Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 декабря 2003 года N 289

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК" НА 2004 - 2007 ГОДЫ

{Изменение:
постановление Администрации Новгородской области от 22 июля 2005 года N 255; НГР:ru53000200500357}

В целях улучшения состояния здоровья, профилактики заболеваемости, инвалидизации детей

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы (далее - Программа).

2. Комитету финансов области при формировании проекта областного бюджета предусматривать ежегодно средства на реализацию Программы исходя из реальных возможностей.

3. Рекомендовать:

3.1. Областному фонду обязательного медицинского страхования принять участие в софинансировании Программы;

3.2. Главам городов и районов области:

3.2.1. При формировании проектов бюджетов городов и районов ежегодно предусматривать средства для реализации Программы;

3.2.2. В дополнение к указанной Программе разрабатывать местные программы аналогичного содержания;

3.2.3. Представлять информацию о ходе выполнения Программы в Администрацию области ежегодно к 1 февраля до 2008 года.

4. Комитетам области: образования, труда и социальной защиты населения, по делам молодежи, физической культуре и спорту, федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области", государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации информировать Администрацию области о ходе реализации Программы ежегодно к 1 февраля до 2008 года.

5. Комитету по охране здоровья населения области информировать Администрацию области о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно к 1 марта до 2008 года.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Ренкаса Н.Н.

7. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".

Губернатор области М.М. Прусак

Утверждена
постановлением Администрации
области от 01.12.2003 N 289

Областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы:

областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004 - 2007 годы.

Правовая основа Программы:

постановления Правительства Российской Федерации от "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи ", от "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы".

Руководитель Программы:

заместитель Главы администрации области Ренкас Н.Н.

Основные разработчики Программы:

комитеты области: по охране здоровья населения, образования, федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новгородской области" (далее - ФГУ "ЦГСЭН в области").

Ответственные исполнители Программы:

комитеты области: по охране здоровья населения, образования, труда и социальной защиты населения, по делам молодежи, физической культуре и спорту, ФГУ "ЦГСЭН в области" (по согласованию), областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - областной фонд ОМС, по согласованию), государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ - региональное отделение Фонда соцстраха, по согласованию), администрации городов и районов области (по согласованию), институт медицинского образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (далее - институт медобразования НовГУ, по согласованию), Новгородское региональное отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России" (далее - ФСО "Юность России", по согласованию).

Обоснование Программы:

в условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации, дальнейшего падения рождаемости важное значение приобретает создание оптимальных условий для сохранения здоровья и развития здорового ребенка, особенно посещающего образовательные учреждения. В последнее десятилетие шло непрерывное неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы ранней трудовой занятости, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась система питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, росла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличилось число социально дезаптированных детей. Имеют тенденцию к росту патологии эндокринной системы, органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства, алиментарно зависимая патология (анемия, йоддефицитные заболевания). Так, в Новгородской области около 5 процентов детей и подростков имеют физическое развитие ниже среднего, 33,4 процента детей и подростков состоят на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, 2,4 процента детей являются инвалидами. Стало очевидным, что одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий для нормального нервно-психического, физического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту. Трехуровневая система слежения за здоровьем школьников (1 этап - доврачебный, 2 этап - врачебно-педагогический, 3 этап - специализированный) внедрена не полностью, не дает должного эффекта. В школах доврачебный (сестринский) этап системы профосмотров недостаточно обеспечен оргтехникой, вследствие чего не проводятся необходимые скрининг-тесты, анкетирование (не хватает или нет бланков анкет, бумаги, краски, таблиц). Недостаточно оснащены медицинские кабинеты школ. Врачебно-педагогический этап трехуровневой системы медицинского обеспечения школьников не выполняет своих основных задач, которыми являются разработка совместных медико-педагогических рекомендаций по подготовке ребенка к поступлению в школу, формированию "школьной зрелости", снижению тяжести адаптации в период обучения в школе, врачебно-профессиональное консультирование. Анализ состояния здоровья школьников Новгородской области (как и в целом по России) выявил наиболее типичные проблемы, затрудняющие реализацию мер по профилактике заболеваемости: прогрессирующее ухудшение здоровья школьников под влиянием факторов школьной среды;
недостаточная гигиеническая культура населения в области семейного здоровья и формирования здоровья детей;
неудовлетворительная материально-техническая база ряда школ, слабая оснащенность медицинских кабинетов, отсутствие системы школьного питания;
отсутствие утвержденного в установленном порядке государственного образовательного стандарта;
формирование учебного процесса, как правило, без учета здоровья обучающихся, отсутствие системы приема с учетом здоровья детей в учебные заведения нового типа (лицей, гимназия, колледж и т.д.);
недостаточный уровень организационно-управленческой и методической работы в районах по профилактике в образовательных учреждениях, слабое внедрение современных нормативных и инструктивных документов по повышению качества профилактической работы и оздоровления;
слабая эффективность мер по профилактике наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезаптивных форм поведения.

