ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 1996 года N 345-I

Об утверждении государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год



Во исполнение Закона Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике" Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Государственную программу поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год (далее - Программа).

2. Определить республиканским заказчиком Программы Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики.

3. Правительству Удмуртской Республики:

- обеспечить финансирование расходов на реализацию Программы на 1997 год;

- ежеквартально представлять Государственному Совету Удмуртской Республики информацию о ходе реализации Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по промышленности, развитию инфраструктуры, формированию рынка товаров и услуг (Соловьев В.А.).


Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.А.Волков


Утверждена
постановлением
Государственного Совета УР
от 27 декабря 1996 г. N 345-I


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 1997 ГОД


ПАСПОРТ
Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год

Наименование программы

Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год

Наименование решения о разработке Программы

Закон Удмуртской Республики N 179-I от  16  апреля 1996  года "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в     Удмуртской Республике"; Постановление Правительства Удмуртской  Республики N  537  от  12  августа  1996 года "Об организации разработки  Государственной  программы   поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год"; Постановление Государственного  Совета  Удмуртской Республики N 180-I  от  17  апреля  1996  года  "О государственной   поддержке   и   развитии  малого предпринимательства в Удмуртской Республике";

Заказчик Программы

Удмуртский Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства

Основные разработчики Программы

Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики. Органы исполнительной власти административно - территориальных единиц (городов, районов) Удмуртской Республики.   Министерство сельского хозяйства и  продовольствия Удмуртской Республики.  Государственный комитет Удмуртской Республики   по архитектуре и строительству. Государственный комитет Удмуртской Республики  по молодежной  политике.  Государственный  комитет по занятости   населения Удмуртской Республики. Министерство торговли  и бытовых услуг Удмуртской Республики.       Удмуртский государственный университет.  Ижевский государственный технический университет

Основные исполнители мероприятий Программы

Министерства и ведомства  Удмуртской  Республики Органы исполнительной власти административно - территориальных единиц (городов, районов) Удмуртской Республики. Удмуртский государственный университет. Ижевский государственный технический университет.    Удмуртская торгово-промышленная палата.    Удмуртское региональное агентство поддержки малого бизнеса

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы -20,154 млрд. рублей, в том числе: 4,540 млрд. руб.

- прямое бюджетное финансирование; 7,950 млрд. руб

- привлеченные бюджетные и внебюджетные  средства; средства бюджетов административно      - территориальных единиц  Удмуртской  Республики  -3,514   млрд. руб. , средства Федерального  Фонда поддержки малого предпринимательства - 4,150 млрд. рублей;  собственные средства предприятий - 49,069 млрд. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание более 600 субъектов малого предпринимательства. Создание около 5,5 тыс. новых рабочих мест.  Обеспечение устойчивого  развития малого предпринимательства. Насыщение  товарного рынка конкурентоспособными товарами  и услугами, произведенными местными товаропроизводителями

Органы контроля

Правительство Удмуртской  Республики. омитет  по поддержке и развитию  малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики. Удмуртский  Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства. Совет по  поддержке  малого предпринимательства  при  Правительстве Удмуртской Республики. Органы исполнительной власти административно-территориальных единиц  Удмуртской Республики.  Министерства  и  ведомства Удмуртской Республики,     ответственные за реализацию мероприятий программы


Структура Программы

Разделы Программы

1. Общие положения Программы.

2. Социальная значимость Программы для населения Удмуртской Республики.

3. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами.

4. Приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства.

5. Основные цели и задачи Целевой программы.

6. Сроки и этапы реализации Программы.

7. Система программных мероприятий.

8. Ресурсное обеспечение Программы.

9. Механизм реализации Программы.

10. Организация управления Программой.

11. Контроль за ходом ее реализации.

