Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2003 года N 143-III

О Республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета УР от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________


Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".

2. Утвердить республиканским заказчиком-координатором Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, республиканскими заказчиками - Министерство народного образования Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2010 года;

- предусматривать в проектах местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.


Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.Семенов


Утверждено
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 9 декабря 2003 г. N 143-III

Республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"


Паспорт Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"

Наименование Программы

- Республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года"

Основание для разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года";

- распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 5 февраля 2003 года N 48-р

Цель Программы

- Повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы

Основные задачи Программы

- Сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления

Сроки и этапы реализации Программы

- 2003 - 2010 годы:

I этап - 2003 - 2006 годы;

II этап - 2007 - 2010 годы

Республиканский заказчик- координатор Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Республиканские заказчики Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство народного образования Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнители основных мероприятий Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство народного образования Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, филиал в Удмуртской Республике ОАО "ВолгаТелеком" (по согласованию), государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (по согласованию), ОАО "Удмуртэнерго" (по согласованию)

Основные мероприятия Программы

- Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, информационно-консультационная деятельность

Объемы и источники финансирования Программы

- Республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" принята и действует в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".

Общая сумма расходов на реализацию Программы - 6,961 млрд. рублей;

в том числе:

средства федерального бюджета - 1,61 млрд. рублей, из них:

2003 год - 146,48 млн. рублей;

2004 год - 172,175 млн. руб.,

2005 год - 190,945 млн. рублей,

2006 год - 199,68 млн. рублей,

2007 год - 212,08 млн. рублей,

2008 год - 223,06 млн. рублей,

2009 год - 228,08 млн. рублей,

2010 год - 239,29 млн. рублей;

средства бюджета Удмуртской Республики -4,602 млрд. рублей, из них:

2003 год - 567,48 млн. рублей,

2004 год - 517,48 млн. рублей,

2005 год - 531,65 млн. рублей,

2006 год - 563,72 млн. рублей,

2007 год - 605,42 млн. рублей,

2008 год - 632,06 млн. рублей,

2009 год - 609,93 млн. рублей,

2010 год - 571,08 млн. рублей (справочно);

средства внебюджетных источников - 747,4 млн. рублей, из них:

2003 год - 81,6 млн. рублей,

2004 год - 83,725 млн. рублей,

2005 год - 83,025 млн. рублей,

2006 год - 91,2 млн. рублей,

2007 год - 100,35 млн. рублей,

2008 год - 102,15 млн. рублей,

2009 год - 99,4 млн. рублей,

2010 год - 105,05 млн. рублей.

Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий по социальному развитию села за счет внебюджетных средств осуществляется в соответствии с законодательством

Механизм реализации Программы

- Реализация Программы осуществляется республиканскими заказчиками с участием органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления (по согласованию)

Контроль за реализацией Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Ожидаемые результаты реализации Программы

- Реализация Программы позволит:

улучшить жилищные условия более 3,5 тысячи сельских семей;

повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом на 11 процентов;

улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;

довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов;

повысить уровень обеспеченности больничными койко-местами, амбулаториями, учреждениями;

повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;

обеспечить ввод 26,6 тысячи телефонных номеров;

привести в нормативно-техническое состояние и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, на 321 км;

сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 9,145 тысячи рабочих мест и дополнительно создать 1,808 тысячи рабочих мест

Оценка эффективности Программы

- Результатом реализации Программы станет увеличение производительности сельскохозяйственного труда на 20 - 25 процентов на основе:

улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;

сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;

сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. В сельской местности проживает более 30 процентов населения Удмуртской Республики. Однако социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизни, особенно за последнее десятилетие, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских районов Удмуртской Республики.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, водопроводом оборудовано 53 процента, канализацией - 25 процентов, центральным отоплением - 29 процентов, горячим водоснабжением - 8 процентов, сетевым газом - 18,5 процента жилья. Остро стоит проблема обеспечения качественной питьевой водой сельских населенных пунктов. 56 процентов источников водоснабжения не имеют зон охраны от источников загрязнения. 53 процента сельского населения пользуются водопроводами через водоразборные колонки.

