Недействующий


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ




Об областной программе "Профилактика эндемического
зоба и других йоддефицитных заболеваний на 1999-2000 годы"

     
   Принят Законодательным Собранием области
    14 апреля 1999 года

С целью профилактики эндемического зоба и других йоддефицитных заболеваний среди населения Оренбургской области Законодательное Собрание области Постановляет:

1. Утвердить областную программу "Профилактика эндемического зоба и других йоддефицитных заболеваний на 1999-2000 годы" (прилагается).

2. Постановление вступает в силу со дня подписания.

Глава администрации области
В.В. Елагин

      Подписано 27 апреля 1999 года
      N 235/44-ПЗС




 Утверждена
Постановление Законодательного
Собрания области
от 27.04.99 г.
 N 235/44-ПЗС



ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА


"Профилактика эндемического зоба и других йоддефицитных
заболеваний на 1999-2000 годы"


I. Обоснование программы

Актуальность принятия программы "Профилактика эндемического зоба и других йоддефицитных заболеваний на 1999-2000 годы" на территории Оренбургской области обусловлена критическим обострением эпидемиологической ситуации. Показатель заболеваемости эндемическим зобом в 1997 году по сравнению с 1991 годом увеличился в 12,7 раза, частота врожденных пороков и уродства увеличилась в 2 раза и достигла 3,0 на 100 родившихся, детская инвалидность выросла в 5,8 раза: в 2 раза увеличилась заболеваемость раком щитовидной железы среди взрослого населения. Частота гиперплазии щитовидной железы у детей по территориям области составляет от 30 до 60 процентов. Причиной роста заболеваемости явилось резкое снижение употребления населением йодированной соли в результате сокращения ее производства и поставки. В то же время употребление излишне высоких доз йода ведет к развитию заболеваний, связанных с избыточным поступлением йода в организм (йодиндуцированного гипертиреоза).

Выраженная "очаговость" заболеваний при незавершенном геохимическом районировании территорий области по степени йодного дефицита создает повышенный риск возникновения йодиндуцированных гипертиреозов среди населения вплоть до возможных смертельных исходов. Между тем лечебно-профилактические учреждения не располагают современным оборудованием для оценки степени недостаточности йода, определение его в моче. Центр Госсанэпиднадзора в области испытывает острую нехватку компьютерной техники для внедрения эффективных информационно-аналитических систем мониторинга и оценки, нехватку лабораторного оборудования, реактивов и портативных наборов для экспрессного определения йода в соли, пищевых продуктах и других объектах внешней среды (вода, почва и т.п.), а также микроэлементов, влияющих на метаболизм йода в организме. Технологическое оборудование для йодирования соли в ОАО "Илецк-Соль" требует реконструкции и замены. Проблема профилактики эндемического зоба и других йоддефицитных заболеваний среди населения области может быть успешно решена только при осуществлении комплекса организационных, медицинских, экономических, правовых и других мер, основанных на принципах региональной политики профилактики, предусмотренных целевой программой, при финансовой и организационной поддержке областной и местных администраций.

Настоящая программа разработана центром Госсанэпиднадзора в области, главным управлением здравоохранения администрации области с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации по эндемическому зобу и другим йоддефицитным заболеваниям, на основании результатов проведенных прикладных эпидемиологических исследований и рекомендаций Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава Российской Федерации.



II. Цель и задачи программы

Целью программы профилактики эндемического зоба и других йоддефицитных заболеваний является организация и внедрение эффективной, максимально экономичной для бюджета системы защиты населения от эндемического зоба и йоддефицитных заболеваний, базирующейся на принципах региональной политики профилактики, ликвидации и снижения заболеваемости, смертности, инвалидности, причинно обусловленных недостаточностью йода.

Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

- введение на территории области системы эпидемиологического мониторинга за изменениями в состоянии здоровья населения во взаимосвязи с изменением окружающей среды и качеством йодирования соли, оценкой степени недостаточности йода и корректировкой мероприятий в зависимости от результатов мониторинга;

- обеспечение массовой йодной профилактики в эндемичных территориях области;

- оснащение центров госсанэпиднадзора и лечебно-профилактически учреждений современным диагностическим и лабораторным оборудованием;

- улучшение подготовки кадров центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лечебно-профилактических учреждений по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, лечения и профилактики йоддефицитных заболеваний;

- реконструкция оборудования для йодирования соли на ОАО "Илецк-Соль";

- развертывание пропагандистской кампании среди населения через средства массовой информации.