12. Оценка эффективности социально-экономических и экологических  последствий от реализации программы

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

Формирование нормативной и правовой базы развития малого предпринимательства Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства. Производственная и   инновационная поддержка малых предприятий. Информационное обеспечение малого предпринимательства. Научно-методическое  и  кадровое обеспечение развития малого предпринимательства. Социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве. Перечень подпрограмм.

Приложения

Приложение N 1

Подпрограмма государственной поддержки и развития малого предпринимательства административно-территориальных единиц(городов,  районов) Удмуртской  Республики  в 1997 году.

Приложение N 2

Специализированная подпрограмма "Формирование инфраструктуры поддержки и  развития  малого предпринимательства в Удмуртской Республике.

Приложение N 3

Специализированная  подпрограмма "Деревообработка   на малых предприятиях Удмуртии".

Приложение N 4

Специализированная подпрограмма "Производство и  переработка сельхозпродукции на малых предприятиях Удмуртии".

Приложение N 5

Специализированная подпрограмма "Развитие народных промыслов".

Приложение N 6

Специализированная подпрограмма "Развития малого   предпринимательства в малоэтажном строительстве".

Приложение N 7

Специализированная подпрограмма "Поддержка молодежного предпринимательства в Удмуртской Республике".

Приложение N 8

Специализированная подпрограмма "Подготовка кадров в сфере малого и индивидуального предпринимательства".

Приложение N 9

Специализированная подпрограмма "Малое предпринимательство в сфере торговли и бытовых услуг".


I. Общие положения Программы


Государственная программа поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1997 год (далее - Программа) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и ожидаемым результатам комплекс финансово-экономических, организационно-правовых, производственно-технических и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области хозяйственного, социального и культурного развития Удмуртской Республики.

Программа устанавливает цели и приоритеты государственной политики Удмуртской Республики в сфере малого предпринимательства, формирует задачи, определяет механизм и инструментарий реализации системы мер государственной поддержки малого предпринимательства.

Программа ориентирована как на сферу малого предпринимательства в целом, так и на поддержку отдельных отраслей, видов деятельности и проектов, имеющих важное экономическое, социально-культурное значение для Удмуртской Республики.

В Программе реализован принцип преемственности с ранее принятыми программами поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 1995 и 1996 гг. В связи с формированием в Удмуртии новой системы Государственной власти и управления, в Программе значительно усилен региональный аспект. Его основу составляют программы поддержки малого предпринимательства, представленные в Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства администрациями городов и районов Удмуртской Республики.

Источниками финансирования мероприятий Программы станут бюджет Удмуртской Республики, бюджеты административно-территориальных единиц республики, Федеральный и Удмуртский фонды поддержки малого предпринимательства, а также привлеченные средства финансово-кредитных и коммерческих организаций.

В программе использованы данные экономико-социального исследования состояния и проблем развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике, проведенного в 1995 году в рамках проекта Европейского сообщества ТАСИС, учтены мероприятия федеральной программы поддержки малого предпринимательства на 1997 год, а также предложения министерств, ведомств Удмуртской Республики, субъектов малого предпринимательства и их общественных объединений.

Государственная Программа разработана на основании Закона Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике", в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах" и в развитии Федеральной программы поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 гг.


II. Социальная значимость Программы для населения Удмуртской Республики


Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике ориентирована на создание благоприятных условий для реализации предусмотренного Конституциями Российской Федерации и Удмуртской Республики права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

В связи с тем, что наиболее сложной проблемой, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является отсутствие достаточного первоначального капитала, комплекс мер, предусмотренных настоящей Программой, направлен прежде всего на предоставление реальных возможностей каждому жителю Республики испытать себя на предпринимательском поприще, эффективно инвестировать собственные денежные средства, получить доступ к производственным, материально-техническим, информационным и финансовым ресурсам.

Устойчивая тенденция сокращения объемов продукции, производимой крупными и средними предприятиями Удмуртии, широкомасштабная конверсия в течение всего периода осуществления экономических реформ привели к значительному высвобождению трудовых ресурсов и росту безработицы в Республике. Единственным сектором экономики, способствующим частичному снятию этой проблемы стало малое предпринимательство.

