Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 1998 года N 14-п

Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах"

       В целях динамичного развития экономики и структурных    преобразований, достижения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения правительство области постановляет:

       1. Утвердить концепцию "Структурная перестройка и социально    экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах" (прилагается).

       2. Органам исполнительной власти области всех уровней принять    Концепцию к руководству.

       3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за    собой.

       4. Указанное постановление вступает в силу со дня его    подписания.

Председатель
Правительства -
Глава администрации
Оренбургской области
В.В.Елагин



Утверждена
постановлением
Правительства
Оренбургской области
от 17 июня 1998 г.
N 14-п

КОНЦЕПЦИЯ
"СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ"

       Оренбургская область играет значительную роль в народнохозяйственном комплексе России. Структура народного хозяйства области уникальна. Область обладает разнообразными по составу и значительными по масштабу природными ресурсами, выступает как крупный поставщик газа и нефти, черных и цветных металлов, продукции машиностроения.

       Наряду со значительным развитием разнопрофильной индустрии область характеризуется многоотраслевым сельскохозяйственным производством, ряд отраслей которого имеет важное значение на общероссийском и мировом рынках, имеет выгодное транспортно географическое положение. Область обладает разнообразными по квалификации и профессиям кадрами, развитой сетью научно исследовательских и учебных заведений, что способствует динамичному развитию хозяйства области.

       В области созданы все предпосылки для продвижения    экономических реформ. Курс реформ предусматривает соблюдение приоритетности социальных задач и направлен на:

       - создание стимулов экономического роста, технического    перевооружения производства, повышения его эффективности;

       - расширение государственного регулирования экономики области    через обеспечение эффективного использования государственного имущества и управление государственной собственностью; контроля за ценообразованием; поддержки предприятий, способствующих структурной перестройке и др.;

       - проведение политики структурной перестройки в экономике    области;

       - создание условий для повышения активности инвестиционной    политики;

       - установление единых принципов бюджетных взаимоотношений.

       Необходимо отметить, что только конструктивный подход  Правительства Российской Федерации к формированию государственной системы регулирования территориального развития с учетом региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства, отказ от индивидуальных льгот и переход к принятию обоснованных мер государственной поддержки регионов различных типов, формирование для каждого субъекта Федерации своего комплексного хозяйственного механизма, охватывающего все стороны экономического и социального развития и построенного на базе законов Российской Федерации с учетом местных особенностей и интересов населения позволят решить направления, выработанные данной концепцией.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

       С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема посредством стимулирования деятельности предприятий по их реформированию и структурной перестройке.

       В соответствии с этим в области сформированы стратегия и    приоритеты промышленной политики, предусматривающие развитие базовых комплексов промышленности и переход области от региона, вывозящего сырье (нефть, газ, цветные металлы), к региону, обеспечивающему вывоз продукции конечной переработки (нефтепродукты, прокат цветных металлов, сложную технику и оборудование, продукцию переработки сельского хозяйства и т.д.).

       Приоритеты промышленной политики будут строиться на следующих    принципах:

       - поощрение предприятий и производств, приводящих к появлению    на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов и обладающими конкурентоспособностью как на российском, так и на международном рынках, и ведущих к ускорению включения области в существующую систему внутрироссийского и международного разделения труда; предприятий, участвующих в организации выпуска высококачественной продукции в рамках реализации программы "Сделано в Оренбуржье"; конверсии предприятий оборонного комплекса;

       - реструктуризация предприятий с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств на основе общегосударственных, отраслевых и региональных программ;

       - приоритетное размещение на промышленных предприятиях области  государственных заказов на изготовление продукции для государственных нужд.

       Исходя из этого, основные усилия будут сосредоточены на    следующих направлениях:

       - обеспечении успешного функционирования топливно  энергетического комплекса за счет дальнейшего увеличения добычи нефти, газа, газового конденсата (освоение Зайкинского, Загорско-Лебяжинского, Бердянского, Копанского месторождений, Восточной нефтяной оторочки Оренбургского газоконденсатного месторождения), повышении газо- и нефтепереработки с использованием эффективных технологий (строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинском месторождении, строительство конденсатопровода для подачи оренбургской нефти на ОАО "Орскнефтеоргсинтез", организация производства высококачественных горюче - смазочных материалов с низким содержанием серы и высокооктановых неэтилированных бензинов);

