Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 года № 130-IV

О Республиканской целевой программе демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы

(с изменениями на 13 апреля 2009 года)


______________________________________________________________________

с изменениями, внесенными постановлением Госсовета УР от 16 декабря 2008 года № 198-IV

с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 13 апреля 2009 года № 88

______________________________________________________________________

Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы Правительство Удмуртской Республики.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.В.Соловьёв

Приложение к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 25 июня 2008 года № 130-IV


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2008-2010 ГОДЫ

Паспорт
Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008 - 2010 годы (далее - Программа)

Наименование Программы

Республиканская целевая программа демографического развития Удмуртской Республики на 2008 - 2010 годы

Основания для разработки Программы

1. Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

2. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 09 июля 2007 года № 608-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года и Президентом Удмуртской Республики в Ежегодном докладе Государственному Совету Удмуртской Республики «О положении в республике» 27 апреля 2007 года»;

3. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 мая 2007 года № 465-р «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики до 2013 года»

Государственный заказчик Программы

Правительство Удмуртской Республики (Управление по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики)

Разработчики Программы

Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство печати и информации Удмуртской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Министерство культуры Удмуртской Республики;

Государственный комитет Удмуртской Республики по труду;

Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодёжи;

Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту;

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

Управление федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

общественные организации

Исполнители Программы

Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство печати и информации Удмуртской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики;

Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Министерство культуры Удмуртской Республики;

Государственный комитет Удмуртской Республики по труду;

Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодёжи;

Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту;

Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики;

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

ГУ «Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике» (по согласованию);

Управление федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (по согласованию);

Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике;

учреждения, общественные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключённым контрактом (договором, соглашением)

Основные цели Программы

Обеспечение стабилизации численности населения Удмуртской Республики, создание условий и формирование предпосылок к последующему демографическому росту; увеличение продолжительности предстоящей жизни населения

Основные задачи Программы

1. Оптимизация рождаемости и создание предпосылок для обеспечения простого замещения поколений родителей поколениями детей на территории Удмуртской Республики.

2. Увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, улучшение здоровья, снижение уровня смертности населения Удмуртской Республики.

3. Укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

4. Регулирование трудовой миграции и миграционного прироста населения Удмуртской Республики.

Целевые индикаторы Программы

1. Численность населения Удмуртской Республики (тыс. чел.);

2. Естественный прирост населения Удмуртской Республики (на 1000 человек);

3. Рождаемость (число рождений на 1000 населения);

4. Суммарный коэффициент рождаемости;

5. Ожидаемая продолжительность жизни (лет):

- всего;

- мужчин;

- женщин;

6. Смертность (случаи на 1000 населения);

7. Смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (на 100000 населения):

- от самоубийств;

- от ДТП;

8. Смертность населения трудоспособного возраста (на 100000 населения трудоспособного возраста):

-от несчастных случаев, травм и отравлений, из них отравления алкоголем;

- от болезней системы кровообращения;

- от злокачественных новообразований;

- от заболеваний органов пищеварения;

9. Младенческая смертность (случаи на 1000 детей родившихся живыми);

10. Смертность детей от 1 года до 4 лет;

11. Смертность детей от 5 до 9 лет;

12. Смертность детей от 10 до 14 лет;

13. Смертность подростков от 15 до 19 лет;

14. Материнская смертность (случаи на 100000 родившихся живыми);

15. Уровень абортов (случаи на 1000 женщин фертильного возраста);

16. Удельный вес детей I и II групп здоровья в общей численности учащихся общеобразовательных школ;

17. Удовлетворённость населения медицинской помощью (% от числа опрошенных):

- поликлинической;

- стационарной;

- скорой;

18. Первичная инвалидность детей на 10 тыс. детского населения;

19. Первичная инвалидность взрослых в трудоспособном возрасте на 10 тыс. взрослого населения в трудоспособном возрасте;

20. Соотношение числа зарегистрированных браков к числу разводов;

21. Коэффициент родительской несостоятельности (соотношение родителей, лишённых родительских прав, 1000 / на количество семей, имеющих детей до 18 лет);

