• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 года № 303

О Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года



В целях укрепления и развития семьи как социального института, определения общей стратегии и приоритетных направлений политики в отношении семьи Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года.
2. Предложить исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социальными процессами руководствоваться положениями Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А.Харину.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич

Концепция семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 29 декабря 2008 года № 303



1. Общие концептуальные положения


Концепция семейной политики Удмуртской Республики (далее - Концепция) разработана во исполнение Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2004 - 2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142-III.
Концепция определяет общую стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики в отношении семьи, направлена на укрепление института семьи, поддержку материнства и детства.
Семья в настоящей Концепции рассматривается как многогранный общественный институт, подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей и является важнейшим фактором морального, социального, экономического прогресса и культуры общества.
Концепция включает анализ особенностей развития института семьи в Удмуртской Республике, цели и задачи семейной политики, принципы и механизмы ее реализации.
Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти Удмуртской Республики регулирующих мер, направленных на создание условий для поддержки семьи, материнства и детства.
Семейная политика выступает составной частью социальной политики государства, представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, медицинского, психологического, информационного и организационного характера, осуществляемых органами исполнительной власти Удмуртской Республики, направленных на укрепление семьи как социального института.
Семейная политика в целом ориентирована на определение долгосрочной и среднесрочной стратегии действий органов государственной власти Удмуртской Республики, на улучшение положения семьи в различных аспектах жизнедеятельности, на обеспечение гарантированных государством условий реализации конституционных прав и законных интересов детей на полноценную жизнь, образование, воспитание, на физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Современная семейная политика ориентирована на развитие субъектной роли семьи, создание условий для раскрытия социально-экономического и воспитательного потенциала семьи. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию и обеспечить его развитие.
Социальный институт семьи выступает в качестве самостоятельного целостного объекта государственной деятельности, полноправного субъекта социальных отношений.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики отражает современные подходы к решению вопросов социальной поддержки семьи, учитывая при этом:
- современные тенденции развития института семьи в Удмуртской Республике;
- многообразие форм семьи, особенности ее социального положения;
- интересы семьи, родителей и детей;
- содержание приоритетных направлений социальной политики государства.
В качестве эффективной стратегии семейной политики признаны инвестиционные стратегии развития человеческого капитала. При этом семейная политика направлена на обеспечение мер как поддерживающего (социальные пособия и гарантии в отношении социально уязвимых групп), так и инвестиционного характера в семьи и группы населения с позитивным потенциалом развития.