III. Система программных мероприятий

Мероприятия программы представлены по следующим направлениям:

- обеспечение населения йодированной солью (приложение 1);

- создание системы мониторинга обеспеченности населения йодом (приложение 2);

- исследования эпидемиологии йодного дефицита на территории области (приложение 3);

- обучение специалистов и информационное обеспечение населения (приложение 4).



IV. Источники финансирования программы

Финансирование мероприятий будет осуществляться из федерального, областного бюджетов, областного валютного фонда, средств предприятий. Привлечение финансовых средств предприятий и иных внебюджетных источников на финансирование программы предусматривается на договорной основе.



V. Управление и механизм реализации программы

Государственными заказчиками программы являются центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области, главное управление здравоохранения администрации области. Соисполнителем работ является Оренбургская государственная медицинская академия.

Привлечение органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, организаций, не являющихся областной собственностью, для реализации программы осуществляется по согласованию (договору) с ними.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- снижение йоддефицитных заболеваний к 2001 году;

- ликвидация причин заболеваний, связанных с избыточным поступлением йода в организм.

Экономический эффект от реализации программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и ожидаемых экономических потерь в результате улучшения состояния здоровья населения.

Приложение 1
к областной программе
"Профилактика эндемического зоба
и других йоддефицитных заболеваний
на 1999 - 2000 годы"


                           Мероприятия по обеспечению населения йодированной солью

                                                                                          ( в тыс.руб.)
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
    NN   Наименование           Исполнители        Срок     ¦ Объемы финансирования   ¦    Источники
         предприятий                             исполнения +-------------------------¦ финансирования
                                                            ¦Всего ¦ в т.ч. по годам  ¦
                                                            ¦      +------------------¦
                                                            ¦      ¦  1999  ¦  2000   ¦
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
   -1-------------2-----------------3---------------4----------5-------6--------7-------------8------------

    1. Внедрение в производ-    ОАО "Илецк-      1999-2000     -       -        -      ОАО "Илецк-Соль"
       ство технологий йодиро-    -Соль"           годы
       вания соли помолов
       N 2, 3

    2. Внедрение в производ-    ОАО "Илецк-         -         40,0     20,0    20,0    ОАО "Илецк-Соль"
       ство технологий йодиро-    -Соль"
       вания соли высокоста-
       бильным йодом калия

    3. Организация закупки      Руководители        -          -        -        -      Средства учреждений,
       только йодированной      учреждений,                                            предприятий
       соли в детские, лечебно- предприятий
       профилактические учреж-
       дения из расчета 3,5 кг
       соли в год на человека

    4. Осуществление контроля   Центры госсанэ-     -          -        -        -      Бюджетные средства
       за условиями хранения,   пиднадзора  в                                          центров госсанэпид-
       транспортировки и реали- городах и районах                                      надзора
       зации йодированной соли

       Итого:                                                 40,0     20       20

       в т.ч. ОАО "Илецк-Соль"                                40,0     20       20


Приложение 2
к областной программе
"Профилактика эндемического зоба
и других йоддефицитных заболеваний
на 1999 - 2000 годы"

               Создание эффективной системы мониторинга обеспеченности населения области йодом

( в тыс.руб.)

   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
    NN   Наименование           Исполнители        Срок     ¦ Объемы финансирования   ¦    Источники
         предприятий                             исполнения +-------------------------¦ финансирования
                                                            ¦Всего ¦ в т.ч. по годам  ¦
                                                            ¦      +------------------¦
                                                            ¦      ¦  1999  ¦  2000   ¦
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
   -1-------------2-----------------3---------------4----------5-------6--------7-------------8------------

    1. Обеспечение контроля                      1999-2000
       наличия йодированной                        годы
       соли и содержания в
       ней йода:

       - на уровне произ-    ОАО "Илецк-Соль",      -                                   ОАО "Илецк-Соль",
         водства             центр госсанэпид-                                          бюджетные средства
                             надзора в Соль-                                            центра госсанэпид-
         в каждой партии -   -Илецком районе        -                                   надзора в Соль-
         - внутренний                                                                   -Илецком районе
         контроль;

