Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2012 года № 495
г. Ижевск

Об утверждении Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы

(с изменениями на 28 декабря 2012 года)


_________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 декабря 2012 года № 615
_________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» и для обеспечения государственной поддержки реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Сарапула Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую  поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором  Министерство экономики Удмуртской Республики.

3. Определить государственными заказчиками  Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

4. Государственным заказчикам :

обеспечить реализацию  в пределах своей компетенции;

привести в соответствие мероприятия на 2012-2014 годы, включенные (включаемые) в республиканские и ведомственные целевые программы Удмуртской Республики, с мероприятиями .

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования «Город Сарапул»:

обеспечить реализацию мероприятий ;

предусматривать ежегодно выделение средств на софинансирование мероприятий  при формировании бюджета муниципального образования «Город Сарапул».


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 06 ноября 2012 года № 495


Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы

1. Паспорт программы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Удмуртской Республики от 09 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»

Государственный заказ чик - координатор Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Государственные заказчики Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство сельского  хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту  и туризму Удмуртской Республики
Министерство экономики Удмуртской Республики;

Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

Разработчики Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики;
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;
Министерство  сельского хозяйства  и продовольствия Удмуртской Республики
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и  науки Удмуртской Республики;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
Министерство финансов Удмуртской Республики
Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

Администрация муниципального образования «Город Сарапул» (по согласованию)

Исполнители Программы

Исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления муниципального образования «Город Сарапул» (по согласованию);

предприятия и организации, привлекаемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации

Цели Программы

Повышение темпов экономического развития, диверсификация экономики и улучшение качества жизни населения города Сарапула

Основные задачи Программы

Обеспечение условий для создания альтернативных высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, роста промышленного производства на основе формирования территории с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой;

реализация мер поддержки по развитию малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды для возникновения новых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса и их роста;

снижение социальной напряженности на рынке труда и содействие самозанятости населения;

корректировка и реализация образовательных программ под      требования инвестиционных проектов;

создание комфортных условий проживания населения, в том числе за счет комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры города Сарапула

Целевые индикаторы Программы

Мониторинг хода реализации мероприятий по отчетным периодам планируется вести с помощью следующих целевых индикаторов и показателей эффективности Программы:

прирост объема инвестиций в экономику города Сарапула, млн. руб.;

снижение уровня зарегистрированной безработицы в городе Сарапуле, процентных пунктов;

прирост налоговых поступлений в бюджет города Сарапула, млн. руб.;

общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов;

увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, процентных пунктов;

увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций, процентных пунктов

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации 2012-2014 годы (включительно), этапы реализации не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 5928,28 млн. руб., из них:
федеральный бюджет - 499,64 млн. руб., в том числе по годам:
2012  год-32,95 млн. руб.;
2013  год - 196,28 млн. руб.;
2014 год - 270,41 млн. руб.;
бюджет Удмуртской Республики - 1826,34 млн. руб., в том числе по годам:
2012  год-87,16 млн. руб.;
2013  год -823,22 млн. руб.;
2014  год-915,96 млн. руб.;
бюджет города Сарапула - 41,57 млн. руб., в том числе по годам:

2012 год-0,57 млн. руб.;

2013  год - 26,89 млн. руб.;
2014 год - 14,11 млн. руб.; внебюджетные источники - 3560,74 млн. руб.,
в том числе по годам:
2012  год-2093,52 млн. руб.;
2013  год-758,79 млн. руб.;
2014  год---708,42 млн. руб.
В связи с тем, что задачи Программы носят
комплексный межведомственный характер, по от дельным направлениям финансирование будет осуществляться в рамках уже принятых республиканских, ведомственных,  муниципальных целевых и иных программ.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики на сумму 100,36 млн. руб. осуществляются в рамках республиканских, ведомственных целевых программ, в том числе:
Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2012 год на сумму 0,91 млн. руб.;
Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике - 16,0 млн. руб., в том числе по годам:
2012  год - 6.5 млн. руб.;
2013  год-4,5 млн. руб.;
2014 год - 5,0 мл н. руб.;
Региональной адресной программы но переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике в 2012 году -2,8 млн. руб.;
республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» - 8 млн.руб., в том числе по годам:
2013  год-4,1 млн. руб.;
2014 год - 3,9 млн.руб.; Республиканской целевой программы развития
малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике - 8.5 1 млн. руб., в том числе по го дам:
2012 год-2,81 млн. руб.;
2013  год-2,87 млн. руб.;
2014 год-2,83 млн. руб.; предоставления льгот по налогу на прибыль и
налогу на имущество организаций  (недополученные/выпадающие доходы бюджета Удмуртской Республики) в соответствии с Законами Удмуртской Республики от 05 марта 2003 года № 8-РЗ «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности» и от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в размере 47,1 млн.руб., в том числе по годам:
2012  год- 14,77 млн.руб.;
2013  год- 15,32 млн.руб.;
2014 год- 17,01 млн.руб.; предоставления субсидий в рамках действующих республиканских, ведомственных целевых программ (в том числе ведомственной целевой про граммы «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011 - 2013 годы») - 17,04 млн.руб., в том числе по годам:
2012 год-8,01 млн.руб.;
2013  год - 5,78 млн.руб.;
2014 год-3,25 млн.руб.; иных программ.
Объемы финансирования носят
ориентировочный характер и подлежат уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым   индикаторам и показателям эффективности  может быть принято решение о сокращении    начиная с очередного финансового года   бюджетных ассигнований на реализацию      Программы или о досрочном прекращении    ее реализации в соответствии с порядком,       предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Про граммы

