ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 1998 года N 14-п
Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах"
В целях динамичного развития экономики и структурных преобразований, достижения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения правительство области постановляет:
1. Утвердить концепцию "Структурная перестройка и социально экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах" (прилагается).
2. Органам исполнительной власти области всех уровней принять Концепцию к руководству.
3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.
4. Указанное постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Правительства -
Глава администрации
Оренбургской области
В.В.Елагин
Утверждена
постановлением
Правительства
Оренбургской области
от 17 июня 1998 г.
N 14-п
КОНЦЕПЦИЯ
"СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ"
Оренбургская область играет значительную роль в народнохозяйственном комплексе России. Структура народного хозяйства области уникальна. Область обладает разнообразными по составу и значительными по масштабу природными ресурсами, выступает как крупный поставщик газа и нефти, черных и цветных металлов, продукции машиностроения.
Наряду со значительным развитием разнопрофильной индустрии область характеризуется многоотраслевым сельскохозяйственным производством, ряд отраслей которого имеет важное значение на общероссийском и мировом рынках, имеет выгодное транспортно географическое положение. Область обладает разнообразными по квалификации и профессиям кадрами, развитой сетью научно исследовательских и учебных заведений, что способствует динамичному развитию хозяйства области.
В области созданы все предпосылки для продвижения экономических реформ. Курс реформ предусматривает соблюдение приоритетности социальных задач и направлен на:
- создание стимулов экономического роста, технического перевооружения производства, повышения его эффективности;
- расширение государственного регулирования экономики области через обеспечение эффективного использования государственного имущества и управление государственной собственностью; контроля за ценообразованием; поддержки предприятий, способствующих структурной перестройке и др.;
- проведение политики структурной перестройки в экономике области;
- создание условий для повышения активности инвестиционной политики;
- установление единых принципов бюджетных взаимоотношений.
Необходимо отметить, что только конструктивный подход Правительства Российской Федерации к формированию государственной системы регулирования территориального развития с учетом региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства, отказ от индивидуальных льгот и переход к принятию обоснованных мер государственной поддержки регионов различных типов, формирование для каждого субъекта Федерации своего комплексного хозяйственного механизма, охватывающего все стороны экономического и социального развития и построенного на базе законов Российской Федерации с учетом местных особенностей и интересов населения позволят решить направления, выработанные данной концепцией.
С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема посредством стимулирования деятельности предприятий по их реформированию и структурной перестройке.
В соответствии с этим в области сформированы стратегия и приоритеты промышленной политики, предусматривающие развитие базовых комплексов промышленности и переход области от региона, вывозящего сырье (нефть, газ, цветные металлы), к региону, обеспечивающему вывоз продукции конечной переработки (нефтепродукты, прокат цветных металлов, сложную технику и оборудование, продукцию переработки сельского хозяйства и т.д.).
Приоритеты промышленной политики будут строиться на следующих принципах:
- поощрение предприятий и производств, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов и обладающими конкурентоспособностью как на российском, так и на международном рынках, и ведущих к ускорению включения области в существующую систему внутрироссийского и международного разделения труда; предприятий, участвующих в организации выпуска высококачественной продукции в рамках реализации программы "Сделано в Оренбуржье"; конверсии предприятий оборонного комплекса;
- реструктуризация предприятий с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
- приоритетное размещение на промышленных предприятиях области государственных заказов на изготовление продукции для государственных нужд.