22. Количество семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания детей;

23. Уровень безнадзорности (на 1000 детей от 0 до 17 лет);

24. Доля преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений;

25. Доля детей, оставшихся без попечения родителей (% от всех детей от 0 до 17 лет), из них устроенные:

- в приёмные семьи;

- в семьи усыновителей;

- под опеку (попечительство);

- под патронат;

- в семейный детский дом или др.;

- в учреждения всех типов;

26. Число детей, оставшихся без попечения родителей:

Из них:

- переданных не родственникам в приёмные и другие замещающие семьи;

- находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;

27. Сальдо миграции (человек на 1000 населения), в т. ч:

28. Сальдо межрегиональной миграции (человек на 1000 населения).

Сроки реализации

с 1 января 2008 года до 31 декабря 2010 года

Объёмы и источники финансирования Программы (в ред.
постановления Правительства УР от 13 апреля 2009 года № 88)

На реализацию мероприятий демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы за счёт финансирования республиканских целевых программ и текущей деятельности исполнительных органов государственной власти в Удмуртской Республике предусмотрено финансирование в размере 5 796 966,7 тыс.руб.

Финансирование Программы на 2008-2010 годы составляет 1 763522,5 тыс. руб., в том числе:

- из бюджета УР - 1034516,5 (в том числе за счёт субвенций федерального бюджета в бюджет УР - 723189,3) тыс.руб.;

- за счёт иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ - 729006,0 тыс.руб.

Сумма затрат по годам:

2008 год - 357851,9 тыс. руб.;

2009 год - 898141,3 тыс. руб.;

2010 год - 507529,3 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности Программы

В результате реализации программы к 2011 году ожидаются:

- увеличение продолжительности предстоящей жизни населения до 66,3 лет, в т.ч. мужчин - до 60,0 лет, женщин до 73,5 лет;

- сокращение убыли населения до 11 759 человек (за период 2008-2010 годов) и поддержание численности населения Удмуртской Республики на уровне не менее 1526,0 тыс.чел.;

- повышение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,513;

- снижение смертности населения Удмуртской Республики до 14,0 на 1000 населения;

- снижение младенческой смертности до 8,4 на 1000 родившихся;

- снижение материнской смертности до уровня 21,1 (число случаев на 100000 родившихся живыми);

- снижение смертности населения трудоспособного возраста до 720,0 на 100000 населения трудоспособного возраста;

- снижение уровня смертности населения от неестественных причин до 200,0, а также населения трудоспособного возраста до 277,0 на 100000 населения соответствующего возраста;

- увеличение соотношения заключённых браков к числу разводов до 2,4;

- коэффициент родительской несостоятельности (число родителей, лишённых родительских прав на 1000 семей с детьми 0-17 лет) с 4,4 до 4,26;

- миграционный прирост населения Удмуртской Республики с - 13,3 в 2006 году до (-0,8)-1,5 в 2011 году, в т.ч. внутрирегиональной миграции (-1,0) - (+1,5).

Социальная эффективность Программы:

- улучшение демографической ситуации: сохранение численности населения Удмуртской Республики за счёт уменьшения естественной убыли; увеличение ожидаемой продолжительности жизни; сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения республики; снижение смертности, в первую очередь, от предотвратимых причин в младенческом, подростковом и трудоспособном возрастах, а также снижение уровня травматизма и инвалидности;

- укрепление и развитие института семьи, возрождение, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, семейного образа жизни: снижение разводов, увеличение семей с 2 - 3 и более детьми, уменьшение доли семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание социально -экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей;

- формирование системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики: привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков.

Экономическая эффективность Программы - экономия бюджетных средств за счёт стабилизации демографической ситуации, укрепления здоровья населения, роста продолжительности и качества жизни населения республики, привлечения общественного ресурса, совершенствования адресной социальной помощи, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Удмуртскую Республику.