2. Анализ состояния института семьи

в Удмуртской Республике


Состояние развития института семьи в Удмуртской Республике в целом отражает сложившиеся тенденции в Российской Федерации.
Удмуртская Республика является регионом с положительной динамикой основных демографических показателей. По сохранению численности населения республика в течение ряда лет занимает 2 место в Приволжском федеральном округе. В 2007 году на 45% территории республики достигнут положительный прирост населения - в 9 районах и 2 городах Удмуртии.
Комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости и обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, введенный с 2007 года, привел к резкому увеличению темпа роста рождаемости. Показатель рождаемости в 2008 году увеличится на 5% и составит по оценке 13,4%. В течение ряда лет по уровню рождаемости Удмуртская Республика занимает I место в Приволжском федеральном округе, в текущем году Удмуртия разделила 1 место с Башкортостаном.
В республике неуклонно снижается младенческая смертность. За период с 2004 года уровень младенческой смертности снизился на 25 % и составит 9,1‰ в 2008 году.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения, в том числе и трудоспособных возрастов. В 2008 году общая смертность сохраняется на уровне прошлого года (14,2‰), смертность населения трудоспособного возраста снизилась и составит 730,0 на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в 2008 году (2007 год - 739,2). По уровню смертности Удмуртская Республика в 2008 году занимает третье место в Приволжском федеральном округе.
В Удмуртской Республике семей с детьми до 18-летнего возраста по данным годовых отчетов муниципальных образований на 1 января 2008 года - 208 415. Численность детей в возрасте до 18 лет в этих семьях составляет 317 996 человек. Количество семей с одним ребенком - 109 594 (52,6%); с двумя детьми - 87 843 (42,1%).
Многодетных семей в Удмуртской Республике - 10 978, что составляет 5,3% от общего количества семей с детьми до 18-летнего возраста, в них детей - 35 217 человек или 11,1% от общего количества детей. Малоимущих многодетных семей - 7921, что составляет 72,2% от общего количества многодетных семей. В целом, данные свидетельствуют о преобладании семей, в которых воспитывается 1-2 ребенка.
Семейная политика в Удмуртской Республике в течение 2002-2007 годов ориентировалась на выработку эффективных механизмов защиты, помощи, поддержки семьи и детей с приоритетом охраны прав ребенка в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации.
Основными инструментами реализации семейной политики являются нормативные правовые акты; республиканские и ведомственные целевые программы; республиканские и ведомственные планы по приоритетным направлениям деятельности.
За последние 3 года принято более 50 нормативных и распорядительных актов в интересах семьи и детей.
Принята и реализуется Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Значительное развитие за счет Программы социально-экономического развития получила социальная инфраструктура.
Реализуется более 30 республиканских целевых программ. Практически ј финансирования всех республиканских целевых программ приходится на социальный блок.
Стабилизация экономического положения, введение новых мер государственной поддержки семей с детьми в Удмуртской Республике закрепила положительную динамику основных показателей социального развития и уровня жизни населения.
Увеличилось количество 2-х, 3-их и более рождений. Снижается внебрачная рождаемость. Только за последние три года доля внебрачной рождаемости сократилась с 36,4 до 34,1.
Продолжается снижение доли населения, находящегося за чертой бедности. Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2007 году составила 272,9 тыс. человек, или 17,7%.
При этом все еще значительная часть населения республики относится к категории малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Несмотря на рост уровня жизни в Удмуртской Республике основной группой бедного населения являются семьи с несовершеннолетними детьми.
Традиционно среднедушевые денежные доходы домашних хозяйств, имеющих детей, ниже, чем в среднем по региону, причем с увеличением количества детей денежные доходы в среднем на одного члена домашнего хозяйства уменьшаются. Складывается достаточно устойчивая закономерность: с ростом числа детей в семье уменьшается среднедушевой денежный доход, а соответственно и сумма потребительских расходов.
Таким образом, отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. В настоящее время люди ориентированы, в основном, на одного или в лучшем случае 2-х детей. Отказ от рождения желаемых детей в семье - это своего рода противостояние сложившемуся уровню жизни.
Семья подвержена огромному числу рисков. Для многих семей с детьми характерны низкий материальный достаток и жилищно-бытовая неустроенность.
В значительной степени в связи с низким уровнем благосостояния возрастает число семей с нездоровым социально-психологическим микроклиматом, конфликтными межличностными отношениями.
Низкий статус института семьи в общественном сознании приводит к негативным тенденциям в брачно-семейных отношениях. Увеличивается количество неполных семей. Уровень браков и разводов является показателем состояния института семьи в республике. Несмотря на то, что уровень брачности в 2007 году превысил значение последних лет и составил 8,7 на 1000 населения, по-прежнему сохраняется высокий уровень разводов - 3,8 на 1000 населения и внебрачной рождаемости - 34,1%.
Сложное положение семьи во многом является определяющим в росте социального сиротства. В настоящее время в Удмуртской Республике продолжает оставаться высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2008 было выявлено 1566 детей данной категории.
Почти 70% детей в Удмуртской Республике воспитывается и живет в семьях, где имеются материальные, бытовые, психологические и другие проблемы.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей жизнедеятельности семей в Удмуртской Республике современная ситуация требует определения целостной стратегии, принципов и основных подходов в сфере регулирования семейной политики. Это позволит целенаправленно предпринимать действия по укреплению семьи и создать предпосылки для улучшения ее жизнедеятельности.

3. Основные принципы и цели семейной политики


Целью семейной политики является укрепление института семьи как ресурса стабилизации и устойчивого развития общества.
Семейная политика направлена на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других функций.
Задачи семейной политики:
1) создание условий для успешного функционирования и развития института семьи в Удмуртской Республике;
2) повышение престижа и ценности семьи в общественном сознании;
3) перевод семьи с потребительских по отношению к государству позиций к активному участию в социально-экономической жизни в качестве равноправного субъекта социально-экономического развития;
4) повышение качества жизни семей с детьми;
5) усиление адресности в оказании государственной помощи раз-личным категориям семей;
6) возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
7) формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на повышение ценности детства и создание полноценной семьи;
8) расширение и совершенствование сферы социальных услуг для семей с детьми;
9) внедрение современных технологий работы с семьей и детьми;
10) повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;
11) создание действенной системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление, учет, организацию комплексной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
12) создание условий для нормальной социализации и самореализации подрастающего поколения;
13) межведомственное взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и др.
Достижение целей семейной политики в Удмуртской Республике в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.
Принципами семейной политики Удмуртской Республики являются:
- признание ценности семьи, равенства прав семей и всех ее членов на защиту и поддержку по принципу социальной справедливости;
- приоритет интересов ребенка. Интересы ребенка являются приоритетом в семейной политике. Меры семейной политики направлены на обеспечение защиты и полноценного развития каждого ребенка;
- самостоятельность и автономность семьи. Семейная политика способствует сохранению и самостоятельному развитию семьи, предоставляет возможность выбора форм поддержки;
- социальное партнерство. Социальная политика осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, общественными и коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами;
- междисциплинарность и межведомственность. Семейная политика направлена на объединение усилий и координацию деятельности социальных служб, учреждений образования, здравоохранения, культуры, негосударственных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;
- дифференцированный подход и адресная поддержка семьи. Государственные органы осуществляют социальную защиту семьи исходя из определения категорий семей и граждан, требующих специальных мер социальной защиты и поддержки.

