Недействующий



ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2004 года № 27


Об основных направлениях содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2004-2005 годы



В целях обеспечения на территории Удмуртской Республики политики занятости населения и социальной защиты граждан, руководствуясь Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2004-2005 годы.

2. Министерству финансов Удмуртской Республики ежегодно при формировании проекта бюджета Удмуртской Республики учитывать расходы на финансирование мероприятий по занятости населения с целью предотвращения напряженных ситуаций на рынке труда.

3. Органам исполнительной власти Удмуртской Республики принять необходимые меры по реализации Основных направлений содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2004-2005 годы.

Исполняющий обязанности
 Председателя Правительства
 Удмуртской Республики
В.А.Савельев

 


Утверждены
постановлением Правительства
 Удмуртской Республики
     от 09 марта 2004 года № 27


Основные направления содействия занятости населения Удмуртской Республики на 2004-2005 годы


В настоящее время сохраняется и прогнозируется в дальнейшем сложная ситуация на рынке труда Удмуртской Республики. Имеющаяся значительная дифференциация уровня общей и регистрируемой безработицы свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, совместных действий органов исполнительной власти  на республиканском и местном уровнях, а также заинтересованных общественных организаций.

За период с 2000 по 2003 годы осуществлялись программные мероприятия, в реализации которых принимали участие различные заинтересованные министерства, ведомства, организации республики.

Работа в намеченных направлениях позволила в целом улучшить условия для расширения занятости населения, развития малого и среднего бизнеса. На предпринимательскую деятельность и самозанятость из числа граждан, поставленных на учет в службе занятости, ежегодно направлялись более 3,5 тысяч человек.

Ежегодно в республике принимались постановления Правительства «Об организации общественных работ в Удмуртской Республике». На организацию общественных и временных работ, помимо федерального бюджета, привлекались средства бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов, а также средства работодателей. Работа в этом направлении обеспечивала значительное снижение уровня безработицы в период сезонных работ.

Для предотвращения выхода на рынок труда выпускников профессиональных учебных заведений, обучившихся по профессиям, не пользующимся спросом, в республике по каждому учебному году осуществлялась координация и согласование объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в государственных учреждениях высшего, среднего и начального  профессионального образования республики.

Для обеспечения государственных гарантий занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, ежегодно принимались  постановления Правительства Удмуртской Республики:

«О квотировании рабочих мест и предоставлении льготы по налогу на прибыль организациям, обеспечивающим условия производственной деятельности для граждан, особо нуждающихся в социальной защите»;

«Об утверждении Порядка предоставления налоговых льгот за счет бюджета Удмуртской Республики организациям, выполнившим установленную квоту».

На предусмотренные постановлением квоты каждый год трудоустраивалось свыше 2 тысяч безработных и ищущих работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Ежегодно проводилась работа по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. Центрами занятости населения совместно с филиалами Республиканской молодежной биржи труда, отделами народного образования трудоустроено до 30 тыс. подростков в период школьных каникул и в свободное от учебы время.

В последнее время по договорам с предприятиями осуществлялась программа «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите». В течение 2001-2003 года по этой программе трудоустраивалось до 2 тысяч таких граждан.

Проведение мероприятий активной политики занятости на рынке труда позволило значительно снизить количество официально зарегистрированных безработных. Уровень регистрируемой безработицы в республике в 2003 году впервые был ниже, чем в среднем по России.

При разработке основных направлений содействия занятости населения на предстоящий период учитывались предыдущие действия на рынке труда, прогнозы социально-экономического развития Удмуртской Республики, разработанные с учетом предложений министерств и ведомств. Данный документ представляет собой комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики  состояния и перспектив его развития.           

Анализ ситуации с занятостью населения в 2000-2003 годах

В течение 1999-2001 года под влиянием экономического роста началось и повышение спроса на рабочую силу. За этот период увеличилась численность занятого населения, сократилась общая численность безработных граждан и численность официально зарегистрированных безработных (табл.1). Численность занятого населения росла устойчивыми темпами и достигла в 2001 году 792,9 тыс. человек. Общий уровень безработицы от экономически активного населения сократился с 11,3 %  в 1999 году до 7,5 % в 2001 году, а уровень зарегистрированной безработицы - соответственно с 4,1 % до 2,5 %.

