ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2006 года N 620-III
О Республиканской целевой программе "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы
(с изменениями на 30 сентября 2008 года)
______________________________________________________________________
с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета УР от 29 апреля 2008 года № 82-IV
с изменениями, внесенными постановлением Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV
______________________________________________________________________
В целях улучшения питания детей дошкольного и школьного возраста в Удмуртской Республике Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить программы детского и школьного питания и обеспечить их финансирование.
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.Семенов
Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 25 апреля 2006 г. N 620-III
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Детское и школьное питание" на 2006 - 2009 годы (далее - Программа) | |||||
Основание для разработки Программы | 1. Поручение Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. N Пр-2065 "Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г.". 3. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 20 июня 2005 года N 614-р "О Плане мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Удмуртской Республики в ежегодном Докладе Государственному Совету Удмуртской Республики "О положении в республике" | |||||
Цель Программы | Обеспечение детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья | |||||
Основные задачи Программы | Создание системы обеспечения детей дошкольного и школьного возраста оптимальным питанием в соответствии с физиологическими потребностями | |||||
Сроки реализации Программы | 2006-2009 годы | |||||
Республиканский заказчик-координатор Программы ( далее-Заказчик) | Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики | |||||
Разработчики проекта Программы | Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики | |||||
Исполнители Программы | Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию), государственное предприятие Удмуртской Республики"Республиканский центр качества", предприятия общественного питания, пищевой и перерабатывающей промышленности Удмуртской Республики и иные организации (по согласованию) | |||||
Ресурсное обеспечение | Предполагаемый объём средств, необходимых для реализации Программы, составляет 428844,5 тыс. руб.. Источники финансирования Программы: | |||||
Программы | Источники финансирования Программы | 2006 г. (тыс. руб.) | 2007 г. (тыс. руб.) | 2008 г. (тыс. руб.) | 2009 г. (тыс. руб.) | Всего на весь период (тыс. руб.) |
1. Средства бюджета Удмуртской Республики, в том числе: | 14350,0 | 103404,2 | 124155,7 | 184960,4 | 426870,3 | |
- Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики | 14150,0 | 74340,0 | 106896,5 | 176661,2 | 372047,7 | |
- Министерство образования и науки Удмуртской Республики | - | 28864,2 | 10189,2 | 2229,2 | 41282,6 | |
- Министерство здравоохранения Удмуртской Республики | 200,0 | 200,0 | 170,0 | 170,0 | 740,0 | |
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики | - | - | 6900,0 | 5900,0 | 12800,0 | |
2. Собственные и заемные средства предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников (по согласованию) | 544,2 | 481,0 | 488,5 | 460,5 | 1974,2 | |
Итого: | 14894,2 | 103885,2 | 124644,2 | 185420,9 | 428844,5 | |
Финансирование осуществляется за счет собственных и заемных средств предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников, и средств родителей в соответствии с действующим законодательством по согласованию с указанными лицами. Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год | ||||||
Механизм реализации Программы | Республиканский заказчик Программы: - заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения (в случае необходимости - на конкурсной основе), связанные с реализацией Программы; - осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы; - отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики | |||||
Перечень основных мероприятий Программы | Обеспечение детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста Удмуртской Республики: - адаптированными молочными смесями, молоком и молочной продукцией детей до 3-х лет; - обогащенными продуктами питания, в том числе молоком, молочной продукцией, соками и другими продуктами питания детей с 2-х до 6 лет из малообеспеченных семей в образовательных учреждениях; - завтраком, в том числе из обогащенных продуктов, включая молочные, учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений, прогимназий, начальная школа- детский сад республики; - питанием учащихся 1 - 11-х классов общеобразовательных учреждений, прогимназий, начальная школа- детский сад республики из малообеспеченных семей (кроме детей из многодетных малообеспеченных семей). Организация базовых школьных столовых в городах республики. Техническое перевооружение и модернизация предприятий системы школьного питания. Поддержка работы общеобразовательных учреждений сельских районов республики по самообеспечению школьников сельскохозяйственной продукцией. Организация питьевого режима школьников качественной питьевой водой. Подготовка и обеспечение столовых образовательных учреждений квалифицированными кадрами | |||||
