Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2005 года № 528-III

О республиканской целевой программе "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета УР от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________

В целях осуществления приоритетных мероприятий, обеспечивающих сохранение и восполнение почвенного плодородия земель Удмуртской Республики, Государственный Совет Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы" (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить программы сохранения плодородия почв и обеспечить их финансирование.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н. Семенов

Утверждена
Постановлением Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 22 ноября 2005 г. № 528-III


Республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв
Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы"

Паспорт
Республиканской целевой программы "Сохранение плодородия
почв Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы"

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2005 года № 806-р

Цель Программы

прекращение деградации плодородия почвы и снижения урожайности, получение стабильных урожаев растениеводческой продукции, обеспечение населения продуктами питания

Основные задачи Программы

финансирование наиболее приоритетных направлений, указанных в Программе

Сроки реализации Программы

2006 - 2010 годы

Республиканский заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Республиканский центр агрохимической службы "Удмуртский", федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Удмуртской Республике", открытое акционерное общество "Удмуртагрохим"

Исполнители Программы

государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Республиканский центр агрохимической службы "Удмуртский" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Удмуртской Республике" (по согласованию), открытое акционерное общество "Удмуртагрохим" (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители Удмуртской Республики (по согласованию)

Ресурсное обеспечение Программы

на 2006 - 2010 годы (без учета стоимости минеральных удобрений, вывозки и внесения органических удобрений) - 929,65 млн. рублей,

в том числе:

федеральный бюджет - 253,3 млн. рублей;

бюджет Удмуртской Республики - 258,83 млн. рублей;

внебюджетные источники, собственные средства товаропроизводителей и инвестиции - 417,52 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. Финансирование мероприятий за счет иных средств (кроме средств бюджета Удмуртской Республики) осуществляется в соответствии с законодательством

Механизм реализации Программы

реализация Программы осуществляется на основе договоров или соглашений, заключаемых республиканским заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий

Перечень основных мероприятий Программы

применение органических удобрений в объеме 8,9 млн. тонн, минеральных - 150,0 тыс. тонн действующего вещества, известкование кислых почв - 27,7 тыс. га, фосфоритование

- 3,14 тыс. га, культуртехнические работы

- 0,95 тыс. га, реконструкция

и строительство мелиоративных систем - 1,8 тыс. га, противоэрозионных сооружений - 14 штук, водопроводов - 24,5 км

Контроль реализации Программы

осуществляет республиканский заказчик Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики

Ожидаемые результаты реализации Программы

сохранение достигнутого ранее потенциального плодородия почв на уровне урожайности 18 - 20 ц/га зерна

Оценка эффективности Программы

темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составит:

минимальная величина - 6%,

максимальная - 10%


I. Социальная значимость Программы для населения
Удмуртской Республики

Реализация Программы позволит преодолеть наметившиеся деградационные процессы и стабилизировать урожайность культур на существующем уровне.

Республиканское значение Программы выражается в том, что, оказывая поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в сохранении плодородия почв, решаются социальные проблемы:

- снабжение населения Удмуртской Республики продукцией растениеводства и животноводства;

- снижение неблагоприятного воздействия сельскохозяйственного производства и других факторов на экологическую обстановку в Удмуртской Республике;

- обеспечение населения питьевой водой;

- снижение социальной напряженности и поднятие уровня жизнеобеспеченности сельского населения.

Задачей земледелия является получение стабильных и высоких урожаев на фоне постепенного повышения плодородия почв. К сожалению, в последнее десятилетие в Удмуртской Республике идет интенсивный процесс антропогенной деградации почвенного плодородия и снижение урожая возделываемых культур, что будет иметь существенные социально-экономические последствия. По выражению Ю. Либиха, "причина возникновения и падения наций лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почв обуславливает их гибель, поддержание этого плодородия - их жизнь, богатство и могущество".

II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами

Высокое плодородие почв является основой продовольственной безопасности страны, решения социально-экономических проблем населения.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Удмуртской Республике составляет 1865 тыс. гектаров, из них 1396 тыс. гектаров (74,9 процента) - пашня, 442 тыс. гектаров - сенокосы и пастбища.

В 1964 году в народном хозяйстве была принята Программа интенсивной химизации сельского хозяйства. В Удмуртской Республике химизация земледелия должна была решать одновременно две задачи: поднять урожайность возделываемых культур и одновременно обеспечить направленные изменения агрохимических параметров плодородия почв, естественный потенциал которых в то время составлял 8 - 9 ц/га зерна.

Почвы Удмуртской Республики в 1964 году имели высокую кислотность, поэтому первостепенной задачей было снижение их кислотности, что обеспечило необходимые условия для эффективного использования минеральных удобрений, расширения посевов более ценных и урожайных культур.

