• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 1998 года N 14-п

Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах"

В целях динамичного развития экономики и структурных преобразований, достижения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения правительство области постановляет:

1. Утвердить концепцию "Структурная перестройка и социально экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах" (прилагается).

2. Органам исполнительной власти области всех уровней принять Концепцию к руководству.

3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

4. Указанное постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Правительства -
Глава администрации
Оренбургской области
В.В.Елагин


КОНЦЕПЦИЯ "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ"


Утверждена
постановлением
Правительства
Оренбургской области
от 17 июня 1998 г.
N 14-п

Оренбургская область играет значительную роль в народнохозяйственном комплексе России. Структура народного хозяйства области уникальна. Область обладает разнообразными по составу и значительными по масштабу природными ресурсами, выступает как крупный поставщик газа и нефти, черных и цветных металлов, продукции машиностроения.
Наряду со значительным развитием разнопрофильной индустрии область характеризуется многоотраслевым сельскохозяйственным производством, ряд отраслей которого имеет важное значение на общероссийском и мировом рынках, имеет выгодное транспортно географическое положение. Область обладает разнообразными по квалификации и профессиям кадрами, развитой сетью научно исследовательских и учебных заведений, что способствует динамичному развитию хозяйства области.
В области созданы все предпосылки для продвижения экономических реформ. Курс реформ предусматривает соблюдение приоритетности социальных задач и направлен на:

- создание стимулов экономического роста, технического перевооружения производства, повышения его эффективности;
- расширение государственного регулирования экономики области через обеспечение эффективного использования государственного имущества и управление государственной собственностью; контроля за ценообразованием; поддержки предприятий, способствующих структурной перестройке и др.;
- проведение политики структурной перестройки в экономике области;
- создание условий для повышения активности инвестиционной политики;
- установление единых принципов бюджетных взаимоотношений.
Необходимо отметить, что только конструктивный подход Правительства Российской Федерации к формированию государственной системы регулирования территориального развития с учетом региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства, отказ от индивидуальных льгот и переход к принятию обоснованных мер государственной поддержки регионов различных типов, формирование для каждого субъекта Федерации своего комплексного хозяйственного механизма, охватывающего все стороны экономического и социального развития и построенного на базе законов Российской Федерации с учетом местных особенностей и интересов населения позволят решить направления, выработанные данной концепцией.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема посредством стимулирования деятельности предприятий по их реформированию и структурной перестройке.
В соответствии с этим в области сформированы стратегия и приоритеты промышленной политики, предусматривающие развитие базовых комплексов промышленности и переход области от региона, вывозящего сырье (нефть, газ, цветные металлы), к региону, обеспечивающему вывоз продукции конечной переработки (нефтепродукты, прокат цветных металлов, сложную технику и оборудование, продукцию переработки сельского хозяйства и т.д.).
Приоритеты промышленной политики будут строиться на следующих принципах:

- поощрение предприятий и производств, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов и обладающими конкурентоспособностью как на российском, так и на международном рынках, и ведущих к ускорению включения области в существующую систему внутрироссийского и международного разделения труда; предприятий, участвующих в организации выпуска высококачественной продукции в рамках реализации программы "Сделано в Оренбуржье"; конверсии предприятий оборонного комплекса;
- реструктуризация предприятий с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;
- приоритетное размещение на промышленных предприятиях области государственных заказов на изготовление продукции для государственных нужд.
Исходя из этого, основные усилия будут сосредоточены на следующих направлениях:

- обеспечении успешного функционирования топливно энергетического комплекса за счет дальнейшего увеличения добычи нефти, газа, газового конденсата (освоение Зайкинского, Загорско-Лебяжинского, Бердянского, Копанского месторождений, Восточной нефтяной оторочки Оренбургского газоконденсатного месторождения), повышении газо- и нефтепереработки с использованием эффективных технологий (строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинском месторождении, строительство конденсатопровода для подачи оренбургской нефти на ОАО "Орскнефтеоргсинтез", организация производства высококачественных горюче - смазочных материалов с низким содержанием серы и высокооктановых неэтилированных бензинов);
- организации выпуска новых видов продукции предприятиями металлургического комплекса за счет технического перевооружения ОАО "Носта" (труб большого диаметра в "северном" исполнении, прокатной заготовки для труб высокого давления, мостостали, сосудов, работающих в агрессивных средах и под давлением), ОАО "Медногорский медносерный комбинат" (катодной меди, свинца, свинецсодержащих продуктов), Гайским и Орским заводами по обработке цветных металлов (новых типов проката);
- развитии сырьевой базы цветной металлургии (освоение месторождений медной руды "Барсучий Лог", "Летнее", "Осеннее" со строительством обогатительной фабрики, внедрение экологически чистой технологии переработки руд Буруктальского и Сахаринского никелево - кобальтовых месторождений);
- организации производства конкурентоспособной продукции машиностроения (вертолетов К-126, К-226, стиральных машин "Орь - автомат" - на ПО "Стрела", мотор - компрессоров, бытовых холодильников и морозильных камер нового поколения - на ОАО "Ормез", экспортоориентированной продукции - на ОАО "Южуралмаш", электродвигателей евростандарта и магнитных пускателей - на ОАО "Уралэлектро", автобусов - на ЗАО "Оренорь", ОАО "Сармат", высококонкурентных газовых баллонов - на Орском машиностроительном заводе и других видов машиностроительной продукции);
- организации производства техники, в том числе средств малой механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок на ПО "Стрела", радиаторов различного типа для отечественной сельхозтехники - на Оренбургском и Бугурусланском заводах "Радиатор"; гидропонных установок для проращивания зерна на ОАО "Электропреобразователь" и других видов изделий);
- организации ряда перерабатывающих производств для более эффективной переработки продукции сельского хозяйства (создание сети малых перерабатывающих предприятий в сельской местности по переработке мяса, молока, зерна, шерсти, шкур и другой сельхозпродукции; строительство цеха молочных продуктов для детского питания в г. Оренбурге; строительство ликеро - водочного завода в Первомайском районе).
Успешная реализация намеченных преобразований требует проведения реформы предприятий, целью которой является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности.
Одной из главных задач на данном этапе будет создание более благоприятных условий хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.
Приоритетами в ходе реформы предприятий являются:
- защита прав участников (учредителей);
- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам);
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- создание системы хозяйственно - договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;
- достижение прозрачности финансово - экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- повышение квалификации работников предприятия как одного из факторов повышения устойчивости развития предприятия.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Создание благоприятных экономических условий для преодоления инвестиционного кризиса является необходимым условием для обеспечения структурной перестройки и устойчивого развития экономики области.
С целью формирования инвестиционной политики был принят пакет распорядительных и законодательных актов как органами власти Российской Федерации, так и органами власти Оренбургской области. Область включена в ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие базовых отраслей промышленности.
Преодоление спада экономики требует в первую очередь роста капиталовложений. Решение этой задачи в качестве необходимых условий предполагает:

