Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 года № 303

О Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года



В целях укрепления и развития семьи как социального института, определения общей стратегии и приоритетных направлений политики в отношении семьи Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года.

2. Предложить исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социальными процессами руководствоваться положениями Концепции семейной политики Удмуртской Республики до 2015 года, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Н.А.Харину.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 29 декабря 2008 года № 303

     

Концепция семейной политики
Удмуртской Республики до 2015 года


1. Общие концептуальные положения


Концепция семейной политики Удмуртской Республики (далее - Концепция) разработана во исполнение Республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2004 - 2008 годы), утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 декабря 2003 года № 142-III.

Концепция определяет общую стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики в отношении семьи, направлена на укрепление института семьи, поддержку материнства и детства.

Семья в настоящей Концепции рассматривается как многогранный общественный институт, подсистема общества, выполняющая специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений. Она функционирует как форма индивидуальной жизнедеятельности людей и является важнейшим фактором морального, социального, экономического прогресса и культуры общества.

Концепция включает анализ особенностей развития института семьи в Удмуртской Республике, цели и задачи семейной политики, принципы и механизмы ее реализации.

Концепция является базой для разработки и принятия органами исполнительной власти Удмуртской Республики регулирующих мер, направленных на создание условий для поддержки семьи, материнства и детства.

Семейная политика выступает составной частью социальной политики государства, представляет собой целостную систему мер правового, экономического, социального, медицинского, психологического, информационного и организационного характера, осуществляемых органами исполнительной власти Удмуртской Республики, направленных на укрепление семьи как социального института.

Семейная политика в целом ориентирована на определение долгосрочной и среднесрочной стратегии действий органов государственной власти Удмуртской Республики, на улучшение положения семьи в различных аспектах жизнедеятельности, на обеспечение гарантированных государством условий реализации конституционных прав и законных интересов детей на полноценную жизнь, образование, воспитание, на физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Современная семейная политика ориентирована на развитие субъектной роли семьи, создание условий для раскрытия социально-экономического и воспитательного потенциала семьи. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию и обеспечить его развитие.

Социальный институт семьи выступает в качестве самостоятельного целостного объекта государственной деятельности, полноправного субъекта социальных отношений.

Концепция семейной политики Удмуртской Республики отражает современные подходы к решению вопросов социальной поддержки семьи, учитывая при этом:

- современные тенденции развития института семьи в Удмуртской Республике;

- многообразие форм семьи, особенности ее социального положения;

- интересы семьи, родителей и детей;

- содержание приоритетных направлений социальной политики государства.

В качестве эффективной стратегии семейной политики признаны инвестиционные стратегии развития человеческого капитала. При этом семейная политика направлена на обеспечение мер как поддерживающего (социальные пособия и гарантии в отношении социально уязвимых групп), так и инвестиционного характера в семьи и группы населения с позитивным потенциалом развития.

2. Анализ состояния института семьи

в Удмуртской Республике


Состояние развития института семьи в Удмуртской Республике в целом отражает сложившиеся тенденции в Российской Федерации.

Удмуртская Республика является регионом с положительной динамикой основных демографических показателей. По сохранению численности населения республика в течение ряда лет занимает 2 место в Приволжском федеральном округе. В 2007 году на 45% территории республики достигнут положительный прирост населения - в 9 районах и 2 городах Удмуртии.

Комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости и обеспечение государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, введенный с 2007 года, привел к резкому увеличению темпа роста рождаемости. Показатель рождаемости в 2008 году увеличится на 5% и составит по оценке 13,4%. В течение ряда лет по уровню рождаемости Удмуртская Республика занимает I место в Приволжском федеральном округе, в текущем году Удмуртия разделила 1 место с Башкортостаном.

В республике неуклонно снижается младенческая смертность. За период с 2004 года уровень младенческой смертности снизился на 25 % и составит 9,1‰ в 2008 году.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения, в том числе и трудоспособных возрастов. В 2008 году общая смертность сохраняется на уровне прошлого года (14,2‰), смертность населения трудоспособного возраста снизилась и составит 730,0 на 100 тыс. населения трудоспособного возраста в 2008 году (2007 год - 739,2). По уровню смертности Удмуртская Республика в 2008 году занимает третье место в Приволжском федеральном округе.