Особо важное значение в создании новых субъектов малого предпринимательства имеет для малых городов и поселков Республики, где небольшие предприятия всегда играли роль трудообразующих. Помимо обеспечения занятости развитие малого предпринимательства будет способствовать стабильному поступлению средств в местные бюджеты, реализации на этой основе городских и районных социальных, культурных и экологических программ, своевременному исполнению обязательств перед бюджетной сферой Удмуртской Республики.

Одним из положительных результатов, проводимых в Республике реформ является насыщенность товарного рынка (прежде всего потребительского). Важную роль в этом достижении сыграло малое предпринимательство. Ставшее уже привычным состояние потребительского рынка позволило практически полностью снять социальное напряжение, обусловленное общим дефицитом предложения товаров и отсутствием самой необходимой продукции потребительского назначения. Другим следствием насыщенности рынка стала значительная экономия времени потребителями-гражданами Республики, вызванная отсутствием очередей и потерь времени, связанных с поиском и приобретением нужных товаров. В этой связи одним из ориентиров Программы по-прежнему является решение конкретных проблем насыщения рынка и удовлетворение потребностей населения в разнообразной и качественной продукции силами местных предпринимателей.


III. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


Анализ результатов выполнения Программы поддержки малого предпринимательства в 1996 г., основу которой составили мероприятия, направленные на формирование благоприятных условий развития малого предпринимательства в республике, показывает, что в этот период произошли многие позитивные преобразования. В Удмуртской Республике приняты Законы "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике" и "О применении на территории Удмуртской Республики упрощенной системы налогообложения учета и отчетности". Началось становление единой системы государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике, основу которой составят Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Удмуртский Государственный фонд поддержки малого предпринимательства, Удмуртское региональное агентство поддержки малого бизнеса и Региональный информационно-аналитический Центр. Практически во всех административно-территориальных единицах Удмуртской Республики началось формирование структур управления, ответственных за развитие малого предпринимательства на их территории. Сегодня в большинстве городов и районов Удмуртской Республики приняты программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1997 г.

Значение малого предпринимательства для Удмуртии может быть оценено его ролью в республиканской экономике. Если крупные предприятия должны определять экономическую и техническую мощь республики, то малое предпринимательство в силу своей массовости и территориальной обособленности в значительной мере является ее социально-экономической основой.

Сегодня малое предпринимательство в Удмуртской Республике одна из наиболее динамично развивающихся сфер народного хозяйства. После сокращения числа малых предприятий в 1994 году с 2700 до 2300 и их роста в 1995 году, на начало 1996 года количество предприятий со среднесписочной численностью до 50 человек составило 2887.

При рассмотрении количественных показателей развития малого предпринимательства нельзя не учитывать социальную значимость этой сферы экономики для республики. В 1996 году на малых предприятиях трудилось более 40 тыс. трудоспособного населения республики, 30 тыс. из которых работали на постоянной основе. Всего в малом предпринимательстве Удмуртии, с учетом индивидуальных предпринимателей, занято свыше 70 тыс. человек или 10 процентов от населения, задействованного в отраслях народного хозяйства (см. рис. 1).

В условиях промышленного кризиса, роста числа неплатежеспособных предприятий объем продукции, произведенной на малых предприятиях в 1995 году составил около 700 млрд. рублей, а объем розничного товарооборота - свыше 1 трлн. рублей, из которых на производственные предприятия пришлось 252 млрд. руб., на строительные организации - 133 млрд. рублей (см. рис. 2).