Цели Программы:

создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, посещающих образовательные учреждения;
предупреждение и снижение заболеваемости и смертности детского населения;
предупреждение инвалидизации детей;
сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков.

Задачи Программы:

совершенствование организации педиатрической помощи, в том числе и в образовательных учреждениях;
внедрение новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных профилактических, медико-психолого-педагогических, социальных технологий оздоровления детей, в том числе из неблагополучных семей, беспризорных, безнадзорных;
совершенствование лечебно-диагностической помощи детям и подросткам;
организация оздоровления и реабилитации детей и подростков с патологией, выявленной в ходе всероссийской диспансеризации;
совершенствование системы физического воспитания учащихся всех групп здоровья, в том числе внедрение альтернативных форм;
оптимизация питания детей в дошкольных и образовательных учреждениях, профилактика йоддефицитных состояний;
разработка и реализация мероприятий по охране репродуктивного здоровья детей и подростков;
повышение профессиональной подготовки медицинских и педагогических кадров;
развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с гигиеническими требованиями по оптимизации внутришкольной среды и условий обучения;
внедрение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни;
внедрение системы медицинских и педагогических мероприятий в процесс профессионального образования, подготовки к труду, службе в армии;
организация мониторинга среды обитания и состояния здоровья учащихся;
организация центра мониторинга вредных привычек у детей на базе государственного учреждения здравоохранения "Центр профилактической медицины";
создание устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях, совершенствование и укрепление межведомственного взаимодействия.

Механизм реализации Программы:

Программа осуществляется в соответствии с основными направлениями деятельности и прилагаемым планом мероприятий.

Основные направления деятельности Программы:

медицинское обеспечение детей: совершенствование инфраструктуры и обоснование новых принципов медицинского обеспечения детей и подростков в амбулаторных учреждениях, включая стандарты профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной помощи;
внедрение в деятельность учреждений первичного звена новых принципов и методов подготовки детей и подростков к профессиональному образованию, труду, службе в армии, будущему родительству;
совершенствование лечебно-диагностической помощи детям и подросткам;
создание эффективной системы медико-социально-психологической поддержки детей и подростков на амбулаторном этапе;
обеспечение мониторинга состояния здоровья детей, посещающих школьные и дошкольные образовательные учреждения, и факторов среды обучения;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, в том числе оснащение их современным медицинским оборудованием;
организация центра мониторинга вредных привычек у детей. Управление здоровьем детей в образовательных учреждениях и учреждениях сферы социальной защиты: оптимизация системы медицинского обеспечения и укрепления здоровья учащихся в образовательных учреждениях;
создание эффективной системы социально-психологической поддержки школьников;
создание постоянно функционирующей многоуровневой системы образования в области формирования здорового образа жизни;
обеспечение использования безопасных технологий обучения в соответствии с возрастно-физиологическими возможностями организма учащихся на всем протяжении учебного процесса;
проведение процедуры лицензирования образовательных учреждений в соответствии с законодательством;
обеспечение контроля за общеобразовательными учреждениями по подготовке детей 5 - 6 лет к школе;
организация ведомственного контроля за условиями обучения и воспитания во всех образовательных учреждениях;
обеспечение мониторинга состояния здоровья учащихся школ и факторов внутришкольной среды обитания;
совершенствование работы и оснащение сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подготовка кадров, профилактическая работа: организация подготовки медицинских кадров, педагогов, психологов, социальных работников и повышение их квалификации;
проведение постоянной разъяснительной работы среди детей и родителей.

Сроки реализации Программы:

2004 - 2007 годы.

Объемы и источники финансирования Программы:

общая ориентировочная стоимость Программы - 78505,47 тыс. рублей.

(тыс. руб.)

Источники финансирования

Всего

в том числе по годам:

2004

2005

2006

2007

Средства областного бюджета

37061,69

11322,69

8826,4

8462,5

8450,1

Средства бюджетов городов и районов

39874,58

10020,83

9874,84

9863,54

10115,37

Средства фонда обязательного медицинского страхования

1569,2

1455,0

15,0

-

99,2

Итого

78505,47

22798,52

18716,24

18326,04

18664,67

Кроме того, финансирование мероприятий Программы планируется в соответствии с областными целевыми программами , "Кадры здравоохранения", "Здоровая мать - здоровый ребенок".