Однако, в 2002 году ситуация ухудшилась, было отмечено снижение общей занятости на 10,9 тыс. человек или 1,4 % и увеличение общей безработицы на 6,9 тыс. человек или 10,4 %.

Таблица 1

Занятость и безработица в Удмуртской Республике

в среднегодовом исчислении, тыс. чел.

годы

изменение в %  к предыдущему году

1999

2000

2001

2002

2000

2001

2002

Численность экономически активного населения, тыс. чел.


_________________
 расчетная

837,8


844,1


853,5


848,9


100,8


101,1


99,5

из них:

занято в экономике

744,6

767,8

792,9

782,0

103,1

103,3

98,6

безработные

93,2

76,3

60,6

66,9

82,0

79,4

110,4

Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.



34,7



21,1



21,1



14,0



60,8



100,0



66,4

Уровень общей безработицы, %

11,3

9,3

7,5

7,9

X

X

X

Уровень зарегистрированной безработицы, %


4,1


2,5


2,5


1,6


X


X


X


Анализ занятости населения в отраслях экономики показал, что темпы роста занятости в  непроизводственной сфере были значительно ниже, чем в  материальном производстве. Численность занятых в материальном производстве за анализируемый период с 1999 по 2002 годы увеличилась на 31,8 тыс. человек или на  6 %, а занятых в непроизводственной сфере - соответственно на 5,6 тыс. человек или на 2,6 % (табл. 2).

В 2002 году по сравнению с 2001 годом среди отраслей материального производства снизилась численность работающих в промышленности (на 4273 чел. или 1,9 %), сельском хозяйстве (на 6366 чел. или 5,8 %), строительстве (на 760 чел. или 1,5 %), торговле (на 1916 чел. или 1,7 %), информационно-вычислительном обслуживании (на 231 чел. или 32,8 %), операциях с недвижимым имуществом (на 104 чел. или 5,9 %), общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (на 197 чел. или 6,8 %), геологии и гидрометеослужбе (на 606 чел. или 17,7 %). Увеличение численности произошло в таких отраслях материального производства, как лесное хозяйство (на 89 чел. или 2,3 %), транспорт (на 670 чел. или 1,8 %), связь (на 327 чел. или 3,9 %), общественное питание (на 2385 чел. или 24 %), прочие виды материального производства (на 155 чел. или 2,5 %).

В непроизводственных отраслях снижение численности было отмечено в жилищно-коммунальном хозяйстве (на 720 чел. или 3 %), непроизводственных видах бытового обслуживания населения (на 2558 чел. или 40,4 %), здравоохранении (на 589 чел. или 1,3 %), науке и научном обслуживании (на 319 чел. или 7,7 %). Увеличилась численность занятых в  следующих непроизводственных отраслях: физкультура и спорт, социальное обеспечение (на 485 чел. или 5 %), образование (на 122 чел. или 0,2 %), культура и искусство (на 1858 чел. или 13,6 %), кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение (на 501 чел. или 6,5 %), управление (на 1083 чел. или 3,7 %), общественные объединения и организации (на 49 чел. или 3,8 %).

Изменение численности занятых в разрезе форм собственности в 2002 году выглядит следующим образом: численность работающих в организациях государственной и муниципальной форм собственности (на 3031 чел. или 1 %), в общественных объединениях и организациях (на 1343 чел. или 19,3 %), и в организациях смешанных форм собственности (на 67782 чел. или 38 %) снизилась, а работающих в организациях с иностранным участием (на 4667 чел. или 76,6 %) и в частном секторе (на 56576 чел. или 19,2 %) увеличилась (табл. 2).

Таблица 2


Изменение численности занятого населения по секторам экономики Удмуртской Республики

в среднегодовом исчислении, тыс. чел.

Годы

Изменение, %.


1999


2000


2001


2002

2000 г.
 к
 1999 г.

2001 г.
к
2000 г.

2002 г.
к
2001 г.

Всего занято, тыс. чел.