- расширение потенциальных источников для инвестиций;
- создание условий, стимулирующих трансформацию накоплений предпринимательских структур и граждан в реальные инвестиции;
- расширение базы эффективного применения капитальных вложений посредством реформы предприятий, направленной на укрепление роли собственника и повышение их инвестиционной привлекательности;
- содействие со стороны областных властных структур проведению политики по активизации инвестиционной деятельности предприятий, оказание поддержки в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
Ключевыми факторами, определяющими достаточные условия, являются:

- создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств;
- создание инвестиционной инфраструктуры по разработке и продвижению инвестиционных проектов, их экспертный отбор, оказание государственной поддержки, инвестирование на конкурсной основе и т.д.;
- создание уполномоченной страховой компании для осуществления страхования инвестиций;
- создание уполномоченной лизинговой компании;
- создание механизмов формирования внутриобластного рынка сбыта продукции приоритетных отраслей промышленности как одного из механизмов поддержки инвестиций;
- формирование механизма гарантирования и страхования инвестиций путем создания залогового фонда из высоколиквидной продукции предприятий области и финансовых средств.
Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1998-2000 гг. будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат порядка 60 % всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастут доля амортизационных отчислений, а также использование средств дебиторской задолженности и недоимки в бюджет на инвестиционные цели.
Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять в первую очередь за счет увеличения объемов, привлекаемых кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и частных инвесторов через совершенствование механизма предоставления гарантий областью.
Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения.
Основными задачами в осуществлении системных мер по оживлению инвестиционного процесса являются:

- изменение амортизационной политики и увязка ее с налогообложением, что позволит поднять ее роль как источника капиталовложений;
- развитие рынка капитала, прежде всего, облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем;
- формирование инвестиционных средств при приватизации и расширении действующих предприятий;
- привлечение иностранного капитала.
В реализации инвестиционной политики большое внимание будет уделяться поддержке социально направленных проектов и проектов региональной значимости, к которым относятся жилищное строительство, развитие социальной сферы и реструктуризация предприятий стройиндустрии.
Приоритетное значение для стабилизации социально экономической обстановки имеет ускорение решения жилищной проблемы. В этих целях разработана областная программа "Свой дом", предусматривающая обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком путем выделения долгосрочных кредитов, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья. Кроме того, программой предусмотрено привлечение в качестве дополнительных источников финансирования средств коммерческих и банковских структур, привлечение иностранных кредитов и других источников. Для решения этих вопросов предусмотрены создание и развитие сети ипотечных банков, формируется структура, занимающаяся практической реализацией программы, разработка схем по привлечению дополнительных инвестиций.
В области создана достаточно мощная база стройиндустрии. Проводится ряд мероприятий по ее совершенствованию, как строительство новых производств, так и реконструкция действующих.
Структурная перестройка производственной базы строительной индустрии области позволит значительно удешевить стоимость строительства социально значимых объектов и за счет применения новых эффективных материалов снизить затраты на их содержание и эксплуатацию.
Направления структурной перестройки стройиндустрии предусматривают организацию выпуска на предприятиях отрасли новых, облегченных строительных конструкций, экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, выпуск новых эффективных кровельных материалов, переориентацию ряда домостроительных комбинатов на выпуск комбинированных строительных систем для обеспечения нужд малоэтажного строительства, значительное расширение использования местных строительных материалов, а также:

- производство цементно - песчаных стеновых материалов на комплектном оборудовании фирмы "Бессер" США;
- производство керамических стеновых материалов по технологии итальянской фирмы "Униморандо";
- внедрение технологии СП "ДСК-Терон" в строительном комплексе области и осуществление на основе этой технологии строительства жилых домов разной конструкции;
- ОАО "Орфил-92" в г. Орске - реконструкция кирпичного завода с увеличением мощностей по выпуску лицевого кирпича и организация производства черепицы;
- ЗАО "ОРТАП" в г. Оренбурге - организация производства кровельных и гидроизоляционных материалов на стеклотканевой основе;
- имеются и другие проекты.
Область имеет достаточные запасы местных материалов для стройиндустрии, в том числе цементные глины, мел, гипс, керамические глины, мрамор. Разработаны инвестиционные проекты по добыче этих запасов с учетом имеющихся на сегодняшний день новых современных технологий, реализация которых позволит значительно улучшить и расширить ассортимент применяемых в строительстве материалов.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Цель развития агропромышленного комплекса области - остановить спад производства сельскохозяйственной продукции, повысить экономическую эффективность агропромышленного производства, принять меры по социальному обновлению села, удовлетворить потребности населения области в основных сельскохозяйственных продуктах за счет местного производства, защитить местного товаропроизводителя, обеспечить поставки высококачественной сельскохозяйственной продукции на внешний рынок.
Основные направления аграрной политики области:

- развитие многоукладной экономики;
- техническое перевооружение отрасли и развитие машинотехнологических станций;
- развитие интеграции сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями по производству, переработке и реализации продукции и техническому перевооружению перерабатывающих предприятий;
- реформирование хронически неплатежеспособных хозяйств;
- переход к высокоурожайным сортам и энергосберегающим технологиям при возделывании сельскохозяйственных культур;
- создание благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности и адаптации предприятий к работе в рыночных условиях;
- развитие оптовых продовольственных рынков;
- создание фонда стабилизации АПК;
- обновление основного стада животных высокопородным и продуктивным скотом и переход на промышленные технологии;
- развитие социальной сферы села и индивидуального жилищного строительства;
- подготовка и переподготовка кадров.
Аграрная реформа должна быть скорректирована на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе развития различных форм хозяйствования и собственности, создания аграрного рынка.
В этом направлении необходимо:

- совершенствовать земельные отношения и принять два закона: "О регулировании земельных отношений в Оренбургской области" и "О плате за землю в Оренбургской области";
- формировать многоукладную экономику и формы хозяйствования;
- развивать кооперацию.
В области производства продукции главное внимание уделить переходу от экстенсивных к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и формам производства, которые позволят снизить себестоимость продукции.
В развитии земледелия и растениеводства.
В целях обеспечения населения продовольственными товарами необходимо производить зерна не менее 3,9 млн. тонн, подсолнечника - 130 тыс. тонн, овощей - 150 тыс. тонн, картофеля - 450 тыс. тонн.
Для производства в необходимых объемах растениеводческой продукции потребуется обеспечить ресурсный потенциал отрасли к 2000 году в минеральных удобрениях в количестве 30 тыс. тонн, гербицидах - 1,7 тыс. тонн, пестицидах - 0,5 тыс. тонн, в основных видах сельскохозяйственной техники: тракторах - 32000, зерноуборочных комбайнах - 11500, грузовых автомобилях.
Пашня в обработке не должна превышать 5 млн. га. На используемой пашне следует восстановить севообороты как основу земледелия, пересмотрев структуру посевных площадей, внедряя почвозащитные, малозатратные технологии.
Предусмотреть создание и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, устойчивых к климатическим условиям области, болезням и вредителям.
В развитии животноводства.
Развитие отрасли животноводства рассчитано на два этапа. На первом этапе (до 1999 г.) предстоит в основном решить вопросы производства и заготовки кормов в количественном и качественном отношениях. На этой основе добиться внедрения крупномасштабной селекции в животноводстве.
На втором этапе (1999-2000 годы) провести работу по повышению генетического потенциала свиней, крупного рогатого скота, отработку эффективных ресурсосберегающих технологий. На этом этапе особое место отводится подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, специалистов животноводства.
Реализация намеченных мер позволит обеспечить продуктивность коров до 2700-3000 кг молока в год, среднесуточный привес КРС 600-700 граммов и свиней 250-300 граммов.
В развитии пищевой и перерабатывающей промышленности.
Задача перерабатывающей промышленности - довести переработку мяса к 2000 году до 114 тыс. тонн, масла животного - до 17,8 тыс. тонн, молока - до 673 тыс. тонн, сыров животных - до 3,3 тыс. тонн.
По молочной продукции - за счет углубления переработки и рационального использования сырья, в мясной промышленности - на основе технического переоснащения действующих предприятий и увеличения загрузки их мощностей.
В развитии личных подсобных хозяйств необходимо повысить их потенциал, создать условия по техническому и ветеринарному обслуживанию, созданию организованных рынков, закупочных предприятий.
Обеспечить устойчивое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций, кооперативов в соответствии с направлениями, принятыми программой "Об основных направлениях развития агропромышленного комплекса области на 1997-2000 годы".

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Основной целью развития международных связей и внешнеэкономической деятельности области является развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, постепенное вхождение в мировое экономическое пространство, содействие становлению в области социально ориентированной, конкурентоспособной рыночной региональной экономики.
Стремясь превратить Оренбургскую область в геополитический Евроазиатский центр торгово - экономических и гуманитарных связей, внешнеэкономическая политика области будет исходить из принципа приоритетности развития экспортно - импортного потенциала предприятий и организаций.
Исходя из этого, главными задачами являются:

в экспортной политике:
- создание региональной системы государственной поддержки экспортной деятельности хозяйствующих субъектов с созданием соответствующей инфраструктуры обеспечения экспорта;
- увеличение валютных ресурсов за счет различных видов внешнеэкономической и международной деятельности;
в импортной политике:
- переход к закупкам новейших технологий, реализация социальных программ области путем приобретения самого современного импортного оборудования, а также:
- совершенствование системы взаимодействия и координации, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне;
- развитие международной кооперации в различных отраслях экономики области, а также социальной сфере;
- организация консультативной, информационной и методической помощи субъектам международной и внешнеэкономической деятельности Оренбургской области.
Внешнеэкономическая деятельность способствует достижению устойчивого экономического роста, обеспечению позитивных перемен в производстве конкурентоспособной продукции и экспорта товаров, сырья и услуг.
Основными направлениями в области внешнеэкономической деятельности являются:

- регулирование отношений с субъектами зарубежья (штатами, землями, провинциями, областями и т.д.), с государственными и международными организациями;
- развитие внешней торговли, инвестиционной деятельности, научно - технических, культурных и других обменов с зарубежными партнерами;
- изучение возможности создания на территории Оренбургской области свободной экономической зоны с установлением особого режима приграничной торговли;
- подготовка комплекса предложений по стимулированию экспорта, для чего необходимо содействовать формированию региональных и межрегиональных финансово - промышленных групп и компаний в приоритетных отраслях народнохозяйственного комплекса области;
- организация специализированных выставок и ярмарок с приглашением отечественных и зарубежных товаропроизводителей, участие предприятий области в международных инвестиционных форумах и семинарах, презентация на них инвестиционных проектов;
- воссоздание народных промыслов, развитие нетрадиционных видов экспорта;
- развитие международного туризма на территории Оренбургской области;
- поощрение прямых инвестиций, создание на территории области иностранных предприятий, открытие производственных филиалов иностранных компаний, организация совместных производств;
- рассмотрение возможности обеспечения на равных условиях с отечественными инвесторами участия зарубежных фирм и физических лиц в процессе разгосударствления и приватизации собственности;
- создание в области благоприятного инвестиционного климата;
- проведение международных конкурсов (тендеров) на разведку, разработку и освоение месторождений полезных ископаемых, других природных ресурсов;
- установление тесных контактов с Фондом поддержки экспорта при МВЭС России, Российским экспортно - импортным банком, российскими и международными инвестиционно - финансовыми структурами РЦСИИ, Российской финансово - инвестиционной корпорацией ЕБРР, МФК, ЮНИДО, Российским центром информационно консультационного содействия экспорту, Российским информационным центром ГАТТ ВТО по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле, международными структурами аналогичного профиля;
- подготовка и повышение квалификации кадров по внешнеэкономической деятельности, органов местного самоуправления, других административно - хозяйственных структур с привлечением возможностей иностранных государств и международных организаций.
Для развития внешнеэкономической деятельности необходимо правовое, информационное и организационное обеспечение, обеспечение законодательной инициативы, принятие областных законов:
- "О концессионной деятельности на территории области";
- "О страховании государственной собственности Оренбургской области";
- "О частных инвестициях в Оренбургской области".
Требуется разработка нормативных актов с целью организации государственной поддержки и стимулирования экспортно - импортной деятельности организаций области.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Территория Оренбургской области характеризуется высокой степенью техногенного загрязнения и антропогенной деградации ландшафтов, в результате чего произошло обеднение экосистемного и биологического разнообразия, резкое ухудшение медико экологических условий жизни населения.
Основные направления плана действий по охране окружающей среды и природопользования включают в себя:
- правовое обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в т.ч. предусматривающее ответственность каждого гражданина за ее состояние;
- обеспечение экологической безопасности;
- оздоровление и восстановление нарушенных экосистем;
- обеспечение жесткого контроля за сбором и утилизацией мусора, отходов производства;
- участие Оренбургской области в решении межгосударственных и межрегиональных глобальных экологических проблем;
- организация выполнения федеральных и региональных целевых программ в области охраны окружающей среды и природопользования.
Основными направлениями деятельности в этой связи являются: разработка и реализация нормативных документов, обеспечивающих правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального природопользования, экологическое образование и воспитание населения, улучшение среды обитания человека и условий его жизнедеятельности, обеспечение качественной питьевой водой, защита населенных пунктов и объектов народного хозяйства от неблагоприятных явлений природы, охрана животного и растительного мира, выведение из кризисной экологической ситуации крупных промышленных центров области, реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из межрегиональных и межгосударственных соглашений.
В настоящее время определены приоритетные направления рационального природопользования:
- оптимизация структуры земельного фонда и ее решение с учетом предотвращения процессов опустынивания и деградации земель;
- восстановление и поддержание естественного водного баланса в области, переход к экологически обоснованному управлению водными ресурсами;
- разработка принципов сохранения биологического и геосистемного разнообразия;
- экологизация сельскохозяйственного использования земель;
- экологизация промышленного производства;
- сокращение негативного воздействия вредителей и болезней леса на основе внедрения зональных систем интегрирования защиты леса и планомерного усиления противопожарной охраны лесов, восстановление погибших площадей лесов;
- гармонизация и гуманизация ландшафтов области с учетом сохранения и воссоздания эстетических, этических, исторических, рекреационных и информационных качеств природной среды.
На решение проблем охраны окружающей среды направлены федеральные и региональные программы: "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах", "Комплекс первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском регионе и Тюменской области на 1997-2000 годы", "Экологическая безопасность Урала", "Программы развития сети гидрометеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнением природной среды в 1996-2000 годах", разрабатываемая программа "Вода питьевая" и др.
Основной целью этих программ является снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня, обеспечение населения качественной питьевой водой, охрана растительного и животного мира.
Реализация программ предусматривает работу по формированию территориального комплексного кадастра природных ресурсов, разработку "Красной книги почв Оренбургской области", продолжение работы над "Красной книгой Оренбургской области (редкие животные и растения)", материально - техническую поддержку государственного заповедника "Оренбургский" (разработана перспективная схема организации 94 ботанических и зоологических резерватов).
Кроме того, предусматриваются:
- природоохранными мероприятиями промышленных предприятий и коммунального хозяйства - реконструкция и модернизация производства на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий, отселение из санитарно - защитных зон ряда крупных предприятий;
- в области сельскохозяйственного производства - мероприятия по коренному улучшению земель, реконструкция очистных сооружений животноводческих комплексов и птицефабрик;
- расширение сети особо охраняемых территорий к 2000 году до 3 % от площади области;
- укрепление материально - технической базы предприятий, обеспечивающих мониторинг загрязнения окружающей природной среды в городах области, в частности, регионального центра наземно аэрокосмического мониторинга администрации области, занимающегося формированием экологической геоинформационной системы (ГИС);
- развитие экологического образования и воспитания населения: проведение экологических конференций, освещение экологической тематики в средствах массовой информации, участие в проведении общероссийских Дней защиты от экологической опасности, проведение олимпиад, организация лагерей с целью укрепления теоретических знаний и практических навыков рационального природопользования, поддержка созданного на базе Оренбургского государственного университета регионального центра по экологическому образованию.

НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Обеспечение нормального развития экономики области требует адекватного уровня научно - технического развития, способности региональной науки работать на нужды области, создавать и использовать новые технологии.
Для достижения этой цели необходимо действовать в следующих направлениях:
- разработать и использовать на практике систему программно целевого планирования первоочередных прикладных исследований и разработок, обеспечить трансформацию результатов таких исследований в коммерчески эффективные технологии, образцы и модели конкурентоспособных товаров и услуг;
- сформировать необходимые организационные, экономические, нормативно - правовые и другие виды обеспечения научно технической и инновационной деятельности;
- продолжить работу по поддержке и укреплению системы подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности, восстановить отраслевую (заводскую) науку.
Направления реализуются через решение следующих задач:
- определение областной программы научных исследований с выделением в качестве приоритетных направлений: сельское хозяйство, добыча и переработка углеводородного сырья и полиметаллических руд, экология, промышленное производство;
- развитие сети научных организаций для обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом возможностей региона, поддержки аккредитованных процессов реструктуризации академических учреждений региона;
- осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных кадров;
- создание условий для повышения престижности научного труда, возрождение отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов;
- модернизация, усовершенствование, создание необходимых организационных, экономических, нормативно - правовых, информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защита и использование, создание технопарков, развитие инжиниринговой сети;
- разработка и реализация системы мер по материальной поддержке научных учреждений области, их льготному налогообложению и оплате коммунальных услуг.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Задача финансовой политики - это улучшение и в дальнейшем стабилизация финансового положения области за счет обеспечения своевременности и полноты сбора налогов при формировании доходной части бюджетов и укрепления налоговой и платежной дисциплины.
В связи с этим основными направлениями финансовой политики следует считать:
- стабилизацию и подъем экономики области на основе развития отраслей материального производства;
- совершенствование механизмов финансовых взаимоотношений между федеральным центром и областью;
- обеспечение исполнения доходов консолидированного бюджета как основного источника финансирования социального развития области;
- создание рациональной налоговой системы области, обеспечивающей облегчение налогового бремени для производителей продукции (работ, услуг);
- осуществление бюджетного регулирования в соответствии со структурой бюджетной системы области;
- сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
- развитие системы упрощенного учета для субъектов малого предпринимательства;
- реализацию в полном объеме основных положений концепции денежно - кредитных отношений, направленных на мобилизацию внутренних финансовых и кредитных ресурсов, упорядочение наличного и безналичного денежного обращения, совершенствование платежной системы, введение пластиковых карточек для расчетов и др.;
- создание базы учета недвижимости физических лиц;
- отказ от политики дотаций и предоставления гарантий из бюджета хозяйствующим субъектам;
- сокращение объемов неденежных расчетов в консолидированный бюджет области, зачетных операций, бартера и других форм;
- создание эффективного механизма государственного контроля за расходами средств из бюджета, внебюджетных фондов, за непроизводственными изъятиями, посредническими структурами, а также регулирование товарно - денежных потоков в области;
- информационная открытость сведений о налоговых поступлениях и платежах в бюджеты всех уровней.
Приоритетами в расходовании средств консолидированного бюджета области следует считать:
- финансирование социальной сферы;
- финансовую поддержку опорных, базовых отраслей экономики области через инвестиционные проекты.
Для выполнения намеченных задач в налогово - бюджетной, денежно - кредитной политике, в развитии банковского сектора и рынка ценных бумаг, создания экономических условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, необходимо:
- проведение регулирования цен на газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- развитие рынка корпоративных ценных бумаг;
- проведение реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, включая адресную работу с основными предприятиями - недоимщиками;
- оказание финансовой поддержки высокотехнологичным и эффективным производствам в форме предоставления инвестиционного налогового кредита;
- создание законодательной базы для гарантий частных инвестиций в области;
- регулирование товарно - денежных потоков по схеме: рациональная налоговая политика - товары и деньги в области.
Основной задачей развития банковского сектора экономики области является создание устойчивой и конкурентоспособной системы банков.
Достижение стабилизации банковской системы будет осуществляться путем:
- структурных преобразований, направленных на ликвидацию убыточных и неплатежеспособных банков, слияние банков с незначительным собственным капиталом, создание регионального банка с филиальной сетью по области;
- повышения надежности финансово устойчивых банков за счет увеличения уставного капитала, совершенствования управления банком, увеличения объема и качества предоставляемых банковских услуг, совершенствования форм и методов банковского надзора со стороны Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области за работой коммерческих банков;
- совершенствования платежной системы через создание единой системы межбанковских расчетов в области, переход на безбумажные формы расчетов в целях ускорения оборачиваемости средств в расчетах и высвобождения части оборотных средств экономических субъектов;
- совершенствования механизмов воздействия на изменение структуры денежной массы в обращении в части увеличения доли безналичного оборота и на этой основе увеличения ресурсной базы банков для кредитования реального сектора экономики;
- заключение соглашений администрацией области с самостоятельными коммерческими банками и филиалами иногородних банков на предоставление и использование свободных кредитных ресурсов под областные инвестиционные программы.
Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка предполагает:
- выпуск ценных бумаг администрации области в форме внешних и внутренних займов;
- создание консалтинговой фирмы;
- принятие положения о порядке взаимодействия государственных органов по выявлению и пресечению незаконной деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность на фондовом рынке;
- разработку схемы обращения векселей на территории области с учетом стандартов и правил, принятых ассоциацией участников вексельного рынка АУВЕР;
- создание системы, обеспечивающей информационную прозрачность рынка ценных бумаг для инвесторов.
Реализация задач финансовой политики будет проводиться через разработку и принятие соответствующих нормативных документов.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

