Недействующий



ЗАКОН
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об обращениях граждан

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

признать утратившим силу в соответствии с Законом УР от 14 декабря 2006 года № 61-РЗ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________



Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики, федеральным законодательством и законодательством Удмуртской Республики регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации на обращения в органы государственной власти, местного самоуправления Удмуртской Республики и их должностным лицам, а также в органы управления организаций, находящихся на территории Удмуртской Республики, и к их руководителям в связи с признанием, соблюдением, защитой прав, свобод и законных интересов.

Статья 2. Право граждан на обращения


Граждане Российской Федерации (далее - граждане) вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления Удмуртской Республики и их должностным лицам, а также в органы управления организаций, находящихся на территории Удмуртской Республики, и к их руководителям (далее - органы и должностные лица), в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

Органы и должностные лица в соответствии с возложенными на них полномочиями обязаны рассматривать обращения граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.

Обращения в адрес депутатов законодательного органа власти Удмуртской Республики и представительных органов местного самоуправления (далее - депутаты) рассматриваются в порядке, установленном настоящим законом для органов и должностных лиц.

Обращения граждан, поступившие в органы и к должностным лицам от депутатов, из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, по линии прямой телефонной связи, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим законом.

Органы и должностные лица обязаны иметь в соответствующих служебных помещениях в доступных местах постоянную информацию о днях и часах приема, а также в доступной форме (через газеты, телевидение, радио и другие общедоступные средства распространения информации) информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, об их компетенции и порядке работы с обращениями граждан.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Обращение - изложенное в устной или письменной форме индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба, ходатайство.

Предложение - обращение граждан конкретного характера, не связанные с нарушением их прав, направленные на улучшение организации и деятельности органов и должностных лиц, на решение вопросов экономической, политической, социально - культурной и других сфер деятельности.

Заявление - обращение граждан, связанное с реализацией прав, свобод и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами и иными нормативными правовыми актами.

Жалоба - обращение граждан по поводу восстановления их прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решением органов и должностных лиц.

Ходатайство - письменное обращение граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с приложением документов, их подтверждающих.

Коллективное обращение - обращение двух или более граждан либо обращение, принятое на митинге, собрании.

Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения истек установленный настоящим законом для рассмотрения данного обращения срок, или когда граждане не согласны с принятым по их обращению решением.

Анонимное обращение - обращение, не содержащее сведений, по которым можно установить личность обратившихся граждан, в том числе о месте жительства и работы.'

Заявитель - гражданин, коллектив или правомочный его орган, подавший обращение в установленном порядке.

Организации - общественные объединения, предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего закона не распространяется на обращения граждан:

- связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями и другими объектами интеллектуальных прав, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

- рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

- отнесенные федеральным законодательством к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики к компетенции Конституционного Суда Удмуртской Республики;

- вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов, организаций, регулируемых нормами законодательства Российской Федерации, их уставами и положениями;

- по запросам в архивы;

- в отношении, которых федеральным законодательством установлен иной порядок рассмотрения.

Статья 5. Основные принципы деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

   

Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

- защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

- обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- своевременность и объективность;

- гласность, доступность, безвозмездность и равенство граждан;

- контроль за своевременностью и полнотой рассмотрения. Органы и должностные лица обязаны обеспечивать необходимые условия для осуществления права граждан на обращения с предложениями, заявлениями и жалобами.

Глава 2. Рассмотрение обращений граждан

Статья 6. Рассмотрение обращений граждан органами и должностными лицами

   

Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в обращениях, обязаны:

в установленные сроки и по существу рассматривать и принимать по ним мотивированные решения;

- внимательно разбираться в существе обращения;

- в случае необходимости предложить обратившемуся лицу представить дополнительные документа, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопроса;

- оказывать содействие гражданам в получении необходимых документов, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат иной информации, не подлежащей разглашению;

- обеспечивать своевременное и правильное рассмотрение поступивших от граждан обращений;

- систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры к устранению причин, вызывающих повторные обращения граждан;

- сообщать гражданам о решениях, принятых по обращениям. Органы и должностные лица обязаны систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования своей работа, выявления и устранения причин нарушений прав и законных интересов граждан, а также принимать другие меры в пределах своей компетенции для объективного разрешения вопросов, поставленных в обращениях граждан.

