Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


первого созыва


РЕШЕН

Е


от 21 февраля 1996 года



О Положении о порядке запрещения использования, изъятия, утилизации и уничтожения недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды
 продовольственного сырья и пищевых продуктов на территории Оренбургской области


Законодательное Собрание Оренбургской области РЕШИЛО:


1. Утвердить Положение о порядке запрещения использования,    изъятия, утилизации и уничтожения недоброкачественных и опасных для здоровья человека и окружающей среды продовольственного сырья и пищевых продуктов на территории Оренбургской области (прилагается).

2. Настоящее Положение вступает в силу с момента опубликования и действует до принятия нормативного акта РФ, регулирующего указанный порядок.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на    комитеты Законодательного Собрания области по социальной политике и по промышленности, строительству, транспорту, связи, жилищно-коммунальному хозяйству, экологии и использованию природных ресурсов.


Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
В.Н.Григорьев


 УТВЕРЖДЕНО
 решением
Законодательного Собрания
 Оренбургской области
 от 21 февраля 1996 года



ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ИЗЪЯТИЯ,
УТИЛИЗАЦИИ И УНИЧТОЖЕНИЯ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ
ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО  СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ


Введение

Настоящее Положение разработано в целях определения схемы и порядка изъятия, утилизации и уничтожения нестандартных и недоброкачественных пищевых продуктов и продовольственного сырья (далее именуется - продукция), а также координации деятельности органов государственного надзора и контроля в этой области.

Документ предназначен для должностных лиц, хозяйствующих субъектов и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, занятых производством, поставкой, использованием и реализацией продовольствия на предприятиях любой формы собственности, независимо от их ведомственной принадлежности, а также для должностных лиц органов государственного надзора и контроля.

1. Основные положения

1.1. Основные положения документа определены действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими права и обязанности производителей, поставщиков и продавцов продукции в области обеспечения и контроля качества и безопасности продовольствия, а также Положениями о соответствующих органах государственного надзора и контроля, уполномоченных проводить экспертизу продукции и принимать решения о возможности и условиях ее использования.

1.2. Снятию с реализации (запрещению использования) подлежит    продукция:

- с истекшим сроком годности;

- не имеющая необходимых сопроводительных документов,    подтверждающих ее качество и безопасность для потребителя, и не прошедшая сертификацию в установленном порядке;

- имеющая признаки недоброкачественности;

- признанная непригодной к использованию для пищевых целей по    результатам лабораторного исследования;

- в случае невозможности ее идентификации и установления места  производства;

- при установлении неблагополучия по инфекционным болезням животных, зараженности животноводческой продукции и сырья.

1.3. Оценка качества продукции на основании экспертизы сопроводительных документов и внешнего осмотра партии, включая проверку состояния тары (упаковки) и маркировки продукции, должна осуществляться предприятием-получателем продукции при ее приеме для использования (реализации).

1.4. В случае установления несоответствия качества поступившего товара (или сопроводительной документации) действующим требованиям руководитель (продавец) предприятия обязан приостановить его использование (реализацию) до проведения соответствующей экспертизы и принятия решения о возможности дальнейшего использования (реализации) продукции.

Приостановление использования (реализации) недоброкачественной или сомнительной по качеству продукции является также обязанностью любого органа (учреждения) государственного надзора, осуществляющего контроль за работой предприятий, производящих и реализуемых (использующих в технологическом процессе) продовольственное сырье и пищевые продукты.

1.5. Лабораторные исследования, необходимые для установления    качества товара и его опасности для здоровья потребителей, проводятся в аккредитованных для этих целей лабораториях (испытательных центрах) за счет владельца продукции.

1.6. Решение о возможности использования продукции, не    отвечающей установленным требованиям по товароведческим показателям, принимается государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Оренбургской области в пределах ее компетенции в соответствии с заключениями лабораторий (испытательных центров), аккредитованных для этих целей.

В случае выявления продукции, не отвечающей требованиям    нормативной документации, но не представляющей угрозы здоровью людей, госинспектор вправе перевести ее в нестандартную и определить условия дальнейшего использования (реализации) продукта.

1.7. По решению государственного ветеринарного надзора    подлежит изъятию продукция животноводства, рыба:

- не имеющая ветеринарных сопроводительных документов и    клеймения; реализуемая в неустановленных местах;

- при несовпадении данных сопроводительных ветеринарных    документов и фактических характеристик партии продукта;

- ввозимая с территорий, признанных неблагополучными по заболеваниям списка "А" МЭБ, без разрешения органов госветнадзора;

- полученная от животных, не разрешенных к использованию на пищевые цели; с инфекционными и инвазионными болезнями;

- признанная непригодной на пищевые цели после    обеззараживания.