Контроль реализации Программы | Общий контроль исполнения Программы осуществляет Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики - Заказчик | |||||
Ожидаемые результаты Программы | - Улучшение качества питания школьников за счет его сбалансированности, использования продуктов, обогащенных витаминами и микронутриентами, максимального обеспечения горячим питанием, модернизации материально-технической базы предприятий системы школьного питания. - Повышение доступности питания, увеличение охвата питанием школьников с 73% до 80%. - Улучшение здоровья детей дошкольного и школьного возраста, повышение иммунитета, снижение заболеваемости, в частности при использовании в рационе продуктов питания, обогащенных микронутриентами, у 50% детей снижение частоты заболеваемости органов пищеварения на 6,4%. - Формирование у детей дошкольного и школьного возраста и их родителей навыков здорового рационального питания. - Повышение уровня квалификации специалистов, занятых в сфере детского и школьного питания | |||||
Оценка эффективности Программы | Улучшение здоровья детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста, повышение иммунитета, снижение заболеваемости, обеспечение качества образования |
На заседании Правительства Российской Федерации 29 сентября 2005 года одной из основных проблем была обозначена проблема здоровья детей: "Факторами, влияющими на растущий организм ребенка в современных условиях, является ухудшение питания детей в семье и в образовательных учреждениях...".
Приоритетным направлением деятельности государства в обеспечении здоровья детей является организация полноценного питания.
Государственная политика в области здорового питания - это комплекс мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий населения в рациональном питании с учетом традиций, привычек и экономического положения семьи.
В рационе питания детей не выдерживаются принципы сбалансированности. Анализ состояния здоровья детей Удмуртской Республики показывает рост распространенности заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы и т.д. В 2004 году по сравнению с 2000 годом количество болезней органов пищеварения среди детей до 14 лет возросло в 1,2 раза, страдающих ожирением - в 1,7 раза. Указанные заболевания во многом обусловлены недостаточным содержанием в рационах питания детей дошкольного и школьного возраста важнейших микронутриентов, витаминов.
Основным путем преодоления дефицита микронутриентов и витаминов в климатических условиях Удмуртии признано обогащение рационов питания детей путем промышленного производства продуктов с витаминно-минеральными добавками.
Согласно рекомендациям Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук самыми оптимальными продуктами для профилактики микронутриентной и витаминной недостаточности у детей дошкольного и школьного возраста являются молоко и кисломолочные продукты. В настоящее время питание для детей до 2-х лет жизни производится на молочных кухнях. В республике отсутствуют предприятия, выпускающие детские молочные продукты в современной упаковке, позволяющей обеспечить хранение и доставку продукции по всей республике.
Остается актуальной задача обеспечения горячим питанием, улучшения качества, разнообразия блюд и безопасности питания детей дошкольного и школьного возраста.
Реализация мероприятий по повышению качества и сбалансированности рационов питания образовательных учреждений позволит снизить остроту проблемы дефицита микронутриентов и риска присутствия нежелательных вредных веществ, в том числе генно-модифицированных, тем самым способствуя улучшению здоровья.
Устаревшая материально-техническая база и износ технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции, что в конечном итоге отрицательно сказывается на организации питания школьников.
По данным Роспотребнадзора, в Российской Федерации требуют проведения капитального ремонта 5,5% пищеблоков школьных столовых (по Приволжскому федеральному округу - 9,9%, по Удмуртской Республике - 15,0%). В 20,0% школ республики требуется реконструкция столовых.
Технологическое и холодильное оборудование в большинстве школьных столовых требует замены. На сегодняшний день устаревшее оборудование в 28,8% столовых школ республики (в Сюмсинском районе - 84%, Ярском районе - 50%, Селтинском районе - 46%, других сельских районах - более 20%).
Не имеют столовых более 14% школ республики, 45% пищеблоков школ работают на сырье, не имея для этого достаточного набора помещений, имеют только буфеты около 7% школ.
Наиболее приемлемой формой организации питания детей дошкольного и школьного возраста является централизованное производство полуфабрикатов (овощных, мясных, рыбных, кулинарных) повышенной пищевой ценности с использованием современных технологий.