В Удмуртской Республике семей с детьми до 18-летнего возраста по данным годовых отчетов муниципальных образований на 1 января 2008 года - 208 415. Численность детей в возрасте до 18 лет в этих семьях составляет 317 996 человек. Количество семей с одним ребенком - 109 594 (52,6%); с двумя детьми - 87 843 (42,1%).

Многодетных семей в Удмуртской Республике - 10 978, что составляет 5,3% от общего количества семей с детьми до 18-летнего возраста, в них детей - 35 217 человек или 11,1% от общего количества детей. Малоимущих многодетных семей - 7921, что составляет 72,2% от общего количества многодетных семей. В целом, данные свидетельствуют о преобладании семей, в которых воспитывается 1-2 ребенка.

Семейная политика в Удмуртской Республике в течение 2002-2007 годов ориентировалась на выработку эффективных механизмов защиты, помощи, поддержки семьи и детей с приоритетом охраны прав ребенка в соответствии с международным законодательством и законодательством Российской Федерации.

Основными инструментами реализации семейной политики являются нормативные правовые акты; республиканские и ведомственные целевые программы; республиканские и ведомственные планы по приоритетным направлениям деятельности.

За последние 3 года принято более 50 нормативных и распорядительных актов в интересах семьи и детей.

Принята и реализуется Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Значительное развитие за счет Программы социально-экономического развития получила социальная инфраструктура.

Реализуется более 30 республиканских целевых программ. Практически ј финансирования всех республиканских целевых программ приходится на социальный блок.

Стабилизация экономического положения, введение новых мер государственной поддержки семей с детьми в Удмуртской Республике закрепила положительную динамику основных показателей социального развития и уровня жизни населения.

Увеличилось количество 2-х, 3-их и более рождений. Снижается внебрачная рождаемость. Только за последние три года доля внебрачной рождаемости сократилась с 36,4 до 34,1.

Продолжается снижение доли населения, находящегося за чертой бедности. Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в 2007 году составила 272,9 тыс. человек, или 17,7%.

При этом все еще значительная часть населения республики относится к категории малоимущих граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. Несмотря на рост уровня жизни в Удмуртской Республике основной группой бедного населения являются семьи с несовершеннолетними детьми.

Традиционно среднедушевые денежные доходы домашних хозяйств, имеющих детей, ниже, чем в среднем по региону, причем с увеличением количества детей денежные доходы в среднем на одного члена домашнего хозяйства уменьшаются. Складывается достаточно устойчивая закономерность: с ростом числа детей в семье уменьшается среднедушевой денежный доход, а соответственно и сумма потребительских расходов.

Таким образом, отказ семьи от рождения детей или ограничение их количества являются средством социальной самозащиты населения. В настоящее время люди ориентированы, в основном, на одного или в лучшем случае 2-х детей. Отказ от рождения желаемых детей в семье - это своего рода противостояние сложившемуся уровню жизни.

Семья подвержена огромному числу рисков. Для многих семей с детьми характерны низкий материальный достаток и жилищно-бытовая неустроенность.

В значительной степени в связи с низким уровнем благосостояния возрастает число семей с нездоровым социально-психологическим микроклиматом, конфликтными межличностными отношениями.

Низкий статус института семьи в общественном сознании приводит к негативным тенденциям в брачно-семейных отношениях. Увеличивается количество неполных семей. Уровень браков и разводов является показателем состояния института семьи в республике. Несмотря на то, что уровень брачности в 2007 году превысил значение последних лет и составил 8,7 на 1000 населения, по-прежнему сохраняется высокий уровень разводов - 3,8 на 1000 населения и внебрачной рождаемости - 34,1%.

Сложное положение семьи во многом является определяющим в росте социального сиротства. В настоящее время в Удмуртской Республике продолжает оставаться высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2008 было выявлено 1566 детей данной категории.

Почти 70% детей в Удмуртской Республике воспитывается и живет в семьях, где имеются материальные, бытовые, психологические и другие проблемы.

Несмотря на положительную динамику отдельных показателей жизнедеятельности семей в Удмуртской Республике современная ситуация требует определения целостной стратегии, принципов и основных подходов в сфере регулирования семейной политики. Это позволит целенаправленно предпринимать действия по укреплению семьи и создать предпосылки для улучшения ее жизнедеятельности.