В результате реализации Программы к 2015 году будут достигнуты следующие целевые ориентиры;
прирост инвестиций в экономику города Сарапула (накопительным итогом с 2012 года) составит 3501,77 млн. руб.;
снижение уровня зарегистрированной безработицы до уровня 1 % (на 1,51 процентного пункта);

прирост налоговых поступлений в бюджет ;

города Сарапула до уровня 29,5  млн.руб.  в год, общее увеличение за три года 73,2 млн. руб.;
создание дополнительно 2905 постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов;
увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 57 % (на 12 процентных пунктов);

увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных    товаров, выполненных работ и услуг     собственного производства до 37,6% (на    11,86 процентного пункта)


2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами

Город Сарапул является одним из трех монопрофильных городских округов Удмуртской Республики, наряду с городами Воткинск и Глазов включен Министерством регионального развития Российской Федерации в перечень моногородов России.

Вклад экономики города Сарапула в экономику Удмуртской Республики значителен. В 2011 году он характеризовался следующими показателями: удельный вес объема отгруженной продукции в общем объеме Удмуртской Республики - 4,1 %, удельный вес инвестиций - 1,1 %, удельный вес занятых в экономике - 4,4%, удельный вес налоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики - 5,4 %.

В городе функционирует крупный промышленный комплекс, основу которого составляют предприятия машиностроения, ориентированные на выполнение гособоронзаказа. В то же время уровень объема отгруженной продукции собственного производства в городе Сарапуле к уровню, например, сопоставимого по числу жителей города Воткинска составляет лишь 53% (по 2011 году).

Социально-экономическое положение города значительно ухудшилось под влиянием мирового финансового кризиса:

объемы отгруженной продукции промышленного производства сократились на 20%, а на отдельных предприятиях сократились в 2 раза;

на ряде предприятий появилась задолженность по заработной плате;

уровень безработицы вырос в 2009 году до 3,35 %.

К 2012 году уровень безработицы снизился до уровня 2,69% во многом благодаря реализации программы по снижению напряженности на рынке труда, но остается на весьма критическом уровне.

Градообразующими предприятиями (т.е. связанными единым заказчиком, технологией, территорией и кадровыми ресурсами) моногорода являются пред приятия оборонно-промышленного комплекса ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ОАО «Элеконд». Доля в общем объеме отгруженных товаров собственного производства в 2007 году составляла 55 %.

В период 2007-201 1 годов произошло сокращение количества занятых и объемов производства на градообразующих предприятиях, в том числе по причине отсутствия финансирования по гособоронзаказу, на ОАО «Сарапульский радиозавод» (суммарная численность работающих уменьшилась на 1305 человек). По итогам 201! года доля этих предприятий составила уже 42 % по объему отгруженной продукции в городе, численность занятых на них - 13,1 % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте города.

Как следствие, снижение доходов населения и рост задолженности по заработной плате послужили источником социальной напряженности. На предприятиях и на улицах города наблюдались митинги и акции протеста.

Зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от деятельности градообразующих предприятий в период кризисных экономических явлений соответствующей отрасли лишают местных властей основного источника налоговых поступлений. Так, потери бюджета города в 2009 году от снижения налоговых поступлений составили порядка 12 %, или 45,2 млн. руб. В 2011 году вследствие низкой динамики наращивания объемов производства недополучено в бюджет 13,2 млн. руб. относительно докризисного уровня.

