АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
{Изменение:
постановление Администрации Новгородской области от 22 июля 2005 года N 255; НГР:ru53000200500357}
В целях улучшения состояния здоровья, профилактики заболеваемости, инвалидизации детей
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы (далее - Программа).
2. Комитету финансов области при формировании проекта областного бюджета предусматривать ежегодно средства на реализацию Программы исходя из реальных возможностей.
3. Рекомендовать:
3.1. Областному фонду обязательного медицинского страхования принять участие в софинансировании Программы;
3.2. Главам городов и районов области:
3.2.1. При формировании проектов бюджетов городов и районов ежегодно предусматривать средства для реализации Программы;
3.2.2. В дополнение к указанной Программе разрабатывать местные программы аналогичного содержания;
3.2.3. Представлять информацию о ходе выполнения Программы в Администрацию области ежегодно к 1 февраля до 2008 года.
4. Комитетам области: образования, труда и социальной защиты населения, по делам молодежи, физической культуре и спорту, федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области", государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации информировать Администрацию области о ходе реализации Программы ежегодно к 1 февраля до 2008 года.
5. Комитету по охране здоровья населения области информировать Администрацию области о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно к 1 марта до 2008 года.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Ренкаса Н.Н.
7. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор области М.М. Прусак
Утверждена
постановлением Администрации
области от 01.12.2003 N 289
Наименование Программы: | областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы. | |||||||||||||||||
Правовая основа Программы: | постановления Правительства Российской Федерации от "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи ", от "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы". | |||||||||||||||||
Руководитель Программы: | заместитель Главы администрации области Ренкас Н.Н. | |||||||||||||||||
Основные разработчики Программы: | комитеты области: по охране здоровья населения, образования, федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области" (далее - ФГУ "ЦГСЭН в области"). | |||||||||||||||||
Ответственные исполнители Программы: | комитеты области: по охране здоровья населения, образования, труда и социальной защиты населения, по делам молодежи, физической культуре и спорту, ФГУ "ЦГСЭН в области" (по согласованию), областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - областной фонд ОМС, по согласованию), государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - региональное отделение Фонда соцстраха, по согласованию), администрации городов и районов области (по согласованию), институт медицинского образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее - институт медобразования НовГУ, по согласованию), Новгородское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России" (далее - ФСО "Юность России", по согласованию). | |||||||||||||||||
Обоснование Программы: | в условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации, дальнейшего падения рождаемости важное значение приобретает создание оптимальных условий для сохранения здоровья и развития здорового ребенка, особенно посещающего образовательные учреждения. В последнее десятилетие шло непрерывное неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась система питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличилось число социально дезаптированных детей. Имеют тенденцию к росту патологии эндокринной системы, органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства, алиментарно зависимая патология (анемия, йоддефицитные заболевания). Так, в Новгородской области около 5 процентов детей и подростков имеют физическое развитие ниже среднего, 33,4 процента детей и подростков состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, 2,4 процента детей являются инвалидами. Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту. Трехуровневая система слежения за здоровьем школьников (1 этап - доврачебный, 2 этап - врачебно-педагогический, 3 этап - специализированный) внедрена не полностью, не дает должного эффекта. В школах доврачебный (сестринский) этап системы профосмотров недостаточно обеспечен оргтехникой, вследствие чего не проводятся необходимые скрининг-тесты, анкетирование (не хватает или нет бланков анкет, бумаги, краски, таблиц). Недостаточно оснащены медицинские кабинеты школ. Врачебно-педагогический этап трехуровневой системы медицинского обеспечения школьников не выполняет своих основных задач, которыми являются разработка совместных медико-педагогических рекомендаций по подготовке ребенка к поступлению в школу, формированию "школьной зрелости", снижению тяжести адаптации в период обучения в школе, врачебно-профессиональное консультирование. Анализ состояния здоровья школьников Новгородской области (как и в целом по России) выявил наиболее типичные проблемы, затрудняющие реализацию мер по профилактике заболеваемости: прогрессирующее ухудшение здоровья школьников под влиянием факторов школьной среды; | |||||||||||||||||
Цели Программы: | создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, посещающих образовательные учреждения; | |||||||||||||||||
Задачи Программы: | совершенствование организации педиатрической помощи, в том числе и в образовательных учреждениях; | |||||||||||||||||
Механизм реализации Программы: | Программа осуществляется в соответствии с основными направлениями деятельности и прилагаемым планом мероприятий. | |||||||||||||||||
Основные направления деятельности Программы: | медицинское обеспечение детей: совершенствование инфраструктуры и обоснование новых принципов медицинского обеспечения детей и подростков в амбулаторных учреждениях, включая стандарты профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной помощи; | |||||||||||||||||