Исходя из этого, основные усилия будут сосредоточены на следующих направлениях:
- обеспечении успешного функционирования топливно энергетического комплекса за счет дальнейшего увеличения добычи нефти, газа, газового конденсата (освоение Зайкинского, Загорско-Лебяжинского, Бердянского, Копанского месторождений, Восточной нефтяной оторочки Оренбургского газоконденсатного месторождения), повышении газо- и нефтепереработки с использованием эффективных технологий (строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинском месторождении, строительство конденсатопровода для подачи оренбургской нефти на ОАО "Орскнефтеоргсинтез", организация производства высококачественных горюче - смазочных материалов с низким содержанием серы и высокооктановых неэтилированных бензинов);
- организации выпуска новых видов продукции предприятиями металлургического комплекса за счет технического перевооружения ОАО "Носта" (труб большого диаметра в "северном" исполнении, прокатной заготовки для труб высокого давления, мостостали, сосудов, работающих в агрессивных средах и под давлением), ОАО "Медногорский медносерный комбинат" (катодной меди, свинца, свинецсодержащих продуктов), Гайским и Орским заводами по обработке цветных металлов (новых типов проката);
- развитии сырьевой базы цветной металлургии (освоение месторождений медной руды "Барсучий Лог", "Летнее", "Осеннее" со строительством обогатительной фабрики, внедрение экологически чистой технологии переработки руд Буруктальского и Сахаринского никелево - кобальтовых месторождений);
- организации производства конкурентоспособной продукции машиностроения (вертолетов К-126, К-226, стиральных машин "Орь - автомат" - на ПО "Стрела", мотор - компрессоров, бытовых холодильников и морозильных камер нового поколения - на ОАО "Ормез", экспортоориентированной продукции - на ОАО "Южуралмаш", электродвигателей евростандарта и магнитных пускателей - на ОАО "Уралэлектро", автобусов - на ЗАО "Оренорь", ОАО "Сармат", высококонкурентных газовых баллонов - на Орском машиностроительном заводе и других видов машиностроительной продукции);
- организации производства техники, в том числе средств малой механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок на ПО "Стрела", радиаторов различного типа для отечественной сельхозтехники - на Оренбургском и Бугурусланском заводах "Радиатор"; гидропонных установок для проращивания зерна на ОАО "Электропреобразователь" и других видов изделий);
- организации ряда перерабатывающих производств для более эффективной переработки продукции сельского хозяйства (создание сети малых перерабатывающих предприятий в сельской местности по переработке мяса, молока, зерна, шерсти, шкур и другой сельхозпродукции; строительство цеха молочных продуктов для детского питания в г. Оренбурге; строительство ликеро - водочного завода в Первомайском районе).
Успешная реализация намеченных преобразований требует проведения реформы предприятий, целью которой является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности.
Одной из главных задач на данном этапе будет создание более благоприятных условий хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
Приоритетами в ходе реформы предприятий являются:
- защита прав участников (учредителей);
- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
- достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- повышение квалификации работников предприятия как одного из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Создание благоприятных экономических условий для преодоления инвестиционного кризиса является необходимым условием для обеспечения структурной перестройки и устойчивого развития экономики области.
С целью формирования инвестиционной политики был принят пакет распорядительных и законодательных актов как органами власти Российской Федерации, так и органами власти Оренбургской области. Область включена в ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие базовых отраслей промышленности.
Преодоление спада экономики требует в первую очередь роста капиталовложений. Решение этой задачи в качестве необходимых условий предполагает:
- расширение потенциальных источников для инвестиций;
- создание условий, стимулирующих трансформацию накоплений предпринимательских структур и граждан в реальные инвестиции;
- расширение базы эффективного применения капитальных вложений посредством реформы предприятий, направленной на укрепление роли собственника и повышение их инвестиционной привлекательности;
- содействие со стороны областных властных структур проведению политики по активизации инвестиционной деятельности предприятий, оказание поддержки в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
Ключевыми факторами, определяющими достаточные условия, являются:
- создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств;
- создание инвестиционной инфраструктуры по разработке и продвижению инвестиционных проектов, их экспертный отбор, оказание государственной поддержки, инвестирование на конкурсной основе и т.д.;
- создание уполномоченной страховой компании для осуществления страхования инвестиций;
- создание уполномоченной лизинговой компании;
- создание механизмов формирования внутриобластного рынка сбыта продукции приоритетных отраслей промышленности как одного из механизмов поддержки инвестиций;
- формирование механизма гарантирования и страхования инвестиций путем создания залогового фонда из высоколиквидной продукции предприятий области и финансовых средств.
Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1998-2000 гг. будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат порядка 60 % всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастут доля амортизационных отчислений, а также использование средств дебиторской задолженности и недоимки в бюджет на инвестиционные цели.
Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять в первую очередь за счет увеличения объемов, привлекаемых кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и частных инвесторов через совершенствование механизма предоставления гарантий областью.
Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения.
Основными задачами в осуществлении системных мер по оживлению инвестиционного процесса являются:
- изменение амортизационной политики и увязка ее с налогообложением, что позволит поднять ее роль как источника капиталовложений;
- развитие рынка капитала, прежде всего, облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем;
- формирование инвестиционных средств при приватизации и расширении действующих предприятий;
- привлечение иностранного капитала.
В реализации инвестиционной политики большое внимание будет уделяться поддержке социально направленных проектов и проектов региональной значимости, к которым относятся жилищное строительство, развитие социальной сферы и реструктуризация предприятий стройиндустрии.
Приоритетное значение для стабилизации социально экономической обстановки имеет ускорение решения жилищной проблемы. В этих целях разработана областная программа "Свой дом", предусматривающая обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком путем выделения долгосрочных кредитов, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья. Кроме того, программой предусмотрено привлечение в качестве дополнительных источников финансирования средств коммерческих и банковских структур, привлечение иностранных кредитов и других источников. Для решения этих вопросов предусмотрены создание и развитие сети ипотечных банков, формируется структура, занимающаяся практической реализацией программы, разработка схем по привлечению дополнительных инвестиций.
В области создана достаточно мощная база стройиндустрии. Проводится ряд мероприятий по ее совершенствованию, как строительство новых производств, так и реконструкция действующих.
Структурная перестройка производственной базы строительной индустрии области позволит значительно удешевить стоимость строительства социально значимых объектов и за счет применения новых эффективных материалов снизить затраты на их содержание и эксплуатацию.
Направления структурной перестройки стройиндустрии предусматривают организацию выпуска на предприятиях отрасли новых, облегченных строительных конструкций, экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, выпуск новых эффективных кровельных материалов, переориентацию ряда домостроительных комбинатов на выпуск комбинированных строительных систем для обеспечения нужд малоэтажного строительства, значительное расширение использования местных строительных материалов, а также:
- производство цементно - песчаных стеновых материалов на комплектном оборудовании фирмы "Бессер" США;
- производство керамических стеновых материалов по технологии итальянской фирмы "Униморандо";
- внедрение технологии СП "ДСК-Терон" в строительном комплексе области и осуществление на основе этой технологии строительства жилых домов разной конструкции;
- ОАО "Орфил-92" в г. Орске - реконструкция кирпичного завода с увеличением мощностей по выпуску лицевого кирпича и организация производства черепицы;
- ЗАО "ОРТАП" в г. Оренбурге - организация производства кровельных и гидроизоляционных материалов на стеклотканевой основе;
- имеются и другие проекты.
Область имеет достаточные запасы местных материалов для стройиндустрии, в том числе цементные глины, мел, гипс, керамические глины, мрамор. Разработаны инвестиционные проекты по добыче этих запасов с учетом имеющихся на сегодняшний день новых современных технологий, реализация которых позволит значительно улучшить и расширить ассортимент применяемых в строительстве материалов.
Цель развития агропромышленного комплекса области - остановить спад производства сельскохозяйственной продукции, повысить экономическую эффективность агропромышленного производства, принять меры по социальному обновлению села, удовлетворить потребности населения области в основных сельскохозяйственных продуктах за счет местного производства, защитить местного товаропроизводителя, обеспечить поставки высококачественной сельскохозяйственной продукции на внешний рынок.
Основные направления аграрной политики области:
- развитие многоукладной экономики;
- техническое перевооружение отрасли и развитие машинотехнологических станций;
- развитие интеграции сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями по производству, переработке и реализации продукции и техническому перевооружению перерабатывающих предприятий;
- реформирование хронически неплатежеспособных хозяйств;
- переход к высокоурожайным сортам и энергосберегающим технологиям при возделывании сельскохозяйственных культур;
- создание благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности и адаптации предприятий к работе в рыночных условиях;