4. Механизмы реализации семейной политики


Реализация семейной политики предполагает:
- объединение усилий органов государственной власти Удмуртской Республики и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;
- совершенствование нормативной правовой базы, направленной на повышение благосостояния и улучшение жизнедеятельности семей в области трудоустройства, поддержку различных форм семейного бизнеса, страхования, кредитования;
- принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав ребенка в соответствии с международным и российским законодательством на территории Удмуртской Республики, внедрение современных механизмов контроля за соблюдением прав и законных интересов ребенка;
- государственную поддержку многодетности (материальное стимулирование рождения второго и третьего ребенка, реализация мер в соответствии с действующим законодательством по поддержке многодетных семей);
- развитие различных форм страхования и кредитования, обеспечивающих улучшение жилищных условий, повышение качества жизни и социальных услуг и качество жизнеобеспечения семей с детьми;
- разработку научно-обоснованных технологий работы с семьей на основе исследования проблем современной семьи;
- создание банка данных различных категорий семей с детьми для развития и совершенствования адресной помощи и поддержки;
- обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров социальных работников, психологов, юристов, педагогов, медицинских работников, работников физкультуры и спорта, а также иной специализации, занимающихся проблемами семьи и детей для квалифицированного осуществления семейной политики;
- создание единой информационной базы данных, позволяющей родителям ориентироваться на рынке услуг в сфере помощи и поддержки семьи;
- организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде семейных ценностей;
- проведение мониторинга состояния института семьи в республике;
- развитие системы качественного непрерывного образования взрослых как создание системы шансов взрослому трудоспособному населению для адаптации в условиях меняющегося и развивающегося рынка труда;
- развитие системы кредитования для получения качественного высшего образования мотивированной молодежью;
- создание условий для совмещения продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях с рождением и воспитанием ребенка;
- разработку и внедрение региональных стратегий, направленных на повышение правовой и потребительской культуры населения, с приоритетными ценностями здорового образа жизни как основы устойчивого развития Удмуртской Республики;
- создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и спорта, направленной на оздоровление разных возрастных и социальных групп населения;
- разработку республиканских целевых программ.

5. Основные направления осуществления

семейной политики Удмуртской Республики


Семейная политика Удмуртской Республики, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях.
В сфере повышения жизненного уровня семьи:
- разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня и глубины бедности семей, в первую очередь семей с детьми;
- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
- адресная социальная поддержка нуждающихся семей, исходя из их материального положения;
- разработка и осуществление целевых мероприятий для обеспечения занятости безработных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет;
- разработка мероприятий по улучшению качества жизни мало-обеспеченных многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, создание условий для социализации в обществе детей-инвалидов;
- создание условий предоставления гарантий материальной поддержки наиболее слабо защищенным семьям;
- реализация мероприятий по профилактике детской беспризорности и безнадзорности;
- содействие реализации внутреннего потенциала семей, способных успешно выполнять свои основные функции.
В сфере укрепления семьи и повышения рождаемости:
- сохранение и укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин посредством развития службы планирования семьи, реализации системы пропаганды здорового образа жизни и предупреждения абортов;
- создание для семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность воспитания нескольких детей;
- повышение общественной значимости труда родителей по воспитанию детей;
- повышение ценности семьи и брака, значимости семейных ценностей, традиций в общественном сознании.
В сфере повышения самореализации семьи:
- совершенствование нормативной правовой базы, направленной на поддержку различных форм семейного бизнеса, кредитования, страхования;
- развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов, учреждений сферы досуга;
- повышение эффективности деятельности учреждений социальной помощи семье и детям;
- повышение качества оказываемых услуг, реализация современных технологий поддержки родителей в процессе воспитания детей;
- внедрение образовательных программ по подготовке к ответственному родительству и семейной жизни в школах, информационно-просветительских программ в средствах массовой информации, инновационных практик подготовки супружеских пар к беременности и родам в работу женских консультаций.

6. Критерии устойчивого функционирования

и развития института семьи


Критерии устойчивого функционирования и развития института семьи:
- повышение уровня рождаемости в республике;
- переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка);
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья семьи;
- снижение уровня детской беспризорности и безнадзорности;
- сокращение масштабов социального сиротства, преимущественное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях.
Концепция семейной политики Удмуртской Республики реализуется через систему мероприятий, предусмотренных в следующих планах и программах:
- в Плане основных мероприятий по проведению в 2008 году в Удмуртской Республике Года семьи, утвержденном распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 января 2008 года № 43-р;
- в разделе «Укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений» Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 июня 2008 года № 130-IV;
- в Республиканской целевой программе «Дети Удмуртии» (2004-2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142-III.
Реализация мероприятий, проводимых в рамках Концепции, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год по данному направлению.

О Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года

Название документа: О Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года

Номер документа: 303

Вид документа: Постановление Правительства Удмуртской Республики

Принявший орган: Правительство Удмуртской Республики

Статус: Действующий

Опубликован: Правительство Удмуртской Республики
Дата принятия: 29 декабря 2008