Город Сарапул отличает выгодное географическое расположение по отношению к перспективным рынкам товаров и ресурсов (Казань - 1145,4 тыс. чел., Уфа - 1077,8 тыс. чел.. Пермь - 991,5 тыс. чел., Киров - 498,8 тыс. чел.). Данное преимущество невозможно использовать в полную меру в силу отсутствия прямого автомобильного сообщения через реки Кама и Буй, которые разрывают транспортные коридоры «Нижний Новгород - Казань -Ижевск - Екатеринбург», «Киров - Ижевск - Уфа - Оренбург», что является существенным сдерживающим фактором экономического развития города, а также республики в целом.

Город обладает развитой городской и производственной инфраструктурой, но с высокой степенью износа инженерных сетей и улично-дорожного хозяйства, что препятствует формированию благоприятной среды для развития бизнеса. Ремонт городской инженерной и транспортной инфраструктуры выполняется недостаточными темпами, поэтому степень ее износа увеличивается из года в год.

По состоянию на 1 января 2012 года износ трансформаторных подстанций составил 57 %, центральных тепловых пунктов и котельных - 47 %, насосных станций - 45 %, очистных сооружений - 30 %, улично-дорожной сети с усовершенствованным покрытием - 40,4 %.

Реализация ключевого (якорного) проекта модернизации моногорода требует развития дорожного хозяйства моногорода. В частности, необходимо строительство дороги общегородскою значения от ул. Горького до ул.Путейская со строительством моста через р.Большая Сарапулка, поскольку проектом предусматривается ввоз комплектующих и вывоз готовой продукции автомобильным и железнодорожным транспортом.

Около 20 тыс. человек города проживает в санитарно-защитных зонах oт вредных производств, суммарная площадь территорий которых составляет 25% площади города. В условиях сложившейся застройки в санитарно-защигных зонах находится 356,5 га территории жилой застройки, что составляет 49,8 % территории жилого фонда. На территории санитарно-защитных зон находятся также лечебные, образовательные и другие учреждения.

Реализация инвестиционных проектов по диверсификации экономики, в том числе ключевого (якорного) проекта по созданию высокотехнологичного центра по разработке и производству инновационных автомобильных автокомпонентов (объемом инвестиций 3018,0 млн.руб., 2500 создаваемых рабочих мест), требуют привлечения большого количества высококвалифицированных специалистов, в том числе из-за пределов города Сарапула. Как правило, такие специалисты востребованы, высокооплачиваемы и предъявляют соответствующие требования к качеству жизни: комфортные условия проживания, уровень оказания медицинской помощи, наличие культурной и образовательной среды, возможности занятия физкультурой и спортом. В том числе в связи с этим возникает необходимость комплексного развития районов новой застройки для предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также реконструкция имеющихся и строительство новых объектов социальной сферы.

Развитие районов новой застройки предполагает создание инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство дорог общего пользования, газовых сетей, линий электропередач, сетей водоснабжения и канализации. Строительство водопровода диаметром 500 мм от водопроводной станции III подъема до микрорайона «Элеконд» не только обеспечит питьевой водой районы новой застройки, но и удовлетворит потребности промышленных предприятий города.

Предполагаемая трудовая миграция населения увеличит и без того воз росшую потребность в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в связи с чем на территории города необходимо строительство двух детских садов общим количеством 380 мест, реконструкция санаторной школы-интерната под размещение детского сада на 280 мест, строительство средней общеобразовательной школы в районе железнодорожного вокзала, строительство спортивного зала и реконструкция столовой и мастерских школы № 23, капитальный ремонт общеобразовательных школ № 15 и № 17.

В целях оказания наиболее качественной медицинской помощи населению планируется реконструкция зданий поликлиники № 3 и филиала стационара МУЗ СТБ № 1 под поликлинику на 1000 посещений в смену, а также вынос площадки противотуберкулезного диспансера, находящегося в настоящее время в непосредственной близости от жилых домов, на другую соответствующую нормативным требованиям площадку.

Для организации культурного досуга и создания возможностей для занятий физкультурой и спортом на территории города необходимо строительство крытого катка с искусственным льдом и физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом, реконструкция муниципального автономного учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Энергия».

С обозначенными проблемами моногород Сарапул не сможет справиться собственными силами. Это уже признано на региональном и федеральном уровне. Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительствен ной комиссии по экономическому развитию и интеграции город Сарапул был рекомендован для включения в перечень моногородов России, мероприятия комплексных планов которых в 2010 году предполагалось реализовать с пре доставлением господдержки за счет средств федерального бюджета (поддержка в 2010 году из федерального бюджета не оказана).

В соответствии с указаниями Министерства регионального развития Российской Федерации, Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, Администрацией города Сарапула совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики, предприятиями и организациями города разработан Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Сарапула (далее-КИП).