На этапе реформ, ориентированных прежде всего на структурную перестройку экономики, особое значение приобретают институциональные преобразования, призванные создать необходимые предпосылки для перехода к стадии экономического роста, к повышению отдачи от инвестиций.

Приватизация

В результате проведения приватизации в области существует 1,8 тыс. приватизированных предприятий, что составляет более 70 % от их общего количества.
Анализ динамики приватизации предприятий в 1995-1997 гг. показывает, что процесс приватизации вышел на этап "насыщения". Политика государства в этой области получила возможность быть более направленной, адресной, появилась тенденция усиления контроля за управлением государственным имуществом. В результате можно говорить о начале нового, третьего этапа приватизации - по индивидуальным проектам с переходом к эффективному управлению госсобственностью.
Третий этап приватизации основывается на принципе преемственности Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и строится в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федерации", принятым Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1997 года.
Конкретные перечни предприятий, подлежащих приватизации, разрабатываются ежегодно с учетом федерального законодательства и нормативных документов Оренбургской области.

Главными задачами приватизации на третьем этапе являются:
- повышение эффективности российской экономики в целом и в деятельности отдельных предприятий в частности;
- привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, улучшения состояния окружающей среды;
- формирование эффективных собственников, ориентированных на стратегию развития предприятия, накопление и обновление основного капитала;
- уменьшение бюджетных расходов на управление экономикой и на поддержку нерентабельных предприятий без нанесения ущерба интересам государства;
- создание условий для развития рынка недвижимости;
- государственная защита прав и интересов собственников;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.
Для достижения указанных целей предусматриваются:
- отказ от количественных показателей, проведение адресной приватизации;
- отказ от предоставления льгот трудовым коллективам;
- осуществление оценки имущества по рыночной стоимости.
Для достижения указанных целей с выходом новой программы приватизации третьего этапа предполагается:
- увеличить перечень предприятий, решение о приватизации которых принимает Правительство Российской Федерации.
Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет производиться после тщательной предпродажной подготовки, целью которой является повышение инвестиционной привлекательности приватизированных предприятий, повышение котировок продаваемых акций и их ликвидности.

       При продаже будут использованы:
       - коммерческие конкурсы;
       - специализированные аукционы и др.
       Для обеспечения максимальной эффективности продаж необходимо:
       - продолжить     практику     заблаговременной      публикации
   планов - графиков  продаж  государственного  имущества,  что  дает
   возможность   потенциальным   покупателям   получить   время   для
   привлечения необходимых ресурсов;
       - обеспечить  возможно  более  широкий  доступ  информации   о
   предстоящих продажах потенциальным инвесторам;
       - ужесточить требования к качеству и достоверности информации,
   представляемой  потенциальным  покупателям,  существенно расширить
   эту информацию.

Рынок недвижимости

Институциональные реформы не могут считаться законченными без создания конкурентоспособного рынка недвижимости.
На проведение активной политики дальнейшего развития рынка недвижимости в области, его интеграции в общероссийский рынок и привлечение инвестиций в экономику области направлены следующие задачи:
- включение недвижимости в процесс накопления и обращения капиталов;
- формирование устойчивых источников доходов в бюджетах;
- обеспечение гарантий имущественных прав на недвижимость;
- оптимизация организационной структуры территориального управления недвижимостью;
- создание единого блока данных для оперативного внесения текущих изменений в состав имущества и собственников;
- повышение уровня компетентности специалистов на рынке недвижимости;
- развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка недвижимости, в том числе на основе саморегулирования.

Управление государственной собственностью

Целью управления государственной собственностью являются:
- повышение эффективности управления государственными предприятиями;
- повышение эффективности управления пакетами акций и долями, принадлежащими государству;
- снижение нагрузки на бюджет в связи с затратами, связанными с управлением государственной собственностью.
Созданию эффективного механизма управления объектами государственной (областной) собственности будут способствовать стабилизация отношений (прав) собственности и скорейшее разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и Оренбургской областью как субъектом Федерации.
В целях реализации структурной перестройки, создания условий экономического роста и устранения препятствий вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий необходимо:
- реорганизовать унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100 % участия в уставном капитале таких обществ областной собственности (без отчуждения);
- повышать эффективность управления объектами государственной собственности;
- повысить бюджетный эффект от владения, пользования и распоряжения указанным имуществом;
- принять решения, обязывающие представителей государства в АО, с долей (пакетом) акций областной собственности в уставном капитале АО, обеспечивать направление полученной прибыли от этой доли (пакета) акций в областной бюджет;
- совершенствовать их деятельность в акционерных обществах;
- установить, что голосование представителя государства в органах управления акционерных обществ по вопросу расходования прибыли акционерного общества на иные цели, не влекущие перечислений в областной бюджет, осуществляется в порядке исключения на основании специального решения областной администрации, при обязательном наличии инвестиционного проекта, либо иного существенного основания;
- средства, полученные от управления объектами областной собственности, предполагается направить в специально созданный фонд, консолидированный в областном бюджете, с последующим их расходованием на инвестиционные цели, а также на компенсацию затрат по управлению объектами областной собственности;
- принять меры по обеспечению страховой защиты государственного имущества областной собственности, передаваемого в аренду;
- развивать доверительное управление государственными пакетами акций. Способствовать реализации прав доверительного управляющего как акционера (за исключением прав продажи, залога и т.п.) и реализации целей, определенных в соответствующем договоре, прежде всего погашение долгов АО, повышение котировок акций;
- не допускать случаев представительства интересов государства в органах управления АО лицам, состоящим в трудовых отношениях с данным предприятием.

