Недействующий

     

ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной программе "Субсидирование разницы в процентных ставках при выдаче ипотечных жилищных кредитов"

(с изменениями на 6 июля 2006 года)

     
Принят Законодательным Собранием области
 26 февраля 2003 года


___________________________________________________________________

текст документа приводится с учетом изменений и дополнений, внесенных:

- Законом Оренбургской области от 6.07.06 г. № 363/68-IV-ОЗ

___________________________________________________________________

Статья 1.

Утвердить прилагаемую областную программу "Субсидирование разницы в процентных ставках при выдаче ипотечных жилищных кредитов".

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Оренбургской области
А. А. Чернышев


Подписан  28 февраля 2003 года

№ 62/2-III-ОЗ

Приложение
к Закону Оренбургской области
от 28 февраля 2003 года
№ 62/2-III-ОЗ

     

Областная программа
"Субсидирование разницы в процентных ставках при выдаче ипотечных жилищных кредитов" (далее - Программа)
 г. Оренбург, 2003

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Заказчик - Правительство Оренбургской области

Разработчики - ОАО "Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация" (далее - Корпорация), ООО "Оренбургский ипотечный коммерческий банк "Русь" (далее - Банк), ООО "Оренбургское региональное ипотечное финансовое агентство" (далее - Региональный оператор)

Цель - Решение жилищной проблемы жителей области через ипотечное кредитование и субсидирование процентной ставки средствами правительства области и администраций муниципальных образований (по согласованию)

Объем и источники - Областной бюджет - 172 млн. рублей. финансирования

Собственные средства жителей области - 860 млн. рублей.

Привлеченные средства - 2 000 млн. рублей

Исполнители -Правительство области, администрации муниципальных образований (по согласованию). Корпорация, Банк, некоммерческая организация "Фонд субсидирования ипотечного жилищного кредитования" (далее - Фонд), Региональный оператор

Сроки реализации - 2003 - 2022 годы

Ожидаемые конечные результаты - За период действия Программы обеспечить жильем 3973 семьи области.

Общая площадь жилья, приобретенного в рамках Программы, составит 219 тыс. кв. метров

Контроль за реализацией Программы - министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (Карпов Ю.Н.)

1. Состояние жилищной проблемы на территории Оренбургской области

В современных российских условиях кредитование становится практически единственным механизмом обеспечения населения жильем как в городе, так и на селе, а также наиболее реальным средством вывода экономики из кризиса. Это в полной мере относится и к решению жилищной проблемы на территории Оренбургской области.

Решить жилищную проблему посредством получения кредита на приобретение жилья в коммерческом банке по действующим рыночным процентным ставкам для подавляющего большинства жителей Оренбургской области непосильная задача. Незначительная часть населения может использовать схему приобретения строящегося жилья в рассрочку непосредственно у строителей с выплатой полной стоимости жилья к моменту завершения строительства (1 - 3 года), однако для многих и этот вариант является неприемлемым.

В Оренбургской области разработана и успешно применяется программа ипотечного жилищного кредитования жителей области, рассчитанная на семьи со средним доходом. По состоянию на 01.01.2003 в Оренбургской области выдано ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 152858 тыс. рублей, что позволило решить жилищную проблему 1054 семьям. Однако пятилетний опыт существования ипотеки в области показывает, что количество жителей области, желающих получить ипотечный жилищный кредит, многократно превышает возможности бюджета по финансированию областной программы ипотечного жилищного кредитования.

В настоящее время выдача ипотечных жилищных кредитов осуществляется под 7 - 12 процентов годовых, что является возможным только за счет бюджетных средств. Привлечение в ипотечное жилищное кредитование внебюджетных средств реально только при кредитовании по рыночным ставкам. Выданные под рыночные процентные ставки ипотечные жилищные кредиты могут быть рефинансированы, что позволит привлечь дополнительные средства в ипотечное жилищное кредитование. Вместе с тем основная масса населения области не в состоянии обслуживать кредит по рыночным ставкам (18 процентов годовых и более). Устранить противоречие между необходимостью выдачи ипотечных кредитов по рыночным процентным ставкам и способностью населения обслуживать такие кредиты поможет предлагаемая программа субсидирования процентных ставок при осуществлении ипотечного жилищного кредитования.

II. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание рыночного механизма ипотечного кредитования.

Для достижения цели в процессе реализации Программы требуется решение следующих задач, стоящих перед участниками Программы:

привлечение в ипотечное кредитование внебюджетных средств; предоставление субсидий жителям Оренбургской области, получающим ипотечные кредиты за счет привлеченных внебюджетных средств. Субсидии направляются на выплату заемщиками части процентов по кредиту. Размер субсидии устанавливается в пределах от 6 до 1 процента в зависимости от платежеспособности заемщика и позволяет снизить затраты на обслуживание ипотечных кредитов до 12 процентов годовых.

III. Реализация Программы

Реализация Программы возлагается на правительство Оренбургской области, администрации муниципальных образований (по согласованию), Корпорацию, Банк, Фонд, Регионального оператора.

