Недействующий

ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 19 ноября 2003 года N 209-ОЗ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

{Утратил силу:
областной закон от 16 мая 2007 год N 98-ОЗ; НГР:ru53000200700169}

{Изменения:
областной закон от 02 марта 2004 года N 257-ОЗ; НГР:ru53000200400084
областной закон от 05 мая 2006 года N 665-ОЗ; НГР:ru53000200600218}

{Принят постановлением областной Думы от 29 октября 2003 года N 549-III ОД}

Настоящий областной закон направлен на формирование системы социального партнерства в Новгородской области, ведение социального диалога между сторонами социального партнерства: работодателями, работниками, их представителями с участием органов исполнительной власти области, местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, создания эффективных механизмов обеспечения социальной стабильности и развития экономики в Новгородской области

Статья 1. Правовая основа социального партнерства


Правовую основу социального партнерства составляют:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации;

общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере социального партнерства;

правовые акты, заключенные на договорной основе участниками социального партнерства (генеральные, региональные, отраслевые, тарифные, территориальные соглашения и коллективные договоры).

Статья 2. Цели и задачи социального партнерства


Целям и задачами социального партнерства на территории области являются:

обеспечение договорного регулирования трудовых отношений, условий труда, занятости и социальных гарантий в области;

согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, населения области;

содействие мирному урегулированию трудовых споров и социальных конфликтов;

укрепление экономики области, достижение стабильной деятельности организаций и повышение объемов производства;

формирование рыночных отношений;

развитие трудовой и предпринимательской активности населения области, предоставление работникам, их представителям возможности участия в управлении организаций;

проведение активной политики занятости;

обеспечение мотивации производительного труда;

обеспечение охраны труда и здоровья работников на производстве, укрепление здоровья взрослого населения и детей, экологической безопасности населения;

сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения;

совершенствование организации и функционирования социального партнерства в области;

развитие объединений работодателей, профсоюзов и усиление их роли как социальных партнеров в решении социально-экономических проблем области.

Статья 3. Полномочия на участие в социальном партнерстве


Для участия в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений работодатели и работники свободно, по своему выбору, создают соответствующие организации:

некоммерческие организации в форме объединения работодателей по территориальному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам, а также иные организации, их представительные органы, в соответствии с федеральным законодательством;

{В ред.: областного закона от 02 марта 2004 года N 257-ОЗ; НГР:ru53000200400084}

отраслевые и территориальные организации, объединения профсоюзов (далее - профсоюзы) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

В осуществлении социального партнерства участвуют:

на уровне области - областные объединения работодателей, профсоюзов, Администрация области, комитеты, управления области;

в отраслях - областные отраслевые объединения работодателей, профсоюзов, комитеты, отделы, управления области;

в муниципальных образованиях - территориальные, территориально-отраслевые объединения работодателей, территориальные объединения (территориальные организации профсоюзов), органы местного самоуправления;

в организациях - работодатели, работники, их представители при заключении коллективных договоров.

Стороны и участники социального партнерства свободны в избрании форм социального партнерства и уровней их осуществления.

Полномочия представителей сторон и участников социального партнерства на ведение коллективных переговоров и подготовки проекта соглашения подтверждаются постановлением (решением) руководящих органов объединений, организаций работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти области или местного самоуправления.

Статья 4. Механизм социального партнерства


Механизм социального партнерства включает в себя:

формирование по решению сторон социального партнерства на равноправной основе органов социального партнерства: трехсторонних и двухсторонних комиссий из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях социального партнерства;

развитие системы правовых актов, заключенных на договорной основе участниками социального партнерства (коллективные договоры, соглашения);

проведение взаимных консультаций по вопросам, затрагивающим интересы сторон социального партнерства (порядок, сроки и условия проведения таких консультаций определяются сторонами либо коллективным договором, соглашением);

получение взаимной информации сторонами коллективных переговоров, необходимой для заключения коллективного договора, соглашения;

применение и развитие примирительных процедур, посредничества, арбитража при разрешении коллективных споров, конфликтов в сфере труда и социальных отношений;

создание нормативной правовой базы для развития социального партнерства и урегулирования процедур переговоров.

Статья 5. Критерии эффективности социального партнерства


Критериями эффективности социального партнерства являются:

реальное повышение благосостояния и жизненного уровня населения области;

обеспечение занятости трудоспособного населения области;

улучшение организации производства и условий труда;

снижение остроты социальных конфликтов и разрешение их путем сочетания государственного регулирования с методами, характерными для институтов гражданского общества;

соблюдение законодательства, регулирующего социально-трудовые отношения.

Статья 6. Распространение информации


Стороны социального партнерства, соответствующие органы по труду имеют право на распространение информации по социально-трудовым вопросам, о ходе реализации соглашений и коллективных договоров и другим вопросам через средства массовой информации.

Статья 7. Виды правовых актов социального партнерства в области


В сфере социального партнерства на территории области заключаются:

на уровне области - региональное трехстороннее соглашение (областное), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, минимальные социальные гарантии для населения области, принципы взаимоотношений участников соглашений;

в отрасли - отраслевое (межотраслевое) соглашение, определяющее общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

на территории муниципального образования - территориальное соглашение, устанавливающее общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, иного административно-территориального образования;

в организациях - коллективный договор.

Вышеуказанные правовые акты заключаются в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".

В рамках социального партнерства его участниками могут заключаться иные правовые акты на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 8. Финансовое обеспечение соглашений социального партнерства


Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до внесения на утверждение проектов соответствующих бюджетов в областную Думу и представительные органы местного самоуправления.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

Финансовое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных в соглашениях, осуществляется за счет бюджетных средств, внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 9. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений


Постоянно действующим органом социального партнерства в Новгородской области является областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая образуется областными объединениями работодателей, профсоюзов и Администрацией Новгородской области (далее - областная трехсторонняя комиссия).

Состав областной трехсторонней комиссии формируется из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями на основе соблюдения принципов равноправия сторон социального партнерства.

Статья 10. Задачи областной трехсторонней комиссии


Задачами областной трехсторонней комиссии являются:

обеспечение регулирования социально-трудовых отношений, выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики;

развитие системы социального партнерства в области;

содействие урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов);

ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение регионального соглашения, осуществление контроля за его выполнением;

оказание содействия соответствующим комиссиям при заключении областных отраслевых соглашений;

обсуждение проектов областных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений, принятия и исполнения консолидированного бюджета области.

Статья 11. Права областной трехсторонней комиссии


Областная трехсторонняя комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

координирует совместные действия сторон социального партнерства по вопросам экономического и социального развития, разработки и реализации областного трехстороннего соглашения, урегулирования отраслевых разногласий, возникающих при его заключении, и областных отраслевых соглашений;

взаимодействует с отраслевыми, территориальными трехсторонними и двухсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений;

принимает решения по вопросам, входящим в ее компетенцию и обязательным для исполнения сторон социального партнерства (работодателей, профсоюзов, органов исполнительной власти области);

осуществляет контроль за выполнением регионального соглашения сторонами социального партнерства;

вносит предложения о привлечении в установленном порядке к ответственности должностных лиц, не обеспечивших выполнение мероприятий по реализации областного соглашения и решений комиссии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»