Ожидаемые результаты реализации Программы:

реализация Программы позволит: на 20 процентов снизить число лиц с ограничением профессиональных возможностей и повышенным риском инвалидизации в социально активном периоде жизни;
на 25 процентов снизить число детей с дефицитом массы тела;
на 20 процентов снизить число рецидивов хронических болезней;
на 15 процентов снизить частоту заболеваний опорно-двигательного аппарата, в том числе сколиозов у детей;
на 15 процентов снизить репродуктивные потери;
на 20 процентов снизить частоту заболеваний органов желудочно-кишечного тракта;
на 10 - 15 процентов повысить уровень годности юношей-подростков к военной службе.

Система организации контроля за исполнением Программы:

исполнители мероприятий Программы информируют комитет по охране здоровья населения области о ходе выполнения мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2008 года;
комитет по охране здоровья населения области обобщает информацию о ходе выполнения Программы и направляет в Администрацию области ежегодно к 1 марта до 2008 года.

Приложение
к областной целевой программе "Здоровый
ребенок" на 2004 - 2007 годы

План мероприятий к областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2007 годы


N N пп

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки и стоимость по годам (тыс. руб.)

Общая стоимость (тыс. руб.)

Источник финансирования

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оптимизация санитарно- гигиенического благополу-чия образовательных учреждений

1.

В дошкольных учрежденииях:

1.1.

С целью оздоровления детского населения добиться от муниципальных органов управления образованием городов и районов к 2007 году 100 % охвата детей дошкольными образовательными услугами через: развитие форм кратковре-менного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
пропаганду в средствах массовой информации результативности и качества оздоровительной и образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях;

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет

создание банка данных на детей от 1 года до 7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет

проведение семинаров, конференций, совещаний со специалистами муниципаль-ных органов управления образованием городов и районов по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

-

-

-

-

-

-"-

1.2.

Продолжить работу областной опытно-экспериментальной площадки на базе дошколь-ных образовательных учреж-дений Великого Новгорода по проблеме "Оптимизация оздоровительной работы и медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях"

Администрация Великого Нов-города, комитет образования области

-

-

-

-

-

бюджет Вели-кого Новгорода

1.3.

Осуществлять ежегодный мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием по созданию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образова-тельных учреждений по пока-зателям:

количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (ежегодно - 25 процен-тов от общего числа), соблю-дающих натуральные нормы питания детей;

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов, областной бюд-жет

количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих оснащенные меди-цинские кабинеты;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих оборудованные спортивные площадки;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % дошкольны х образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих нормативный уро-вень освещенности;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), имеющих специальные планы (программы) оздоровительной направленности;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % дошкольных образовательных учреж-дений (от общего числа), не имеющих предписаний ЦГСЭН в области по санитарному содержанию учреждений за учебный год;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и процент до-школьных образовательных учреждений, осуществляю-щих диагностик у физической подготовленности детей до-школьного возраста;

-"-

-

-

-

-

-

-"-

состояния здоровья вос-питанников дошкольных об-разовательных учреждений по показателям: пропуск по болезни одним ребенком в год;
количество и % часто бо-леющих детей (ЧБД) (от об-щего числа);

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, коми-тет по охране здоровья насе-ления области

-

-

-

-

-

бюджеты городов и районов, областной бюджет

количество и % детей, имеющих морфофункцио-нальные отклонения (от об-щего числа);

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % детей с хроническими заболеваниями (от общего числа);

-"-

-

-

-

-

-

-"-

количество и % детей по группам физического разви-тия (от общего числа)

-"-

-

-

-

-

-

-"-

1.4.

Проводить анализ мониторинговых исследований с ежегодным подведением итогов дея-тельности муниципальных органов управления образованиием по созданию условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений и награждением победителей, в том числе:

комитет обра-зования облас-ти

13,6

13,6

13,6

13,6

54,4

областной бюд-жет

специалистов муниципаль-ных органов управления образованием - 1 чел.;

2,7

2,7

2,7

2,7

10,8

руководителей муниципальных органов управления образованием - 1 чел.;

3,4

3,4

3,4

3,4

13,6

заместителей Глав адми-нистраций - 1 чел.;

3,4

3,4

3,4

3,4

13,6

Глав городов и районов - 1 чел.

4,1

4,1

4,1

4,1

16,4

1.5.

Провести в 2005 году област-ную конференцию "Здоровь-есберегающие технологии в системе дошкольного образования Новгородской области"

комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, Адми-нистрации го-родов и рай-онов, институт медобразования НовГУ, ЦГСЭН в области

-

30,0

-

-

30,0

-"-

1.6.

В ходе аттестации дошколь-ных образовательных учреж-дений осуществлять контроль, оценку качества и результативности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

-

2.

В образовательных учреж-дениях, в т.ч. начального профессионального образования:

2.1.

Продолжить работу по обес-печению обучения в первую смену учащихся 1 - 5, выпускных классов и классов компенсирующего обучения

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов

2.2.

