ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 1998 года № 40

О реорганизации сельскохозяйственных предприятий в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики

___________________________________________________________________________________________________________


  снято с контроля как исполненное в соответствии с постановлением Правительства УР от 25 октября 2000 года № 1050
  __________________________________________________________________________________________________________


       С целью дальнейшего углубления реформ в отношениях собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания структур, жизнеспособных и эффективных в условиях рыночной экономики, улучшения организации труда и управления, стабилизации производственно-экономических результатов деятельности предприятий Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Программу реформирования предприятий агропромышленного комплекса одобрить (прилагается).

       2. Республиканской межведомственной комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий в срок до 5 февраля 1998 года разработать критерии отбора и утвердить список хозяйств, реорганизуемых в первоочередном порядке.

       3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:

       в срок до 10 февраля 1998 года провести обучение и аттестацию членов районных комиссий по реорганизации сельскохозяйственных предприятий;

       в срок до 15 февраля 1998 года завершить проведение семинаров для внутрихозяйственных комиссий по методике реорганизации хозяйств;

       совместно с управлениями (отделами) сельского хозяйства разработать организационно-экономические мероприятия по каждому хозяйству, подлежащему реорганизации, с последующим согласованием с главами администрации районов.

       4. Министерству экономики Удмуртской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в срок до 20 февраля текущего года внести предложения в Правительство Удмуртской Республики по реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), предоставлении льгот по налогам и других форм государственной поддержки предприятиям сельского хозяйства, промышленности и коммерческим организациям, присоединяющим неплатежеспособные сельскохозяйственные формирования.

       5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики - руководителя республиканской межведомственной комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий Злобина А.Г.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
П.Н.ВЕРШИНИН


ПРОГРАММА
(ПОЭТАПНОГО) РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Цель реформы

       Основная цель - обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики.

       Средством достижения поставленной цели является реструктуризация предприятия, заключающаяся в осуществлении комплекса мероприятий по улучшению управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.

Задачами реформы предприятия являются:

- защита прав участников (учредителей);

- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам, т.е. лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;

- создание эффективного механизма управления предприятием;

- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;

- квалификационное развитие персонала как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

Принятие решения о реформировании предприятия

Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для хозяйственных обществ общим собранием учредителей общества, для государственных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти, либо иными уполномоченными представителями собственника.

Для разработки Программы реформирования предприятия создается специальная рабочая комиссия.

В функции рабочей комиссии входит:

1. Составление схемы реформирования предприятия.

2. Проведение информационной компании.

3. Подготовка технико-экономического обоснования проектов производственно-экономической деятельности создаваемых предприятий (подразделений) или реорганизованного предприятия.

4. Уточнение реестра акционеров, списков учредителей, имеющих имущественные паи, доли.

5. Выбор и расчет вариантов по созданию новых подразделений, предприятий или реорганизации существующего.

6. Проведение инвентаризации имущества, земли.

7. Подготовка документов по реорганизации предприятия (разделительный баланс, передаточный акт).

8. Создание ликвидационной комиссии и составление ликвидационного баланса (в случае ликвидации предприятия).

9. Получение согласия или заявлений на работу во вновь создаваемых (реорганизованных) предприятиях.

10. Подготовка учредительных документов.

11. Проведение общего организационного собрания с повесткой дня: утверждение передаточного акта, разделительного баланса; принятие решения о преобразовании предприятия; рассмотрение и утверждение учредительных документов; выборы органов управления во вновь образуемых (преобразованных) предприятиях; рассмотрение заявлений работников предприятия.

12. Доработка и оформление учредительных документов.

13. Регистрация новых предприятий или перерегистрация существующего.

14. Фактическая передача имущества во вновь созданные предприятия.

15. Подготовка бизнес-планов и организация деятельности новых предприятий.


I. Требования, предъявляемые к реформированию предприятия

       1. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ), чтобы создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом. Если число владельцев именных ценных бумаг превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра.