Понятия, используемые в Программе

Возрастной коэффициент рождаемости - число родившихся детей у женщин определённого возраста в расчёте на 1000 женщин этого возраста.

Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическое развитие - изменение численности населения и его структур в определённый период времени.

Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся.

Детность - наличие определённого числа детей в семье: малодетность - один-два, среднедетность - три-четыре.

Естественный прирост (убыль) населения - разность между числами родившихся и умерших.

Здоровье - состояние полного социально-биологического и психического благополучия и отсутствие каких-либо болезненных состояний и физических дефектов у человека.

Жизненный потенциал - количество лет, которое может прожить человек, достигший определённого возраста.

Жители республики - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городах и районах Удмуртской Республики, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.

Качество жизни населения - совокупность свойств населения, характеризующих его развитие в системе социальных и природных отношений.

Маргинализация - увеличение доли маргинальных слоев населения в структуре рождаемости, заболеваемости, инвалидности или смертности.

Маргинал - человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

Младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1 года.

Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.

Миграционный прирост - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.

Миграция населения - пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и пространственных границ.

Общий коэффициент рождаемости - число рождений в населении за определённый период в расчёте на 1000 населения, проживающего в этот период.

Ожидаемая продолжительность жизни - число лет, которое предстоит прожить в среднем новорождённому при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.

Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации или распространения иным образом демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной части страны.

Потенциал здоровья - способность человека заботиться о своём собственном здоровье, принимать решения и контролировать свою собственную жизнь в целях обеспечения собственного здоровья.

Причина смерти - болезнь или событие, вызвавшее смерть. Причина смерти устанавливается в соответствии с Международной статистической классификацией болезней, травм и причин смерти.

Простое воспроизводство населения - воспроизводство населения, при котором коэффициент естественного прироста равен нулю.

Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения на территории. Включает в себя размещение населения, функциональные, территориальные взаимосвязи населённых мест и миграции населения.

Репродуктивный возраст - возраст женщины, в котором она способна к деторождению, как правило, возраст 15-49 лет.

Рождаемость - процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определённом возрасте), или в совокупности поколений - населении.

Сверхсмертность - процесс состоящий в том, что смертность мужчин в большинстве возрастных групп превышает смертность женщин.

Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Смертность - процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей.

Стабилизация численности населения - при естественной убыли населения достижение уровня простого воспроизводства за счёт увеличения рождаемости, снижения смертности и иммиграции населения.

Старение населения - увеличении в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).

Суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рождённых в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.

Трудовой мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с занятостью или поисками работы.

Список сокращений, используемых в Программе


1. АП и П УР - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики

2. БУР - бюджет Удмуртской Республики

3. ГИТ в УР - Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике

4. ГКДМ УР - Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодёжи

5. ГКС УР - Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту

6. ГКТ УР - Государственный комитет Удмуртской Республики по труду

7. ЗАГС - Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики

8. ИГМА - Ижевская государственная медицинская академия

9. МВД по УР - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике

10. МЗ Удмуртской Республики - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

11. МК УР - Министерство культуры Удмуртской Республики

12. МО и Н УР - Министерство образования и науки Удмуртской Республики

13. МП УР - Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики

14. МПИ УР - Министерство печати и информации Удмуртской Республики

15. МС УР - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

16. МСЗН УР - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики

17. МСХП УР - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

18. МТ УР - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики

19. МЭ УР - Министерство экономики Удмуртской Республики

20. НКО - негосударственные некоммерческие организации

21. ОМСУ - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике

22. ТРК «Удмуртия» - Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Телерадиовещательная компания «Удмуртия»

23. УдГУ - Удмуртский государственный университет

24. УГСЗН УР - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

25. УДСДОПД - Управление по делам семьи, демографии и охране прав детства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики

26. ФБ - федеральный бюджет

27. ФСС по УР - Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике

28. ВРП - валовой региональный продукт

Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости решения программно-целевым методом


В последние годы стремительно сокращается население Российской Федерации. Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих уровень социально-экономического развития регионов и обеспечивающих национальную безопасность страны. Поэтому в Послании Федеральному Собранию 2006 года Президент Российской Федерации В.В.Путин обозначил демографию как самую острую проблему современной России.

