Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2003 года N 86

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"

{Утратило силу:
постановление Администрации Новгородской области от 14 ноября 2008 года N 412; НГР:ru53000200800485}

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года" (далее Программа).

2. Комитету финансов области при формировании проектов областного бюджета на 2004-2010 годы предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы, исходя из возможностей бюджета.

3. Рекомендовать Администрациям городов и районов области: разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2010 года;

предусматривать в бюджетах городов и районов области выделение средств на реализацию мероприятий Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Бойцова А.С.

Губернатор области М.М. Прусак

Утверждена
постановлением Администрации
области от 31.03.2003 N 86

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села до 2010 года" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы:

региональная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года".

Основание для разработки Программы:

распоряжение Администрации области от 17.01.2001 N 18-рг "О мерах по разработке региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года",

постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".

Государственный заказчик-координатор Программы:

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области.

Государственные заказчики Программы:

управление строительства и инвестиционной политики области, комитеты области: образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".

Основ ные разработчики Программы:

комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз".

Цели и задачи Программы:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию: сельских муниципальных образований;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Сроки и этапы реализации Программы:

2003-2010 годы: Iэтап - 2003-2006 годы;
II этап - 2007-2010 годы.

Основные мероприятия Программы:

Программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями по развитию:

жилищного строительства в сельской местности (приложение 1);

сети сельских общеобразовательных учреждений (приложение 2);

сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности (приложение 3);

культурно-досуговой деятельности в сельской местности (приложение 4);

электрических сетей в сельской местности (приложение 5);

газификации в сельской местности (приложение 6);

водоснабжения в сельской местности (приложение 7);

информационно-консультационного обслуживания в сельской местности (приложение 8);

телекоммуникационных сетей в сельской местности (приложение 9);

сети автомобильных дорог в сельской местности (приложение 10).

Исполнители основных мероприятий Программы:

комитеты области: по сельскому хозяйству и продовольствию, образования, по охране здоровья населения, культуры, кино и туризма, управление строительства и инвестиционной политики области, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", филиал "Новгородтелеком" открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Новгородэнерго", Новгородский областной фонд индивидуального жилищного строительства в сельской местности "Новгородагрожилстройфонд", открытое акционерное общество "Новгородоблгаз".

Объемы и источники финансирования Программы:

общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы приведена в приложении 11 и составляет 2420,026 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета * - 1247,811 млн.рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации -260,411 млн. рублей;

средства внебюджетных источников - 911,804 млн.рублей.

Объем финансирования ежегодно уточняется, исходя из возможностей соответствующих бюджетов.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

улучшение жилищных условий более 260 сельским семьям и доведение уровня обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов;

повышение уровня газификации домов (квартир) природным газом;

строительство 75,6 км распределительных газовых сетей;

улучшение снабжения сельских потребителей электроэнергией путем реконструкции и техперевооружения 800 км электросетей;

сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;

повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

повышение территориальной доступности и снижение коэффициента сменности сельских общеобразовательных учреждений с вводом в действие 250 учебных мест;

улучшение качества оказания медицинской помощи;

активизация культурно-досуговой деятельности на селе;

повышение уровня обеспеченности клубных помещений и качества обслуживания населения;

улучшение информационно-консультационного обслуживания населения;

повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой;

достижение телефонной плотности до 18,3 включений на 100 человек;

приведение в нормативное техническое состояние 1064 км дорог, связывающих сельские населенные пункты;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест.

Контроль за исполнением Программы:

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы по выполнению ее мероприятий, обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, выполнению соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о финансировании программных мероприятий за счет средств федерального бюджета.

Исполнители Программы ежегодно к 5 марта до 2011 года представляют в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области отчеты о ходе выполнения мероприятий Программы. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию области обобщает сведения и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацию области информацию о ходе реализации Программы ежегодно к 15 марта до 2011 года

* - постановление Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивание сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения, социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения и в образе жизни сельского населения.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий, в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера, привели к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований. Снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.

Из общего числа населенных пунктов 979 (25,7 процентов) не имеют связи с сетью дорог общего пользования дорогами с твердым покрытием.

Водоснабжение населенных пунктов осуществляется из поверхностных преимущественно водоисточников и частично из подземных. Более половины инженерных коммуникаций не соответствуют нормам технического состояния, в ветхом и аварийном состоянии находится 34,3 процента водопроводных и 28,6 процентов канализационных сетей. Ежегодно регистрируется до 414 крупных утечек, приводящих к отключению от водоснабжения. Большинство очистных сооружений канализации в сельской местности находятся в технически неудовлетворительном или нерабочем состоянии.

Сельская телефонная сеть в основном построена на базе морально и физически устаревших аналоговых АТС. На 100 человек сельского населения имеется 12,43 телефонных включения. В целом, качество и надежность работы сельской телефонной связи не отвечает современным требованиям.

В связи с прекращением государственной поддержки жилищного строительства, отсутствием необходимых денежных средств у сельских жителей, сократилось строительство жилья на селе, что негативно отразилось на качественном составе кадров, процент пожилых людей очень высок.

В 2001 году на село прибыло всего 14 молодых специалистов, несмотря на то, что недостаток работников, занимающих должности руководителей и специалистов составляет 134 человека и только 30 процентов из числа работающих имеют высшее образование.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной региональной целевой программы социального развития села обусловлена:

социально-политической остротой проблемы и ее огромным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

необходимостью привлечения к решению проблемы органов законодательной и исполнительной власти на региональном уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК, общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения, при этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни;

повышение образовательного уровня сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с одновременными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;

активизацию культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»