1.8. Решение о запрещении использования и реализации продукции, представляющей опасность для здоровья потребителей и о пригодности ее для пищевых целей, принимается органами государственного санитарного надзора.

В необходимых случаях (при наличии гигиенических показаний) госсанэпидслужба участвует в рассмотрении вопросов об использовании продукции, изымаемой органами государственного ветеринарного надзора.

1.9. Обжалование заключений органов государственного надзора и контроля об изъятии, уничтожении или утилизации некачественной продукции осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в вышестоящих организациях или в органах суда и прокуратуры).


2. Запрещение реализации (использования)
недоброкачественной и опасной продукции

2.1. По итогам экспертизы документов, осмотра партии товара и (или) результатам его лабораторного исследования, подтверждающим несоответствие товара действующим требованиям, соответствующими органами государственного надзора и контроля в пределах их компетенции оформляется заключение о приостановлении (запрещении) реализации (использования) продукции. В дальнейшем владельцем товара (производителем, поставщиком) обосновываются возможные условия использования (уничтожения) товаров; последние согласовываются с органом государственного надзора, принявшим решение о запрещении их реализации.

2.2. О результатах осмотра партии некачественной продукции    должен быть составлен акт, в котором указываются:

- место и время составления акта; должность, имя, отчество и    фамилия эксперта, а также других лиц, участвующих в экспертизе;

- основание для проведения экспертизы;

- общие данные о партии (происхождение, размеры партии,    состояние тары, наличие сопроводительных документов, даты отгрузки и прибытия партии продуктов и др.);

- результаты осмотра (условия хранения, количество вскрытых    мест, данные органолептического исследования продукта;

- данные об отборе образцов продуктов для лабораторного    исследования (если таковой производился);

- заключение о качестве продукта и условиях его использования  (если последнее может быть выдано без лабораторного исследования).

2.3. По итогам экспертизы (товароведческой, гигиенической, ветеринарно-санитарной) нестандартной продукции может быть принято решение:

- о пригодности продукта для питания людей, в том числе при соблюдении определенных требований и условий (определение срока реализации, дополнительная проверка каждой единицы упаковки, продажа только в определенных местах, при условии особого контроля и т. п.);

- о непригодности продукта для употребления по назначению, но  о возможности его использования в качестве сырья при переработке на специально указанных предприятиях (при наличии соответствующего обоснования владельца товара);

- о безусловной непригодности продукта для питания, т.е. о необходимости уничтожения или технической утилизации продукта, передачи его на корм скоту (при наличии положительного заключения органов госветнадзора) и т. д.

2.4. Результаты экспертизы и принятые решения о порядке  использования некачественного товара доводятся до сведения органа, сертифицировавшего данную партию продукта, с целью отзыва сертификата или внесения соответствующей корректировки в порядок его использования (реализации).


3. Порядок изъятия недоброкачественных товаров

3.1. При установлении фактов незаконной торговли товарами,    свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством, торговли продовольственными товарами в нарушение санитарных правил либо без сертификата качества, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, госторгинспекции и государственного надзора составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем причин запрещения реализации (использования, изъятия) продукции и ответственного лица, обязанного обеспечить надлежащее хранение снятого с продажи (изъятого) товара.

3.2. Изъятие товара осуществляется органами внутренних дел и сотрудниками государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном действующим законодательством.

В случае принятия решения об изъятии некачественного товара сотрудниками органов (учреждений) государственной санитарно-эпидемиологической службы к оформлению соответствующих документов привлекаются сотрудники органов внутренних дел.

3.3. Владельцы изъятых товаров до рассмотрения дела об административном правонарушении сдают их на склады временного хранения, определяемые администрациями территорий совместно с органами внутренних дел (примечание: при наличии соответствующих условий конфискованные товары могут храниться у владельца товара, который несет полную ответственность за соблюдение необходимых требований по его сохранности).

3.4. В зависимости от результатов рассмотрения дела об    административном правонарушении в установленном порядке изъятые товары, в случае установления их опасности для жизни и здоровья потребителей, передаются для уничтожения, на техническую утилизацию или на корм животным.

Продукты, признанные пригодными к использованию на пищевые    цели (по заключению соответствующих органов государственного надзора), возвращаются владельцу или передаются на соответствующие предприятия по производству и (или) реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов.


