Недействующий


ЗАКОН
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об участии граждан в охране общественного порядка

_____________________________________________________________________________________________________________


Признать утратившим силу в соответствии с Законом УР от 23 октября 2014 года № 59-РЗ

     с изменениями в ст.17, внесенными Законом УР от 29.11.2000г. №235-II
с изменениями и дополнениями, внесенными Законом УР от 18.02.2002г. №4-РЗ      
с изменениями, внесенными законом УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ

_____________________________________________________________________________________________________________      

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования


В целях реализации положений Конституции Российской Федерации настоящий Закон направлен на создание правовых условий для защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности на территории Удмуртской Республики (в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ).

Действие настоящего закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельностью, регламентируемые специальными федеральными законами.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Удмуртской Республики, настоящий закон, другие нормативные акты Российской Федерации и Удмуртской Республики, органов местного самоуправления городов и районов Удмуртской Республики, изданные в пределах их полномочий.

Статья 3. Деятельность граждан и их объединений, не предусмотренная настоящим Законом

(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)

Деятельность граждан и их бъединений по охране общественного порядка, не предусмотренная настоящим Законом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья 4. Участие граждан в охране общественного порядка

(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с принципами добровольности, законности, защиты соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, морального и материального стимулирования.

Граждане участвуют в охране общественного порядка во взаимодействии с органами местного самоуправления и правоохранительными органами.

Статья 5. Формы участия граждан в охране общественного порядка

(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)

Участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться путем индивидуального участия, участия в добровольных объединениях граждан по охране общественного порядка (самодеятельные группы граждан и народные дружины) и участия в рамках осуществления территориального общественного самоуправления.    

Статья 6. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка


Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется путем сообщения правоохранительным органам о ставших известными им фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях, причинах и условиях, способствующих их совершению, оказания содействия правоохранительным и муниципальным органам в иных случаях, допускаемых законодательством, участия в пропаганде правовых знаний.


 Статья 7. Самодеятельные группы граждан

(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)

Для защиты жизни, охраны собственности и жилища от преступных посягательств на добровольной основе могут создаваться самодеятельные группы граждан.

Самодеятельные группы граждан создаются с уведомлением территориального органа внутренних дел и исполнительного органа местного самоуправления.

Порядок создания и деятельности самодеятельных групп граждан устанавливается настоящим Законом и решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае создания самодеятельной группы в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях".     


Статья 8. Народные дружины

(в ред. закона УР от 2 декабря 2002 года № 64-РЗ)

В целях содействия правоохранительным органам и органам местного самоуправления в охране общественного порядка могут создаваться добровольные объединения граждан - народные дружины.

Народная дружина имеет устав, наименование народной дружины определяется в соответствии с ее уставом. Устав народной дружины утверждается на общем собрании граждан, создающих народную дружину.

Добровольные объединения граждан - народные дружины создаются и действуют в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В случае создания народной дружины в форме общественного объединения порядок ее создания и деятельности определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях".     

Статья 9. Территориальное общественное самоуправление

Граждане вправе по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайон, квартал, улица, двор, дом, подъезд, иная территория) самостоятельно и под свою ответственность осуществлять непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления собственные инициативы по охране общественного порядка в вопросах местного значения.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также иных форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка определяется уставом муниципального образования в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике".

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 10. Принципы создания, виды и система объединений


Объединения по охране общественного порядка формируются по производственному, территориальному, производственно-территориальному признаку.

Объединения могут создаваться с участием граждан, достигшими 18 - летнего возраста, способными по своим физическим, деловым, моральным качествам выполнять добровольно принятые на себя обязанности и функции. Не могут быть членами объединения граждан по охране общественного порядка граждане:

состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу алкоголизма, наркомании или психических заболеваний;

имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного преступления.

Статья 11. Финансирование и материально-техническое обеспечение

Источники и порядок финансирования деятельности граждан по охране общественного порядка и их объединений определяются в соответствии с законодательством.

Финансирование и материально-техническое обеспечение может осуществляться за счет средств, поступающих от органов местного самоуправления и государственной власти, предприятий, организаций, общественных объединений, а также иных поступлений, не противоречащих законодательству.

Указанные средства направляются на приобретение или аренду оборудования, автотранспортных и специальных средств, организацию правового и специального обучения, материальное поощрение дружинников, обеспечение их социальных гарантий, выплату компенсаций, оказание материальной помощи.