       - организации выпуска новых видов продукции предприятиями    металлургического комплекса за счет технического перевооружения ОАО "Носта" (труб большого диаметра в "северном" исполнении, прокатной заготовки для труб высокого давления, мостостали, сосудов, работающих в агрессивных средах и под давлением), ОАО "Медногорский медносерный комбинат" (катодной меди, свинца, свинецсодержащих продуктов), Гайским и Орским заводами по обработке цветных металлов (новых типов проката);

       - развитии сырьевой базы цветной металлургии (освоение    месторождений медной руды "Барсучий Лог", "Летнее", "Осеннее" со строительством обогатительной фабрики, внедрение экологически чистой технологии переработки руд Буруктальского и Сахаринского никелево - кобальтовых месторождений);

       - организации производства конкурентоспособной продукции    машиностроения (вертолетов К-126, К-226, стиральных машин "Орь - автомат" - на ПО "Стрела", мотор - компрессоров, бытовых холодильников и морозильных камер нового поколения - на ОАО "Ормез", экспортоориентированной продукции - на ОАО "Южуралмаш", электродвигателей евростандарта и магнитных пускателей - на ОАО "Уралэлектро", автобусов - на ЗАО "Оренорь", ОАО "Сармат", высококонкурентных газовых баллонов - на Орском машиностроительном заводе и других видов машиностроительной продукции);

       - организации производства техники, в том числе средств малой    механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок на ПО "Стрела", радиаторов различного типа для отечественной сельхозтехники - на Оренбургском и Бугурусланском заводах "Радиатор"; гидропонных установок для проращивания зерна на ОАО "Электропреобразователь" и других видов изделий);

       - организации ряда перерабатывающих производств для более    эффективной переработки продукции сельского хозяйства (создание сети малых перерабатывающих предприятий в сельской местности по переработке мяса, молока, зерна, шерсти, шкур и другой сельхозпродукции; строительство цеха молочных продуктов для детского питания в г. Оренбурге; строительство ликеро - водочного завода в Первомайском районе).

       Успешная реализация намеченных преобразований требует    проведения реформы предприятий, целью которой является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово - экономических результатов деятельности.

       Одной из главных задач на данном этапе будет создание более    благоприятных условий хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются.

       Приоритетами в ходе реформы предприятий являются:

            - защита прав участников (учредителей);

       - четкое     разграничение     ответственности      участников   (учредителей)  и  руководителей  предприятий,  развитие механизмов   корпоративного      управления,       обеспечение       свободного   перераспределения  прав участия в капитале акционерного общества и   перехода таких  прав  к  лицам,  заинтересованным  в  долгосрочном   развитии предприятия (эффективным собственникам);

       - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

       - создание   системы  хозяйственно - договорной   деятельности   предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств;

       - достижение прозрачности финансово - экономического состояния   предприятий   для   их   участников   (учредителей),   инвесторов,   кредиторов;

       - создание эффективного механизма управления предприятием;

       - использование  предприятием  рыночных механизмов привлечения   финансовых средств;

       - повышение  квалификации работников предприятия как одного из   факторов повышения устойчивости развития предприятия.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

       Создание благоприятных экономических условий для преодоления    инвестиционного кризиса является необходимым условием для обеспечения структурной перестройки и устойчивого развития экономики области.

       С целью формирования инвестиционной политики был принят пакет    распорядительных и законодательных актов как органами власти Российской Федерации, так и органами власти Оренбургской области. Область включена в ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие базовых отраслей промышленности.

       Преодоление спада экономики требует в первую очередь роста    капиталовложений. Решение этой задачи в качестве необходимых условий предполагает:

       - расширение потенциальных источников для инвестиций;

       - создание условий, стимулирующих трансформацию накоплений    предпринимательских структур и граждан в реальные инвестиции;

       - расширение базы эффективного применения капитальных вложений    посредством реформы предприятий, направленной на укрепление роли собственника и повышение их инвестиционной привлекательности;

       - содействие со стороны областных властных структур проведению    политики по активизации инвестиционной деятельности предприятий, оказание поддержки в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

       Ключевыми факторами, определяющими достаточные условия,    являются:

       - создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат    вложенных средств;

       - создание инвестиционной инфраструктуры по разработке и    продвижению инвестиционных проектов, их экспертный отбор, оказание государственной поддержки, инвестирование на конкурсной основе и т.д.;

       - создание уполномоченной страховой компании для осуществления    страхования инвестиций;

       - создание уполномоченной лизинговой компании;

       - создание механизмов формирования внутриобластного рынка    сбыта продукции приоритетных отраслей промышленности как одного из механизмов поддержки инвестиций;

       - формирование механизма гарантирования и страхования    инвестиций путем создания залогового фонда из высоколиквидной продукции предприятий области и финансовых средств.

       Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в    1998-2000 гг. будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат порядка 60 % всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастут доля амортизационных отчислений, а также использование средств дебиторской задолженности и недоимки в бюджет на инвестиционные цели.

       Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять    в первую очередь за счет увеличения объемов, привлекаемых кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и частных инвесторов через совершенствование механизма предоставления гарантий областью.

       Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного    строительства средств населения.

       Основными задачами в осуществлении системных мер по оживлению    инвестиционного процесса являются:

       - изменение амортизационной политики и увязка ее с    налогообложением, что позволит поднять ее роль как источника капиталовложений;

       - развитие рынка капитала, прежде всего, облигационных рынков    предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем;

       - формирование инвестиционных средств при приватизации и    расширении действующих предприятий;

       - привлечение иностранного капитала.

       В реализации инвестиционной политики большое внимание будет    уделяться поддержке социально направленных проектов и проектов региональной значимости, к которым относятся жилищное строительство, развитие социальной сферы и реструктуризация предприятий стройиндустрии.

       Приоритетное значение для стабилизации социально    экономической обстановки имеет ускорение решения жилищной проблемы. В этих целях разработана областная программа "Свой дом", предусматривающая обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком путем выделения долгосрочных кредитов, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья. Кроме того, программой предусмотрено привлечение в качестве дополнительных источников финансирования средств коммерческих и банковских структур, привлечение иностранных кредитов и других источников. Для решения этих вопросов предусмотрены создание и развитие сети ипотечных банков, формируется структура, занимающаяся практической реализацией программы, разработка схем по привлечению дополнительных инвестиций.

       В области создана достаточно мощная база стройиндустрии.    Проводится ряд мероприятий по ее совершенствованию, как строительство новых производств, так и реконструкция действующих.

       Структурная перестройка производственной базы строительной    индустрии области позволит значительно удешевить стоимость строительства социально значимых объектов и за счет применения новых эффективных материалов снизить затраты на их содержание и эксплуатацию.

       Направления структурной перестройки стройиндустрии    предусматривают организацию выпуска на предприятиях отрасли новых, облегченных строительных конструкций, экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, выпуск новых эффективных кровельных материалов, переориентацию ряда домостроительных комбинатов на выпуск комбинированных строительных систем для обеспечения нужд малоэтажного строительства, значительное расширение использования местных строительных материалов, а также:

       - производство цементно - песчаных стеновых материалов на    комплектном оборудовании фирмы "Бессер" США;

       - производство керамических стеновых материалов по технологии    итальянской фирмы "Униморандо";

       - внедрение технологии СП "ДСК-Терон" в строительном комплексе    области и осуществление на основе этой технологии строительства жилых домов разной конструкции;

       - ОАО "Орфил-92" в г. Орске - реконструкция кирпичного завода    с увеличением мощностей по выпуску лицевого кирпича и организация производства черепицы;

       - ЗАО "ОРТАП" в г. Оренбурге - организация производства    кровельных и гидроизоляционных материалов на стеклотканевой основе;

       - имеются и другие проекты.

       Область имеет достаточные запасы местных материалов для    стройиндустрии, в том числе цементные глины, мел, гипс, керамические глины, мрамор. Разработаны инвестиционные проекты по добыче этих запасов с учетом имеющихся на сегодняшний день новых современных технологий, реализация которых позволит значительно улучшить и расширить ассортимент применяемых в строительстве материалов.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

       Цель развития агропромышленного комплекса области - остановить    спад производства сельскохозяйственной продукции, повысить экономическую эффективность агропромышленного производства, принять меры по социальному обновлению села, удовлетворить потребности населения области в основных сельскохозяйственных продуктах за счет местного производства, защитить местного товаропроизводителя, обеспечить поставки высококачественной сельскохозяйственной продукции на внешний рынок.

       Основные направления аграрной политики области:

       - развитие многоукладной экономики;

       - техническое перевооружение отрасли и развитие    машинотехнологических станций;

       - развитие интеграции сельхозпроизводителей с    перерабатывающими предприятиями по производству, переработке и реализации продукции и техническому перевооружению перерабатывающих предприятий;

       - реформирование хронически неплатежеспособных хозяйств;

       - переход к высокоурожайным сортам и энергосберегающим    технологиям при возделывании сельскохозяйственных культур;

       - создание благоприятных условий для эффективной    предпринимательской деятельности и адаптации предприятий к работе в рыночных условиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»