ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 29 сентября 2011 года N 929-п

Об утверждении концепции улучшения инвестиционного климата
в Оренбургской области

Во исполнение постановления Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года» и с целью создания благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций в экономику области на основе государственно-частного партнерства:

1. Утвердить концепцию улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области до 1 декабря 2011 года подготовить и внести предложения по плану реализации Концепции.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Левинсон Н.Л.

4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.


Губернатор
        Ю.А.Берг


 Приложение
     к постановлению
     Правительства области
     от 29.09.2011
     № 929-п



Концепция

улучшения инвестиционного климата

в Оренбургской области


Паспорт
концепции улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области


Наименование

-

концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области (далее - Концепция)

Разработчик Концепции

-

министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области

Цель Концепции

-

улучшение инвестиционного климата в Оренбургской области, обеспечивающее достижение устойчивого социально-экономического развития в рамках исполнения постановления Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года № 551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года»

Задачи Концепции

-

создание механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;

снижение административных барьеров;

формирование:

механизмов стимулирования спроса;

благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;

кластеров в соответствии с конкурентными преимуществами Оренбургской области;

механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;

благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса

Источники финансирования Концепции

-

финансирование Концепции осуществляется за счет средств бюджета Оренбургской области, средств федерального бюджета, средств ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», средств организаций, российских и иностранных инвестиций

     Ожидаемые результаты реализации Концепции

-

увеличение объема инвестиций в основной капитал;

создание новых конкурентоспособных импортозамещающих производств;

увеличение средней заработной платы;

увеличение численности занятых в экономике Оренбургской области;

рост объемов производства товаров (работ, услуг);

увеличение валового продукта Оренбургской области;

увеличение доходов бюджета Оренбургской области.


Место и роль Концепции в формировании инвестиционной политики Оренбургской области

         
1. Общие положения


Реальный успех модернизации и инноваций требует формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего их выгодность бизнесу.

Как показывают регулярные международные обзоры и рейтинги, Россия находится в непривлекательной с точки зрения инвестиционного климата группе стран. Помимо худших показателей по сравнению с развитыми государствами Россия проигрывает и конкурентам на мировом рынке прямых инвестиций - Китаю, Индии, Бразилии.

Создание единого таможенного пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Казахстан имеет своим следствием прямую инвестиционную конкуренцию национальных юрисдикций. Сравнение показывает, что на текущий момент по такому ключевому фактору инвестиционного климата, как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает Казахстану: НДС - 12 процентов (в России - 18 процентов), НДФЛ - 10 процентов (в России - 13 процентов), налог на прибыль организаций - 15 процентов (в России - 20 процентов), социальный налог 21 процент (в России - 34 процента). Кроме того, доступность финансирования, доступность рабочей силы, инфраструктуры, административная среда для инвестиций более благоприятны в Казахстане по сравнению с Россией.  В результате чего возникает высокий риск перетока инвестиционных ресурсов и создание новых несырьевых производств в юрисдикции с наилучшими инвестиционными условиями.

Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует принципиального улучшения инвестиционного климата.

Прямым следствием модернизации являются рост производительности труда и сокращение старых рабочих мест (производительность труда в России отстает от стран развитого мира в среднем от 3 до 5 раз). Как показывают опросы, технологическое и техническое перевооружение российских производств ведет к росту производительности труда также в среднем от 3 до 5 раз.

Применительно к Оренбургской области рост производительности труда на предприятиях региона в рамках реализации модернизационных проектов может привести к значительному высвобождению экономически активного населения (до 150 тысяч человек к 2030 году). Для предупреждения этой проблемы нужно создавать новые рабочие места за счет развития малого бизнеса и размещения новых производительных сил на территории Оренбургской области.

В связи с этим социально безопасный процесс модернизации требует опережающего создания новых высокопроизводительных рабочих мест, что означает создание новых, конкурентоспособных производств, прежде всего частным бизнесом. Стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года определена необходимость существенных изменений в структуре экономики и темпов ее обновления.

Для этого потребуется суммарно вложить более 2,6 трлн. рублей инвестиций в основной капитал до 2030 года (что составит 30 процентов инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту вместо 19,3 процента по результатам 2009 года).

Этого можно достигнуть только за счет принципиального улучшения инвестиционного климата.

В Оренбуржье уже сформирована определенная законодательная база, стимулирующая инвестиционную деятельность.

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности Оренбургской области с регионами-лидерами (Республика Татарстан, Краснодарский край, Самарская и Калужская области и др.) показал, что в создании системной работы по привлечению инвестиций у области есть существенные резервы.

Концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области (далее - Концепция) нацелена на повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской области.

Концепция предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в Оренбургской области, стимулированию спроса, активизации государственных, предпринимательских и общественных усилий по развитию экономики Оренбургской области, созданию современных высокопроизводительных рабочих мест, развитию источников финансирования инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.

2. Цель и задачи Концепции


Целью Концепции является улучшение инвестиционного климата в Оренбургской области, обеспечивающее достижение устойчивого социально-экономического развития в рамках исполнения постановления Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года № 551-пп  «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года».

Задачи:     

создание механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций;

снижение административных барьеров;

формирование:

механизмов стимулирования спроса;

благоприятных налоговых условий реализации инвестиций;

кластеров в соответствии с конкурентными преимуществами Оренбургской области;

механизмов развития наукоемких и высокотехнологичных производств;

благоприятных условий для трансферта и внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством;

благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса.