Инструментом для реализации мер государственной поддержки инвестиционных проектов, включенных в КИП, предлагается Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Сарапула Удмуртской Республики на 2012-2014 годы.

Использование программно-целевого метода управления позволит создать предпосылки для модернизации экономики города Сарапула, сконцентрировать ресурсы разных ведомств на единых целях и задачах, привлечь средства бюджетов всех уровней на софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимой для инвестиционных проектов диверсификации моногорода.

Необходимость разработки республиканской целевой программы также обусловлена соответствующими требованиями Министерства финансов Российской Федерации. Наличие такой программы является обязательным условием для предоставления средств федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Социально-экономическая значимость проблемы для населения Удмуртской Республики

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года (далее - Стратегия) город Сарапул является

одним из полюсов роста территориально-планировочной системы «Ижевская агломерация».

Реализация комплекса мер государственной поддержки моногорода Сарапула полностью соответствует одному из основных направлений Стратегии «Диверсификация экономики: поддержка приоритетных (высокотехнологичных) и модернизация традиционных секторов специализации».

Цели и задачи Программы непосредственно взаимоувязаны с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, в частности, направлены на реализацию одного из ключевых направлений «Переход на инновационное динамичное развитие. Диверсификация экономики: поддержка приоритетных и модернизация традиционных секторов специализации. Создание условий для перспективного развития конкурентоспособной промышленности».

Без государственной поддержки в современных условиях монозависимые муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении экономических и социальных преобразований, удовлетворении жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Сокращение рабочих мест, в первую очередь на перечисленных градообразующих предприятиях, а оно неизбежно, в том числе в силу автоматизации производственных процессов, является источником социальной напряженности.

Требуемое срочное создание благоприятных условий, в том числе инфраструктурных, на территории города Сарапула для открытия альтернативных градообразующим предприятиям производств, модернизации существующих, диверсификации выпуска продукции и рынков сбыта станет прочным фундаментом для комфортного и стабильного проживания жителей Сарапула на долгосрочную перспективу.

Вместе с тем отдельные мероприятия Программы непосредственно направлены на развитие современной социальной инфраструктуры для населения, в том числе за счет строительства социально значимых объектов.

4. Цели и задачи Программы, сроки и этапы се реализации

Цель Программы - повышение темпов экономического развития, диверсификация экономики и улучшение качества жизни населения города Сарапула.

Поставленная цель достигается решением следующих задач:

обеспечение условий для создания  альтернативных

высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, роста промышленного производства на основе формирования территории с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой;

реализация мер поддержки по развитию малого и среднего предпринимательства, создание благоприятной среды для возникновения новых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса и их роста;

снижение социальной напряженности на рынке труда и содействие самозанятости населения;

корректировка и реализация образовательных программ под требования инвестиционных проектов;

создание комфортных условий проживания населения, в том числе за счет комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры города Сарапула.

Срок реализации Программы - 2012-2014 годы. Этапы реализации не предусмотрены.

5. Целевые индикаторы и показатели эффективности по годам реализации Программы

Целевые индикаторы и показатели эффективности для оценки хода реализации Программы:

№ п/п

Наименование целевого индикатора и показателя эффективности

Ед. изм.

Базовый показатель по Программе 2011 год

Прогноз

Очередной финансовый год

Плановый период

2012 год

2013 год

2014 год

1

Прирост объема инвестиций в экономику города Сарапула, млн. руб. (по отношению к 2011 году накопительным итогом)

млн. руб.

743,8 (инвести
ции в основной капитал в 2011 году)

+2088,73

+2812,77

+3501,77

2

Увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства (по отношению к 2007 году накопительным итогом с 2011 года)

Про-
цент-
ных пунк-
тов

45
(*1)

+5

+8

+12

3

Увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций (по отношению к 2011 году накопительным итогом)

Про-
цент-
ных пунк-
тов

25,74

+5,79

+8,76

+11,86

4

Снижение уровня зарегистри-

рованной безработицы в городе Сарапуле (по отношению к 2011 году накопительным итогом)

Про-
цент-
ных пунк-
тов

2,51
уровень зарегистри-
рованной безработицы в 201 1 году, %)

-0,7

-1,3

-1,51

Показатели социальной и экономической эффективности

5

Общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов (по отношению к 2011 году накопительным итогом)

Чел.

25136
(число занятых в экономике в 2011 году)

+1302

+2586

+2905

6

Прирост налоговых
поступлений в

 бюджет города Сарапула(по отношению к предыдущему году)

Млн. руб./ год

362,3

(налоговые поступления в 2011 году)

+16,7

+27,0

+29,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»