Правительство области осуществляет финансирование Программы, контроль за целевым использованием выделяемых средств, а также совместно с другими участниками Программы разрабатывает положение о порядке и условиях предоставления субсидий при ипотечном кредитовании.

Для реализации настоящей Программы, а также других программ по ипотечному кредитованию создается Фонд, исключительной целью которого является предоставление субсидий при ипотечном жилищном кредитовании.

Создаваемый Фонд наделяется правами по получению бюджетных средств, в том числе поступающих от возврата ранее выданных ипотечных кредитов, и их последующему распределению между получателями субсидий. Надзор за деятельностью Фонда и принятие решений о предоставлении субсидий осуществляет попечительский совет Фонда. Обязательному включению в состав попечительского совета Фонда подлежат представителю министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и представитель министерства финансов.

области.

Получателями бюджетных субсидий могут стать жители Оренбургской области, обратившиеся с соответствующим заявлением и отвечающие требованиям положения о порядке и условиях предоставления субсидий при ипотечном кредитовании, утвержденного

 Правительством области.

Заемщик, желающий стать участником Программы субсидирования, представляет необходимые документы для определения размера субсидии и открывает в Банке блокированный специальный счет для получения субсидии.

К полномочиям Фонда относится осуществление следующих мероприятий по реализации механизма субсидирования:

прием граждан, консультирование их по вопросам получения субсидии;

анализ представленных документов на получение субсидии; определение размера выделяемой субсидии;

принятие решений о выделении субсидии.

С целью исключения затрат на содержание штатных сотрудников Фонд привлекает к осуществлению возложенных на него функций Корпорацию и Банк. Фонд заключает договоры:

с Корпорацией, в соответствии с которым Корпорации делегируются полномочия по консультированию и отбору кандидатов в получатели субсидий, анализу представленных документов, расчету размера субсидии;

Банком, в соответствии с которым Банк обслуживает заемщиков - получателей субсидий.

Фонд открывает в Банке целевой счет, на котором аккумулируются средства для субсидий, и целевой счет резервных средств, предназначенный для обеспечения процесса субсидирования в условиях возможного бюджетного недофинансирования (задержки финансирования) и в целях недопущения сбоев в выдаче субсидий заемщикам в случае увеличения их числа по сравнению с прогнозируемым.

Денежные средства на предоставление субсидий выделяются из областного бюджета ежегодно через Корпорацию в рамках финансирования ипотечного кредитования (таблица 1).

Фонд ежегодно отчитывается перед министерством финансов области о количестве получателей субсидий, размере израсходованных средств, размере резервных средств.

Региональный оператор осуществляет привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы с помощью рефинансирования выдаваемых в рамках Программы ипотечных кредитов, в том числе через федеральное Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.

IV. Объемы и источники финансирования Программы

Для реализации мероприятий Программы в 2003 - 2022 годах предусматривается финансирование из областного бюджета на сумму 172 млн. рублей (таблица 1), вложение жителями области собственных средств в объеме 860 млн. рублей (таблица 2), привлечение дополнительных средств в область в объеме 2000 млн. рублей (таблица 3), в том числе по годам:

1. Областной бюджет (тыс. рублей)

Таблица  1

Этапы финансирования Программы

Ставка по кредитам, % годовых

Источники финансирования

  

  

субсидии по кредитам, выдаваемым в текущем году

субсидии по ранее выданным кредитам

итого средств областного бюджета

2003 год  

18%  

6000

0

6000

2004 год

16%

4000

6000

10000

2005 год

14%

2000

10000

12000

2006 год

12%

0

11700

11700

2007 год

12%

0

11600

11600

2008 год

12%

0

11400

11400

2009 год

12%

0  

11200

11200

2010 год

12%

0  

11000

11000

2011 год

12%

0  

10700

10700

2012 год

12%

0  

10400

10400

2013 год

12%

0  

10000

10000

2014 год

12%

0  

9500

9500

2015 год

12%

0  

9000

9000

2016 год

12%

0  

8400

8400

2017 год

12%

0  

7600

7600

2018 год

12%

0  

6800

6800

2019 год

12%

0   

5700

5700

2020 год

12%

0

4500

4500

2021 год

12%

0  

3100

3100

2022 год

12%

0

1400

1400

ИТОГО

  

12000

160000

172000

     

2. Собственные средства жителей области (тыс. рублей)

Таблица 2

Этапы финансирования Программы (по годам)

Источник финансирования

  

Собственные средства жителей области

2003 год

43000

2004 год

43000

2005 год

43000

2006 год

43000

2007 год

43000

2008 год

43000

2009 год

43000

2010 год

43000

2011 год

43000

2012 год

43000

2013 год

43000

2014 год

43000

2015 год

43000

2016 год

43000

2017 год

43000

2018 год

43000

2019 год

43000

2020 год

43000

2021 год

43000

2022 год

43000

ИТОГО

860000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»