3. Принципы реализации Концепции

3.1. Принцип комплексности. Реализация Концепции предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, ответственных за инновационное развитие, инвесторов, промышленных организаций, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населения.

3.2. Принцип публичности.  Предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного климата Оренбургской области, хода реализации инвестиционных процессов.

3.3. Принцип компетентности. Использование экспертной компетент-ности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес-участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений.

3.4. Принцип согласованности.  Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.    

3.5. Принцип использования естественных преимуществ Оренбургской области. Требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ Оренбургской области, состояния экономики и человеческого потенциала, его природно-климатических и ресурсных условий, экологии.

3.6. Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития Оренбургской области. Предполагает комплексное развитие экономики Оренбургской области.

3.7. Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым полезным результатом и вредными последствиями.

3.8. Принцип концентрации на привлечении ключевых (якорных) инвесторов. Предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих технологический (отраслевой) кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, спроса, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.     

4. Основные направления и механизмы реализации Концепции


Меры по улучшению инвестиционного климата Оренбургской области реализуются по следующим основным направлениям:

создание благоприятной для инвестиций административной среды;

создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций;

налоговое стимулирование инвестиций;

формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций;

содействие в реализации маркетинговой программы инвесторов, включая стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств и обеспечение поставщиками создаваемых в результате инвестиций производств;

кадровое обеспечение инвестиций.

4.1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды

Для создания административной среды, способствующей привлечению инвестиций, планируются следующие мероприятия.

          4.1.1. Создание областной комиссии по рассмотрению  приоритетных  инвестиционных  проектов.

4.1.2. Обеспечение оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством Оренбургской области и решения в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.      

4.1.3. Обеспечение деятельности специального органа по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», целью которого является привлечение  инвестиционных ресурсов для обеспечения развития инфраструктуры области и реализации приоритетных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства согласно стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Корпорация).

4.1.4. Обеспечение деятельности залогового фонда Оренбургской области с целью обеспечения привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона.

4.1.5. Создание регионального инвестиционного фонда Оренбургской области, представляющего собой часть средств бюджета Оренбургской области, подлежащих использованию в целях реализации на территории области инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

4.1.6. Обеспечение стабильных условий развития всех форм государ-ственно-частного партнерства в Оренбургской области, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных, частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Оренбургской области, повышения уровня жизни населения.

4.1.7. Принятие регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего государственную поддержку инвесторам при размещении новых производительных сил на территории Оренбургской области по принципу «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта. Обеспечение кураторства во взаимодействии инвестора по вопросам реализации проекта с органами государственной власти Оренбургской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами государственного и муниципального контроля (надзора) и регулирующими службами, организациями естественных монополий.

4.1.8.  Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.

4.1.9. Разработка и принятие нормативных правовых актов Оренбургской области, устанавливающих гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.

4.1.10. Создание специализированного многоязычного интернет-портала  об инвестиционной деятельности в Оренбургской области. Интернет-портал должен обеспечивать наглядное представление инвестиционных возможностей Оренбургской области, его инвестиционной стратегии и инфраструктуры, потенциальных направлений инвестиций, а также сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов. Создание электронного атласа инвестора с применением современных гео-информационных технологий для доступа инвесторов к качественной наглядной информации в среде Интернет.  

4.1.11. Ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в Оренбургской области». Включение в состав редакционной группы по подготовке доклада инвесторов, представителей предпринимательского и экспертного сообщества. Организация широкого публичного обсуждения доклада.    

4.1.12. Обеспечение участия руководителей органов исполнительной власти Оренбургской области в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях с целью доведения до профильной аудитории информации об инвестиционном климате и возможностях Оренбургской области.

4.2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.

4.2.1. Создание Корпорацией подготовленных «промышленных площадок»: организация землеустроительных работ, подведение к земельному участку энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

4.2.2. Создание при участии Корпорации индустриальных и технологических парков для формирования благоприятных инфраструктурных условий, ускорения административных и разрешительных процедур, снижения расходов инвесторов на инфраструктуру. Привлечение частных организаций с успешным опытом создания индустриальных и технологических парков в качестве разработчиков и организаторов соответствующих парков.

4.2.3. Разработка моделей финансирования инфраструктуры индустриальных и технологических парков, привлекательных для инвесторов и эффективных для экономики и бюджета Оренбургской области, устанавливающих размеры и формы платности, возвратности, срочности использования различных источников финансирования.

4.2.4. Стимулирование индустриальных и технологических парков путем предоставления им государственной поддержки в рамках существующего законодательства.

4.2.5. Развитие офисной, транспортной (аэропорты, железнодорожные вокзалы), социально-рекреационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.

4.3. Формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.

4.3.1. Привлечение Корпорацией заемных средств под строительство инвестиционных площадок и индустриальных парков на территории Оренбургской области.

4.3.2. Расширение полномочий представительства Оренбургской области в г. Москве в части привлечения и поиска инвесторов.

4.3.3. Предоставление государственных гарантий по реализуемым инвестиционным проектам в соответствии с Законом Оренбургской области от 13 марта 2008 года № 1958/421-IV-ОЗ «О порядке предоставления государственных гарантий Оренбургской области».

4.3.4. Обеспечение за счет имущества залогового фонда Оренбургской области обязательств субъектов инвестиционной деятельности по реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр приоритетных инвестиционных проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»