3. Основные принципы и цели семейной политики


Целью семейной политики является укрепление института семьи как ресурса стабилизации и устойчивого развития общества.

Семейная политика направлена на обеспечение необходимых условий для выполнения семьей экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной и других функций.

Задачи семейной политики:

1) создание условий для успешного функционирования и развития института семьи в Удмуртской Республике;

2) повышение престижа и ценности семьи в общественном сознании;

3) перевод семьи с потребительских по отношению к государству позиций к активному участию в социально-экономической жизни в качестве равноправного субъекта социально-экономического развития;

4) повышение качества жизни семей с детьми;

5) усиление адресности в оказании государственной помощи раз-личным категориям семей;

6) возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;

7) формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на повышение ценности детства и создание полноценной семьи;

8) расширение и совершенствование сферы социальных услуг для семей с детьми;

9) внедрение современных технологий работы с семьей и детьми;

10) повышение квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми;

11) создание действенной системы оперативного реагирования и взаимодействия различных ведомств и учреждений, обеспечивающих выявление, учет, организацию комплексной индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;

12) создание условий для нормальной социализации и самореализации подрастающего поколения;

13) межведомственное взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и др.

Достижение целей семейной политики в Удмуртской Республике в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры, рынка доступного жилья, гибкого рынка труда.

Принципами семейной политики Удмуртской Республики являются:

- признание ценности семьи, равенства прав семей и всех ее членов на защиту и поддержку по принципу социальной справедливости;

- приоритет интересов ребенка. Интересы ребенка являются приоритетом в семейной политике. Меры семейной политики направлены на обеспечение защиты и полноценного развития каждого ребенка;

- самостоятельность и автономность семьи. Семейная политика способствует сохранению и самостоятельному развитию семьи, предоставляет возможность выбора форм поддержки;

- социальное партнерство. Социальная политика осуществляется органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, общественными и коммерческими организациями, а также семьями и физическими лицами;

- междисциплинарность и межведомственность. Семейная политика направлена на объединение усилий и координацию деятельности социальных служб, учреждений образования, здравоохранения, культуры, негосударственных организаций в целях полноценного удовлетворения потребностей семьи и защиты ее прав;

- дифференцированный подход и адресная поддержка семьи. Государственные органы осуществляют социальную защиту семьи исходя из определения категорий семей и граждан, требующих специальных мер социальной защиты и поддержки.

4. Механизмы реализации семейной политики


Реализация семейной политики предполагает:

- объединение усилий органов государственной власти Удмуртской Республики и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;

- совершенствование нормативной правовой базы, направленной на повышение благосостояния и улучшение жизнедеятельности семей в области трудоустройства, поддержку различных форм семейного бизнеса, страхования, кредитования;

- принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию прав ребенка в соответствии с международным и российским законодательством на территории Удмуртской Республики, внедрение современных механизмов контроля за соблюдением прав и законных интересов ребенка;

- государственную поддержку многодетности (материальное стимулирование рождения второго и третьего ребенка, реализация мер в соответствии с действующим законодательством по поддержке многодетных семей);

- развитие различных форм страхования и кредитования, обеспечивающих улучшение жилищных условий, повышение качества жизни и социальных услуг и качество жизнеобеспечения семей с детьми;

- разработку научно-обоснованных технологий работы с семьей на основе исследования проблем современной семьи;

- создание банка данных различных категорий семей с детьми для развития и совершенствования адресной помощи и поддержки;

- обеспечение переподготовки и повышения квалификации кадров социальных работников, психологов, юристов, педагогов, медицинских работников, работников физкультуры и спорта, а также иной специализации, занимающихся проблемами семьи и детей для квалифицированного осуществления семейной политики;

- создание единой информационной базы данных, позволяющей родителям ориентироваться на рынке услуг в сфере помощи и поддержки семьи;

- организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде семейных ценностей;

- проведение мониторинга состояния института семьи в республике;

- развитие системы качественного непрерывного образования взрослых как создание системы шансов взрослому трудоспособному населению для адаптации в условиях меняющегося и развивающегося рынка труда;

- развитие системы кредитования для получения качественного высшего образования мотивированной молодежью;

- создание условий для совмещения продолжения учебы в средних и высших учебных заведениях с рождением и воспитанием ребенка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»