744.5

767.8

792.9

782.0

103.1

103.3

98.6

в организациях государственного сектора

295.0

306.6

306.8

303.8

103.9

100.1

99.0

в общественных организациях (фондах)

6.2

8.9

6.9

5.6

143.5

77.5

81.2

в организациях со смешанной формой собственности


167.5


171.3


178.9


111.1


102.3


104.4


62.1

в организациях с иностранным участием

2.0

2.1

6.1

10.8

105.0

290.4

177.0

в частном секторе

273.9

278.9

294.2

350.7

101.8

105.5

119.2

в том числе:

в крестьянских (фермерских) хозяйствах

4.8

3.7

4.7

4.8

77.1

127.0

102.0

на частных предприятиях

170.0

174.6

174.7

214.6

102.7

100.1

122.8

занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых  в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации



99.1



100.6



114.7



131.3



101.5



114.0



114.5


Так, в промышленности численность работников в организациях со смешанной формой  собственности сократилась на 44,3 тыс. человек. При этом в частном секторе она увеличилась практически так же - на 43,8 тыс. человек. В результате, удельный вес занятости в частном секторе промышленности вырос с 22 % в 2001 году до 42 % в 2002 году, а в организациях со смешанной формой собственности - сократился с 50 % в 2001 году до 31,6 % в 2002 году.

Следует отметить, что из 43,8 тыс. работников, занятых в частном секторе этой отрасли, 35,7 тыс. - работают на частных предприятиях, а 8,2 тыс. - заняты индивидуальной предпринимательской деятельностью. Если в 2001 году индивидуальным предпринимательством в промышленности занимались 5,6 %, то в 2002 году - уже 9,3 %. Удельный вес государственного сектора промышленности изменился незначительно - с 24,1 % до 22,5 %.

В сельском хозяйстве уже второй год происходит значительное сокращение работающих: в 2001 году - на 7,4 тыс. человек или 6,3 %, в 2002 году - на 6,4 тыс. человек или 5,8%. Снижение численности в 2002 году отмечено по всем формам собственности этой отрасли. В абсолютном отношении оно наиболее значительно в частном секторе - почти на 3 тыс. человек, что соответствует 3,2 %. Однако темпы снижения численности в других секторах сельского хозяйства были гораздо выше. Например, в государственном секторе численность снизилась на 1,5 тыс. человек, что в процентном выражении составило 12 %, а в организациях смешанных форм собственности - соответственно на 1,9 тыс. человек и 43,4 %.

Наиболее значительный рост занятости, как было сказано выше, отмечен в общественном питании (24 %). Здесь также получил развитие частный сектор и, в первую очередь, индивидуальное предпринимательство.

Среди отраслей непроизводственной сферы вызывают озабоченность бытовое обслуживание населения, а также наука и научное обслуживание.

Численность занятых в бытовом обслуживании населения снизилась более чем на 2,5 тыс. человек или на 40 %. Это самый большой темп снижения среди всех отраслей. В первую очередь здесь пострадал частный сектор - на 40 % снизилась численность занятых на частных предприятиях и на 47 % - индивидуальным предпринимательством.

В науке и научном обслуживании до 2002 года был отмечен рост занятости, однако в 2002 году не удалось продолжить эту тенденцию - численность работающих снизилась на 8 %, в основном за счет государственного сектора. При этом в частном секторе отрасли  наблюдался рост занятости (в 2001 году - на 9 %, в 2002 году - в 1,5 раза).  

Таким образом, в структуре трудовых ресурсов в 2002 году произошли существенные изменения. Впервые за период с 1998 года снизилась численность занятого населения и увеличилась общая численность безработных.  Если в 2001 году по сравнению с 2000 годом численность занятых по полному кругу организаций и всех форм занятости (с учетом самозанятости населения) увеличилась на 25 тыс. человек, в том числе на 15 тыс. - за счет частного сектора, то в 2002 году  численность занятых сократилась на 11 тыс. человек, при этом в частном секторе она увеличилась на 56 тыс. человек, а занятость в организациях смешанных форм собственности  снизилась на 68 тыс. человек.   Основное увеличение занятости в сфере индивидуального предпринимательства связано, в первую очередь, с занятостью в домашнем хозяйстве по производству товаров и услуг или, другими словами, с самозанятостью населения.

Ухудшение состояния с занятостью населения в 2002 году по сравнению с 2001 годом обусловлено следующими основными факторами:

во-первых, в ряде отраслей это связано со сменой форм собственности, когда переход к частным формам влечет за собой высвобождение работающих;

во-вторых, некоторые отрасли пострадали в результате ухудшения условий для развития малого предпринимательства. Это подтверждается и другими данными: в 1999 году на малых предприятиях было занято 60,7 тыс. человек, в 2000 году - 68 тыс., в 2001 году - 46,2 тыс., в 2002 году - 52,4 тыс. человек.  Как видно из приведенных данных, численность работающих на малых предприятиях в течение анализируемого периода не только не увеличилась, но и значительно снизилась;

в-третьих, низкие доходы населения являются прямым следствием недоразвития отраслей непроизводственной сферы.