Сроки реализации Программы: | 2004 - 2007 годы. | |||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Программы: | общая ориентировочная стоимость Программы - 78505,47 тыс. рублей. | |||||||||||||||||
(тыс. руб.) | ||||||||||||||||||
Источники финансирования | Всего | в том числе по годам: | ||||||||||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||||||||||||
Средства областного бюджета | 37061,69 | 11322,69 | 8826,4 | 8462,5 | 8450,1 | |||||||||||||
Средства бюджетов городов и районов | 39874,58 | 10020,83 | 9874,84 | 9863,54 | 10115,37 | |||||||||||||
Средства фонда обязательного медицинского страхования | 1569,2 | 1455,0 | 15,0 | - | 99,2 | |||||||||||||
Итого | 78505,47 | 22798,52 | 18716,24 | 18326,04 | 18664,67 | |||||||||||||
Кроме того, финансирование мероприятий Программы планируется в соответствии с областными целевыми программами , "Кадры здравоохранения", "Здоровая мать - здоровый ребенок". | ||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы: | реализация Программы позволит: на 20 процентов снизить число лиц с ограничением профессиональных возможностей и повышенным риском инвалидизации в социально активном периоде жизни; | |||||||||||||||||
Система организации контроля за исполнением Программы: | исполнители мероприятий Программы информируют комитет по охране здоровья населения области о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2008 года; |
План мероприятий к областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы
N N пп | Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки и стоимость по годам (тыс. руб.) | Общая стоимость (тыс. руб.) | Источник финансирования | ||||||||||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||
Оптимизация санитарно- гигиенического благополу-чия образовательных учреждений | |||||||||||||||||||||
1. | В дошкольных учрежденииях: | ||||||||||||||||||||
1.1. | С целью оздоровления детского населения добиться от муниципальных органов управления образованием городов и районов к 2007 году 100 % охвата детей дошкольными образовательными услугами через: развитие форм кратковре-менного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях; | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет | |||||||||||||
создание банка данных на детей от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения; | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет | ||||||||||||||
проведение семинаров, конференций, совещаний со специалистами муниципаль-ных органов управления образованием городов и районов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей | - | - | - | - | - | -"- | |||||||||||||||
1.2. | Продолжить работу областной опытно-экспериментальной площадки на базе дошколь-ных образовательных учреж-дений Великого Новгорода по проблеме "Оптимизация оздоровительной работы и медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях" | Администрация Великого Нов-города, комитет образования области | - | - | - | - | - | бюджет Вели-кого Новгорода | |||||||||||||
1.3. | Осуществлять ежегодный мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием по созданию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образова-тельных учреждений по пока-зателям: | ||||||||||||||||||||
количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (ежегодно - 25 процен-тов от общего числа), соблю-дающих натуральные нормы питания детей; | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет | ||||||||||||||
количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих оснащенные меди-цинские кабинеты; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих оборудованные спортивные площадки; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % дошкольны х образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих нормативный уро-вень освещенности; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих специальные планы (программы) оздоровительной направленности; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), не имеющих предписаний ЦГСЭН в области по санитарному содержанию учреждений за учебный год; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и процент до-школьных образовательных учреждений, осуществляю-щих диагностик у физической подготовленности детей до-школьного возраста; | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
состояния здоровья вос-питанников дошкольных об-разовательных учреждений по показателям: пропуск по болезни одним ребенком в год; | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, коми-тет по охране здоровья насе-ления области | - | - | - | - | - | бюджеты городов и районов, областной бюджет | ||||||||||||||
количество и % детей, имеющих морфофункцио-нальные отклонения (от об-щего числа); | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % детей с хроническими заболеваниями (от общего числа); | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
количество и % детей по группам физического разви-тия (от общего числа) | -"- | - | - | - | - | - | -"- | ||||||||||||||
1.4. | Проводить анализ мониторинговых исследований с ежегодным подведением итогов дея-тельности муниципальных органов управления образованиием по созданию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений и награждением победителей, в том числе: | комитет обра-зования облас-ти | 13,6 | 13,6 | 13,6 | 13,6 | 54,4 | областной бюд-жет | |||||||||||||
специалистов муниципаль-ных органов управления образованием - 1 чел.; | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 10,8 | ||||||||||||||||
руководителей муниципальных органов управления образованием - 1 чел.; | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 13,6 | ||||||||||||||||
заместителей Глав адми-нистраций - 1 чел.; | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 13,6 | ||||||||||||||||
Глав городов и районов - 1 чел. | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 16,4 | ||||||||||||||||