В результате интенсивного известкования за период с 1970 по 1990 годы площади кислых почв резко сократились (таблица № 1), средневзвешенное значение pH почв с 5,0 достигло 5,6, что близко к оптимальному значению для большинства сельскохозяйственных культур на современном уровне агротехники и реализуемых задач в земледелии. В настоящий период в известковании нуждается 39,6 процента площади пашни.


Агрохимические показатели плодородия почв
Удмуртской Республики

Таблица № 1                                        

Показатели плодородия

Годы

1 тур (1970 г.)

По состоянию на 01.01.2005
 (1996 - 2004 г.)

Кислотность:

Средневзвешенная pH

Удельный вес кислых почв, %


5,0
82,2


5,6
39,6

Содержание подвижного фосфора:

Среднее содержание, мг/кг

Удельный вес с низким содержанием, %


47,0
76,3


123,0
16,7

Содержание обменного калия:

Среднее содержание, мг/кг

Удельный вес с низким содержанием, %


104,0
24,2


112,0
22,4


За период с 1970 по 1990 годы резко повысилось использование минеральных удобрений. В результате создался значительный положительный баланс элементов питания: в 1990 году было внесено на гектар пашни азота 84, фосфора - 34 и калия - 62 кг, а вынос урожаем составил соответственно 49, 16 и 54 кг, т.е. в почве осталось 35 кг азота, 18 кг фосфора и 8 кг калия в действующем веществе. За счет положительного баланса фосфора его усвояемые запасы в почвах возросли в два раза и в среднем достигли 123 мг на 1 кг почвы при потребности не менее 130 мг. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора сократился с 76 до 16,7 процента площади пашни. Существенное значение для этого имело массовое фосфоритование почв, начатое в конце 70-х годов.

К началу 90-х годов Удмуртская Республика имела потенциал эффективного плодородия почв на уровне 22 ц/га зерна. Фактически урожайность росла соответственно объемам химизации, но несколько низкими темпами. Наибольшая урожайность зерновых по Удмуртской Республике составила в 1997 году 17,8 ц/га.

С 1990 года химизация земледелия резко сокращается. В 2000 - 2004 годах, несмотря на принятую и действующую Республиканскую целевую программу "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы", объемы известкования кислых почв в сравнении с 1990 годом уменьшились в 21,1 раза, фосфоритования - в 5,0 раза, а внесения органических удобрений - в 4,5 раза и минеральных - в 6 раз. Несмотря на это, урожайность зерновых культур с 1991 по 1995 годы оставалась на уровне (14,7 ц/га) за счет накопленного потенциала плодородия, а за последние пять лет наблюдается ее снижение, и урожайность за 2000 - 2004 годы составила 13,4 ц/га. В дальнейшем ожидается неизбежное снижение урожайности, которая при существующей ситуации будет стремиться к естественной продуктивности почв 8 - 9 ц/га зерна.

Начиная с 1994 года ежегодно из почвы выносится на 50 - 65 кг питательных веществ больше, чем вносится. Баланс основных питательных веществ складывается отрицательный, то есть происходит истощение накопленных ранее запасов плодородия с одновременным подкислением почв.

Агрохимический мониторинг показывает, что с 2000 года в Удмуртской Республике нарастающими темпами идет процесс закисления почв

Эти изменения очень существенны и при углублении процессов, что неизбежно в отсутствие известкования в необходимых объемах, общая кислотность почв переместится в область средне- и сильнокислой, что самым отрицательным образом скажется на плодородии почв, уровне получаемых урожаев сельскохозяйственных культур. Агрохимическое обследование 2003 года в Як.-Бодьинском, Игринском и Дебесском районах выявило увеличение площадей кислых почв по сравнению с предыдущим обследованием в 1995 году на 45%, в 2004 году в Вавожском и Можгинском районах по сравнению с 1996 годом - на 51%.

Для поддерживающего известкования с сохранением pH на существующем уровне на площади пашни 1350 тыс. га ежегодно требуется вносить до 252 тыс. т углекислого кальция. Одновременно для решения задачи устранения излишней кислотности почв с pH менее 5,0 в течение 6-летнего цикла ежегодно требуется KCl вносить дополнительно 129 тыс. тонн CaCO . Для выполнения полной программы оптимизации кислотного режима почв в Удмуртской Республике необходимо вносить 381 тыс. тонн углекислого кальция в год или 495 тыс. тонн сыромолотной извести.

Мероприятия по сохранению плодородия почв, предусмотренные в Республиканской целевой программе "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы", выполнены не в полном объеме. При плановых объемах ежегодного применения органических удобрений в количестве 2,0 - 2,5 млн. тонн в 2004 году внесено в почву 1,3 млн. тонн, или 1,0 т/га пашни, а для поддержания существующего уровня содержания гумуса в почвах следует ежегодно вносить не менее 8 т/га органических удобрений. Задачу восполнения органики в почве целесообразно решать более широким возделыванием сидеральных культур, использованием запасов соломы и расширением посевов многолетних трав, в том числе бобовых. Внесено минеральных удобрений 38%, проведено известкование - 40%, фосфоритование - 8%.