Ситуация с занятостью населения в 2003 году выглядит следующим образом:

по данным Комитета государственной статистики по Удмуртской Республике, в 2003 году численность работающих с учетом субъектов малого предпринимательства  по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилась на 0,5 % и составила 621,6 тыс. человек. В крупных и средних организациях  среднесписочная численность работников составила 542,5 тыс. человек и по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 1,8 %.

В то же время, обследование населения по проблемам занятости, проведенное в мае 2003 года, показало снижение  общей численности безработных по сравнению с маем 2002 года (с 63 до 57 тыс. или на 6 тыс. чел.), а по сравнению с ноябрем 2002 года - на 10 тыс. чел. При этом, возросла численность занятых и численность ЭАН. Уровень общей безработицы сократился с 7,6 % в мае 2002 года до 6,8 % в мае 2003 года. Общая численность занятых, по последним материалам (май 2003 года), составила 782 тыс. человек, что на 25 тыс. больше, чем за этот же период прошлого года.

Улучшились характеристики Удмуртии среди регионов России. Так по данным обследования населения в мае 2002 года наша республика занимала 23 место по уровню занятости населения и 24 место по уровню общей безработицы. По итогам обследования за май 2003 года Удмуртия переместилась по этим показателям соответственно на 16 и 20 место.

Следует отметить, что среди занятого населения сохраняется неполная занятость. Так, за 9 месяцев 2002 года отпуска по инициативе администрации были предоставлены 60,6 тыс. работников крупных и средних предприятий. Большую часть таких отпусков (75 %)  имели работники промышленности. За этот же период 2003 года отпуска предоставлялись 18,9 тыс. работникам крупных и средних предприятий, что практически в 3 раза меньше.

Численность работников, работавших неполное рабочее время, в течение 9 месяцев 2002 года составила 41,6 тыс. человек. Среди работников промышленности  17,2 % списочного состава работали в режиме неполного рабочего времени. В течение 9 месяцев 2003 года неполное рабочее время работали 21,9 тыс. человек или в 2 раза меньше.

Масштабы неполной занятости за анализируемый период (9 месяцев) сокращались, но оставались довольно значительными. Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации в 2002 году составило 588573 человеко-дня, в 2003 году - 239256 человеко-дней. В пересчете на годовой фонд рабочего времени это равнозначно тому, что в течение года полностью не работали  соответственно 3,2 и 1,3 тыс. человек, числящихся занятыми. Число неотработанных человеко-часов было практически одинаковым в течение 9 месяцев 2002-2003 года (соответственно 4184063 и 4164456 человеко-часов), из чего следует, что 2,8 тыс. человек из числа занятых полностью простаивали. Таким образом, общее количество «лишних» работников в 2002 году составило около 6,0 тыс. человек, а в 2003 году - 4,1 тыс. человек.

Следует отметить, что количество работников, не обеспеченных объемами производства, из расчета неотработанного рабочего времени составило в 1999 году - 9,6 тыс. человек, в 2000 году - 3,3 тыс. человек, в 2001 году - 2,8 тыс. человек, в 2002 году - 5,4 тыс. человек, в течение 9 месяцев 2003 года - 4,1 тыс. человек. Таким образом, неполная занятость в 2002 году по сравнению с 1999 годом сократилась вдвое, но по сравнению с 2001 годом - увеличилась вдвое. За первую половину 2003 года отмечено сокращение неполной занятости почти на треть по отношению к предыдущему году.

Ситуация на регистрируемом рынке труда, несмотря на общее снижение занятости, имела тенденцию к улучшению. В течение анализируемого периода был отмечен рост обращений граждан в службу занятости в поисках работы  (табл. 3). Причем численность граждан,  получивших консультации, росла более высокими темпами, чем поставленных на учет. Несмотря на это, в Удмуртии остается высоким уровень обращаемости граждан в органы службы занятости. Если в течение 2002 года было поставлено на учет 13,3 % экономически активного населения республики, то в среднем по России этот показатель составил 8,1 %, а по Приволжскому федеральному округу - 8,4 %.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»