Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 года № 296

Об утверждении республиканской целевой программы
по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных
языках Удмуртской Республики и иных языках народов
Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы

(с изменениями на 24 мая 2010 года)


_____________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 24 мая 2010 года № 172

_____________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы.

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы Министерство национальной политики Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 296


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКАХ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

И ИНЫХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

НА 2010-2014 ГОДЫ


I. Паспорт

республиканской целевой программы по реализации Закона
Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики
и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы

Наименование Программы

Республиканская целевая программа по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2009 года № 489-р «О разработке проекта республиканской целевой программы по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010-2014 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство национальной политики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

- Министерство национальной политики Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

- Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;

- Национальная библиотека Удмуртской Республики (по согласованию);

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики; (в ред. постановления Правительства УР от 24 мая 2010 года № 172)

- государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Телерадиовещательная компания «Удмуртия» (по согласованию);

- иные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключенным государственным контрактом (договором)

Цели Программы

Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.

Основные цели Программы:

- укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;

- обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

- развитие двуязычия и многоязычия;

- улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;

- формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;

- создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;

- оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики

Задачи Программы

Информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;

- развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);

- развитие этнического маркетинга;

- обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

- формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;

- развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;

- методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

- увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках;

- выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;

- увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;

- комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;

- расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;

- поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;

- расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).

Целевые индикаторы Программы

- количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста;

- совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста;

- количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей;

- совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей;

- число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей;

- количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке;

- доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке.

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2014 годы. Этапы Программы не выделяются.

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 91,713 млн. рублей, в том числе:

- за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 77,364 млн. рублей;

- за счет средств федерального бюджета - 5,0 млн. рублей;

- за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации - 9,349 млн. рублей.

Сумма затрат из бюджета Удмуртской Республики по годам:

- 2010 год - 14,17 млн. рублей;

- 2011 год - 15,0 млн. рублей;

- 2012 год - 16,0 млн. рублей;

- 2013 год - 15,994 млн. рублей;

- 2014 год - 16,2 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности, бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.

Финансирование из федерального бюджета и внебюджетных источников является предполагаемым.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

- Рост языковой компетентности населения республики;

снижение степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов (в долгосрочной перспективе);

- увеличение количества и повышение качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики;

- расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков;

- увеличение количества наименований литературы, издаваемой на удмуртском или удмуртском и русском языках;

- рост представленности удмуртского языка в киберпространстве, увеличение количества единиц аудиовизуальной продукции, издаваемой на удмуртском языке;

- улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках;

- формирование и развитие системы распространения книг, издаваемых в республике (в т.ч. на удмуртском языке);

- увеличение количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих программ, творческих и медиа проектов в сфере сохранения и развития родных языков;

- пополнение словарного запаса удмуртского языка.


II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

В современных условиях, когда усиливается тенденция к всеобщей унификации и стандартизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и культуры, язык играет все более фундаментальную роль в формировании, функционировании, сохранении этнической идентичности. Именно язык - в первую очередь эта закономерность касается народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства, - занимает сегодня ключевое местоположение в системе этнических символов, с которыми связываются представления об этнической преемственности. Утрата языка является мощнейшим стимулятором этноассимиляционных процессов, неизбежно ведет в конечном итоге к смене этнического самосознания. Не случайно родной язык, будучи основанием и одним из базовых критериев, своего рода «гарантом», неизменности этнической самобытности, является объектом пристального внимания со стороны национальных общественных объединений.

В этой связи привлекают внимание результаты Всероссийской переписи населения 2002 года, зафиксировавшей интенсификацию процессов языковой ассимиляции народов, находящихся в ситуации этнического меньшинства: в Удмуртии число удмуртов, признавших язык своей национальности родным, сократилось в межпереписной период (1989-2002 годы) с 75,7% до 66,5% (сокращение прошло как в городской среде, так и в сельской), татар - с 81,5% до 67%, марийцев - с 78,5% до 66,6%.

Данная проблема фиксируется не только на уровне статистических данных, но и, что особенно важно, осознается, в частности, удмуртской частью населения республики как важнейший из стрессогенных факторов - как показывают этносоциологические исследования 2006, 2007 годов, проблема ассимиляции беспокоит даже больше, чем экономические трудности.

Таким образом, язык является сегодня важнейшим средством самоидентификации, усиливает ее, и представляет большую ценность для говорящих на нем.

Исчезновение языка - это не только гуманитарная катастрофа. Утрата языка, вызывая ущербную социализацию, порождает еще и конкретные социально-психологические проблемы - фрустрацию, проявляющуюся в ощущении гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Как показывают этносоциологические исследования, лица, вовлеченные в языковую ассимиляцию, в 1,5 раза чаще негативно оценивают ситуацию в сфере межнациональных отношений в республике.