Питание школьников в сельских районах республики остается на низком уровне. Отсутствие необходимой материально-технической базы, централизованного водоснабжения пищеблоков, производственного контроля качества приготовленной пищи существенно сказывается на качестве услуги питания, предоставляемой школьникам на селе.
По данным лаборатории питьевого водоснабжения Научно-исследовательского института экологии человека и окружающей среды Российской академии медицинских наук, значительное количество употребляемой воды не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты, а также предположительно - онкологические заболевания.
Обеспечение детей дошкольного и школьного возраста в достаточном количестве доброкачественной и безопасной питьевой водой, оптимальной по минеральному составу, является необходимым условием их роста и гармоничного развития.
Решение перечисленных проблем требует комплексного, системного подхода. Развитие системы питания детей дошкольного и школьного возраста должно осуществляться в рамках четко определенных задач при поддержке государства.
Необходимо сформировать систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.
Таким образом, проблема организации питания детей всех возрастных групп является комплексной и не может быть решена без государственной поддержки, требует координации межотраслевых связей, взаимодействия с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике. Все вышеназванные факторы являются критериями отбора проблемы для программной разработки.
Решение проблемы организации питания детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста в республике путем реализации мероприятий Программы позволит: (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- обеспечить детей до 3-х лет адаптированными молочными смесями, молоком и молочной продукцией; (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- увеличить охват питанием школьников;
- повысить качество питания детей дошкольного и школьного возраста при использовании обогащенных продуктов, что будет способствовать улучшению их здоровья;
- организовать централизованное производство полуфабрикатов повышенной пищевой ценности (мясных полуфабрикатов - котлеты, бифштексы, гуляш; рыбных полуфабрикатов - котлеты, биточки; овощных полуфабрикатов - картофель, морковь для первых и вторых блюд и др.) в школьных базовых столовых, которые представляют собой заготовочное предприятие для производства продукции, входящей в рацион питания школьников, и снабжения ею школьных столовых и буфетов;
- осуществить модернизацию материально-технической базы предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников, в соответствии с современными технологиями и формами обслуживания;
- обеспечить доступность и качество образования.
Основной целью Программы является обеспечение детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием, совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
Для достижения поставленной цели необходимо создать систему обеспечения детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста оптимальным питанием, адекватным возрастным и физиологическим потребностям. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
Данная задача может быть решена путем:
- увеличения объемов и улучшения технического уровня производства продукции для детей;
- организации базовых школьных столовых для централизованного выпуска полуфабрикатов в городах республики;
- модернизации существующих производственных мощностей в системе школьного питания;
- поддержки работы образовательных учреждений сельских районов республики по самообеспечению школьников сельскохозяйственной продукцией;
- развития системы научного обеспечения питанием детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста; (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- повышения профессионального уровня работников предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников;
- повышения эффективности организации и государственного регулирования школьного питания.
Ведущая роль в Программе по решению проблем питания детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста отведена мерам по государственному регулированию данной социальной сферы. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
Основным направлением является создание системы обеспечения детей до 3-х лет, дошкольного и школьного возраста оптимальным, качественным питанием. (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
Программой предусмотрено выполнение основных мероприятий в течение 2006 - 2009 годов.
I этап.
На данном этапе планируется:
- обеспечение детей до 3-х лет адаптированными молочными смесями, молоком и молочной продукцией; (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- обеспечение детей от 2-х до 6 лет из малообеспеченных семей в образовательных учреждениях обогащенными продуктами питания, в том числе молоком, молочной продукцией, соками и другими продуктами питания (по мере изыскания средств в бюджете Удмуртской Республики);
- обеспечение завтраком, в том числе из обогащенных продуктов, включая молочные, учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений, прогимназий, начальная школа- детский сад республики; (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- обеспечение питанием учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений, прогимназий, начальная школа- детский сад республики из малообеспеченных семей (кроме детей из многодетных малообеспеченных семей); (в ред. постановления Государственного Совета УР от 30 сентября 2008 года № 151-IV)
- проведение мониторинга состояния здоровья детей;
- разработка мероприятий по улучшению организации питания школьников.
II этап.