Развитие малого предпринимательства

Государственная политика в области малого предпринимательства обусловлена содержанием нового этапа социально - экономических преобразований и сконцентрирована в единой цели:
- формирование положительного имиджа субъекта малого предпринимательства, привлечение в малые предприятия (далее именуются МП) различных слоев населения с целью материализации человеческого потенциала в улучшении благосостояния людей и создании среднего класса частных собственников, расширении инноваций в различных сферах деятельности общества, развитие интеграционных связей с регионами и странами СНГ.
Основными задачами в развитии малого предпринимательства области являются:
- воссоздание в Оренбургской области духа предпринимательства и свободной инициативы использования интеллектуальных человеческих ценностей;
- создание нормативно - правовой базы, способствующей и инициирующей развитие МП;
- совершенствование финансово - кредитной и имущественной поддержки МП, формирование гарантийного фонда администрации области, создание налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий;
- привлечение МП к реализации программы по реформированию крупных предприятий, диверсификации их продукции, организации предприятий - спутников;
- информационная поддержка МП, организация учебной системы по подготовке руководителей МП, менеджеров проектов, бизнес - консультантов, маркетологов и др.;
- разработка мероприятий вовлечения в МП военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей;
- развитие инфраструктуры государственной поддержки МП, бизнес - центров, центров деловой информации, консалтинговых агентств, технопарков, бизнесинкубаторов и др.;
- стимулирование притока энергичных людей в МП и организация семейного бизнеса в сфере услуг и быстрого питания для малоимущих слоев населения;
- поддержка в организации общественных ассоциаций и союзов МП, социальная защита МП.
Основными направлениями развития малого предпринимательства являются:
финансово - имущественная поддержка субъектов МП, предусматривающая создание и развитие сети специализированных, финансово - кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов.
Комплекс основных направлений деятельности администрации включает в себя:
- закрепление в бюджете области финансовых средств для кредитования инвестиционных проектов МП под гарантии администрации области;
- разработку комплексной системы имущественной поддержки МП, включающей в себя создание фонда нежилых помещений, сдаваемых в аренду на льготных условиях, передачу МП части высвобождаемых помещений предприятий - банкротов;
- содействие в самоорганизации малого бизнеса и общества взаимного кредитования, формирование кредитных союзов и других общественных форм целевой аккумуляции временно свободных средств МП;
- разработку совместно с управлением МиВЭС комплекса мер по созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в сфере МП.

Производственное и инновационное направление поддержки МП

Основные направления:
- организация постоянно действующего конкурса инвестиционных производственных проектов с финансированием приоритетных направлений развития производства, строительства;
- формирование с привлечением технопарков научно обоснованной комплексной программы диверсификации предприятий;
- создание банка данных инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным направлениям восстановления и развития экономики области с распространением предложений на иностранных инвесторов и близлежащие регионы;
- разработка комплексной программы создания перерабатывающих минипроизводств в стабильных фермерских хозяйствах;
- организация конкурсов строительных подрядов для МП в областной программе "Свой дом".

Развитие розничной и оптовой торговли, сферы услуг МП

Основные направления поддержки:
- создание постоянно действующего межрегионального оптового продовольственного и вещевого рынка, а также регулярное осуществление выставочно - ярмарочной деятельности;
- разработка мероприятий и определение источников финансирования для пунктов общественного питания типа "Бистро";
- стимулирование организации частных клиник практикующих врачей, стоматологических пунктов, реабилитационных центров и спортивных залов, и т.д.;
- организационная и методическая помощь в создании общественных объединений индивидуальных предпринимателей;
- привлечение МП к реализации проблем жилищно - коммунальной реформы.

Развитие инфраструктуры поддержки МП и защита прав предпринимателей

Основные направления деятельности:
- оказание организационной и методической помощи в создании технопарков в крупных ВУЗах региона;
- создание электронной глобальной сети инфраструктуры поддержки с целью формирования региональных и межрегиональных баз данных по МП (реестр МП, помещения, оборудование, государственные заказы, инвесторы, инвестиционные проекты и предложения, трансфер технологий, выставки и пр.) с вхождением в сеть Интернет через Центр деловой информации на базе агентства поддержки малого и среднего бизнеса;
- всемерное содействие формированию консалтинговых фирм для нужд МП и создание ассоциации бизнес - консультантов на базе имеющейся инфраструктуры поддержки МП;
- разработка комплексной программы подготовки руководящих кадров для МП, включающей в себя разработку краткосрочных и длительных программ обучения менеджеров проектов, бизнес - консультантов, маркетологов;
- организация взаимосвязанной двухступенчатой (основы бизнеса и руководство предприятием) подготовки предпринимателей из числа незащищенных слоев населения: уволенных в запас военнослужащих, безработных, ищущих работу, женщин, молодежи;
- разработка комплексной программы по защите МП с участием УВД, ФСБ и частных охранных предприятий с созданием единой сети оперативной информации.

Антимонопольная политика, развитие конкуренции

Основными направлениями реализации государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Оренбургской области являются:
- организация мониторинга и предупреждение монопольно высоких и монопольно низких цен;
- антимонопольное регулирование в сфере интеллектуальной собственности;
- противодействие созданию новых монопольных структур, в т.ч. в процессе приватизации, осуществления процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений;
- контроль за экономической концентрацией на товарных рынках области;
- обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках;
- упорядочение государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- разработка областной программы развития конкуренции на рынках;
- реализация концепции непрерывного потребительского образования;
- регулярная публикация в СМИ результатов деятельности антимонопольного управления и мерах, принятых к нарушителям антимонопольного законодательства.

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

В настоящее время в социальной сфере сложилась неоднозначная противоречивая ситуация, характеризующаяся как определенными положительными сдвигами, так и негативными явлениями, некоторые из которых приобрели застойный характер.
Направления социальных реформ предусмотрены Программой социальных реформ в Российской Федерации на период до 2000 года.
Администрацией области определены приоритетные направления, механизмы и этапы реформ в важнейших социальных сферах - труде и трудовых отношениях, социальном партнерстве, занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых групп населения, социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи.
Главный акцент в ходе социальных реформ будет сделан на более активном использовании социальных факторов, непосредственно влияющих на повышение трудовой активности, прежде всего, на совершенствование и усиление стимулирующей роли оплаты труда, развитие предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан. Значительное внимание будет уделено обеспечению взвешенности в политике занятости и повышению эффективности использования трудового потенциала, усилению страховых принципов при социальной защите от социальных и профессиональных рисков, рационализации, укреплению и развитию пенсионного обеспечения, реформированию системы социальных пособий и компенсационных выплат.
Эффективность социальной политики будет осуществляться через решение следующих задач:
- разработка временных (до принятия государственных минимальных социальных стандартов на федеральном уровне) стандартов на социальное обслуживание и внедрение их на территории области;
- внедрение правил охраны труда работников, санитарных норм и правил в системе социальной защиты. Разработка отраслевых программ по охране труда;
- усиление адресности социальной помощи, концентрация материальных и финансовых ресурсов на оказании помощи наиболее уязвимым группам населения, упорядочение системы предоставления льгот с постепенной переориентацией социальной политики на комплексное обслуживание семьи, обеспечение прав и гарантий семье, женщинам и детям через формирование и удовлетворение их экономических и социальных интересов;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере;
- формирование надежно действующего механизма правового регулирования социального партнерства;
- определение новых подходов по формированию потребительской корзины и бюджета прожиточного минимума, с учетом стандартов потребления в малообеспеченных группах населения и в целях повышения уровня жизни населения области.