Развитие малого предпринимательства в республике нельзя рассматривать в отрыве от состояния экономики городов и районов Удмуртии. Основными центрами развития малого предпринимательства в республике являются города Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов и Можга, где по данным органов государственной статистики зарегистрировано и осуществляют свою деятельность более 75 процентов всех малых предприятий республики, в том числе: в Ижевске более 57 процентов, в Сарапуле около 3,8 процента, в Воткинске - 5,3 процента, в Глазове - 5,7 процента, в Можге - 3,8 процента. Учитывая, что основная часть административно-территориальных единиц Удмуртской Республики являются дотационными, особую значимость сегодня принимает развитие малого предпринимательства в городах и районах, где удельный вес действующих предприятий малого предпринимательства составил в 1996 году в среднем менее 0,5 процента от действующих малых предприятий Удмуртии.

Субъекты малого предпринимательства осуществляют свою деятельность практически во всех сферах и отраслях народного хозяйства Удмуртии. Наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и бытовых услуг - 1151 предприятие, в сфере производства действуют более 600 предприятий, в строительстве - до 450 предприятий с числом занятых до 7,5 тыс. чел., 8,4 тыс. чел., и 6 тыс. чел. соответственно. В этой связи, учитывая многоукладность развития малого предпринимательства Удмуртской Республики и практическую невозможность вывода отдельных отраслей экономики Республики из кризиса традиционно сложившимися методами особую значимость принимает сегодня развитие малого предпринимательства в отдельных отраслях.

Говоря об условиях, в которых развивается малое предпринимательство, нельзя не отметить, что более 4 тыс. зарегистрированных в Удмуртской Республике малых предприятий не смогли начать своей деятельности, что по расчетным оценкам не позволило дополнительно создать около 30 тыс. рабочих мест. По результатам исследования по проблемам развития малого предпринимательства в Удмуртии, проведенного в 1995 г. в рамках программы ЕС ТАСИС, основными причинами этому стали: сложная система налогообложения, учета и отчетности, несовершенство законодательства, отсутствие развитой инфраструктуры, а также слабое финансовое обеспечение поддержки и развития малого предпринимательства.

Оценивая общее состояние рынка труда в республике и емкость малого предпринимательства, которое при создании благоприятных условий может создать дополнительно до 110 тыс. рабочих мест, а также его многоукладную структуру и потенциальную возможность развития на всей территории Удмуртской Республики, особую значимость сегодня принимает объединение усилий всех органов государственной власти Республики и программного подхода к решениям развития и поддержки малого предпринимательства в Республике.


IV. Приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства


В целях эффективного использования материальных и финансовых ресурсов Правительство Удмуртской Республики для оказания целевой государственной поддержки для субъектам малого предпринимательства в 1997 году устанавливает следующие приоритетные виды деятельности:

Производство промышленной продукции.

Производство и переработка сельхозпродукции.

Производство продовольственных товаров и товаров народного потребления.

Производство лекарственных препаратов и медицинской техники.

Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

Оказание бытовых и коммунальных услуг.

Туризм.

Производство импортозамещающих и экспортно-конкурентных товаров и услуг.

Инновационная, конструкторско-технологическая и внедренческая деятельность.


V. Основные цели и задачи Программы


Основными целями Программы в 1997 году станут:

1. Формирование в Удмуртской Республике благоприятных условий для предпринимательской деятельности, создание общей экономической и правовой среды, обеспечивающей стимулирование деловой активности населения.

2. Создание благоприятных условий каждому гражданину Удмуртской Республики для начала самостоятельной предпринимательской деятельности, эффективного инвестирования собственных денежных средств, доступа к производственным, материально-техническим и финансовым ресурсам.

3. Формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательской деятельности.

4. Решение конкретных проблем насыщения рынка и удовлетворения потребностей населения.

5. Ускоренное развитие отдельных отраслей и регионов силами предпринимательского сектора экономики.

Для реализации основных целей Программы в 1997 году необходимо решить следующие задачи:

1. Дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, необходимой для поступательного развития рыночных отношений, оптимального государственного регулирования экономики и стимулирования деловой активности граждан республики.

2. Формирование элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающих предпринимательскую деятельность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»