Статья 7. Подведомственность обращений граждан

   

Граждане подают свои обращения органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по подведомственности, одновременно письменно извещая

об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

Не допускается, как правило, направление для рассмотрения по существу жалоб тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.

Возникающие споры о подведомственности обращений граждан рассматриваются вышестоящим органом или должностным лицом либо в судебном порядке.

Статья 8. Устные обращения граждан

 

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факта и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме и они не подлежат регистрации.

Устные обращения граждан, поступившие в адрес должностного лица на личном приеме, в ходе прямого эфира с ним на телевидении, прямой телефонной линии, на радио или в других средствах массовой информации, рассмотрение которых требует дополнительной проверки, подлежат обязательной регистрации и не позднее чем в пятидневный срок передаются для рассмотрения по подведомственности.

Статья 9. Письменные обращения граждан


Письменные обращения должны содержать наименование органа или должностного лица, которым оно адресовано, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обратившихся, их место жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, дату обращения и личную подпись(подписи).

Все письменные обращения граждан регистрируются в день их поступлений, результаты рассмотрения письменных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном настоящим законом.

Не рассматриваются обращения, содержащие нецензурные выражения.

Не рассматриваются обращения граждан, содержащие нечитаемый текст. В этом случае, если возможно установить адрес обратившегося лица, ему в пятидневный срок по поступлении обращения отправляется уведомление о невозможности рассмотрения нечитаемого текста обращения.

Полномочия представителей, выступающих с обращениями от имени граждан, оформляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 10. Основания оставления обращений граждан без рассмотрения

   

Не подлежат рассмотрению и направляются в архив анонимные обращения граждан.

Анонимные обращения, содержащие угрозы физической расправы, причинения имущественного ущерба и иные угрозы, а также признания в совершенных преступных деяниях или сообщения о возможных преступных посягательствах, безотлагательно направляются в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан без рассмотрения в случаях:

- обращения граждан с просьбой о толковании законодательства Российской Федерации;

- обращения граждан с просьбой о толковании законодательства Удмуртской республики, если они не наделены полномочиями по его толкованию;

- подачи обращения, на которое не распространяется действие настоящего закона.

В случае оставления обращений граждан без рассмотрения обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в компетенцию которых входит рассмотрение данного обращения.

Статья 11. Сроки рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан рассматриваются в срок не позднее пятнадцати дней, а требующие изучения и проверки - в срок не более одного месяца со дня регистрации.

В случае необходимости проведения дополнительной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем соответствующего органа по предложению лица, рассматривающего жалобу.

Общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.

В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан, орган или должностное лицо, рассматривающее обращение, извещает об этом обратившихся граждан в трехдневный срок.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день рассмотрения обращения. В случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Статья 12. Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан


Запрещается использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия.

Статья 13. Личный прием граждан

Должностные лица обязаны проводить личный прием граждан. Личный прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в необходимых случаях - в удобное для них время, по месту работы и жительства.

Должностные лица несут персональную ответственность за организацию личного приема граждан и рассмотрение их обращений.

Порядок личного приема граждан регулируется положениями, утверждаемыми органами и должностными лицами.

Неявка на личный прием по неуважительным причинам гражданина, подавшего обращение, не препятствует рассмотрению обращения. Признав необходимым личное участие гражданина в рассмотрении поданного им обращения, должностное лицо вправе перенести его рассмотрение на новый срок, но не более чем на один месяц.

При неявке гражданина, подавшего обращение, повторно без уважительных причин обращение остается без рассмотрения и направляется в архив, если его рассмотрение невозможно в отсутствие гражданина.

Статья 14. Рассмотрение обращений граждан к депутатам

Депутаты рассматривают обращения граждан в соответствии с федеральным законодательством, с нормами настоящего закона, иными законами Удмуртской Республики.

Обращения избирателей, адресованные депутату избирательного округа, на территории которого они проживают, рассматриваются депутатом в первоочередном порядке.

Обращения граждан к депутату другого избирательного округа рассматриваются в пределах направлений его депутатской деятельности. Не относящиеся к нему обращения могут быть переданы по согласованию депутату соответствующего избирательного округа или возвращены без рассмотрения с извещением об органе власти или должностном лице, к компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса.

Главы исполнительных органов местного самоуправления обязаны оказывать депутатам помощь в организации приема и рассмотрения обращения граждан.

Статья 15. Особенности рассмотрения отдельных категорий обращений граждан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»