В сфере социального обслуживания населения:
- преодоление дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания за счет расширения государственных и муниципальных учреждений стационарного типа и обеспечения всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в полустационарных условиях и на дому. Приоритетным направлением считать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и другие);
- расширение спектра предоставляемых услуг, повышение их качества, более полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека за счет привлечения средств граждан;
- продолжение реализации социальных федеральных целевых программ.

В сфере пенсионного обеспечения:
- создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве и индивидуального учета страховых платежей с целью обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера и установления прямой зависимости пенсий от трудового вклада;
- организация своевременной выплаты и доставки пенсий и пособий;
- организация единой системы назначения и выплаты государственных ежемесячных пособий на детей в органах социальной защиты населения области;
- содействие развитию дополнительного пенсионного обеспечения негосударственного характера на основе профессиональных пенсионных систем и негосударственных фондов.

В сфере занятости населения:
Основной целью политики занятости на период с 1998-2000 годы является обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики на рынке труда.
Численность трудовых ресурсов в 2000 году в области ожидается порядка 1252,1 тыс. чел. или 56,5 % численности населения, из них в экономике области будет занято 901,6 тыс. чел. Доля безработных в общей численности экономически активного населения составит 1,8 %.
Будет сокращаться численность работающих в сфере материального производства, в непроизводственной сфере численность работающих увеличится по отношению к 1997 году на 0,8 %.
На реализацию вышеизложенных целей направлены: программа содействия занятости населения Оренбургской области (разрабатывается ежегодно), мероприятия по развитию общественных работ (постановление правительства Оренбургской области от 30.06.97 N 24-п), программа создания и сохранения рабочих мест в Оренбургской области на 1998-2000 годы.
Решение поставленных задач предполагает скоординированные действия государственных структур, органов местного самоуправления, органов труда и занятости населения, работодателей, профсоюзов в следующих направлениях:
- принятие экономических решений для успешного проведения реформ, достижения экономической и социальной стабильности;
- содействие сохранению экономически эффективных, перспективных рабочих мест, повышению инвестиционной активности в целях снижения дефицита рабочих мест;
- разработка и реализация мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы";
- стимулирование хозяйственной и предпринимательской активности руководителей и специалистов предприятий и организаций, населения;
- приоритетное внимание поддержке градообразующих предприятий;
- содействие развитию производства на базе ликвидируемых неперспективных предприятий, вовлечение в оборот неиспользуемых производственных фондов;
- преодоление скрытой безработицы и нерационального использования трудовых ресурсов;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- трудоустройство незанятого населения на вакантные и создаваемые рабочие места с приоритетным вниманием к лицам с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда;
- улучшение качества рабочей среды, включая оплату и условия труда, эффективное использование имеющихся рабочих мест;
- развитие заинтересованного социального партнерства в решении проблем регулирования рынка труда;
- развитие временной занятости населения, в том числе на общественных работах;
- материальная и социальная поддержка вынужденно незанятого населения.

В сфере молодежной политики:
Основной целью государственной молодежной политики в области является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и самореализации молодежи как основного потенциала развития общества в ближайшей перспективе.
В качестве приоритетных предусматриваются следующие направления государственной молодежной политики:
- формирование законодательно - нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;
- создание устойчивой системы профессиональной ориентации с учетом перспектив на рынке труда, начальной профессиональной подготовки и специализации учащейся молодежи и выпускников, формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной и вторичной занятости молодежи, постоянному трудоустройству, развитию и поддержке молодежного предпринимательства и самозанятости;
- дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи;
- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений;
- формирование условий для духовно - нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности.

В сфере развития кадрового потенциала:
- создание механизма государственного воздействия на структуру и качество кадрового персонала;
- разработка и координация областной и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров;
- формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей экономики и управленческих кадров области.

В сфере образования:
В сфере образования усилия должны быть сосредоточены на повышении эффективности расходов и на приведении структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них.
Исходными предложениями для определения перспектив развития образования в Оренбургской области являются:
- сохранение общедоступности и бесплатности полного общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатности среднего и высшего профессионального образования в соответствии с законами Российской Федерации;
- переход к адресной поддержке студентов в системе высшего и среднего специального образования в зависимости от успеваемости и достигнутых успехов в науке (отличная учеба, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках);
- последовательный переход на нормативное (подушевое) финансирование полного общего и начального профессионального образования;
- определение необходимых объемов очной и заочной форм обучения, нетрадиционных форм получения образования;
- подключение учебных заведений области к информационным сетям страны и международным сетям.
Для реформирования системы начального профессионального образования необходимо:
- в течение 1998-2000 г.г. провести работу по оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования на основе интеграции действующих образовательных учреждений в конкретном городе или поселке;
- для социальной защищенности молодежи создать филиалы профессиональных училищ в районах, не имеющих других образовательных учреждений профессиональной подготовки;
- сформировать систему государственных и региональных социальных стандартов начального профессионального образования;
- изменить профессионально - квалификационную структуру подготовки рабочих кадров и специалистов, развивая подготовку по новым профессиям;
- создать современную материальную базу для внедрения новых информационных технологий по подготовке рабочих и специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда;
- с целью реализации программы развития начального профессионального образования необходимо разработать целевую программу "Профессионально - педагогические кадры".

В сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта:
Приоритетными задачами в области культуры и искусства являются:
- поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание условий, поддерживающих творческую деятельность работников культуры и искусства;
- всемерное содействие развитию государственных и негосударственных организаций культуры, сотрудничество органов исполнительной власти в сфере культуры с творческими союзами деятелей культуры и искусства;
- развитие национальных культур, поддержка всех форм национально - культурной самоорганизации граждан;
- сохранение историко - культурного наследия, научные исследования и реставрация памятников истории и культуры;
- дальнейшее развитие образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований;
- реорганизация системы подготовки и переподготовки кадров работников культуры и искусства области;
- подготовка и проведение юбилея А.С. Пушкина - общенародного праздника русской духовности и культуры;
- создание благоприятных условий для широкого доступа к культурным ценностям всех социальных слоев;
- укрепление материально - технической базы учреждений культуры;
- повышение рентабельности киносети;
- проведение репертуарной политики через тематические мероприятия, конкурсы, фестивали для возрождения интереса зрителя к произведениям отечественного кино;
- сохранение центра российского кино и преобразование его в комфортабельное зрелищное предприятие с современным кинотехнологическим оборудованием и дизайном;
- расширение возможности доступа населения к произведениям российского и мирового кинематографа путем приобретения проекционной аппаратуры для видеозалов, организации пунктов проката фильмов на видеокассетах.
Приоритетными направлениями развития физической культуры, спорта и туризма являются:
- организация начального физического воспитания в семье и дошкольных учреждениях;
- совершенствование физического воспитания в системе государственных учебных заведений;
- проведение комплексных спортивно - массовых мероприятий с охватом различных категорий населения по возрасту и профессиям;
- сохранение и дальнейшее развитие сети детско - юношеских спортивных школ и создание центров подготовки по опорным видам спорта с целью повышения на данной основе мастерства ведущих спортсменов области;
- эффективное использование имеющихся спортивных сооружений, создание инфраструктуры спортивных объектов согласно нормам обеспеченности в городах и районах, учебных заведениях и по месту жительства населения.