4. Порядок учета, использования, утилизации
и уничтожения продукции, условногодной
и непригодной для пищевых целей

4.1. Если по результатам экспертизы продукт признается условногодным или подлежащим направлению для промышленной переработки, заключение об этом оформляется в акте (документе) экспертизы. При этом обязательно указывается - на кого персонально возлагается ответственность за выполнение предложенных условий: сроков, условий хранения и использования и т. д.; определяется также - на каком предприятии будет проводиться переработка продукции. Та же информация должна быть указана в сопроводительных документах (накладной) на продукты при их отправке на указанное в заключении предприятие.

В расходном документе (накладной, акте передачи продукта для    переработки, на корм скоту) должно быть указано лицо, ответственное за точное соблюдение указаний о способе переработки (использования) продукции. До сведения владельца товара доводится также порядок обжалования решения о запрещении реализации (использования) продукции, ее уничтожения или утилизации.

4.2. После переработки продукта на предприятии в качестве    сырья конечный продукт должен быть повторно представлен на экспертизу для подтверждения его пригодности для использования в пищу.

4.3. Если партия продукции, признанная непригодной в пищу людям, передается на корм животным или на техническую утилизацию, ее владелец не позднее 15 дней с момента принятия решения о путях использования товара обязан представить органу, выдавшему заключение, официальный документ, подтверждающий сдачу продукта (на корм, утилизацию), с указанием даты сдачи, количества сданного продукта и реквизитов его получателя.

4.4. Если пищевые продукты, признанные непригодными в пищу, подлежат уничтожению, оформляется заключение соответствующего органа государственного надзора (контроля) об уничтожении забракованных продуктов, при этом порядок, способ и срок уничтожения продукта также обосновываются владельцем товара (изготовителем, поставщиком, продавцом). В обязательном порядке в заключении четко указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя предприятия (или иного материально-ответственного лица), ответственного за сохранность продукта и его уничтожение, а также размер партии.

В случае обжалования допускается отсрочка уничтожения забракованных продуктов, если их хранение не опасно в санитарно-эпидемическом отношении, имеются должные условия для хранения и продукт по своему состоянию еще может храниться, не подвергаясь дальнейшей порче.

4.5. Продукция, признанная непригодной в пищу, до ее переработки, использования на корм скоту или уничтожения должна храниться в отдельном помещении, на особом учете, с точным указанием объема партии. Ответственность за сохранность продукции и ее дальнейшее использование несет руководитель предприятия (юридическое, физическое лицо) - владелец товара.

На каждом складе готовой продукции должна быть заведена    пронумерованная, прошнурованная и скрепленная печатью, подписанная руководителем предприятия книга по приемке, учету, хранению, использованию (переработке, передаче на корм животных, утилизации) и уничтожению дефектных товаров.

4.6. Во избежание возможности использования в пищу продуктов, подлежащих уничтожению и представляющих реальную угрозу здоровью и жизни потребителей (в случае незаконного направления их на пищевые цели), они должны быть денатурированы каким-либо резко пахнущим веществом, раствором какого-либо красителя (дающего окраску, несвойственную данному продукту) и пр. Инфицированные продукты, опасные для населения, перед уничтожением или в процессе уничтожения обеззараживаются (20% раствором хлорной извести, 2,5% раствором сернокарболовой смеси и т. д.)

Обоснование способов денатурации продукции также является  обязанностью владельца недоброкачественного товара.

4.7. Уничтожение (закапывание, сжигание) производится силами и за счет средств предприятия-владельца продукции, в присутствии комиссии, создаваемой приказом по предприятию. Санитарный врач или, по его поручению, помощник санитарного врача присутствует при уничтожении продуктов в случаях, когда уничтожаются продукты, представляющие опасность в плане возникновения массовых инфекционных заболеваний или отравлений людей. По поручению санитарного врача при уничтожении продуктов может присутствовать представитель местной общественности (санитарный инспектор).

4.8. Об уничтожении партии продукта составляется акт, в  котором указываются:

- время и место составления акта;

- наименование предприятия, которому принадлежит продукт;

- грузоотправитель;

- имя, отчество, фамилия и должность членов комиссии;

- наименование и количество уничтоженных продуктов;

- способ уничтожения;

- на основании какого документа уничтожен продукт.

Акт об уничтожении в течение трех (максимум пяти) суток должен быть представлен органу (учреждению), принявшему решение об уничтожении партии продукта.

      текст документа сверен по:
      Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.02.96 (15 заседание),

     официально опубликован также в:
      газете "Южный Урал" от  16.03.96

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»