       2. Пересмотр устава предприятия (для хозяйственных обществ) и уточнение контракта с руководителем предприятия с целью более четкого разграничения полномочий и ответственности между участниками (учредителями) и управляющим.

       При этом в контрактах необходимо четко определить ответственность руководителя предприятия за:

       - реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес-планов по реформированию предприятия;

       - принимаемые управленческие решения;

       - сохранность и целевое использование имущества предприятия;

       - финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия;

       - задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;

       - разглашение коммерческой тайны;

       - нарушение условий договора (контракта).

       Контракт с руководителем предприятия должен включать в себя следующие основные положения:

       основные права и обязанности руководителя предприятия;

       ограничение совместительства;

       представление декларации о доходах;

       механизм выявления и определения заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок предприятием и соответствующий контроль со стороны участников (учредителей);

       ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;

       ответственность руководителя предприятия за нарушение условий контракта (дисциплинарная и материальная ответственность руководителя предприятия; процедура отстранения руководителя предприятия от исполнения обязанностей);

       порядок и основания расторжения контракта с руководителем предприятия.

       3. Реализация прав собственности на землю.

       В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года № 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица - собственники указанных объектов недвижимости.

       4. Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 года № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" и другими нормативными актами министерств и ведомств определены условия и порядок проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года.

       5. Разработка конкретной программы мер по ликвидации задолженности по оплате труда (при наличии такой задолженности).

       5.1. Проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы.

       5.2. Разработка конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение срока и порядка возврата долга.

       5.3. В контрактах, заключаемых с руководителями предприятий, предусмотреть их ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы.

       5.4. В коллективных договорах за несвоевременную выплату заработной платы предусматривать штрафные санкции в размере, не ниже учетной ставки Центрального банка России.

       6. Переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки.

       7. Разработка мер по снижению неденежных форм расчетов.

       7.1. Создание резервов наличности и иных ликвидных активов, быстро обращаемых в денежную форму.

       7.2. Стимулирующая ценовая политика по отношению к потребителям, использующим денежные формы расчетов.

       7.3. Участие в капитале предприятий - крупных потребителей производимой продукции, позволяющей ввести своего представителя в их управляющие органы, что позволит осуществлять постоянный контроль за финансовыми потоками и инвестиционной деятельностью таких предприятий.

II. Основные направления реформирования предприятия

       1. Выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ).

       2. Инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия:

       - выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия);

       - сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных средств;

       - консервация неиспользуемого имущества;

       - передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти.

       3. Рыночная оценка активов предприятия.

       Определение объектов оценки и степени участия специалистов предприятия в работе по оценке.

       Выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости. Заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специализированной фирмой.

Рыночная оценка активов даст возможность увеличить размер уставного капитала акционерного общества (уставного фонда государственного предприятия) и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.

4. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово - хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.

4.1. Создание отдела маркетинга.

4.2. Проведение маркетинговых исследований (рекомендуется консультирование маркетинговых компаний):

а) общая характеристика положения предприятия на рынке на основе анализа следующих данных:

- показатели экономического развития отраслей и регионов, государственная политика и нормативно-правовые акты применительно к выпускаемой предприятием продукции и потребляемым видам сырья;

- существующий уровень отечественного производства, объем импорта и объем экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья;

- анализ потребителей продукции.

б) выявление конкурентов и анализ их деятельности:

- общая информация о конкурентах (объем продаж в целом, общая доля на рынке).

4.3. Анализ существующих сбытовых сетей и системы снабжения:

- анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара и снабжения (прямые связи, розничная продажа через биржевую сеть, через посредников и т.п.).

4.4. Проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции:

а) анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции;

б) анализ показателей эффективности производств каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;

в) подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства.

4.5. Анализ финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, анализ издержек, их структуры и динамики, анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности, анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики, анализ эффективности ценовой политики, анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов.

4.6. Анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятиям с выявлением узких мест, нарушений взаимодействия между структурными подразделениями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»