Более 76 процентов общеобразовательных школ - сельские, в них обучаются около 36 процентов учащихся республики. Малокомплектные сельские школы (в их число входят начальные школы с численностью учащихся до 100 человек) составляют 14 процентов сельских и 11 процентов общего количества общеобразовательных школ. Однако количество сельских школ в 2002 году в сравнении с 1995 годом сократилось на 40 единиц, а число учащихся в них уменьшилось на 18 тысяч человек.

Удмуртская Республика не избежала глубокого демографического кризиса, который создает неблагоприятные перспективы для воспроизводства населения. В 1999 - 2001 годах рождаемость в сельской местности держится на уровне 10,9 - 11,4 человек на 1000 человек сельского населения.

За последнее десятилетие смертность сельского населения в Удмуртии увеличилась среди мужчин на 20 процентов, женщин - на 15 процентов. Особенно тревожит увеличение показателя преждевременной смертности среди населения трудоспособного возраста.

Квалифицированная специализированная медицинская помощь сельскому населению оказывается в стационарах и консультативных поликлиниках республиканских больниц и диспансеров. На 10 тысяч человек в сельской местности республики приходится только 89,3 врачебной больничной койки (в целом по республике - 127,8 больничной койки). Состояние материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. 85 процентов фельдшерско-акушерских пунктов расположены в приспособленных помещениях. Значительное удаление лечебно-профилактических учреждений от мест проживания, низкий уровень обращаемости и госпитализации сельских жителей способствуют развитию запущенных случаев патологических процессов, хронизации болезней, определяют высокий уровень смертности населения.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Библиотечный фонд сельских библиотек сократился почти в 2 раза, количество выписываемых сельскими библиотеками периодических изданий составляет от 3 до 5 наименований.

Уровень телефонизации на селе составляет 3 - 5 телефонов на 100 жителей при среднем по республике 10,33, а в 441 населенном пункте, что составляет 21,5 процента от общего количества сельских населенных пунктов, телефонная связь вообще отсутствует. В очередь на установку телефона стоят около 12 тысяч сельских жителей.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

Исходя из задач социально-экономического развития республики на ближайший период и долгосрочной перспективы для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций.

Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

- межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления;

- необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Проблема развития сельской местности сегодня является не только социальной проблемой общества, но и экономической проблемой аграрного производства. Социальная инфраструктура села в значительной мере продолжает оставаться на содержании сельскохозяйственных предприятий, тем самым увеличивая их непроизводственные расходы и снижая рентабельность. В связи с отсутствием бюджетного финансирования на содержание большая часть инженерных объектов еще не передана муниципалитетам.

С другой стороны, в сельской местности практически нет других источников дохода, кроме как в сельскохозяйственных организациях, что заставляет их сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории и ведет к снижению производительности труда и увеличению затрат производства.

Перечисленный ряд проблем предопределил необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы социального развития села в интересах развития республики.


2. Основные цели и задачи Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

- повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;

- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров;

- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

- расширение сети и благоустройство автомобильных дорог с твердым покрытием;

- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

- Основные пути решения программных задач:

- приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на республиканском и местном уровнях;

- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

- развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания населения;

- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.


3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы (2003 - 2010 годы) учитывают ресурсные возможности федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа:

- первый этап (2003 - 2006 годы) должен обеспечить совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством;

- второй этап (2007 - 2010 годы) реализации Программы предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий.


4. Мероприятия Программы

Программа призвана способствовать реализации задач, определенных Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р, Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001 - 2004 годы "Развитие Удмуртии на 2001 - 2004 годы".


4.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности

В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:

- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного кредитования;

- создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Выполнение мероприятий согласно приложению N 1 к настоящей Программе позволит:

- улучшить жилищные условия более 2 тысяч сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;

- сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»