики, включая молодежь как наиболее уязвимую категорию.

       Для улучшения профориентационного обслуживания молодежи в 1994 году в каждом районном центре занятости города Ижевска организуются профконсультационные пункты (ПКП). Для организации этой работы в республике выделены дополнительные единицы в центре занятости гг. Сарапула, Камбарки, Глазова и районов Завьяловского, Игринского и Увинского. Из работников Центра профориентации Госкомитета сформирована постоянная выездная бригада, за которой закреплена передвижная техника (автомашина РАФ). Силами Центра профориентации организован специальный семинар для учителей республики по вопросам ведения профориентационной работы.

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА 1994-1995 ГОДЫ

   _________________________________________________________________________
   NN Наименование мероприятий              Срок        Ответственный за
   пп                                    исполнения       исполнение
   _________________________________________________________________________
    1               2                          3              4
   _________________________________________________________________________
        Организационные мероприятия
   1. Разработать общие положения о межрай-  3 кв.      Госкомитет по
      онных (кустовых), городских, районных  1994 г.     занятости населе-
      кабинетах профориентации профконсуль-             ния
      тационных пунктах (ПКП).

   2. Разработать механизм координации уси-  4 кв.      Госкомитет по
      лий заинтересованных министерств,      1994 г.    занятости населе-
      ведомств и организаций по ведению                 ния
      профориентационной работы в респуб-
      лике.

   3. На основе анализа определить пере-     1 раз в    Госкомитет по
      чень наиболее дефицитных профессий     полугодие  занятости населения
      для ведения профориентационной работы.

   4. Профессиональное консультирование мо-  постоянно  Госкомитет по за-
      лодежи с использованием психофизиоло-             нятости населения;
      гических показателей. Выдача рекомен-             Министерство народ-
      даций по выбору профессии и путей ее              ного образования
      получения.

        Финансируемые мероприятия
   1. Организация получения школьниками      постоянно  Министерство на-
      республики специальных навыков и                  родного образования
      умений по профессии.

   2. Организация трудоустройства школь-     ежегодно   Госкомитет по за-
      ников-старшеклассников в период        май-       нятости населения;
      летних каникул, организация про-       сентябрь   Госкомитет по мо-
      фильных лагерей.                                  лодежной политике;
                                                        Министерство народ-
                                                        ного образования.
   3. Обеспечить подготовку специалистов     постоянно  Министерство народ-
      психологов-профконсультантов (социаль-            ного образования
      ный работник, психолог-практик в сис-             (ИУУ)
      теме народного образования).

   4. Организовать на базе Модельного Цент-  ежеквар-   Госкомитет по заня-
      ра профориентации постоянно действую-  тально     тости населения;
      щий целевой семинар для педагогов      начиная с  Министерство народ-
      республики, ведущих курс "Предметная   1995 г.    ного образования.
      область "технология" или иные курсы
      по профориентационному направлению.

   5. Создание и оказание помощи в развитии  постоянно   Министерство на-
      системы частных и коммерческих учеб-               родного образова-
      ных заведений, нетрадиционных и до-                ния, местные испол-
      полнительных форм образования для под-             нительные комитеты,
      готовки специалистов наиболее эффек-               Госкомитет по моло-
      тивных сфер занятости.                             дежной политике.

   6. Продолжить работу по созданию новых    постоянно   Госкомитет по мо-
      и поддержки существующих Центров реа-              лодежной политике.
      билитации незанятых подростков.

   7. Организовать на базе СПТУ-17 Центр     4 кв.       СПТУ-17, Госкоми-
      специальной подготовки Госкомитета     1994 г.     тет по занятости
      УР по занятости населения.                         населения.
      Для чего:
      подготовить документы по организации
      Центра, провести ремонтно-оформитель-
      ские работы помещения, укомплектовать
      штаты, разработать научно-методические
      материалы, учебные планы и программы,
      приобрести необходимую технику и обо-
      рудование.
   8. Организовать на базе Центра профориен-  4 кв.       Госкомитет по
      тации Госкомитета УР по занятости на-   1994 г.     занятости насе-
      селения "Модельный Центр профориентации             ления
      и психологической поддержке населения
      Государственного Комитета Удмуртской
      Республики (в дальнейшем "Центр") по
      занятости населения.
      Для чего:
      подготовить документы по организации
      Центра: провести ремонтно-оформитель-
      ские работы помещений; укомплектовать
      штат Центра; подготовить научно-мето-
      дические материалы и литературу;
      приобрести необходимую технику.
   9. Организовать кабинет профориентации      3 кв.   Госкомитет по
      в городе Сарапуле.                       1994 г.  занятости населения.
      Для чего:
      укомплектовать кадрами; оформить поме-
      щение, подготовить научно-методические
      материалы и литературу; приобрести необ-
      ходимую технику.
   10. Организовать межрайонный кабинет проф-  3 кв.   Госкомитет по за-
      ориентации в городе Глазове.             1995 г. нятости населения.
      Для чего:
      укомплектовать кадрами; оформить поме-
      щение, подготовить научно-методические
      материалы и литературу; приобрести необ-
      ходимую технику.
   11. Организовать профконсультационные  пунк-  3 кв.  Госкомитет по за-
      ты в г.Камбарке, п.Игра и Ува, с.Завья-   1994 г. нятости населения
      лово.
      Для чего:
      укомплектовать кадрами; оформить помеще-
      ние, подготовить научно-методические ма-
      териалы и литературу; приобрести необхо-
      димую технику.
   12. Организовать работу кабинета профориен-  3 кв.   Госкомитет по за-
      тации в г.Воткинске.                      1994 г. нятости населения
      Для чего:
      подготовить научно-методические материа-
      лы и литературу; приобрести необходимую
      технику.
   13. Обеспечить подготовку специалистов проф-  постоянно Госкомитет по
      консультантов-практиков и психологов-проф-           занятости на-
      консультантов:                                       селения
      - профконсультант (практик с прохождением
      аттестации на право ведения индивидуальной
      работы);
      - психолог-профконсультант (социальный ра- постоянно Госкомитет по
      ботник-организатор профориентационной ра-  (начиная  занятости насе-
      боты).                                     с 1995 г.) ления
   14. Сформировать банк описаний профессий.     3 кв.     Госкомитет по
      Создать автоматизированный банк данных     1995 г.   занятости на-
      с использование ЭВМ.                                 селения.
   15. Подготовка и издание методических мате-   постоянно Госкомитет по
      риалов для учителей, работников служб за-            занятости на-
      нятости и других организаций, занимающих-            селения.
      ся вопросами профориентации.
   16. Оказание финансовой поддержки при совер-  постоянно  Госкомитет по
      шенствовании учебно-производственной базы             занятости на-
      для подготовки и переобучения высвобождае-            селения.
      мой и незанятой молодежи.
   17. Организация получения дополнительной кон-  постоянно  Госкомитет по
      курентноспособной профессии за счет средств            занятости на-
      службы занятости.                                      селения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»