Недействующий

ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 сентября 1998 года N 36-ОЗ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

{Принят постановлением областной Думы 16 сентября 1998 года N 175-ОД}

{Утратил силу:
областной закон от 07 ноября 2008 года N 394-ОЗ; НГР:ru53000200800468}

Глава I. Общие понятия и общие положения

Статья 1. Территориальное общественное самоуправление в Новгородской области


1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях сельсоветов, сельских поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

2. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, служит реализации принципов народовластия на территории местного сообщества и призвано обеспечить развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:

непосредственное волеизъявление граждан путем проведения общих собраний (сходов) или конференций, опросов граждан;

органы территориального общественного самоуправления по месту жительства;

выборных лиц территориального общественного самоуправления.

4. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом и уставом муниципального образования.

5. Территория, в пределах которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается представительным органом местного самоуправления с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.

Статья 2. Цели и задачи закона


1. Настоящий закон устанавливает на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Новгородской области (Основного Закона), областного закона "О местном самоуправлении в Новгородской области" общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления в области и гарантии его осуществления, определяет место и роль территориального общественного самоуправления в структуре организации местного самоуправления, устанавливает основные права и обязанности населения на осуществление территориального общественного самоуправления.

2. Настоящий закон составляет основу для взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления области.

Статья 3. Правовая основа территориального общественного самоуправления


Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

иные федеральные законы;

Устав Новгородской области (Основной закон);

областной закон "О местном самоуправлении в Новгородской области";

уставы муниципальных образований;

настоящий закон;

иные областные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 4. Принципы территориального общественного самоуправления


Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:

законности;

защиты прав и интересов граждан;

свободного волеизъявления граждан через собрания, сходы, конференции, опросы населения;

выборности, самостоятельности органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению и ответственности за решение вопросов, отнесенных к их компетенции;

широкого участия граждан в выработке, принятии и реализации решений местного значения;

сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения.

Статья 5. Право граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении


Граждане Российской Федерации (далее по тексту - граждане), проживающие на соответствующей территории, имеют право участвовать в непосредственном (общее собрание (сход) или конференция, опрос) решении вопросов, затрагивающих интересы населения, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, получать информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления, осуществлять контроль за их работой.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в организации территориального общественного самоуправления


Органы местного самоуправления:

оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;

разрабатывают и принимают нормативные правовые акты, регулирующие деятельность территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании;

координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь;

оказывают помощь инициативным группам и органам территориального общественного самоуправления в проведении общих собраний (сходов), конференций и принимают в них участие;

устанавливают порядок созыва и проведения собраний (сходов), конференций граждан, принятия и изменения их решений, в соответствии с настоящим законом;

при принятии нормативных правовых актов изучают мнение граждан, проживающих на территории муниципального образования, территориального общественного самоуправления, устанавливают перечень вопросов, решения по которым не принимаются без согласования с органами территориального общественного самоуправления;

вправе передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления переданных полномочий и расходования выделенных средств;

осуществляют иные полномочия, не противоречащие законодательству.

Статья 7. Экономические и финансовые источники деятельности территориального общественного самоуправления


Экономическими и финансовыми источниками деятельности территориального общественного самоуправления могут являться объекты муниципальной собственности, переданные им органами местного самоуправления; денежные средства, выделяемые органами государственной власти и местного самоуправления; добровольные взносы и пожертвования участников территориального общественного самоуправления или иных лиц и организаций и другие, не запрещенные законодательством, поступления.

Глава II. Формы участия граждан в территориальном общественном самоуправлении

Статья 8. Собрания (сходы), конференции граждан


1. Собрания (сходы), конференции граждан являются одной из форм прямого волеизъявления граждан, проводятся для решения вопросов местного значения.

2. Собрания (сходы), конференции граждан могут созываться по инициативе Главы муниципального образования, органов местного самоуправления и их структурных подразделений, органов территориального общественного самоуправления, депутата представительного органа местного самоуправления, граждан.

Созыв собраний (сходов), конференций граждан осуществляется должностными лицами органов местного самоуправления и выборными лицами территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

3. В работе собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие 16-летнего возраста, проживающие на соответствующей территории.

4. В отдельных случаях, когда созыв собраний (сходов) граждан затруднен, могут проводиться собрания - конференции представителей жителей населенных пунктов, микрорайонов, кварталов, улиц, жилых домов. Норма представительства в этих случаях устанавливается органами местного самоуправления.

5. Собрания (сходы), конференции граждан правомочны при условии явки на них более половины общего числа граждан, имеющих право участвовать в собраниях (сходах). Конференция правомочна при участии не менее 2/3 представителей жителей, проживающих на соответствующей территории.

6. Собрания (сходы), конференции граждан созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

7. К компетенции собрания (схода), конференции граждан относятся решения следующих вопросов:

обсуждение проекта положения о территориальном общественном самоуправлении муниципального образования, изменений и дополнений к нему;

обсуждение и принятие устава (положения) органа территориального общественного самоуправления, дополнений и изменений к нему;

обсуждение проектов положения о выборных лицах территориального общественного самоуправления;

избрание органа территориального общественного самоуправления и установление его численного состава;

избрание выборного лица территориального общественного самоуправления;

утверждение программы деятельности органа территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию территорий;

заслушивание отчета руководителя органа территориального общественного самоуправления;

иные вопросы в соответствии с уставом муниципального образования.

8. Собрания (сходы), конференции граждан могут обращаться с запросами и предложениями в государственные, муниципальные, правоохранительные и общественные органы и организации, к их должностным лицам, которые обязаны в 30-дневный срок рассмотреть обращения и о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить гражданам через органы местного самоуправления или территориального общественного самоуправления.

9. Решения собрания (схода), конференции граждан принимаются большинством голосов граждан, присутствующих на собрании (сходе), конференции и оформляются протоколом.

Протокол передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

10. Решения собраний (сходов), конференций граждан, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами, организациями, находящимися на территории, в пределах которой действует территориальное общественное самоуправление, а также гражданами.

Решения собраний (сходов), конференций граждан могут быть отменены или изменены только собранием (сходом), конференцией. Решения собраний (сходов), конференций могут быть обжалованы в суд.

11. О выполнении решений собраний (сходов), конференций граждан органы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, юридические и физические лица своевременно информируют население.

Статья 9. Опрос населения


1. Опрос населения может проводиться с целью выявления мнения населения по отдельным вопросам социально-экономического развития соответствующей территории, в пределах которой действует территориальное общественное самоуправление.

2. Опрос населения может проводиться органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, органами территориального общественного самоуправления, депутатами представительных органов местного самоуправления.

3. Порядок проведения, формы опроса населения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 10. Органы территориального общественного самоуправления


1. Органы территориального общественного самоуправления могут создаваться на части территории муниципального образования в одной из следующих организационно-правовых форм:

комитет или совет территориального общественного самоуправления города, поселка;

комитет или совет старост (представителей сельских населенных пунктов) сельсовета;

комитет или совет микрорайонов, улиц, домов;

иных организационно-правовых формах в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Порядок избрания органов территориального общественного самоуправления, организация их деятельности определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим законом.

3. Границы территории, в пределах которой действует орган территориального общественного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления данного муниципального образования с учетом мнения граждан, проживающих на соответствующей территории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»