4 раза в месяц -
внешний контроль;

         - на уровне оптовых  Центры госсан-        -                                   Бюджетные средства
         поставщиков 1 раз в  эпиднадзора в                                             центров госсанэпид-
         месяц;               городах и рай-                                            надзора в городах
                              онах                                                      и районах

         - на уровне рознич-        -               -          -       -        -              -
         ной торговли и ко-
         нечных потребителей
         1 раз в квартал

    2. Проведение апробации   Центр госсан-       1999 г.     10,0   10,0       -       Областной бюджет
       и внедрение новых ме-  эпиднадзора
       тодов определения йо-  в области
       да: в пищевых продук-
       тах и биоматериалах,
       в молочных продуктах,
       в соли

    3. Внедрение экспресс-          -           1999-2000     80,0   40,0     40,0      Областной бюджет
       методов лабораторно-                        годы
       го контроля содержа-
       ния йода в соли

    4. Оснащение современ-    ОАО "Илецк-Соль",   1999 г.     20,0   10,0     10,0      ОАО "Илецк-Соль"
       ным лабораторным обо-  Главное управле-  1999-2000      -      -         -       Областной валютный
       рудованием, экспресс-  ние здравоохране-    годы                                 фонд в пределах
       тестами и реактивами   ния администрации                                         сумм по статье
       для определения йода   области,                                                  "Расходы на здра-
       в пищевых продуктах                                                              воохранение"
       и биологических сре-   Центр госсанэпид-  1999-2000   200,0   100,0   100,0      Областной бюджет
       дах                    надзора в области    годы

    5. Организация и прове-   Главное управле-   1999-2000   160,0    80,0    80,0      Областной бюджет в
       дение системы биоло-   ние здравоохране-    годы                                 пределах выделен-
       гического и эпидемо-   ния администрации                                         ных средств
       логического монито-    области.
       ринга обеспеченности   Центр госсанэпид-       -       90,0    45,0    45,0      Областной бюджет
       населения йодом и      надзора в области
       эффективности йодной
       профилактики

       Итого:                                                560,0   285,0   275,0

       в т.ч. областной бюджет                               540,0   275,0   265,0

       ОАО "Илецк-Соль"                                       20,0    10,0    10,0


Приложение 3
к областной программе
"Профилактика эндемического зоба
и других йоддефицитных заболеваний
на 1999 - 2000 годы"

               

 Исследования эпидемиологии йодного дефицита на территории Оренбургской области

                                                                                          ( в тыс.руб.)
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
    NN Наименование Исполнители     Срок              ¦ Объемы финансирования   ¦ Источники
                    предприятий     исполнения        +-------------------------¦ финансирования
                                                               ¦Всего           ¦ в т.ч. по годам    ¦
                                                               ¦                +------------------  ¦
                                                               ¦                ¦ 1999   ¦ 2000      ¦
   --------------------------------------------------------------------------------------------------------
   -1-------------2-----------------3---------------4----------5-------6--------7-------------8------------

    1. Проведение эпидемио- Центр госсанэпид- 1999-2000 42,0 21,0 21,0 Областной бюджет
       логических исследова- надзора в области годы
       ний распространенности
       йодного дефицита на
       территории области

    2. Изучение механизмов Центр госсанэпид- - 20,0 10,0 10,0 Областной бюджет
       действия недостаточ- надзора в области,
       ности йода при воздей- Оренбургская мед-
       ствии на организм от- академия
       рицательных факторов
       окружающей среды на
       основе использования
       компьютерных техноло-
       гих и программ

       Внедрение постоянно Главное управление
       действующего скрининга здравоохранения
       жителей области на администрации облас-
       йоддефицитные состоя- ти
       ния:

  3.1. Обеспечить проведение - - 600,0 300,0 300,0 Областной бюджет
       осмотров организованных в пределах выделен-
       коллективов врачом-эн- ных средств
       докринологом

  3.2. Проведение выборочных - - 2800,0 1400,0 1400,0 -
       целевых осмотров детей
       в школах на зоб (2 ра-
       за в год)

    4. Проведение медикамен- Главное управле- 1999-2000 2001,8 1000,9 1000,9 Областной бюджет
       тозной профилактики ние здравоохране- годы в пределах выделен-
       йоддефицитных заболе- ния администрации ных средств
       ваний области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»