Недействующий

         

ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

О защите населения и территорий Оренбургской  области
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 11 марта 2004 года)

_________________________________________________________________

Текст документа приводится с учетом дополнений и изменений, внесенных:

- Законом Оренбургской области от 26.11.99 г. N 372/78-ОЗ

- Законом Оренбургской области от 24.06.99 г. N 287/57-ОЗ

- Законом Оренбургской области от 7.03.03 г. N 65/5-III-ОЗ

- Законом Оренбургской области от 11.03.04 г. N 908/151-III-ОЗ

___________________________________________________________________

Принят Законодательным
Собранием Оренбургской области
25 июня 1997 года

               

Настоящий Закон определяет общие для Оренбургской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Оренбургской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства или его части в пределах Оренбургской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Оренбургской области, территориальных органов государственной власти (далее - администраций районов), органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

    

 Чрезвыачайная ситуация -обстановка на определенной территории области, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для чрезвычайных ситуаций опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимальных условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуируемых.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Потенциально опасный объект - объект, на котором единовременно используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества или иные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 2. Законодательство в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

    

 Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба, потерь и ограничение масштабов чрезвычайной ситуации;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Оренбургская территориальная подсистема единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций


Оренбургская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Оренбургская территориальная подсистема) состоит из звеньев и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти области, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Оренбургской территориальной подсистемы являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения и должностных лиц органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

- создание резервов финансовых, материально-технических, продовольственных ресурсов и медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которое определяется рамками принятых соглашений, договоров и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Оренбургской области.

- Организация, состав сил и средств, порядок деятельности Оренбургской территориальной подсистемы и ее звеньев определяются нормативными правовыми актами Оренбургской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Классификация зон чрезвычайных ситуаций


Чрезвычайные ситуации на территории Оренбургской области в зависимости от количества людей, пострадавших в этих чрезвычайных ситуациях, размера материального ущерба, границ зон распространения и других факторов подразделяются на чрезвычайные ситуации трансграничного, федерального, территориального, местного и локального уровней.

Статус зон чрезвычайных ситуаций устанавливает областная комиссия по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником гражданской обороны.

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций


Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с исполнительными органами государственной власти, администрациями районов и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

Статья 7. Гласность и информация в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствия, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти Оренбургской области, администрации районов, органы местного самоуправления и администрации организаций организуют оперативное и достоверное информирование населения через средства массовой информации, другими возможными способами о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий, способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, органов государственной власти области, администраций районов, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.

Порядок сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Оренбургской области между органами исполнительной власти области, администрациями районов, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики и постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется в соответствии с действующим законодательством.

Все средства массовой информации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны передавать информацию с момента угрозы возникновения чрезвычайной ситуации и до ее ликвидации, поступающую от дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям вне всякой очереди и безвозмездно.

Статья 8. Основные принципы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций


Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся заблаговременно с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.


Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, администраций районов, органов исполнительной власти Оренбургской области, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Обеспечение безопасности в организациях соответствующей территории, а также создание финансовых и материально-технических резервов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий являются обязательной составной частью деятельности каждой организации - потенциального источника техногенных чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти области, администраций районов и органов местного самоуправления.



Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЙ РАЙОНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания Оренбургской области в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательное Собрание Оренбургской области:

- принимает в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также их последствий;

-осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Статья 10. Полномочия администрации Оренбургской области
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Администрация Оренбургской области:

- определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Оренбургской области и настоящим Законом основные направления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их выполнение;

- определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной власти области, администраций районов и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство Оренбургской территориальной подсистемой;

- формирует комиссию по чрезвычайным ситуациям области, эвакуационную комиссию области и комиссию по повышению устойчивости функционирования объектов экономики области, осуществляет руководство и координацию действий соответствующих служб, организаций, функционирующих на территории области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создает при органах исполнительной власти области постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»