Добиться от муниципальных органов управления образованием через аттестацию обра-зовательных учреждений полного соответствия максимальной недельной нагрузки, режима учебных занятий и внеучебной деятельности Санитарным правилам и нормам, распоряжению Администра-ции области от 23.04.99 N 247-рг "Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях области" во всех видах общеобразовательных уч-реждений

комитет обра-зования облас-ти, Админист-рации городов и районов, ЦГСЭН в области

-

-

-

-

-

-

2.3.

Создать комиссию из работ-ников образования, медицин-ских работников для разра-ботки и осуществления мониторинга показателей режима образовательного процесса в школах

комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ

-

-

-

-

-

-

2.4.

Разработать критерии и показатели для осуществления мониторинга выполнения требований к режиму образовательного процесса в школах

комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ

-

-

-

-

-

-

2.5.

Организовать ежегодный мо-ниторинг показателей выпол-нения гигиенических требований к режиму учебного процесса в образовательных уч-реждениях

комитет обра-зования облас-ти, комитет по охране здоро-вья населения области, ЦГСЭН в области, институт медобразования НовГУ

-

-

-

-

-

областной бюд-жет

2.6.

Обеспечить контроль за об-щеобразовательными учреж-дениями по подготовке детей 5 - 6 лет к школе

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов

2.7.

Организовать ежегодное подведение итогов деятельности муниципальных органов управления образованием за работой образовательных учреждений области по организации выполнения гигиенических требований к режиму образовательного процесса в учреждении с выявлением и поощрением победителей, в том числе:

комитет обра-зования облас-ти, ЦГСЭН в области

13,6

13,6

13,6

13,6

54,4

областной бюд-жет

специалистов муниципаль-ных органов управления образованием - 1 чел.;

2,7

2,7

2,7

2,7

10,8

руководителей муниципальных органов управления образованием - 1 чел.;

3,4

3,4

3,4

3,4

13,6

заместителей Главы админи-страции области - 1 чел.;

3,4

3,4

3,4

3,4

13,6

Глав городов и районов об-ласти - 1 чел.

4,1

4,1

4,1

4,1

16,4

2.8.

Принять меры по обеспече-нию учащихся мебелью соот-ветствующего росто-возрастного размера и следить за правильной ее расстановкой и закреплением кабинетов за учащимися соответствую-щих возрастов

Администрации городов и рай-онов

7960,0

7960,0

7960,0

7960,0

31840,0

бюджеты горо-дов и районов

2.9.

Осуществлять инструмен-тальный контроль в образовательных учреждениях за: уровнем электростатических и электромагнитных полей в кабинетах вычислительной техники;
освещенностью рабочих мест (25 % учебных классов);
соответствием ученической мебели росто-возрастным особенностям учащихся

ЦГСЭН в об-ласти

-

-

-

-

-

средства, выде-ляемые на те-кущее финанси-рование ЦГСЭН в области

2.10.

Принять меры по обеспече-нию кабинетов муниципаль-ных образовательных учреж-дений необходимыми для со-хранности здоровья детей качественными учебно-наглядными пособиями и оборудованием (химические реактивы и оборудование, физиические приборы и т.д.)

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

5000,0

5000,0

5000,0

5000,0

20000,0

областной бюд-жет

Совершенствование систе-мы физического воспитания учащихся

1.

Принять меры по обеспече-нию соответствующих усло-вий для занятий физической культурой детей и подростков в общеобразовательных уч-реждениях. Предусматривать при строи-тельстве новых объектов об-разовательных учреждений наличие не менее 2-х физ-культурных залов, оснащен-ных необходимым оборудованием и инвентарем

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области, ЦГСЭН в области

-

-

-

-

-

бюджеты горо-до в и районов

2.

Рекомендовать к использованию разнообразные формы и методы физического воспитания в образовательных учре-ждениях для обеспечения физической потребности в движении не менее8-12 часов в неделю

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

областной бюд-жет

3.

Провести работы по благоустройству и оборудованию открытых спортивных площадок при общеобразовательных уч-реждениях

Администрации городов и рай-онов, ФСО "Юность Рос-сии"

-

-

-

-

-

бюджеты горо-дов и районов

4.

Организовать проведение за-нятий физической культурой на открытом воздухе при благоприятных погодных условииях с 01.09.2004 в образовательных учреждениях области

Администрации городов и рай-онов, комитет образования области

-

-

-

-

-

областной бюд-жет

5.

Внедрять физкультурно-оздоровительные мероприятия в режим учебного дня (физ-культминутки, физкультпаузы и т.д.) в процессе учебно-воспитательной работы в 1 - 9 классах

Администрации городов и рай-онов, ФСО "Юность Рос-сии"

-

-

-

-

-

-"-

6.

Принять меры по вовлечению во внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу каждого школьника (с учетом состояния здоровья)

Администрации городов и рай-онов

-

-

-

-

-

-"-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»