В сфере здравоохранения:
В целях приведения инфраструктуры здравоохранения в соответствие с современными потребностями населения в медицинской помощи необходимо совершенствовать организацию медицинской помощи.
Основными направлениями в совершенствовании являются:
- перенос части объемов из стационарного сектора в амбулаторный;
- развитие первичной медико - санитарной помощи, которая должна стать основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию общей (семейной) врачебной практики.

      

В развитии здравоохранения области необходимо:

- укрепление консультативно - диагностической службы со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием;
- реорганизация стационарной помощи, обеспечивающей сокращение длительности госпитального этапа;
- укрепление материально - технической базы межрайонных специализированных медицинских центров;
- развитие дорогостоящих видов специализированной медицинской помощи, обусловленных особенностями структуры заболеваемости населения области: онкологической, гематологической, кардиохирургической;
- обеспечение непрерывности лечебно - диагностического процесса на всех этапах лечения;
- внедрение стандартов (протоколов) диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно - поликлинических, так и в больничных учреждениях, а также внедрение методик специализированного курсового амбулаторного лечения.
Необходимо принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
Осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению. Активизация работы по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, и другими заболеваниями, представляющими социальную опасность для окружающих, в том числе ведение комплексных мероприятий по борьбе со СПИДом.
Укрепление службы скорой и неотложной медицинской помощи, поддержка по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторных учреждений системы здравоохранения в области, оздоровительных учреждений, принятие областной целевой программы развития курортов и подразделений немедикаментозного лечения.
На базе центральных районных больниц формирование лечебно - диагностических комплексов, включающих в себя муниципальные медицинские учреждения сельских районов, развитие передвижных форм лечебно - диагностической и консультативной помощи.
Совершенствование работы по защите прав граждан на получение своевременной качественной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, создание благоприятных санитарно - эпидемиологических условий населения, для чего необходимы:

- организация лекарственного обеспечения лечебно - профилактических учреждений и населения области, в том числе льготных категорий больных;
- координация и контроль за деятельностью фармацевтических организаций независимо от их правового статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности;
- осуществление государственного контроля за качеством лекарственных средств и изделий медицинского назначения и другой медицинской продукции, реализуемой через фармацевтические организации;
- создание единой справочно - информационной службы по вопросам лекарственного обеспечения, фармакологии и фармацевтических структур;
- проведение изучения и разработки мероприятий по проблеме заболеваемости населения эпидемическим зобом, анемией;
- повышение эффективности работы по проведению прививок населению против управляемых инфекционных заболеваний;
- обеспечение современным оборудованием, аттестация и аккредитация лабораторий центров госсанэпиднадзора области для проведения экспресс - методик, более углубленного и расширенного исследования объектов внешней среды, продуктов питания, питьевой воды в счет средств, выделенных на реализацию областных целевых программ;
- открытие при Оренбургской медицинской академии центра по последипломной подготовке врачей санитарно - эпидемиологической службы;
- проведение профориентационной работы среди учащейся, работающей сельской молодежи для целевого направления в медицинскую академию на профилактический факультет.
Определение приоритетности профилактических и реабилитационных мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения по снижению заболеваемости и смертности населения, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни.
Обеспечение всеобщего обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации, а также развитие добровольного медицинского страхования.
Обеспечение полного бюджетного финансирования учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально опасных и социально значимых заболеваниях в соответствии со стандартами.

ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА

Одним из ключевых направлений реформы в социальной сфере в предстоящий период является продолжение реформы жилищно коммунального хозяйства.
Целью реформы является постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования и снижение на этой основе нагрузки на федеральный и местный бюджеты, повышение качества жилья. В области разработана Программа реформирования ЖКХ и определены основные направления:
- обеспечение людям таких условий проживания, чтобы они отвечали стандартам качества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 621 от 26 мая 1997 г.;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов на жилищно - коммунальные услуги;
- смягчение для населения влияния реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно - коммунальных услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Для решения названных задач предусмотрено проведение основных мероприятий в области ЖКХ:
- демонополизация и развитие конкурентной среды в ЖКХ, позволяющие собственникам жилья и населению выбирать на конкурсной основе обслуживающую организацию, способную обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Строгий контроль за формированием цен и тарифов;
- совершенствование системы управления жилищно - коммунальным хозяйством, укрепление производственных баз предприятий. Переход на договорные отношения между поставщиками услуг и службами заказчика, а также с потребителями услуг;
- стимулирование создания товариществ собственников жилья (кондоминиумов);
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, где должны учитываться вопросы установления повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация оплаты в зависимости от качества, местоположения жилья и т.д. Переход от простого повышения тарифов на жилищно - коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов населения. Формирование тарифов должно строиться за счет снижения собственных затрат организаций, предоставляющих жилищно - коммунальные услуги, для чего необходимо обеспечить повсеместное внедрение приборов учета и регулирования холодной, горячей воды и тепла;
- обеспечение внедрения новых материалов, оборудования, технологий, применения долговечных материалов;
- организация областной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий;
- обеспечение контроля за рынком жилья, содействие семьям при изменении социального статуса в замене жилья на менее дорогостоящее и качественное.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти для принятия управленческих решений, а также появление спроса на информацию предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование и совершенствование организации статистического наблюдения.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 октября 1997 года 194/32-ПЗС утверждена областная программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", реализация которой позволит определить систему показателей и методологию статистического анализа общественно - экономического развития региона; внедрить в практику работы органов государственной статистики мониторинги социально - трудовой сферы; разработать комбинированные методы наблюдения, основанные на использовании информации государственной, ведомственной статистики и научных дорасчетов; создать современную систему автоматизированной обработки статистической информации; завершить унификацию исчисления основных статистических показателей в соответствии с методологией, принятой в мировой практике.


текст документа сверен по:
файл-рассылка администрации области

Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах"

Название документа: Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах"

Номер документа: 14-п

Вид документа: Постановление Правительства Оренбургской области

Принявший орган: Правительство Оренбургской области

Статус: Недействующий

Опубликован: файл-рассылка администрации области
Дата принятия: 17 июня 1998

Дата начала действия: 17 июня 1998