В сравнении с демографическими показателями регионов Приволжского федерального округа и Российской Федерации, демографическая ситуация в Удмуртской Республике является относительно благополучной, в целом отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения; усиление миграционных процессов; снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого численного замещения поколений родителей их детьми; высокие показатели смертности, особенно младенческой, и смертности мужчин трудоспособного возраста; сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста.

На начало 2007 года численность постоянного населения Удмуртской Республики составила 1537,9 тыс. человек.

Происходящие в республике демографические процессы определяют динамику возрастно-полового состава населения, соотношения численности основных возрастных групп населения. Следствием низкой рождаемости как для России, так и для Удмуртии стали снижающаяся доля детей в общей численности населения и увеличение доли лиц пожилого и старческого возраста, т.е. всё более углубляющийся процесс депопуляции, что характерно для регрессивного типа населения.

В 2006 году доля детей в общей численности населения Удмуртской Республики снизилась до 21,4% (в 2003 году - 23,2 %, в 2004 году - 22,9 %, в 2005 году - 22,2 %). Соотношение долей детского и населения старше трудоспособного возраста в 2006 году ещё более сократилось и составило 3,6% (в 2003 году - 5,6 %, в 2004 году - 5,2 %, в 2005году - 4,5 %).

На начало 2007 года в возрастной структуре населения лица старше трудоспособного возраста составляли 18,1 %, моложе трудоспособного возраста - 17,4 %. Доля населения трудоспособного возраста продолжала увеличиваться и составила 64,5% (в 2003 году - 62,4%, в 2004 году - 63,4%, в 2005 году - 64,0%, в 2006 году - 64,4%). На начало 2007 года на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 550 лиц нетрудоспособных возрастов (РФ - 577,58; ПФО - 583,86). Демографическая нагрузка на трудоспособное население в Удмуртской Республике ниже, чем по Приволжскому федеральному округу и в среднем по Российской Федерации, что является одним из позитивных условий для социально-экономического развития региона.

В полосу депопуляции Удмуртская Республика вступила в 1993 году. За последнее десятилетие процесс депопуляции ускорился и число жителей Удмуртской Республики сократилось на 66,1 тысяч человек (на 4,1 %). Сокращение происходило в основном за счёт городского населения, доля которого более чем в 2 раза превышает сельское население. На 01.01.2007 года численность городского населения 1064,8 тысяч (69,2%) и сельского -473,0 тысяч (30,8%) человек. С 90-х годов процессы урбанизации стабилизировались, и соотношение долей городского и сельского населения Удмуртской Республики не изменялось. По сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа и Российской Федерации республика относительно менее урбанизирована - доля горожан в населении Приволжского федерального округа составляет 70 %, в Российской Федерации -13%.

Структура населения по полу в Удмуртской Республике совпадает с показателем по Российской Федерации: женщин - 54%, мужчин - 46%.

Основными факторами, определяющими численность населения, являются естественное движение населения (разница между показателями рождаемости и смертности) и миграция (механическое движение населения). Естественный прирост населения республики наблюдался до начала 1990-х годов, а с 1993 года сменился естественной убылью населения (превышением числа умерших над числом родившихся). Максимальное превышение смертности над рождаемостью за этот период наблюдалось в 1994 - 2005 годы, когда в расчёте на каждую тысячу населения умерло на 4,5 - 4,4 человека больше, чем родилось. В 2005 году смертность была выше рождаемости в 1,4 раза. За последнее десятилетие наиболее благоприятной демографическая ситуация была в 1998 году, когда на фоне небольшого роста рождаемости наблюдалось существенное снижение смертности населения и сокращение естественной убыли до минимального значения -1,8 человек на 1000 населения. Естественная убыль населения в 2006 году составила - 3,0 на 1000 населения. По сохранению численности населения в 2006 году Удмуртская Республика занимала II место в Приволжском федеральном округе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»