Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

Утверждена
постановлением Администрации
области от 31.03.2003 N 86

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы:

региональная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года".

Основание для разработки Программы:

распоряжение Администрации области от 17.01.2001 N 18-рг "О мерах по разработке региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года",

постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".

Государственный заказчик-координатор Программы:

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области.

Государственные заказчики Программы:

управление строительства и инвестиционной политики области, комитеты области: образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".

Основ ные разработчики Программы:

комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз".

Цели и задачи Программы:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию: сельских муниципальных образований;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Сроки и этапы реализации Программы:

2003-2010 годы: Iэтап - 2003-2006 годы;
II этап - 2007-2010 годы.

Основные мероприятия Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями по развитию:

жилищного строительства в сельской местности (приложение 1);

сети сельских общеобразовательных учреждений (приложение 2);

сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности (приложение 3);

культурно-досуговой деятельности в сельской местности (приложение 4);

электрических сетей в сельской местности (приложение 5);

газификации в сельской местности (приложение 6);

водоснабжения в сельской местности (приложение 7);

информационно-консультационного обслуживания в сельской местности (приложение 8);

телекоммуникационных сетей в сельской местности (приложение 9);

сети автомобильных дорог в сельской местности (приложение 10).

Исполнители основных мероприятий Программы:

комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз".

Объемы и источники финансирования Программы:

общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы приведена в приложении 11 и составляет 2420,026 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета * - 1247,811 млн.рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации -260,411 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 911,804 млн.рублей.

Объем финансирования ежегодно уточняется, исходя из возможностей соответствующих бюджетов.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

улучшение жилищных условий более 260 сельским семьям и доведение уровня обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов;

повышение уровня газификации домов (квартир) природным газом;

строительство 75,6 км распределительных газовых сетей;

улучшение снабжения сельских потребителей электроэнергией путем реконструкции и техперевооружения 800 км электросетей;

сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

повышение территориальной доступности и снижение коэффициента сменности сельских общеобразовательных учреждений с вводом в действие 250 учебных мест;

улучшение качества оказания медицинской помощи;

активизация культурно-досуговой деятельности на селе;

повышение уровня обеспеченности клубных помещений и качества обслуживания населения;

улучшение информационно-консультационного обслуживания населения;

повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;

достижение телефонной плотности до 18,3 включений на 100 человек;

приведение в нормативное техническое состояние 1064 км дорог, связывающих сельские населенные пункты;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест.

Контроль за исполнением Программы:

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы по выполнению ее мероприятий, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, выполнению соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств федерального бюджета.

Исполнители Программы ежегодно к 5 марта до 2011 года представляют в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области обобщает сведения и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацию области информацию о ходе реализации Программы ежегодно к 15 марта до 2011 года

* - постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивание сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения и в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий, в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера, привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований. Снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.

Из общего числа населенных пунктов 979 (25,7 процентов) не имеют связи с сетью дорог общего пользования дорогами с твердым покрытием.

Водоснабжение населенных пунктов осуществляется из поверхностных преимущественно водоисточников и частично из подземных. Более половины инженерных коммуникаций не соответствуют нормам технического состояния, в ветхом и аварийном состоянии находится 34,3 процента водопроводных и 28,6 процентов канализационных сетей. Ежегодно регистрируется до 414 крупных утечек, приводящих к отключению от водоснабжения. Большинство очистных сооружений канализации в сельской местности находятся в технически неудовлетворительном или нерабочем состоянии.

Сельская телефонная сеть в основном построена на базе морально и физически устаревших аналоговых АТС. На 100 человек сельского населения имеется 12,43 телефонных включения. В целом, качество и надежность работы сельской телефонной связи не отвечает современным требованиям.

В связи с прекращением государственной поддержки жилищного строительства, отсутствием необходимых денежных средств у сельских жителей, сократилось строительство жилья на селе, что негативно отразилось на качественном составе кадров, процент пожилых людей очень высок.

В 2001 году на село прибыло всего 14 молодых специалистов, несмотря на то, что недостаток работников, занимающих должности руководителей и специалистов составляет 134 человека и только 30 процентов из числа работающих имеют высшее образование.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной региональной целевой программы социального развития села обусловлена:

социально-политической остротой проблемы и ее огромным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

необходимостью привлечения к решению проблемы органов законодательной и исполнительной власти на региональном уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК, общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения, при этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;