Статья 12. Меры морального и материального стимулирования

Граждане, активно участвующие в охране общественного порядка, могут поощряться правоохранительными органами, органами местного самоуправления и государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями путем объявления благодарности, выдачи денежной премии, награждения ценным подарком, награждения Почетной грамотой, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска сроком от 3 до 5 дней, предоставления путевки на льготных условиях в санаторий или дом отдыха один раз в год.

Глава 4. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Статья 13. Цели и задачи народных дружин

Народные дружины создаются с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств объектов собственности, граждан, юридических лиц, органов власти и управления, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования.

Основной задачей народных дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, органам внутренних дел в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.

Статья 14. Членство в народной дружине

В народную дружину принимаются граждане, достигшие 18 - летнего возраста, способные по своим деловым и моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять функции народного дружинника.

Народный дружинник принимает на собрании народной дружины торжественное обещание о добросовестном выполнении своих обязанностей, о строгом соблюдении Конституции Российской Федерации и Конституции Удмуртской Республики, законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики, уставной дисциплины, прав граждан.

Прием в народную дружину новых членов производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего в порядке, установленном ее уставом.

Народными дружинниками не могут быть граждане:

имеющие судимость;

состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании или алкоголизма;

признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения общественного порядка;

уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации или правоохранительных органов по дискредитирующим мотивам.

Народные дружинники осуществляют свои функции исключительно по месту жительства в пределах административно - территориального образования, где им выдано удостоверение народного дружинника.

Вопросы исключения из народной дружины рассматриваются в соответствии с ее уставом. Основанием для исключения из народной дружины, в частности, являются личное заявление гражданина, обстоятельства, перечисленные в четвертом абзаце настоящей статьи, в случае фактического самоустранения от участия в охране общественного порядка, грубого нарушения законности и дисциплины или совершения проступков, несовместимых с членством в народной дружине.

Статья 15. Отличительная символика народного дружинника

Народный дружинник, находясь при исполнении возложенных на него функций по охране общественного порядка, обязан иметь при себе и предъявлять по требованию граждан и должностных лиц удостоверение установленного образца, выданное народной дружиной, расположенной в соответствующем административно-территориальном образовании, отличительный нагрудный знак (жетон) или нарукавную эмблему (повязку) с соответствующей символикой. Каждому народному дружиннику выдается памятка о его обязанностях и правах.

Решением органа местного самоуправления по согласованию с народной дружиной для народного дружинника может быть установлена единая форма одежды.

Статья 16. Правовая и специальная подготовка народных дружинников

Народные дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы народной дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.

Формы обучения народных дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб народной дружины по согласованию с органами местного самоуправления и правоохранительными органами.

Статья 17. Деятельность народных дружин

Выполняя возложенные на них задачи, оказывая содействие муниципальным и правоохранительным органам власти народные дружины:

1) участвуют совместно с сотрудниками соответствующих органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов, противопожарной безопасности, охране окружающей среды, борьбе с браконьерством, предупреждению и пресечению правонарушений; (в ред. Закона УР от 18.02.2002г. №4-РЗ)

2) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

3) обеспечивают правопорядок при возникновении стихийных бедствий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций, участвуют в проведении неотложных аварийно-спасательных, карантинных мероприятий;

4) обучают граждан основам безопасного поведения в общественных местах. Народные дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:

- патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- разъяснения гражданам действующего законодательства. Охрану общественного порядка народные дружинники осуществляют совместно с сотрудниками органов внутренних дел. (в ред. Закона УР от 29.11.2000г. №235-II)

Статья 18. Управление народной дружины

Руководство народной дружиной осуществляет штаб, возглавляемый начальником штаба.

Численный и персональный состав штаба формируется на общем собрании народной дружины.

Общее собрание народной дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 50 процентов от общей численности ее состава.

Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получившие большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.

Начальник штаба избирается членами штаба дружины.

Штаб дружины в пределах своих полномочий:

1) организует деятельность народной дружины в соответствии с настоящим законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обеспечивает постоянную готовность дружины к выполнению поставленных перед ней задач;

2) осуществляет планирование работы народной дружины, инструктирует народных дружинников и контролирует их работу;

3) утверждает графики дежурств, которые согласовывает с органами внутренних дел, ведет табельный учет выхода на дежурство;

4) принимает решения о приеме в дружину и отчислении из ее состава, осуществляет учет численности народных дружинников;

5) организует и проводит совместно с органами местного самоуправления, органами внутренних дел обучение народных дружинников методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, их правовую, специальную и физическую подготовку;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»