1.5. | Провести в 2005 году област-ную конференцию "Здоровь-есберегающие технологии в системе дошкольного образования Новгородской области" | комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, Адми-нистрации го-родов и рай-онов, институт медобразования НовГУ, ЦГСЭН в области | - | 30,0 | - | - | 30,0 | -"- | |||||||||||||
1.6. | В ходе аттестации дошколь-ных образовательных учреж-дений осуществлять контроль, оценку качества и результативности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
2. | В образовательных учреж-дениях, в т.ч. начального профессионального образования: | ||||||||||||||||||||
2.1. | Продолжить работу по обес-печению обучения в первую смену учащихся 1 - 5, выпускных классов и классов компенсирующего обучения | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов | |||||||||||||
2.2. | Добиться от муниципальных органов управления образованием через аттестацию обра-зовательных учреждений полного соответствия максимальной недельной нагрузки, режима учебных занятий и внеучебной деятельности Санитарным правилам и нормам, распоряжению Администра-ции области от 23.04.99 N 247-рг "Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях области" во всех видах общеобразовательных уч-реждений | комитет обра-зования облас-ти, Админист-рации городов и районов, ЦГСЭН в области | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
2.3. | Создать комиссию из работ-ников образования, медицин-ских работников для разра-ботки и осуществления мониторинга показателей режима образовательного процесса в школах | комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
2.4. | Разработать критерии и показатели для осуществления мониторинга выполнения требований к режиму образовательного процесса в школах | комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||
2.5. | Организовать ежегодный мо-ниторинг показателей выпол-нения гигиенических требований к режиму учебного процесса в образовательных уч-реждениях | комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ | - | - | - | - | - | областной бюд-жет | |||||||||||||
2.6. | Обеспечить контроль за об-щеобразовательными учреж-дениями по подготовке детей 5 - 6 лет к школе | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов | |||||||||||||
2.7. | Организовать ежегодное подведение итогов деятельности муниципальных органов управления образованием за работой образовательных учреждений области по организации выполнения гигиенических требований к режиму образовательного процесса в учреждении с выявлением и поощрением победителей, в том числе: | комитет обра-зования облас-ти, ЦГСЭН в области | 13,6 | 13,6 | 13,6 | 13,6 | 54,4 | областной бюд-жет | |||||||||||||
специалистов муниципаль-ных органов управления образованием - 1 чел.; | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 10,8 | ||||||||||||||||
руководителей муниципальных органов управления образованием - 1 чел.; | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 13,6 | ||||||||||||||||
заместителей Главы админи-страции области - 1 чел.; | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | 13,6 | ||||||||||||||||
Глав городов и районов об-ласти - 1 чел. | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 16,4 | ||||||||||||||||
2.8. | Принять меры по обеспече-нию учащихся мебелью соот-ветствующего росто-возрастного размера и следить за правильной ее расстановкой и закреплением кабинетов за учащимися соответствую-щих возрастов | Администрации городов и рай-онов | 7960,0 | 7960,0 | 7960,0 | 7960,0 | 31840,0 | бюджеты горо-дов и районов | |||||||||||||
2.9. | Осуществлять инструмен-тальный контроль в образовательных учреждениях за: уровнем электростатических и электромагнитных полей в кабинетах вычислительной техники; | ЦГСЭН в об-ласти | - | - | - | - | - | средства, выде-ляемые на те-кущее финанси-рование ЦГСЭН в области | |||||||||||||
2.10. | Принять меры по обеспече-нию кабинетов муниципаль-ных образовательных учреж-дений необходимыми для со-хранности здоровья детей качественными учебно-наглядными пособиями и оборудованием (химические реактивы и оборудование, физиические приборы и т.д.) | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | 5000,0 | 5000,0 | 5000,0 | 5000,0 | 20000,0 | областной бюд-жет | |||||||||||||
Совершенствование систе-мы физического воспитания учащихся | |||||||||||||||||||||
1. | Принять меры по обеспече-нию соответствующих усло-вий для занятий физической культурой детей и подростков в общеобразовательных уч-реждениях. Предусматривать при строи-тельстве новых объектов об-разовательных учреждений наличие не менее 2-х физ-культурных залов, оснащен-ных необходимым оборудованием и инвентарем | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области | - | - | - | - | - | бюджеты горо-до в и районов | |||||||||||||
2. | Рекомендовать к использованию разнообразные формы и методы физического воспитания в образовательных учре-ждениях для обеспечения физической потребности в движении не менее8-12 часов в неделю | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | областной бюд-жет | |||||||||||||
3. | Провести работы по благоустройству и оборудованию открытых спортивных площадок при общеобразовательных уч-реждениях | Администрации городов и рай-онов, ФСО "Юность Рос-сии" | - | - | - | - | - | бюджеты горо-дов и районов | |||||||||||||
4. | Организовать проведение за-нятий физической культурой на открытом воздухе при благоприятных погодных условииях с 01.09.2004 в образовательных учреждениях области | Администрации городов и рай-онов, комитет образования области | - | - | - | - | - | областной бюд-жет | |||||||||||||
5. | Внедрять физкультурно-оздоровительные мероприятия в режим учебного дня (физ-культминутки, физкультпаузы и т.д.) в процессе учебно-воспитательной работы в 1 - 9 классах | Администрации городов и рай-онов, ФСО "Юность Рос-сии" | - | - | - | - | - | -"- | |||||||||||||
6. | Принять меры по вовлечению во внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу каждого школьника (с учетом состояния здоровья) | Администрации городов и рай-онов | - | - | - | - | - | -"- |