Не менее важным в земледелии, но часто недооцененным является обеспеченность возделываемых культур микроэлементами (таблица № 2).


Агрохимическая характеристика обеспеченности почв
Удмуртской Республики микроэлементами

Таблица № 2                                            

Микроэлементы

Среднее содержание, мг/кг

Уд. вес почв с низкой обеспеченностью, %

Бор

0,6

23,6

Марганец

60,0

2,6

Молибден

0,11

54,5

Кобальт

0,2

33,1

Цинк

1,2

93,3

Медь

0,16

75,8


Пахотные почвы Удмуртской Республики характеризуются как низкообеспеченные цинком (93 процента площади) и медью (76 процентов), хорошо обеспеченные бором и марганцем. Обеспеченность кобальтом и молибденом по районам варьирует в широких пределах: от низкого до среднего уровня. Недостаток этих элементов адекватно влияет на величину и качество растениеводческой продукции, что предопределяет необходимость использования этих микроэлементов в технологии земледелия. Проведенные исследования в республике подтверждают высокую эффективность использования микроэлементов в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур.

В связи с сокращением финансирования остановилось развитие водохозяйственного строительства и мелиорации земель в республике. Объем капитальных вложений из федерального бюджета в 1995 году составил всего 0,2 млн. рублей, что в 65 раз меньше среднегодового объема за 1986 - 1990 годы.

Тяжелое экономическое положение отразилось и на состоянии существующих мелиоративных систем, но благодаря выделяемым средствам из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов удалось сохранить мелиоративный фонд - источник гарантированных урожаев.

Всего в Удмуртской Республике имеется 44,4 тыс. гектаров мелиорированных земель, из них 22,4 тыс. гектаров - это осушаемые земли, расположенные в плодородных поймах рек, и 22 тыс. гектаров - орошаемые земли. На начало 2005 года требуют повышения технического уровня и реконструкции 6,7 тыс. гектаров этих угодий, 14 тыс. гектаров не поливаются из-за отсутствия оборудования и средств на их приобретение.

Огромный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная эрозия, которая является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова. В районах интенсивного проявления эрозии при несоблюдении мер по защите почв с каждого гектара ежегодно смывается от 3 до 5 тонн наиболее плодородных почвенных частиц.

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, площадь сельскохозяйственных угодий, эрозионно опасных и подверженных водной эрозии, составляет 1425,5 тыс. гектаров, в том числе пашни 1287,2 тыс. гектаров, или соответственно 75 и 86 процентов к их общей площади.

По результатам исследования земель, подверженных овражной эрозии, проведенным Удмуртским государственным университетом в 1998 году, установлено, что уменьшение роста оврагов в 80-е годы напрямую связано с влиянием проводимых в эти годы в значительных объемах противоэрозионных и почвозащитных мероприятий. В последние годы активность оврагообразования вновь существенно возросла.

Резкое сокращение государственного финансирования агрохимических и мелиоративных работ, отсутствие средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно подорвали техническую базу этих отраслей, возникает реальная угроза утраты производственной базы для проведения этих мероприятий. В настоящее время наличие специализированной техники составляет 30 процентов от уровня 1990 года. За этот период имеющийся парк машин не обновлялся, предельно износился и требует больших средств на ремонт и восстановление. В подобном состоянии находятся железнодорожные пути, тупики, прирельсовые склады, техника для складской переработки удобрений и химических мелиорантов.

Интенсивная деградация земель, их мелиоративная неустроенность в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к большому недобору сельскохозяйственной продукции.

Однако собственных мер, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для сохранения плодородия почв и достигнутого уровня урожайности, явно недостаточно.

Комплекс мер, предусмотренных Программой, основан на научных исследованиях основных параметров плодородия почв, прогнозных оценках, анализе тенденций изменения урожайности культур в зависимости от интенсивности химизации и мелиорации сельскохозяйственного производства.

Осуществление мер, намечаемых Программой, по предотвращению процессов деградации почв позволит сохранить их плодородие.

III. Основные цели и задачи Программы

Реализация Программы позволит:

1) сохранить достигнутое плодородие почв Удмуртской Республики на уровне урожайности 18 - 20 центнеров зерна с гектара пашни и получать стабильные урожаи сельскохозяйственных культур, улучшить обеспечение отрасли животноводства кормами, а в итоге обеспечить население Удмуртской Республики продуктами питания;

2) снизить себестоимость растениеводческой и животноводческой продукции и тем улучшить экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) улучшить экологическое состояние природы в Удмуртской Республике, снизить загрязнение окружающей среды и продуктов питания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»