Сохранение языковой самобытности в современных условиях в связи с переходом общества на новую фазу информационного развития уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейных, ранее автономных от внешнего языкового контекста, коммуникативных стратегий и напрямую зависит сегодня от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях, в значительной степени определяющей выбор родителями языка или языков общения со своими детьми. Сохранение, функциональное и структурное развитие языка зависит от целенаправленной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, позиции родителей при выборе стратегии языкового воспитания детей и обеспечивается сетью институтов «языкового обслуживания», включающей в себя образовательные учреждения, средства массовой информации, издательства и книготорговые организации, студии звукозаписи, библиотеки, досуговые учреждения, национально-культурные общественные объединения и творческие союзы, научные учреждения, занятые разработкой теоретических и прикладных проблем языка. Таким образом, разработка и реализация системной государственной этноязыковой политики, решение поставленных проблем является комплексной задачей, требующей системного межотраслевого подхода, объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и других перечисленных выше субъектов этноязыковой политики по эффективному удовлетворению потребностей населения в сфере родного языка.

Программно-целевой метод как метод решения задачи сохранения и развития языковой самобытности народов Удмуртии предусмотрен Законом Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 6, 8), а также проектом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года. Программа является логическим продолжением аналогичной Программы, срок действия которой истекает в 2009 году (утверждена постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 30 ноября 2004 года № 377-III «О республиканской целевой программе по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2005 - 2009 годы»). Означенная Программа, будучи первым опытом системной реализации языковой политики в Удмуртской Республике, позволила выявить наиболее эффективные и перспективные направления дальнейшей деятельности по обеспечению языковых прав и потребностей граждан.


III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики


Осуществление программных мероприятий направлено на обеспечение конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (статья 68 Конституции Российской Федерации, статья 1 Конституции Удмуртской Республики), реализацию гарантий социальной, экономической и юридической защиты государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики, установленных Законом Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (статьи 8, 12).

Развитие языков и государственная политика в сфере языка на сегодняшний день являют собой один из наиболее значимых факторов развития межнациональных взаимоотношений. Бессистемная работа в решении задачи удовлетворения этноязыковых потребностей граждан может привести к росту информационного неравенства между основными этническими группами Удмуртской Республики, дальнейшей интенсификации этноассимиляционных процессов (усугубленных демографическими потерями), сокращению численности титульного населения, а также этнических меньшинств, исторически проживающих на территории республики. В свою очередь данные процессы могут привести как к спекулятивному использованию проблемы различными политическими силами (как внутри республики, так и за ее пределами), так и к формированию недовольства этноязыковой политикой, росту латентной напряженности в межэтнических отношениях, спровоцировать рост межэтнической конфликтности.


IV. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Стратегической целью Программы является создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка.

Основные цели Программы:

- укрепление статуса государственных языков Удмуртской Республики, формирование необходимых общественно-государственных, социально-культурных гарантий их функционирования;

- обеспечение прав граждан на удовлетворение своих языковых потребностей;

- развитие двуязычия и многоязычия;

- улучшение обеспечения населения республики информацией на родных языках;

- формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодежной среде;

- создание необходимых условий для изучения языка своей национальности всеми желающими;

- оказание государственной финансовой поддержки учреждениям и организациям, деятельность которых связана с изучением, сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, иных языков народов Удмуртской Республики.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:

- информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;

- развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение - посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций - возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности);

- развитие этнического маркетинга;

- обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;

- формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;

- развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих;

- методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;

- увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском, удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;

- увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объемов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;

- комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;

- расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;

- поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;

- расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах).

Мероприятия, предусмотренные Программой, осуществляются в течение 2010 - 2014 годов.

Этапы Программы не выделяются.

V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы


Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Прогноз

№ п/п


Наименование целевого индикатора

Еди-
ницы изме-
рения

Базовый пока-
затель

Оче-
редной финан-
совый


Плановый период

год

2011

2012

2013

2014

Целевые индикаторы

1.

Количество наименований книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста

шт.

3

28

28

28

28

28

2.

Совокупный тираж книг на удмуртском или удмуртском и русском языках для дошкольного и младшего школьного возраста

тыс. шт.

3

56

56

56

56

56

3.

Количество наименований аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей

шт.

0

2

2

2

2

2

4.

Совокупный тираж аудиовизуальной продукции на удмуртском языке для детей

тыс. шт.

0

4

4

4

4

4

5.

Число действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей

шт.

1

3

4

7

8

9

6.

Количество интернет-сайтов с контентом на удмуртском языке

шт.

14

16

20

25

30

35

Показатели социальной эффективности

1.

Доля населенных пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке

%

16

33

50

67

84

100

2.

Увеличение объема оригинального авторского вещания на удмуртском языке

%

-

17,8

-

-

-

-

3.

Увеличение числа действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей (по отношению к предыдущему году реализации программы)

%

100

300

133

175

114

113

4.

Увеличение книжного фонда на национальных языках в публичных библиотеках (по отношению к предыдущему году реализации программы)

%

-

13,3

11,7

10,5

9,5

8,7


VI. План мероприятий Программы


В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс основных организационно-практических мероприятий. План мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»